Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Виды предложений по цели высказывания"»
МБОУ «Средняя школа№39» города Смоленска Учитель Костюченко Любовь Григорьевна
Урок русского языка в 5классе
Тема ВИДЫ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО ЦЕЛИ ВЫСКАЗЫВАНИЯ
Цель деятельности учителя | Познакомить с понятием: Виды предложений по цели высказывания |
Планируемые образовательные результаты | Предметные: Знать основные признаки предложения (наличие грамматической основы, интонация конца предложения), знаки завершения, роль интонации в точной передаче смысла речи говорящего, виды предложений по цели высказывания(повествовательное, побудительное, вопросительное); уметь распознавать виды предложений по цели высказывания. Находить грамматическую основу предложений; соотносить указанные предложения с определенными схемами. Метапредметные: овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации на определенную тему Личностные: развитие творческих способностей, моральных качеств личности |
Методы и формы обучения | Поисковый; индивидуальная, фронтальная |
Наглядно-демонстрационный материал | Презентация по теме урока; карточки с заданиями по тексту произведения Ю. Яковлева «Мама» |
Основные понятия | Повествовательное, побудительное, вопросительное предложение |
Организационная структура урока
Этап урока | Деятельность учителя | Осуществляемая деятельность учащихся |
Мотивация к учебной деятельности | Будем отвечать активно, Хорошо себя вести, Чтобы на урок всем нам Захотелось вновь прийти! Запись числа, классная работа. Я пришла с мешочком. Он не простой: в нем вложены наши воспоминания о том материале, который мы учили по теме «Предложение» | Слушают |
Актуализация | Учитель предлагает достать из мешочка листы и вспомнить пройденный материал. Вопросы: Что составляет грамматическую основу предложения? Какие знаки завершения предложения вы знаете? Чем отличается предложение от словосочетания? Как вы понимаете односоставные и двусоставные предложения. Предложения распространенные и нераспространенные. Приведите примеры |
Дети выходя по очереди к «мешочку» , достают листы с вопросами на повторение и отвечают. |
Постановка цели | Учитель предлагает рассмотреть схемы предложений ( )! ( ). ( )? Скажите , можно ли назвать эти предложения одинаковыми. А чем отличаются? Тема урока Предложения по цели высказывания повествовательные, вопросительные, побудительные
|
Ответы: Знаки завершения разные
Чтение учебника. Постановка цели урока. |
Закрепление материала | Учитель: Очень важно в тексте находить границы предложений. Правильно ставить знаки в конце предложения. Это поможет вам понять содержание всего произведения. Работать будем с текстом замечательного писателя Юрия Яковлева «Мама» Карточка№1 Задание1: покажи границы предложений. Я никогда не называл свою мать матерью, мамой у меня для нее было другое слово — мамочка даже став большим, я не мог изменить этому слову я пытался называть ее «мама», но с губ помимо моей воли слетало все то же ласковое, детское — «мамочка» я стеснялся этого слова и на людях произносил его чуть слышно Вопросы: О чем текст? Главный человек в нашей жизни – мама. Ее надо слушать, беречь и никогда не огорчать. Пусть наши мамы живут долго. |
Прочитать, проверить За правильный ответ - 5б; с ошибками 3б
За устные ответы 1балл |
Физкультминутка | | |
| | |
Самостоятельная работа | Карточка №2 Цель: уметь находить предложения по цели высказывания, узнавать предложения по схемам, закрепить словосочетания. Воспитывать бережное отношение к маме. Разноуровневые задания 1уровень 1) Найти в тексте простое повествовательное предложение, выписать и подчеркнуть основу. 2.Выписать словосочетания: гл. +сущ. Сущ.+сущ. Сущ. +прил. 2уровень Найти предложение, которое соответствует схеме: А: «П» А: «П.П.» Творческое задание Дайте обоснованный ответ : «За что вы можете попросить прощение у своей мамы», использовав в своем тексте предложения разные по цели высказывания» |
Письменная работа |
Рефлексия | Что изучали на уроке? Какое у вас настроение? ( Смайлики) Презентация о маме Домой: мини – сочинение «МОЯ МАМА» Собрать тетради, проверить работы, учитывая устные ответы, работу с карточкой №1. | Ответы детей |
Литература:
Учебник «Русский язык 7 класс» в 2-частях. Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А Тростенцова. Москва. Просвещение. 2015 год;
Юрий Яковлев Рассказ «Мама» ( текст на сайте skazkibasni/ com)
Приложение
КАРТОЧКА№2 Прочитайте текст. Ответьте на вопросы
В одни из «суровых дней» я пришел из школы голодный и усталый. Бросил портфель. Разделся. И сразу за стол. На тарелке лежал розовый кружок колбасы. Я съел его мгновенно. Он растаял во рту. Его как бы и не было. Я сказал:
— Мало. Хочу еще.
Мама промолчала. Я повторил свою просьбу. Она подошла к окну и, не оглядываясь, тихо сказала:
— Больше нет… колбасы.
Я встал из-за стола, не сказав спасибо. Мало! Я шумно ходил по комнате, грохотал стульями, а мама все стояла у окна. Я подумал, что она разглядывает что-то, и тоже подошел к окну. Но ничего не увидел.
Я хлопнул дверью. Мало! И ушел.
Нет ничего более жестокого, чем просить у матери хлеба, когда его у нее нет. И негде взять. И она уже отдала тебе свой кусок… Тогда можно рассердиться и хлопнуть дверью. Но пройдут годы, и стыд настигнет тебя. И тебе станет мучительно больно от своей жестокой несправедливости. Ты будешь думать о дне своего позора даже после смерти матери, и эта мысль, как незаживающая рана, будет то затихать, то пробуждаться. Ты будешь находиться под ее тяжелой властью и, оглядываясь, скажешь: « Прости!»
Нет ответа. Некому прошептать милосердное слово: прощаю.
Когда мама стояла у окна, ее плечи слегка вздрагивали от беззвучных слез. Но я этого не заметил. Я не заметил своих апрельских следов на полу. Не расслышал хлопнувшей двери. Теперь я все вижу и слышу. Время все отдаляет, но оно приблизило ко мне этот день. И многие другие дни.
— Прости меня, родная!
Задание по тексту
1уровень
1) Найти в тексте простое повествовательное предложение, выписать и подчеркнуть основу.
2.Выписать словосочетания: гл. +сущ.
Сущ.+сущ.
Сущ. +прил.
2уровень
Найти предложение, которое соответствует схеме
А: «П»
А: «П.П.»
Творческое задание
Дайте обоснованный ответ: «За что вы можете попросить прощение у своей мамы», использовав в своем тексте предложения разные по цели высказывания.