СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Виды предложений по цели высказывания"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал предназначен для закрепления понятий: "повествовательные, побудительные, вопросительные предложения".

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Виды предложений по цели высказывания"»

МБОУ «Средняя школа№39» города Смоленска Учитель Костюченко Любовь Григорьевна

Урок русского языка в 5классе

Тема ВИДЫ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО ЦЕЛИ ВЫСКАЗЫВАНИЯ

Цель деятельности учителя

Познакомить с понятием: Виды предложений по цели высказывания

Планируемые образовательные результаты

Предметные:

Знать основные признаки предложения (наличие грамматической основы, интонация конца предложения), знаки завершения, роль интонации в точной передаче смысла речи говорящего, виды предложений по цели высказывания(повествовательное, побудительное, вопросительное); уметь распознавать виды предложений по цели высказывания. Находить грамматическую основу предложений; соотносить указанные предложения с определенными схемами.

Метапредметные: овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации на определенную тему

Личностные: развитие творческих способностей, моральных качеств личности

Методы и формы обучения

Поисковый; индивидуальная, фронтальная

Наглядно-демонстрационный материал

Презентация по теме урока; карточки с заданиями по тексту произведения Ю. Яковлева «Мама»

Основные понятия

Повествовательное, побудительное, вопросительное предложение



Организационная структура урока

Этап урока

Деятельность учителя

Осуществляемая деятельность учащихся

  1. Мотивация к учебной деятельности

Будем отвечать активно,

Хорошо себя вести,

Чтобы на урок всем нам

Захотелось вновь прийти!

Запись числа, классная работа.

Я пришла с мешочком. Он не простой: в нем вложены наши воспоминания о том материале, который мы учили по теме «Предложение»


Слушают

  1. Актуализация

Учитель предлагает достать из мешочка листы и вспомнить пройденный материал.

Вопросы:

Что составляет грамматическую основу предложения?

Какие знаки завершения предложения вы знаете?

Чем отличается предложение от словосочетания?

Как вы понимаете односоставные и двусоставные предложения.

Предложения распространенные и нераспространенные. Приведите примеры



Дети выходя по очереди к «мешочку» , достают листы с вопросами на повторение и отвечают.

  1. Постановка цели

Учитель предлагает рассмотреть схемы предложений

( )!

( ).

( )?

Скажите , можно ли назвать эти предложения одинаковыми. А чем отличаются?

Тема урока

Предложения по цели высказывания повествовательные, вопросительные, побудительные












Ответы: Знаки завершения разные





Чтение учебника. Постановка цели урока.

  1. Закрепление материала

Учитель: Очень важно в тексте находить границы предложений. Правильно ставить знаки в конце предложения.

Это поможет вам понять содержание всего произведения.

Работать будем с текстом замечательного писателя Юрия Яковлева «Мама»

Карточка№1

Задание1: покажи границы предложений.

Я никогда не называл свою мать матерью, мамой у меня для нее было другое слово — мамочка даже став большим, я не мог изменить этому слову я пытался называть ее «мама», но с губ помимо моей воли слетало все то же ласковое, детское — «мамочка» я стеснялся этого слова и на людях произносил его чуть слышно

Вопросы:

О чем текст? Главный человек в нашей жизни – мама. Ее надо слушать, беречь и никогда не огорчать. Пусть наши мамы живут долго.













Прочитать, проверить

За правильный ответ - 5б;

с ошибками 3б









За устные ответы 1балл

  1. Физкультминутка






  1. Самостоятельная работа

Карточка №2 Цель: уметь находить предложения по цели высказывания, узнавать предложения по схемам, закрепить словосочетания. Воспитывать бережное отношение к маме.

Разноуровневые задания

1уровень

1) Найти в тексте простое повествовательное предложение, выписать и подчеркнуть основу.

2.Выписать словосочетания: гл. +сущ.

Сущ.+сущ.

Сущ. +прил.

2уровень

  1. Найти предложение, которое соответствует схеме:

А: «П»

А: «П.П.»

Творческое задание

Дайте обоснованный ответ : «За что вы можете попросить прощение у своей мамы», использовав в своем тексте предложения разные по цели высказывания»










Письменная работа

  1. Рефлексия

Что изучали на уроке?

Какое у вас настроение? ( Смайлики)

Презентация о маме

Домой: мини – сочинение «МОЯ МАМА»

Собрать тетради, проверить работы, учитывая устные ответы, работу с карточкой №1.

Ответы детей





Литература:

Учебник «Русский язык 7 класс» в 2-частях. Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А Тростенцова. Москва. Просвещение. 2015 год;

Юрий Яковлев Рассказ «Мама» ( текст на сайте skazkibasni/ com)

























Приложение

КАРТОЧКА№2 Прочитайте текст. Ответьте на вопросы

В одни из «суровых дней» я пришел из школы голодный и усталый. Бросил портфель. Разделся. И сразу за стол. На тарелке лежал розовый кружок колбасы. Я съел его мгновенно. Он растаял во рту. Его как бы и не было. Я сказал:

— Мало. Хочу еще.

Мама промолчала. Я повторил свою просьбу. Она подошла к окну и, не оглядываясь, тихо сказала:

— Больше нет… колбасы.

Я встал из-за стола, не сказав спасибо. Мало! Я шумно ходил по комнате, грохотал стульями, а мама все стояла у окна. Я подумал, что она разглядывает что-то, и тоже подошел к окну. Но ничего не увидел.

Я хлопнул дверью. Мало! И ушел.

Нет ничего более жестокого, чем просить у матери хлеба, когда его у нее нет. И негде взять. И она уже отдала тебе свой кусок… Тогда можно рассердиться и хлопнуть дверью. Но пройдут годы, и стыд настигнет тебя. И тебе станет мучительно больно от своей жестокой несправедливости. Ты будешь думать о дне своего позора даже после смерти матери, и эта мысль, как незаживающая рана, будет то затихать, то пробуждаться. Ты будешь находиться под ее тяжелой властью и, оглядываясь, скажешь: « Прости!»

Нет ответа. Некому прошептать милосердное слово: прощаю.

Когда мама стояла у окна, ее плечи слегка вздрагивали от беззвучных слез. Но я этого не заметил. Я не заметил своих апрельских следов на полу. Не расслышал хлопнувшей двери. Теперь я все вижу и слышу. Время все отдаляет, но оно приблизило ко мне этот день. И многие другие дни.

— Прости меня, родная!


Задание по тексту

1уровень

1) Найти в тексте простое повествовательное предложение, выписать и подчеркнуть основу.

2.Выписать словосочетания: гл. +сущ.

Сущ.+сущ.

Сущ. +прил.

2уровень

  1. Найти предложение, которое соответствует схеме

А: «П»

А: «П.П.»



Творческое задание

Дайте обоснованный ответ: «За что вы можете попросить прощение у своей мамы», использовав в своем тексте предложения разные по цели высказывания.