Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение «Детский сад №50»
Консультация для педагогов
«Театрализованная деятельность в детском саду»
Подготовила:
Тапилина
Наталья Алексеевна
воспитатель
Новомосковск 2017
Цель.
Дать определение понятию «театрализованная деятельность». Оказать практическую помощь педагогам в организации театрализованной деятельности в детском саду.
Материалы и оборудование.
Деревянный домик, платочная кукла Бабушка- рассказушка, интерактивное оборудование, музыкальное сопровождение, цветная бумага, цветной картон, диски, бумажные тарелки, палочки от мороженого, коробки, втулки, ножницы, карандаши, фломастеры.
Ход консультации.
1.Сюрпризный момент.
Воспитатели сидят группами за столами с наборами для творчества, они спрятаны под платочками.
Звучит сказочная музыка, из домика выходит Бабушка – рассказушка(платочная кукла).
- Здравствуйте, дорогие гостюшки! Как я рада всех вас видеть в своей сказочной избушке. Знаю, что работаете вы с детишками, они у вас все даровитые, да талантливые. Для них и для вас я приготовила подарочек. Вот он (показывает Волшебный сундучок). Да вот случилась беда. Поозорничал в моей избушке Домовенок Кузя, да подарочек мой немного испортил. Помогите исправить все, одной мне с этим не справиться.
2.Творчесчкая мастерская.
Воспитатели из предложенных материалов для творчества изготавливают различные виды театров: театр на дисках, театр на тарелочках, театр на втулках, театр на коробках.
Бабушка – рассказушка благодарит воспитателей за помощь. Дарит волшебный сундучок в нем рекомендации по оснащению уголков театрализованной деятельности во всех возрастных группах, глоссарий по теме «Театрализованная деятельность в детском саду».
3.Выступление на тему «Театрализованная деятельность в детском саду».
4.Презентация «Виды театра».
5.Подведение итогов. Предложить воспитателям поделиться опытом.




Приложение №1.
«Театрализованная деятельность в детском саду»
Для современного этапа развития системы дошкольного образования характерны поиск и разработка новых технологий обучения и воспитания детей. При этом в качестве приоритетного используется деятельностный подход к личности ребенка.
Одним из видов детской деятельности, широко используемой в процессе воспитания и всестороннего развития детей, является театрализованная деятельность, которая в полной мере позволяет реализовывать принципы природосообразности и культуросообразности воспитания. Также театрализованная деятельность помогает создавать условия для активизации у ребенка эстетических установок как неотъемлемой характеристики мировосприятия и поведения, стимулирует детей к образному и свободному восприятию окружающего мира и гармонизирует отношения с ним. Из всех видов художественной деятельности именно театрализованная ближе всего ребенку, поскольку в её основе лежит игра-неиссякаемый источник творчества.
Особая роль принадлежит театрализованной деятельности в решении задач, связанных с воспитанием и развитием ребенка - дошкольника.
Дошкольный возраст - это тот благоприятный возраст, когда посещение театра и само участие ребенка в театрализованной деятельности может одарить ни с чем ни сравнимыми впечатлениями и оставить светлый, яркий и радостный след на всю жизнь. Было установлено, что дети в этом возрасте в процессе театрализованной деятельности активно стремятся вносить в исполнение ролей личное, индивидуальное, своеобразное.
В работе Г.А. Волковой определены требования к самостоятельной театрализованной деятельности детей: «Уметь исполнять небольшие монологи и более развернутые диалоги между персонажами, разыгрывать с персонажами действия с применением разнообразных движений( повороты головы, туловища, движения рук); уметь согласовывать свои действия с действиями партнеров, не заслонять их, выбирать целесообразные движения и действия, все время чувствовать рядом с собой партнеров, находить разнообразные средства исполнения роли своего персонажа, стремиться оформить место действия персонажей некоторыми элементами декорации.»
Очевидно, что решение этих задач будет способствовать как художественному, так и речевому развитию дошкольников и может выступать в качестве показателей их развития в свободной театрализованной деятельности.
Особая роль принадлежит театрализованной деятельности в создании положительного эмоционального фона, она вносит разнообразие в жизнь ребенка и дарит ему радость творчества, улыбку. Ученый С.Маневский и В.Матвеева установили, что улыбка не просто говорит о позитивной эмоции, но и воздействует на нейтральные центры головного мозга, вовлекая их в позитивную работу, повышая их активность. При этом надо не внешне улыбнуться «одними губами», надо искренне порадоваться, как это бывает у детей в театрализованной деятельности. Только при этом просыпаются позитивные волны во всех структурах мозга.
Особое внимание в работе с детьми по театрализованной деятельности необходимо уделить работе с семьей. Театр – благодатная почва для творчества. Всем желающим принять участие в этом действе найдётся занятие по вкусу. Взрослый может тоже взять на себя любую роль и станет волшебником! Стоит только взмахнуть «волшебной» палочкой и всё вокруг преобразится: оживёт сказочный лес, птицы и звери заговорят человеческим языком, всё озарится таинственным светом и наполнится звуками, начнутся небывалые приключения и удивительные превращения.
Родителям необходимо поддерживать интерес ребенка к театрализованной деятельности. По мере возможности присутствовать на детских спектаклях. Обсуждать с ребенком перед спектаклем особенности той роли, которую ему предстоит играть, а после спектакля - полученный результат. Отмечать достижения и определять пути дальнейшего совершенствования. Предлагать исполнить понравившуюся роль в домашних условиях, помогать разыгрывать полюбившиеся сказки и стихотворения.
Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство.
Театр – искусство синтетическое, объединяющее искусство слова и действия с изобразительным искусством и музыкой.
Привлечение детей дошкольного возраста к многообразной деятельности, обусловленной спецификой театра, открывает большие возможности для многостороннего развития их способностей.
Приложение №2.



Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, ее интонационный строй.
Можно сказать, что театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Но не менее важно, что театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события.
Таким образом, театрализованная деятельность – важнейшее средство развития у детей эмпатии, т.е. способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия.



Безусловно, что в театрализованной деятельности огромную роль играет воспитатель. Следует подчеркнуть, что театрализованные занятия должны выполнять одновременно познавательную, воспитательную и развивающую функции и ни в коем случае сводится к подготовке выступлений.
Содержание театрализованных занятий включает в себя:
* Просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;
*Разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;
*Упражнения по формированию выразительности исполнения (вербальной и невербальной);
*Упражнения по социально-эмоциональному развитию детей дошкольного возраста;
Поэтому содержанием таких занятий является не только знакомство с текстом какого-либо литературного произведения или сказки, но и жестами, мимикой, движением, костюмам


Среда является одним из основных средств развития личности ребенка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта. Предметно-пространственная среда должна не только обеспечивать совместную театрализованную деятельность детей, но и являться основой самостоятельного творчества каждого ребенка, своеобразной формой его самообразования. Поэтому при проектировании предметно-пространственной среды, обеспечивающей театрализованную деятельность детей, следует учитывать.
Индивидуальные социально-психологические особенности ребенка;
Особенности его эмоционально-личностного развития;
Интересы, склонности, предпочтения и потребности;
Любознательность, исследовательский интерес и творческие способности
Возрастные и полоролевые особенности.