МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕНОЕ ДОШКОЛЬНОЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЯСЛИ–САД № 98«РАДУГА» КОМБИНИРОВАННОГО ТИПА ГОРОДА МАРИУПОЛЯ»
Консультация для педагогов «Формирование основ пожарной безопасности посредством игры»
воспитатель Ширяева Л.А.
«Забота о здоровье и жизни детей - это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».
«Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности
В. Сухомлинский
«Безопасности формула есть: надо видеть, предвидеть, учесть. Возможно -все избежать, а где надо- на помощь позвать».
Г. Храмцова
Актуальность:
Безопасность жизни ребенка и охрана его здоровья - одна из актуальнейших задач дошкольного воспитания. За последние годы значительно увеличилось количество пожаров, которые в той или иной степени происходят по вине человека. Нередко причиной пожара является детская шалость. Не все родители к этой проблеме подходят достаточно основательно, например, позволяют играть с огнеопасными предметами и не разъясняют ребенку о необходимых мерах безопасности. Важно не только оберегать ребенка от опасностей, но и формировать представление об опасных ситуациях, о необходимости соблюдения мер пожарной безопасности и привития навыков безопасного поведения. Для того, чтобы изменить отношение общества к данной проблеме, необходимо уже на дошкольном этапе развития ребёнка начинать проводить работу по формированию основ пожарной безопасности.
Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра, поэтому именно в игровой форме можно знакомить детей с элементарными правилами пожарной безопасности, в том числе и безопасного поведения в квартире, дома, в общественных местах. В ходе работы необходимо использовать театрализованные, сюжетно-ролевые, дидактические игры.
Задача педагога – сформировать у детей представлений о причинах пожара, об опасных и вредных факторах, возникающих во время пожара, воспитание навыков адекватного поведения в различных пожароопасных ситуациях; формирование сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих; внедрение в педагогическую практику современных педагогических технологий в области основ безопасности жизнедеятельности; информирование и вовлечение родителей в профилактические противопожарные мероприятия по обеспечению пожарной безопасности в ДОУ.
Реализация поставленных задач будет иметь положительный результат если объединить усилия родителей, ведь родители - наши партнеры , (законных представителей) воспитанников и детского сада .
Игра наиболее доступный вид деятельности, соответствующий наглядно-образному характеру мышления, эмоциональности, активности детей.
Детски игры многообразны.
Игры – дополнение к занятиям, направленным на овладение навыками пожарной безопасности. Их использование позволяет максимально вовлечь каждого ребенка в обучающий процесс, удерживать интерес к происходящему, пополнять и систематизировать относящиеся к теме понятия. Игра может объединить ребят в команду или стать индивидуальным заданием.
Дидактические игры позволяют детям глубже освоить противопожарные знания в игровой форме.
В работе по обучению детей пожарной безопасности большое значение имеет организация предметно-пространственной развивающей среды. В группе создан уголок безопасности, где находится пожарный щит, стенд по пожарной безопасности, атрибуты к сюжетно - ролевым играм, макеты огнетушителей, пожарная машина, настольные игры, макеты улицы с пожарником и т.д.
« Играем и правила пожарной безопасности изучаем»
« Играем и правила пожарной безопасности изучаем»
«Пожарная команда спешит на пожар…»
Юные исследователи. Способы тушения огня
Творческие работы детей и родителей
Творческие работы детей
Результативность
В результате проводимой работы у детей сформированы навыки безопасного поведения в экстремальных условиях. Знают правила безопасного поведения с огнем и умеют адекватно себя вести в пожароопасных ситуациях дома, на природе. Обучены правилам безопасного поведения в случае возникновения пожара. Умеют обращаться с предметами повышенной пожарной опасности, электроприборами. У дошкольников развивается возможность осознания своего здоровье сберегающего поведения. Ребенок из пассивного объекта становится активным субъектом собственного здоровья и безопасности .
Вывод
Целенаправленная работа педагога, при использовании интегративного подхода при организации образовательного процесса, воспитании и привитии навыков культуры поведения безопасного обращения с огнем, является наилучшим способом снижения количества пожаров и уменьшения их последствий. Использование игровых технологий в работе приводит к наиболее эффективному решению образовательных задач по формированию основ безопасности жизнедеятельности. Чем раньше человек изучит основные принципы самозащиты и осознает свою ответственность за свои действия, тем эффективнее будет результат.