Конспект занятия «Мы и Конфликт»
Приветствие
Вступительная часть
Сегодня темой нашей встречи является «конфликт». Слово «конфликт» в переводе с латинского означает «столкновение». Столкновение взглядов, интересов, предпочтений, мнений и т.д. Вспомните, пожалуйста, и поднимите руку те:
Кто сегодня уже успел с кем-нибудь поссориться?
Кто успел помириться?
Кто из вас сегодня обидел кого-нибудь?
Кто попросил прощения?
Кто из вас вступает в конфликты ежедневно?
Кто конфликтует по несколько раз в день?
Кто из вас и в настоящий момент находится в состоянии неразрешенного конфликта с кем-либо?
Как мы видим, каждый из нас знаком с понятием «конфликт», многие из нас были его участниками, зачинщиками либо сторонними наблюдателями.
Основная часть.
Групповая дискуссия. Как вы считаете, ребята, какое место в нашей жизни занимает конфликт? Нужен ли нам конфликт? Или нужно стремиться к тому, чтобы полностью без него обходится?
Аргументы «ПРОТИВ»: Ваша задача быть обвинителями «Конфликта». Приведите аргументы, подтверждающие тот факт, что конфликт мешает нам в жизни.
АРГУМЕНТЫ «ЗА»: Ваша задача – быть защитниками этого явления. Докажите, что конфликт иногда просто необходим (фиксирование на доске)
И действительно, конфликт – это часть нашей жизни. Он всегда был, есть и будет. Иногда он мешает нам, разрушает отношения, лишает сил, выбивает из колеи, но иногда он нам просто необходим, чтобы высказать и отстоять свое мнение. Важно только знать, из-за чего конфликт возникает и как правильно выходить из конфликтных ситуаций.
Притча «Про слона».
Однажды в темном помещении людям, не знавшим, что такое слон, показывали это животное. Один вошел в комнату, где был слон, ощупал руками хобот и сказал: «Слон похож на змею. Он длинный и гибкий». Другой ощупал слоновий бок и сказал: «Слон похож на стену – он большой и плоский». А третий, ухватив слона за хвост, закричал: «Вы все ошибаетесь! Слон – это длинная веревка!» Каждый настаивал на своем, и никто из них не знал, что это просто слон, потому что каждый из них знал только часть.
Как вы думаете, что является причиной конфликта в данной истории?
Групповое обсуждение. Причины возникновения конфликтов. При фиксировании причины, просьба, поднять руки тем, у кого эта причина когда-либо спровоцировала ссору или конфликт.
Незаслуженные и унизительные упреки;
«Навешивание ярлыков», негативный настрой;
Настойчивые советы по поводу того, как другой человек должен себя вести;
Указание на факты, которые искажены или не имеют отношения к теме разговора;
Неуместная ирония, сарказм;
Ругательства, грубость, оскорбительные высказывания.
Как вы заметили, каждый из нас имеет достаточно богатый опыт в ссорах и выяснении отношений. Но часто мы бы с удовольствием готовы были бы избежать этих ситуаций.
Существует несколько стратегий выхода из конфликтной ситуации, которые использует в жизни каждый из нас. Важно только научить различать эти стратегии и понимать, в какой ситуации какую тактику нужно принимать.
Работа по подгруппам (5 подгрупп):
Каждая подгруппа получит карточку с наименованием способа разрешения конфликта и ситуации, которые вы, обсудив в группе, должны разыграть, используя данную стратегию. (Приложение №1).
Примерные ситуации:
1.Вы с друзьями договорились сходить вместе в кино, но твой лучший друг в самый последний момент не пришел, не отвечает на телефоне звонки…Вечер не удался.
2.Друг взял у тебя книгу и обещал вернуть ее через неделю. Прошел месяц, а он ее не вернул. Книга очень нужна тебе для написания реферата, ты позвонил и наполнил ему про книгу, он клятвенно обещал принести ее завтра. А сегодня говорит: «Извини, я забыл и не знаю, куда ее положил…»
Подведение итогов:
Обратить внимание, что в зависимости от типа конфликтных ситуаций целесообразно использовать разные стили поведения. Теперь каждый из вас понимает, что правильное поведение в конфликте поможет нам в некоторых случаях сохранить отношения и избежать отрицательных последствий, а в некоторых – четко и жестко заявить свою позицию.
Приложение № 1.
Соперничество – стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб интересов другого. Такой человек действует напролом, ищет слабое место в позиции другого, «затыкает рот», считает себя знатоком, нападает на человека, используя моральное или физическое превосходство. |
Сотрудничество – выбор такого решения, которое бы максимально отвечало интересам обеих сторон. Поиск выгодного для всех решения, взвешивание всех за и против, обсуждение всех вопросов. Не смотря на временные и моральные затраты, человек старается не спешить, сообща выработать общее для всех решение. |
Компромисс – выбор вариантов решения, при котором каждая сторона что-то выигрывает, но что-то и теряет. Такому человеку в споре важно получить хоть что-то, полная победа ему не важна, можно в чем-то уступить, а в чем-то настоять на своем. Ситуация «и вашим и нашим», тебе половину и мне половину |
Избегание – уход от конфликтных ситуаций Человек не хочет выяснения отношений, ему не важно, как разрешить ситуация, лишь бы тихо и спокойно. Можно не обращать внимание, можно уйти, промолчать, не заметить. |
Приспособление – принесение в жертву своих интересов ради интересов другого. Человек сделает все, лишь бы никого не обидеть. Ничего страшного, что его интересы не удовлетворятся в споре. «Я потерплю, обойдусь, ничего страшного…» Лишь бы другим было хорошо! |