Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №2 города Димитровграда Ульяновской области»
Учитель изобразительного искусства
Большакова Татьяна
Консультация для родителей обучающихся «Роль родителей в развитии художественно - творческих способностей детей»
Актуальной задачей в настоящее время является развитие у младших школьников художественно-творческих способностей. Большое значение для развития творческих способностей детей имеет семья. Красота во всем, что окружает детей дома, вызывает чувство радости, уверенности, укрепляет привязанность детей к родителям.
Хорошо, если ребенок в семье имеет возможность развивать свои художественно-творческие способности: рисовать, лепить и т.д.
В процессе разнообразной деятельности формируются эстетические чувства ребенка, его творческие способности, развивается талант. Внимание к любому проявлению ребенком интереса, к какому – то виду деятельности со стороны родителей обязательно, особенно если этот
интерес носит устойчивую форму. В таком случае детей надо поощрять, всячески стимулировать развитие их творческих способностей. Неиссякаемым источником художественных способностей детей является природа. Экскурсия в природу, поездка за город, прогулка в городском парке или просто по улице города могут стать для них источником приобщения к прекрасному. Правильно делают те родители, которые во время прогулки ведут разговор об окружающем. Ребенок умеющий любоваться цветами и животными, их окраской и повадками, развивает способность видеть прекрасное и у него возникает желание отобразить в своих рисунках, поделках.
Дети дошкольного возраста любят рассматривать вместе с родителями картины, фотографии. Просмотр телепередач, кинофильмов, если этим не злоупотреблять, открывают широкие возможности приобщения детей к прекрасному, поэтому решающая роль в организации досуга детей принадлежит взрослому.
Красота окружающего мира, воспринятая ребенком в поэтических, художественных образах, глубже входят в его сознание. Литература, музыка, живопись, народное творчество должны быть постоянным спутниками детей в семье. Детский рисунок, процесс рисования – это частица духовной жизни ребенка. В.Л. Сухомлинский говорил: «Дети не просто переносят на бумагу что-то из окружающего мира, а живут в этом мире, входят в него, наслаждаются этой красотой».
Развитие творческих способностей детей начинается с создания наилучших условий, так сказать атмосферы, которая бы сама подталкивала к развитию.
В первую очередь необходимо подготовить физические условия. Здесь подразумевается подготовка необходимых материалов для творчества, и отведение времени для игры с ними. Следует создавать такие условия, чтобы ребенок понимал, что за свои творческие эксперименты, он не будет наказан. Лучше поощрять и подбадривать, ведь для малыша воспринимать новые знания может быть трудно. Обязательно надо давать возможность детям проявлять инициативу.
Не стоит превращать процесс рисования в обязательную деятельность, иначе они будут в тягость. Пусть обучение проходит в атмосфере любви и уважения, тогда ничто не помешает получать новые навыки. Поступающая информация должна быть доступна детям, соответствовать возрасту и способностям. Не надо гнаться за количеством познанного материала, ваша цель – развить способности ребенка. Второе, что нужно для успешного развития – это системность художественной деятельности. Если заниматься с детьми от случая к случаю, то они вряд ли поймут, что от них хотят. Кусочки знаний должны складываться у детей в общую взаимосвязанную картинку. Самое важное условие раскрытия творческих способностей детей - это создание общей атмосферы комфортности, свободы и увлеченности, чтобы каждый ребенок сумел познать «радость успеха». Такая задача требует от взрослого особого внимания. При выполнении заданий детям могут оказываться разные виды помощи: кому-то из них достаточно одобряющей улыбки, кто-то нуждается в дополнительных разъяснениях, некоторым нужна совместная работа с взрослым. В любом случае общение должно строиться таким образом, чтобы каждый ребенок мог публично порадоваться результату своего собственного или совместного с взрослым творчества.
Примерные задания.
- Построй дом для воображаемого существа из имеющегося материала (щепки, кусочки ткани , картон, пластилин и т. п.).
- Нарисуй птичку акварелью, гуашью, восковыми мелками. Слепи ее из глины и раскрась. Попробуй сделать такую же из пластилина. А теперь выполни птичку в технике аппликации.
- Вот фигура. Дорисуй ее так, чтобы она на что-то походила.
- Вот несколько одинаковых шариков из пластилина, нитки, спички, пуговки, сухие веточки. Что можно сделать, чтобы ни один шарик не походил на другой?
-« Оживший рисунок».Придумай как можно оживить рисунок. Такие задания стимулируют творческий процесс, развивают способности.
Правила для родителей
1. Ребенок должен иметь максимальную свободу для проявления инициативы и необходимое физическое и психическое пространство.
2. У ребенка не должно быть недостатка в художественном материале: цветных карандашах, фломастерах, красок, бумаге и т.д.
3. Сюжет рисования не должен подвергаться критике.
4. Детские рисунки нужно повесить в удобном месте и попросить ребенка прокомментировать их.
5. Нужно предлагать все, о чем ребенок любит говорить и говорить с ним обо всем, что он любит.
Как организовать детское творчество дома?
Создавая детям условия для занятий рисованием, лепкой, аппликацией родители формируют у них устойчивый интерес к изобразительной деятельности, развивают их способности.
Место
Место, где ребенок рисует, должно быть хорошо освещено. Свет должен падать с левой стороны, если ребенок правша, и наоборот, если левша. Следите за осанкой ребенка. Проверьте, соответствуют ли стол и стул росту ребенка.
Материалы
Гуашь - основной материал для рисования красками в младшем дошкольном возрасте, и акварель в старшем. Банка для воды, кисти № 1, 3, 5, 6. мягкая тканевая салфетка для осушивания кисти после промывания водой.
Простой карандаш, восковые мелки, фломастеры, маркеры, специальный альбом для рисунков - впечатлений от увиденного с родителями в театре, музее, на выставке, на празднике. Листы бумаги - для рисования эскизов, разработки кисти рук.