СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Консультация для педагогов «Знакомство с артикуляционной гимнастикой»

Нажмите, чтобы узнать подробности

*Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой и упражнениям по развитию речевого слуха некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалиста. *Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ним начнет заниматься логопед: их мышцы уже будут подготовлены. *Артикуляционная гимнастика очень полезна также детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту». *Занятия артикуляционной гимнастикой позволят всем – и детям и взрослым – научиться говорить правильно, четко и красиво.

Просмотр содержимого документа
«Консультация для педагогов «Знакомство с артикуляционной гимнастикой»»

Консультация для педагогов : «Знакомство с  артикуляционной  гимнастикой» учитель-логопед: Аликбаева Г.Ю.  Волохова Е.Л.

Консультация для педагогов :

«Знакомство с

артикуляционной

гимнастикой»

учитель-логопед: Аликбаева Г.Ю.

Волохова Е.Л.

Что такое артикуляционная гимнастика?  Гимнастика для рук, ног - дело нам привычное и знакомое. Понятно ведь, для чего мы тренируем мышцы - чтобы они стали сильными, ловкими, подвижными. А вот зачем язык тренировать, ведь он и так «без костей»?  Оказывается, язык - главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Ведь язык должен быть достаточно хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения, именуемые звукопроизношением. Недостатки произношения отягощают эмоционально-психическое состояние ребенка, мешают ему развиваться и общаться со сверстниками.  Чтобы эта проблема не возникала у ребенка в дальнейшем, стоит начать заниматься артикуляционной гимнастикой как можно раньше.

Что такое артикуляционная гимнастика?

  • Гимнастика для рук, ног - дело нам привычное и знакомое. Понятно ведь, для чего мы тренируем мышцы - чтобы они стали сильными, ловкими, подвижными. А вот зачем язык тренировать, ведь он и так «без костей»?

Оказывается, язык - главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Ведь язык должен быть достаточно хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения, именуемые звукопроизношением. Недостатки произношения отягощают эмоционально-психическое состояние ребенка, мешают ему развиваться и общаться со сверстниками.

Чтобы эта проблема не возникала у ребенка в дальнейшем, стоит начать заниматься артикуляционной гимнастикой как можно раньше.

Артикуляционная гимнастика –   это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе

Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе

Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой и упражнениям по развитию речевого слуха некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалиста. Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ним начнет заниматься логопед: их мышцы уже будут подготовлены. Артикуляционная гимнастика очень полезна также детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту». Занятия артикуляционной гимнастикой позволят всем – и детям и взрослым – научиться говорить правильно, четко и красиво.

Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой

  • Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой и упражнениям по развитию речевого слуха некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалиста.
  • Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ним начнет заниматься логопед: их мышцы уже будут подготовлены.
  • Артикуляционная гимнастика очень полезна также детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту».
  • Занятия артикуляционной гимнастикой позволят всем – и детям и взрослым – научиться говорить правильно, четко и красиво.
Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата:  языку, нижней челюсти, мягкому небу, голосовым связкам

Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата: языку, нижней челюсти, мягкому небу, голосовым связкам

Как проводить артикуляционную гимнастику? 1. Артикуляционная гимнастика обязательно должна проводиться систематично, в противном случае новый навык не закрепиться. Желательно заниматься 2 раза в день (лучше, чтобы после последнего приема пищи прошло не менее 1 часа). 2. В процессе выполнения необходимо следить за качеством выполнения движений, снижение качества – признак переутомления, лучше этого не допускать. 3. Артикуляционные упражнения необходимо выполнять перед зеркалом. Размер зеркала должен быть таким, чтобы ребенок видел в нем себя и взрослого. 4. В начале занятий упражнения нужно выполнять в медленном темпе. 5. Прежде чем начать занятия, лучше познакомить ребенка с названиями артикуляционных органов. Такое знакомство лучше провести в форме сказки. В результате ребенок должен усвоить названия органов: зубы, нижняя и верхняя губа, небо, язык. 6. Все упражнения должны выполняться точно и плавно, иначе артикуляционная гимнастика не имеет смысла.

Как проводить артикуляционную гимнастику?

  • 1. Артикуляционная гимнастика обязательно должна проводиться систематично, в противном случае новый навык не закрепиться. Желательно заниматься 2 раза в день (лучше, чтобы после последнего приема пищи прошло не менее 1 часа).
  • 2. В процессе выполнения необходимо следить за качеством выполнения движений, снижение качества – признак переутомления, лучше этого не допускать.
  • 3. Артикуляционные упражнения необходимо выполнять перед зеркалом. Размер зеркала должен быть таким, чтобы ребенок видел в нем себя и взрослого.
  • 4. В начале занятий упражнения нужно выполнять в медленном темпе.
  • 5. Прежде чем начать занятия, лучше познакомить ребенка с названиями артикуляционных органов. Такое знакомство лучше провести в форме сказки. В результате ребенок должен усвоить названия органов: зубы, нижняя и верхняя губа, небо, язык.
  • 6. Все упражнения должны выполняться точно и плавно, иначе артикуляционная гимнастика не имеет смысла.

Требования к проведению артикуляционной гимнастики и к выполнению упражнений детьми на каждом возрастном этапе. С детьми младшей группы упражнения проводят в игровой форме. Объём требований к выполнению движений невелик. Надо, чтобы дети усвоили простейшие навыки, без которых будет трудно в дальнейшем развивать и совершать движения артикуляционного аппарата.

Требования к проведению артикуляционной гимнастики и к выполнению упражнений детьми на каждом возрастном этапе.

  • С детьми младшей группы упражнения проводят в игровой форме. Объём требований к выполнению движений невелик. Надо, чтобы дети усвоили простейшие навыки, без которых будет трудно в дальнейшем развивать и совершать движения артикуляционного аппарата.
В средней группе для артикуляционной гимнастики используют игровые приёмы. На основе приобретённых детьми простейших навыков, движения органов АА постепенно развиваются, совершенствуются. Соответственно повышаются и требования к выполнению артикуляционной гимнастики.
  • В средней группе для артикуляционной гимнастики используют игровые приёмы. На основе приобретённых детьми простейших навыков, движения органов АА постепенно развиваются, совершенствуются. Соответственно повышаются и требования к выполнению артикуляционной гимнастики.
В старшей и подготовительной группах уже следят за плавностью, лёгкостью, чёткостью выполнения движения, за умением плавно, достаточно быстро переключать органы АА с одного движения и положения на другое. Следят за точностью и устойчивостью конечного результата: полученное положение органа АА должно удерживаться некоторое время без изменений.
  • В старшей и подготовительной группах уже следят за плавностью, лёгкостью, чёткостью выполнения движения, за умением плавно, достаточно быстро переключать органы АА с одного движения и положения на другое. Следят за точностью и устойчивостью конечного результата: полученное положение органа АА должно удерживаться некоторое время без изменений.
Упражнения для мышц мягкого неба и глотки: Позевывание. Глотание капелек воды, слюны. Можно набирать сладкую воду в пипетку и капать ребенку на мягкое небо, стимулируя глотание. Полоскание горла. Резкое отрывистое произнесение звуков: а-а-а; э-э-э; аэ-аэ-аэ. Покашливание.

Упражнения для мышц мягкого неба и глотки:

  • Позевывание.
  • Глотание капелек воды, слюны. Можно набирать сладкую воду в пипетку и капать ребенку на мягкое небо, стимулируя глотание.
  • Полоскание горла.
  • Резкое отрывистое произнесение звуков: а-а-а; э-э-э; аэ-аэ-аэ.
  • Покашливание.
Упражнения для нижней челюсти: Открывание и раскрывание рта. Причем, как свободное, так и с сопротивлением рукам взрослого. Жевательные движения. Движения нижней челюсти влево-вправо. Упражнения для щек: Надувание щек: обеих одновременно и попеременно. Перегонка воды из одной щеки в другую. Втягивание щек в ротовую полость между зубами.

Упражнения для нижней челюсти:

  • Открывание и раскрывание рта. Причем, как свободное, так и с сопротивлением рукам взрослого.
  • Жевательные движения.
  • Движения нижней челюсти влево-вправо.

Упражнения для щек:

  • Надувание щек: обеих одновременно и попеременно.
  • Перегонка воды из одной щеки в другую.
  • Втягивание щек в ротовую полость между зубами.
Упражнения для губ и языка : «Заборчик» - улыбнуться так, чтобы были видны верхние и нижние зубы

Упражнения для губ и языка :

«Заборчик» - улыбнуться так, чтобы были видны верхние и нижние зубы

«Трубочка» - вытянуть губы вперед, при этом челюсти сомкнуты  «Блинчик» - широкий язык спокойно лежит на нижней губе

«Трубочка» - вытянуть губы вперед, при этом челюсти сомкнуты

«Блинчик» - широкий язык спокойно лежит на нижней губе

«Часики» - отведение кончика языка к углам рта вправо-влево. Нижняя челюсть при этом неподвижна «Чашечка» - широкий расслабленный язык поднят к верхней губе, средняя часть языка прогнута, а боковые края загнуты кверху

«Часики» - отведение кончика языка к углам рта вправо-влево. Нижняя челюсть при этом неподвижна

«Чашечка» - широкий расслабленный язык поднят к верхней губе, средняя часть языка прогнута, а боковые края загнуты кверху

«Вкусное варенье» - «слизывание» варенья с верхней и нижней губы попеременно. Круговое облизывание губ  «Киска сердится» «Горка» - улыбнуться, открыть рот, кончик языка упереть в нижние зубы, язык не должен выпячиваться вперед

«Вкусное варенье» - «слизывание» варенья с верхней и нижней губы попеременно. Круговое облизывание губ

«Киска сердится» «Горка» - улыбнуться, открыть рот, кончик языка упереть в нижние зубы, язык не должен выпячиваться вперед

«Маляр» - улыбнуться, открыть рот, язык поднять вверх и кончиком языка водить вперед-назад по небу «Грибок»  - улыбнуться, приоткрыть рот. Присосать широкий язык всей плоскостью к нёбу и открыть рот

«Маляр» - улыбнуться, открыть рот, язык поднять вверх и кончиком языка водить вперед-назад по небу

«Грибок» - улыбнуться, приоткрыть рот. Присосать широкий язык всей плоскостью к нёбу и открыть рот

«Чистим зубки» - Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка «почистить» нижние, затем верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком вправо - влево. Нижняя челюсть при этом не двигается. «Футбол» - рот закрыт Кончик языка с напряжением упирать то в одну, то в другую щеку так, чтобы под щечкой надувать «мячики»

«Чистим зубки» - Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка «почистить» нижние, затем верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком вправо - влево. Нижняя челюсть при этом не двигается.

«Футбол» - рот закрыт Кончик языка с напряжением упирать то в одну, то в другую щеку так, чтобы под щечкой надувать «мячики»

« Месим тесто» -Улыбнуться -Пошлепать языком между губами «пя-пя-пя-пя-пя» -Покусать кончик языка зубками (Чередовать эти два движения) «Лошадка» -Вытянуть губы -Приоткрыть рот -Покоцать узким «языком» (как цокают копытами лошадки)

« Месим тесто»

-Улыбнуться

-Пошлепать языком между губами

«пя-пя-пя-пя-пя»

-Покусать кончик языка зубками

(Чередовать эти два движения)

«Лошадка»

-Вытянуть губы

-Приоткрыть рот

-Покоцать узким «языком»

(как цокают копытами лошадки)

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!