Практический материал этого раздела поможет преподавателю успешно решить задачу начального обучения основам бадминтона.
У р о к 1
Задачи:
1. Освоение хвата ракетки, игровых стоек;
2. Изучение короткой подачи, высокодалеких ударов;
3. Тестирование.
Подготовительная часть
Разминка: ОРУ с чередованием перемещений по кругу различными видами ходьбы.
Основная часть
1. Рассказ, показ наглядных пособий, кинограмм:
а) хвата ракетки;
б) сгибания и разгибания в лучезапястном суставе кисти с ракеткой;
в) кругов в лучезапястном суставе кистью с ракеткой;
г) восьмерки в лучезапястном суставе кистью с ракеткой.
2. Жонглирование:
а) поднимание и опускание ракетки с воланом вверх-вниз;
б) подбрасывание волана с ракетки вверх и ловля его ракеткой внизу;
в) подбрасывание волана на различную высоту правой и левой стороной ракетки.
3. Выполнение короткой подачи без замаха.
4. Выполнение удара по подвесному волану без замаха над головой.
5. Выполнение удара по набрасываемому волану без замаха над головой.
6. Тестирование:
а) передвижений вдоль сетки боком приставными шагами;
б) передвижений из-за задней линии площадки к сетке вперед и назад.
7. Произвольная игра.
Заключительная часть
1. Прыжки со скакалкой.
2. Подведение итогов.
Методические указания подобрать по соответствующим разделам учебника.
У р о к 2
Задачи:
1. Освоение мягких ударов перед собой, короткой подачи с замахом.
2. Изучение удара над головой справа, нападающего удара над головой справа.
Подготовительная часть
Разминка: ОРУ те же, что в уроке
1. Жонглирование:
а) подбрасывание волана с ракетки и ловля его ракеткой внизу;
б) подбрасывание волана на различную высоту правой и левой стороной ракетки.144
Основная часть
1. Выполнение:
— короткой подачи без замаха; с замахом;
— мягких ударов перед собой с подбрасыванием волана ракеткой;
— мягких ударов перед собой с обозначением ловли волана ракеткой;
— высокодалекого удара без замаха после набрасывания волана;
— высокодалекого удара без замаха после набрасывания волана рукой партнера;
— нападающего удара без замаха после набрасывания волана себе рукой.
2. Тестирование силовых качеств:
— поднимание ног до положения касания пола за головой из положения лежа на спине;
— смена ног в положении выпада;
— выпрыгивание из упора присев с доставанием мяча.
Заключительная часть
1. Прыжки со скакалкой.
2. Подведение итогов.
Методические указания подобрать по соответствующим разделам учебника.
У р о к 3
Задачи:
1. Изучение плоской подачи, плоских ударов.
2. Освоение перемещений вперед к сетке с возвращением вцентральную позицию, замаха и удара при выполнении удара над головой.
Подготовительная часть
Разминка: ОРУ те же, что в уроках 1, 2.
1. Основная часть
Объяснение и выполнение:
— плоской подачи;
— плоской подачи в определенную зону;
— плоской подачи и мягкого ответа к сетке;
— плоских ударов справа и слева;
— перемещений к сетке и возвращения в центральную позицию;
— перемещений к сетке по частям медленно;
— перемещений к сетке слитно без остановок с маленькой скоростью;
— перемещений вперед к сетке предельно быстро;
— замаха и удара стоя на месте после набрасывания волана рукой партнера;
2. Имитация:
— замаха и удара над головой с перемещением назад в один шаг, в три шага;
— замаха при выполнении удара над головой справа, стоя на месте.
3. Учебная игра с применением коротких подач, мягких ударов и ударов высокодалеких.145
Заключительная часть
1. Прыжки со скакалкой.
2. Подведение итогов.
Методические рекомендации подобрать по соответствующим разделам учебника.
У р о к 4
Задачи:
1. Совершенствование плоских ударов и перемещений вперед и высокодалекого и нападающего удара над головой справа;
2. Изучение высокодалекой подачи и перемещений назад при ударе над головой справа. Подготовительная часть
ОРУ с чередованием перемещений вперед в 1—2 шага.
Основная часть
1. Выполнение:
— плоских ударов сбоку от себя справа и слева с шагом ногой в сторону;
— перемещений вперед в два шага;
— высокодалекой подачи;
— перемещений назад по частям медленно;
— перемещений с последующим выполнением имитации замаха и удара над головой справа в среднем темпе;
— высокодалекой подачи и перемещения назад с последующей ловлей волана левой рукой и имитацией замаха и удара над головой;
2. Учебная игра с применением высокодалекой подачи, высокодалекого удара и нападающего удара.
Заключительная часть
1. Прыжки со скакалкой.
2. Подведение итогов.
Методические рекомендации подобрать по соответствующим разделам учебника.
У р о к 5
Задачи:
1. Совершенствование ударов перед собой и перемещений вперед.
2. Совершенствование высокодалекой подачи, высокодалекого и нападающего удара над головой.
Подготовительная часть
Разминка: ОРУ с чередованием перемещений вперед в один и два шага и перемещений назад в три шага. Основная часть
1. Мягкие удары:
а) перед собой и стоя на месте;
б) перед собой с подходом к месту удара в один и два шага.
2. Выполнение:
а) высокодалекой подачи с перемещением партнера назад на три шага и последующей ловлей волана левой рукой;146
б) высокодалеких ударов стоя на месте и с перемещением назад в один-два шага;
в) высокодалекой подачи с перемещением партнера назад и высоко далекого удара;
г) нападающего удара после высокодалекой подачи, стоя на месте.
3. Учебная игра с применением высокодалекой подачи и нападающего удара (высокодалекого).
Заключительная часть
1. Прыжки со скакалкой.
2. Подведение итогов.
Методические рекомендации подобрать по соответствующим разделам учебника.
У р о к 6
Задачи:
1. Совершенствование мягких ударов с перемещением вперед.
2. Совершенствование комбинации; высокодалекая подача, нападающий удар, мягкий удар (подставка).
3. Изучение укороченного удара (мягкого).
Подготовительная часть
Разминка: ОРУ с чередованием ускорений вперед, назад и по кругу.
Основная часть
1. Выполнение:
а) мягких ударов стоя на месте, с попаданием в мишень;
б) мягких ударов в мишень с перемещением вперед;
в) нападающего удара, стоя на месте, после высокодалекойподачи партнера;
г) нападающего удара после высокодалекой подачи партнера с перемещением назад (один, два, три шага);
д) нападающего удара после высокодалекой подачи партнера с перемещением назад и последующим мягким ударом (подставкой).
2. Объяснение, показ укороченного удара (мягкого):
а) выполнение мягкого удара, стоя на месте, после высокодалекой подачи партнера;
б) выполнение комбинации: мягкого удара (укороченного), высоко- далекойоткидки партнером.
3. Учебная игра с применением высокодалекой подачи, укороченного удара мягкого, подставки, высокодалекойоткидки.
Заключительная часть
1. Прыжки со скакалкой.
2. Подведение итогов.
Методическиерекомендаиии подобрать по соответствующим разделам учебника.
У р о к 7
Задачи:
1. Оценить выполнение короткой подачи.
2. Совершенствование мягких, плоских, высокодалеких, укороченных ударов и откидок147
3. Тестирование перемещений вперед.
Подготовительная часть
Разминка: ОРУ с чередованием ускорений вперед, назад, по кругу.
Основная часть
1. Выполнение короткой подачи с попаданием в горизонтальную и вертикальную мишень.
2. а) выполнение мягких ударов с постепенным отходом от сетки и завершающим плоским ударом справа и слева;
б) игра в передней части площадки со счетом.
3. а) выполнение короткого укороченного удара (мягкого) с перемещением назад из центральной позиции после высокодалекой подачи или высокодалекойоткидки;
б) выполнение комбинаций из ударов: высокодалекого, укороченного мягкого, откидкивысокодалекой, высокодалекого удара;
4. Тестирование.
Заключительная часть
1. Прыжки со скакалкой.
2. Подведение итогов.
Методические рекомендации. Оценивать таблицу следует по следующей шкале:
Рисунок 1 2 3
Точность 10/3 15/4 20/5
Сумма 4-5 6-7 8
Оценка Удовлетворительно Хорошо Отлично
Расположение точек на площадке
Точка № 1 базовая. Центр круга находится на расстоянии 1 м от передней линии подачи в центре площадки.
Точка № 2 находится на расстоянии 1 м от передней линии подачи и 1 м от правой боковой линии (в передней зоне).
Точка № 3 находится на расстоянии 1 м от передней линии подачи и 1 м от левой боковой линии (в передней зоне).
Точка № 4 находится на расстоянии 1 м от передней линии подачи и 1 м от правой боковой линии (в средней зоне).
Точка № 5 находится на расстоянии 1 м от передней линии подачи и 1 м от левой боковой линии (в средней зоне).
Точка № 6 находится на расстоянии 50 см от задней линии подачи и 50 см от правой боковой линии (в задней зоне).
Точка № 7 находится на расстоянии 50 см от задней линии подачи и 50 см от левой боковой линии (в задней зоне).
Выполняя перемещения по точкам, обратите внимание на правильное и предельно быстрое выполнение.
Для освоения работы ног на площадке предлагается использовать 3 комплекса.
Комплекс 1 — передвижение по 3 точкам.
Комплекс 2 — передвижение по 5 точкам.
Комплекс 3 — передвижение по 7 точкам.
Комплексы 1 и 2 состоят из трех упражнений «а», «б», «в». Комплекс 3 состоит из одного упражнения, выполняемого трижды.148
После выполнения каждого упражнения отдых 45 с, после выполнения трех комплексов —5 минут. Каждое упражнение комплекса может выполняться в трех вариантах.
Первый вариант — пробегание 20 точек.
Второй вариант — пробегание 30 точек.
Третий вариант — пробегание 40 точек.
Пример. В уроке 7 предлагается выполнить комплекс 1, вариант 20.
Объявляется: «Выполняется комплекс 1, упражнение «а», вариант 20.
Приготовиться».
Занимающийся занимает позицию в базовой точке и далее, по команде
«Марш!» начинает передвижение по точкам. В начале в точку 2, вернуться в точку 1; затем в точку 3, вернуться в точку 1 и так далее, пока не будет выполнено задание — пройдено 20 точек. Упражнение «а» — выполнено, спортсмен отдыхает 45 секунд.
Подается команда: «Комплекс 1, упражнение «б», вариант 20 —приготовиться». «Марш!» — занимающийся выполняет задание и т. д.
Основные правила при выполнении этих комплексов. В базовой точке 1 всегда занимайте игровую стойку. Во все остальные точки надо обязательно наступать правой ногой. Секундомер включается по команде «Марш!» и выключается, как только задание выполнено. Все эти комплексы с успехом могут использоваться как тесты при определении состояния скоростной
выносливости на любом этапе подготовки. Комплексы в сочетании с другими видами тренировки, такими, как кросс-фартлек (кросс с ускорениями произвольной длины, с различной скоростью, выполняемый по самочувствию), прыжки со скакалкой и различные многоскоки, составляют основу в развитии скоростно-силовой выносливости бадминтониста. Кросс-фартлек выполняется в 3 вариантах. Вариант 10 минут. Вариант 15 минут. Вариант 20 минут. Прыжки
выполняются тоже в 3 вариантах: вариант 2 минуты, вариант 4 минуты, вариант 6 минут.
У р о к 8
Задачи:
1. Совершенствование мягко выполняемых ударов и плоских ударов.
2. Тестирование силовых качеств. Комплекс 1, вариант 10.
3. Совершенствование комбинации из ударов: высокодалекого, нападающего, подставки и откидки.
4. Совершенствование тактики одиночных игр.
Подготовительная часть
Разминка. ОРУ с различными перемещениями.
Основная часть
1. а) мягкие удары, с постепенным усилением ударов и переходом на плоские удары;
б) учебная игра в передней части площадки со счетом.
2. а) выполнение комбинации из ударов: откидки (высокодалекой подачи), нападающего удара;
б) выполнение комбинации из ударов: откидки (подачи высокодалекой), нападающего удара, мягкой подставки, откидки;149
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Б о г е н М. М. Обучение двигательным действиям. М.: ФиС, 1985. Б р и л ь М. С. Отбор в спортивных играх. М.: ФиС, 1980. Бадминтон: Правила соревнований. М.: ФиС, 1980.
В а с и л ь е в а В. В., К о с с о в с к а я Э . Б., С т е п о ч к и н а Н. А. Физиология человека. М., 1973.
В а й ц е х о в с к и й С . М. Книга тренера. М.: ФиС, 1971. Г е с е л е в и ч В . Регулирование веса спортсмена. М., 1967.
Г л е б о в и ч Б. В., П о с т н и к о в Н. Бадминтон для детей. М.: ФиС, 1968.
Г е о р г и е в а С. А., Б е л и к и н а Н. В., П р о к о ф ь е в а Л. И. Физиология человека. М.: Медицина, 1981.
Д р у з ь В. А. Моделирование процесса спортивной тренировки. Киев, 1976.
Д ж а м г а р о в Т. Т., П у н и А. И. Психология физического воспитания и спорта: Учебное пособие для институтов физической культуры. М.: ФиС, 1979.
Д ь я ч к о в В. Физическая подготовка спортсмена. М.: ФиС, 1967.
З а ц и о р с к и й В . М. Физические качества спортсмена. М.: ФиС, 1970.
Л и в ш и ц В., Г а л и ц к и й А . Бадминтон. М.: ФиС, 1984.
Л а п у т и н А. Н. Биомеханика физических упражнений. Киев: Виша школа, 1976.
М а р и щ у к В. Л., С е р о в а Л. К. Информационные аспекты управления спортсменом. М.: ФиС, 1983.
Медицинский справочник тренера. / Сост. В. А. Геселевич. М.: ФиС, 1976.
М о т ы л я н с к а я Р. Е. Значение модельных характеристик спортсменов высокого класса для спортивного отбора и управления тренировочным процессом. — Теория и практика физической культуры, 1979, № 4.
Методические рекомендации совершенствования подготовки юных бадминтонистов, 1984.
О з о л и н Н. Г. Современная система спортивной тренировки. M.: ФиС, 1970.
П е т р о в с к и й В. В. Бег на короткие дистанции (спринт). М.: ФиС, 1978.
Р ы б а к о в Д. П. Методические рекомендации тренерам к практическим занятиям по обучению техники бадминтона. M.: ФиС, 1980.
Р о д и о н о в Л. В., Х у д а к о в Н. М. Психология и современный спорт. М.: ФиС, 1978.
С а д о в с к и й Л. Е., С а д о в с к и й А. Л. Математика и спорт. M.: Наука, № 44, 1985.
Советская система физического воспитания / Под ред. Г. И. Кукушкина. M.: ФиС,
1975.
Специальная подготовка бадминтониста. Методические рекомендации. M., 1982. Тяжелая атлетика и методика преподавания / Под общ.ред. А. С. Матвеева. М.: ФиС, 1986.
Ш а п о ш н и к о в В. И. Индивидуализация и прогнозирование в спорте. М.: ФиС, 1984.
Ф а р ф е л ь В . С. Управление движением в спорте. M.: ФиС, 1975. Бадм