СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Консультация для педагогов на тему: «Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обучение монологической речи – одна из наиболее сложных методических задач дошкольного воспитания и развития. К концу дошкольного возраста устные высказывания ребёнка должны приобрести развёрнутость, логичность и выразительность. Научиться излагать свои мысли последовательно и грамматически правильно, интересно рассказывать, точно отражая причинно-следственные отношения между событиями окружающей жизни, хорошо обосновывая выводы и заключения.

Учить ребенка рассказывать – это значит формировать его связную речь. Эта задача входит как составная в общую задачу развития речи детей дошкольного возраста. В данной консультации педагог найдет виды рассказывания, познакомится с методами обучения детей дошкольного возраста рассказыванию.

Просмотр содержимого документа
«Консультация для педагогов на тему: «Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию»»

Консультация для педагогов на тему:
«Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию»
выполнил: Подшивалова Татьяна Владимировна
учитель-логопед МКДОУ «Детский сад № 14»
г. Усть-Катав

Обучение монологической речи – одна из наиболее сложных методических задач дошкольного воспитания и развития. К концу дошкольного возраста устные высказывания ребёнка должны приобрести развёрнутость, логичность и выразительность. Научиться излагать свои мысли последовательно и грамматически правильно, интересно рассказывать, точно отражая причинно-следственные отношения между событиями окружающей жизни, хорошо обосновывая выводы и заключения.

Учить ребенка рассказывать – это значит формировать его связную речь. Эта задача входит как составная в общую задачу развития речи детей дошкольного возраста.

В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения связной речью зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие.

Виды рассказывания в детском саду:

  • рассказывание по игрушкам и предметам;

  • рассказывание по картине, по серии сюжетных картин;

  • рассказывание из личного опыта;

  • творческое рассказывание (рассказывание по предложенным сюжетам).

Монологической речи детей начинают учить систематически примерно с пятого года жизни. Но подготовка к этому ведётся уже на втором году, в процессе чтения и разучивания потешек. С 4 лет детям доступны такие типы монолога, как описание и повествование, а на 7 году и короткие рассуждения. Трудность монолога состоит в том, что он требует от ребёнка сосредоточенного внимания, умения заметить не только предметы, явления, но и связи между ними. Это вызывает работу памяти, а именно работа памяти и является средством её развития.

Важную роль играет анализ детских рассказов. Необходимо не только обучать детей составлению связного, законченного рассказа, но и умению его анализировать, объяснять. Дети должны отметить интересно придуманный сюжет, его оригинальность, повторять наиболее понравившиеся слова, выражения, предложения.

Требования, предъявляемые к качеству любого рассказа детей:

  • рассказ должен быть связным и понятным для слушателей;

  • рассказ, особенно у детей старшей группы, должен быть коротким. Важна передача наиболее характерного и важного;

  • рассказ должен быть самостоятельным, в полном смысле монологом,
    т. е. не прерываться.

Методы обучения рассказыванию детей дошкольного возраста:

Совместное рассказывание. Этот прием представляет собой совместное построение коротких высказываний, когда взрослый начинает фразу, а ребенок ее заканчивает. Он применяется в младших группах, преимущественно в индивидуальной работе, а в средней со всеми детьми. Воспитатель выполняет самую сложную функцию – планирует высказывание, задает его схему, называя начало предложения, подсказывает последовательность, способы связи. Совместное рассказывание сочетается с драматизацией разных сюжетов. Постепенно дети подводятся к несложным импровизациям.

Образец рассказа – это краткое живое описание предмета или изложение какого-либо события, доступное детям для подражания и заимствования.

Образец рассказа наиболее широко применяется на первоначальных этапах обучения и предназначен для подражания и заимствования детьми. Образец подсказывает ребенку примерное содержание, последовательность и структуру монолога, его объем, облегчает подбор словаря, грамматических форм. Образец показывает примерный результат, которого должны достичь дети. В связи с этим он должен быть кратким, доступным и интересным по содержанию и форме, живым и выразительным.

Как разновидность образца рассказа используется частичный образец – начало или конец рассказа. Этот прием также облегчает задачу самостоятельного создания детьми текста и применяется при закреплении умения рассказывать или для демонстрации детям вариантов творческого выполнения задания.

Анализ образца рассказа привлекает внимание детей к последовательности и структуре рассказа. Сначала воспитатель сам поясняет, с чего начинается рассказ, о чем говорится потом и какова концовка. Постепенно к разбору содержания и структуры образца привлекаются дети. Этот прием направлен на ознакомление детей с построением разных типов монологов, он подсказывает им план будущих рассказов.

План рассказа – это 2-3 вопроса, определяющие его содержание и последовательность. Сначала он применяется вместе с образцом, а затем становится ведущим приемом обучения.

План рассказа используется во всех видах рассказывания.

В старшей группе дети могут допускать отклонения от плана, воспитатель постепенно приучает их к определенной последовательности в рассказе, обращает внимание на нарушение логики, неполноту рассказа. В подготовительной группе дети могут воспроизводить план и контролировать следование ему рассказчиками. Здесь используется также совместное составление плана воспитателя и детей, а также самостоятельное продумывание детьми плана своих рассказов.

План рассказа может сопровождаться его коллективным обсуждением. Данный прием особенно необходим в творческом рассказывании, он помогает разнообразить и обогащать содержание монологов, закреплять представления об их структуре, выбирать наиболее подходящие языковые средства.

Коллективное составление рассказа преимущественно используется на первых этапах обучения рассказыванию. Дети продолжают предложения, начатые воспитателем или другими детьми. В процессе последовательного обсуждения плана они вместе с воспитателем отбирают наиболее интересные высказывания и объединяют их в целостный рассказ. Воспитатель может повторить весь рассказ целиком, вставляя и свои фразы. Затем рассказ повторяют дети. Ценность этого приема состоит в том, что он позволяет наглядно представить весь механизм составления связного текста, активизировать всех детей.

Составление рассказа по частям – по существу также разновидность коллективного рассказывания, при котором каждый из рассказчиков создает часть текста, как в приведенном выше примере рассказывания по серии сюжетных картинок.

Для успешного освоения программы обучения в школе у выпускника детского сада должны быть сформированы умения связно высказывать свои мысли, строить диалог и составлять небольшой рассказ на определенную тему. Но чтобы этому научить, необходимо развивать и другие стороны речи: расширять словарный запас, воспитывать звуковую культуру речи и формировать грамматический строй.