Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Ясли - сад» № 98 «Радуга» комбинированного типа города Мариуполя»
Консультация для педагогов
«Формирование основ пожарной безопасности посредством игры»
| Подготовил воспитатель Ширяева Л.А. |
Мариуполь
2024
«Забота о здоровье и жизни детей - это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».
«Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности»
В. Сухомлинский
«Безопасности формула есть: надо видеть, предвидеть, учесть. Возможно -все избежать, а где надо- на помощь позвать».
Г. Храмцова.
Безопасность жизни ребенка и охрана его здоровья - одна из актуальнейших задач дошкольного воспитания. За последние годы значительно увеличилось количество пожаров, которые в той или иной степени происходят по вине человека. Нередко причиной пожара является детская шалость. Не все родители к этой проблеме подходят достаточно основательно, например, позволяют играть с огнеопасными предметами и не разъясняют ребенку о необходимых мерах безопасности. Важно не только оберегать ребенка от опасностей, но и формировать представление об опасных ситуациях, о необходимости соблюдения мер пожарной безопасности и привития навыков безопасного поведения. Для того, чтобы изменить отношение общества к данной проблеме, необходимо уже на дошкольном этапе развития ребёнка начинать проводить работу по формированию основ пожарной безопасности.
Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра, поэтому именно в игровой форме можно знакомить детей с элементарными правилами пожарной безопасности, в том числе и безопасного поведения в квартире, дома, в общественных местах. В ходе работы необходимо использовать театрализованные, сюжетно-ролевые, дидактические игры.
Задача педагога – сформировать у детей представлений о причинах пожара, об опасных и вредных факторах, возникающих во время пожара, воспитание навыков адекватного поведения в различных пожароопасных ситуациях; формирование сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих; внедрение в педагогическую практику современных педагогических технологий в области основ безопасности жизнедеятельности; информирование и вовлечение родителей в профилактические противопожарные мероприятия по обеспечению пожарной безопасности в ДОУ.
Реализация поставленных задач будет иметь положительный результат, если объединить усилия с родителями (законными представителями воспитанников), ведь родители - наши партнеры.
Основным видом деятельности дошкольников является - игра.
Игра наиболее доступный вид деятельности, соответствующий наглядно-образному характеру мышления, эмоциональности, активности детей.
Игры могут быть включены в любой из режимных моментов, начиная с приёма детей, физкультминуток и заканчивая гигиеническими процедурами. Игра даёт каждому ребёнку возможность побывать в ситуациях, подобных жизненным, самостоятельно или с чьей-либо помощью найти правильное решение, выработать правильный алгоритм поведения. Детские игры многообразны. Это и дидактические игры, и сюжетно-ролевые, и подвижные, игры ТРИЗ-технологии.
Дидактически игры – дополнение к занятиям, направленным на овладение навыками пожарной безопасности. Их использование позволяет максимально вовлечь каждого ребенка в обучающий процесс, удерживать интерес к происходящему, пополнять и систематизировать относящиеся к теме понятия. Игра может объединить ребят в команду или стать индивидуальным заданием. Дидактические игры позволяют детям глубже освоить противопожарные знания в игровой форме. Основная особенность дидактической игры определена ее названием: это игра обучающая. Она дает возможность осуществлять задачи воспитания и обучения через доступную и привлекательную для детей форму деятельности. Для играющих детей воспитательно-образовательное значение дидактической игры реализуется через игровую задачу, игровые действия и правила.
Важно дидактические игры проводить не от случая к случаю, а в определенной системе. Специально организованные дидактические игры – хорошее дополнение к обучению на занятиях по ознакомлению с обобщенными представлениями, с общественно - установленными сенсорными эталонами.
Понятным и близким для воспитанника видом деятельности является игра-драматизация. Театральное действие - наиболее эффективный метод нравственного воспитания. Оно пробуждает в воспитанники чувство сопереживания, желание помочь, защитить слабого. Литературные произведения JI. Толстого «Пожарные собаки», С. Маршака «Кошкин дом» способствуют совершенствованию навыков поведения при пожаре, представления об опасных для жизни здоровья предметах, правилах пользования ими. Также при ознакомлении с правилами пожарной безопасности можно использовать стихотворение К. И. Чуковского «Путаница».
Можно использовать следующие игры: «Добрый и злой огонь», «Собери пожарную машину», «Знакомая коробка» (опасные предметы), конструкторские игры «Мой дом», «Пожарное депо» и др.
Дидактическая игра «Огонь добрый, огонь злой".
Цель: закрепить знания детей об истории огня; сформировать у детей разностороннее понятие об огне, его пользе и вреде, закреплять знания детей об основных требованиях пожарной безопасности.
Материал: макеты "доброго» и "злого" огня; карточки с иллюстрациями. Правила игры: I вариант: дети должны вспомнить, как огонь пришел к нам домой, и выложить картинки в правильной последовательности. II вариант: детям раздаются карточки с иллюстрациями различных видов огня. Затем они должны рассказать, какой огонь у них изображен на картинке, и положить карточку к макету одного из огоньков. III вариант: детям раздаются карточки с иллюстрацией «доброго» огня, а карточки со «злым» огнем разложены на столе. Каждый ребенок должен внимательно рассмотреть иллюстрацию на карточке. Затем рассказывают о назначении огоня, что может произойти, если не соблюдать правила пожарной безопасности, и что делать, если произошел пожар. После рассказа находят на столе противоположную своей карточку (свеча – от свечи загорелась елка). За правильный ответ получают фишку.
2.Дидактическая игра «Передай кубик».
Цель: выявить и закрепить знания детей о пожаре - причины пожара, действия при пожаре, безопасные и опасные предметы. Развивать внимание, память, фонемный слух. Учить выделять и называют видимые и скрытые признаки пожара. Воспитывать уверенность в своих действиях. Учить сопереживать окружающим, развивать ощущение коллективизма.
Ход игры:
Дети становятся в круг и под музыку передают кубик с изображениями, когда музыка останавливается, воспитатель или ребенок называет, что изображено и рассказывает о нем.
дети становятся в круг и под музыку передают кубик с изображениями, когда музыка останавливается, воспитатель называет предмет или опасную ситуацию, а ребенок находит на гранях кубика это изображение и показывает его игрокам.
3.«Отремонтируй пожарную машину»
Цель: закрепить знания детей о специальном транспорте и правилах пожарной безопасности. Развивать воображение, логическое мышление, мелкую моторику руки. Воспитывать усидчивость.
Ход игры:
Ребёнок должен сложить разрезанную на несколько частей картинку с пожарной машины.
Дидактичная игра «Берегись, не обожгись!»
Цель: закрепить знания о правилах пожарной безопасности.
Ход игри:
1 вариант:
Воспитатель раскалывает карточки на столе, на которых изображены предметы. Карточки разрезаны на 2 части. Воспитатель загадывает загадки, кто отгадывает, тот должен найти 2 половинки правильной карточки и рассказать об этой карточке. За правильный ответ участник получает фишку. Побеждает тот, у кого больше фише.
2 вариант: Игра проводится детьми самостоятельно. Дети должны найти две половинки и соединить их.
Дидактическая игра «Разложи по порядку»
Цель: закрепить знания о правилах пожарной безопасности, формировать умения анализировать и систематизировать полученные знания о порядке действий при пожаре.
Ход гри: Дети должны разложить карточки в определенном порядке и рассказать об изображенных на них действиях.
Используются карточки с изображением: сообщение по телефону о пожаре; эвакуация людей; тушение пожара взрослыми до приезда пожарных, если это не опасно; встреча пожарных; работа пожарных.
6 .Дидактическая игра- ходилка «Будь с огнем ты осторожен, от огня пожар возможен!»»
Цель: закрепить знания о правилах пожарной безопасности , правила поведения в экстремальных условиях.
Атрибуты: игровое поле, фишки или фишки – фигурки животных, карточки («Знак вопроса», «Значок огня», «Стрелка» «1», «2», «3», «4», «5»), кубик с цифрами.
Ход игри: все фишки на старте, кидаем кубик по очереди. Очерёдность можно определить считалкой.
Остановка на секторе «Знак вопроса» - ребенок отвечает на вопрос о правилах пожарной безопасности.
Остановка на секторе «Значок огня» - отгадай загадку про пожароопасные предметы.
Правильный ответы на дополнительный шаг вперед. Не правильный ответ – двигаемся назад за ведром с водой и ждем своего хода.
Остановка на секторе «Стрелочка» - игрок выбирает карточку с цифрой и пройди на столько шагов сколько указано на карточке.
Побеждает тот, кто первым оберется до финиша.
7.Дидактическая игра- домино «Предметний мир службы спасения 101»
Цель: закрепить знания про профессию пожарных; предметы необходимые для ликвидации пожара, способы тушения огня, складывая логическую цепочку из карточек. Развивать познавательную активность, внимание, мышление, речь. Воспитывать чувство ответственности.
В комплект игры входят карточки, разделенные на две части с изображением предметов, которые относятся к профессии пожарных.
8. Дидактическая игра - лото «Знаки пожарной безопасности»
Цель: закрепить знания о правилах пожарной безопасности, знаки пожарной безопасности их названия. Развивать внимание, мышление, воспитывать усидчивость.
Использование игровых технологий в работе с детьми дошкольного возраста приводит к эффективному решению образовательных задач по формированию основ пожарной безопасности. Чем раньше человек изучит основные принципы самозащиты и осознает свою ответственность за свои действия, тем эффективнее будет результат.