«Сказкотерапия для работы с дошкольниками»
Описание статьи: работая в детском саду много лет, с каждым годом всю больше сталкиваешься с психологическими проблемами развития детей. Сегодня психологи, педагоги широко используют такое направление арт-терапии, как сказкотерапия. Статья полезна воспитателям, старшим воспитателям, родителям, может использоваться для докладов на педсоветах, родительских собраниях и так далее.
Сегодня установлено психологами, педагогами, что большое значение того, что происходит у ребенка в детстве, сказывается в дальнейшей взрослой жизни. Дети социально зависимы от родителей в семье, воспитателей в детском саду, поэтому часто бывают всякого рода огорчения, терпят крах их устремления, намерения, поступки, что обычно компенсируется ребенком в мечтах, в воображении. Можно точно сказать, что сказка создает прекрасную основу для этой компенсационной потребности, приводя все непременно к счастливому концу.
Сказкотерапия- это один из методов психологии для воздействия на ребенка. Сказка всегда была неким «волшебным зеркалом», которое показывало всю сущность человека, указывала на проблему и подсказывала верные пути решения. Она дает великолепный общий язык между взрослым и детьми.
Деятельность ребенка по восприятию сказки по своей психологической природе очень близка к игре. Однако необходимо отметить, что сказки и игры, безраздельно завладевая ребенком, могут формировать нежелательный характер, если не учитывать психологию малыша: агрессия и жестокость могут быть вызваны поселившимися в его воображении образами. Многие игры, сказки стимулируют воображение и возбуждение, если их не направлять, реакция агрессии может стать преобладающей в поведении ребенка.
Посредством сказкотерапии можно оказать помощь детям с такими проблемами, как:
1. Трудности, связанные с общением (со сверстниками, воспитателями, родителями).
Это естественные для каждого ребёнка конфликты, противоречия, обиды.
2. Переживание ощущения себя человеком, у которого «что-то не так». Чувство неполноценности. Практически все агрессивное поведение – результат ощущения собственной «малозначимости» и попытка таким способом доказать обратное. Ребёнок, досаждающий окружающим и тем самым демонстрирующий собственное Я, часто ощущает себя гораздо более неполноценным, чем ребёнок, кажущийся слабым и «забитым».
3. Страхи и тревоги по самым различным поводам.
Здесь самое важное не то, чего именно ребёнок боится, а то, как он боится. Если он использует страхи для саморазвития, преодолевает их и на этом учится жизни – всё в порядке. Если страх «тормозит» развитие, концентрируя на себе все силы ребёнка, — тогда требуется помощь.
4. Проблемы, связанные со спецификой возраста.
Каждый возраст приносит ребёнку новые и новые трудности. Дошкольник сталкивается с тем, что ему нужно научиться обходиться самому, без мамы, научиться быть самостоятельным. Дальше ребёнок идёт в школу – и оказывается под ворохом самых разных трудностей, связанных с учёбой. Подросток же встречается с необходимостью утвердить себя как самостоятельную личность. Всё это связано с многочисленными трудностями, в преодолении которых нам может помочь сказкотерапия.
Основные направления в работе по сказкотерапии.
1. Аналитическое направление.
Анализ сказки и работа с заданной сказочной ситуацией позволяет решить следующие задачи:
- Развитие творческого (креативного) мышления ребенка.
-Совершенствование вербального языка (ребенок учится доходчиво и правильно формулировать свои мысли).
- Развитие фантазии, воображения.
- Развитие способности к глубокому образному мышлению, установление причинно-следственных связей.
- Развитие эмпатии и умения слушать (т.к. в ходе анализа ребенок учится чувствовать главного героя и слушать то, что говорят другие дети).
2. Рассказывание сказок.
Многое родители, воспитатели, педагоги рассказывают детям сказки. Но каждый человек пересказывает, рассказывает одну и ту же сказку и историю по-своему, бессознательно перенося на слушателя и свое отношение к событиям, и свои ценности, и свою внутреннюю проблематику. Зная смысл сказочных ситуаций и зная, какие из них могут способствовать развитию человека или помогут ему продвинуться в разрешении своих проблем, рассказчик может сознательно делать на них акценты, подбирать сказки, сюжет и проблематика которых максимально соответствуют целям психокоррекционной работы.
3. Сочинение сказок.
Важная роль в развитии творческого мышления принадлежит такому приему, как сочинение сказочной истории, начало которой предлагает воспитатель, придумывание продолжения знакомой сказки, сочинение сказки по картинке. Сочиненная ребенком или взрослым сказка само по себе психотерапевтическое явление, потому что это есть продукт творческого акта. Человек, сочиняя сказку, не только отражает в ней свою внутреннюю реальность, но и активизирует свои бессознательные структуры, обеспечивающие его личностное развитие. Опытному психологу авторская сказка подскажет пути и методы психо-коррекционной и психотерапевтической работы, так как в сказке (так же как и в снах) содержатся не только проблемы, стоящие перед человеком, но и оптимальные способы их разрешения. Важно отметить, что интерпретация сказок требует от психолога определенного опыта, а также гибкости и такта, для того, чтобы провести наиболее объективный анализ материала, не привнося в интерпретацию образов своих собственных проекций.
4. Медитация на сказку.
Медитация на сказку – хорошее средство для снятия напряжения и расслабления. Для медитации подбирают специальные позитивные и релаксационную музыку. Медитации на сказку хорошо работают на стабилизацию состояния легковозбудимых детей. Так же медитации могут быть использованы в сочетании с другими формами работы со сказкой.
Эффективность использования сказкотерапии в период дошкольного и младшего школьного детства обеспечивается спецификой деятельности ребёнка в этом возрасте, а также притягательной силой этого литературного жанра, позволяющего свободно мечтать и фантазировать. В мире фантазий и волшебства ребёнок чувствует себя «как рыба в воде», но из него он с лёгкостью берёт информацию для жизни в реальном мире. Фантазия абсолютно реальна для детей. И не потому, что дети не видят реальной жизни, просто фантазия является для детей наилучшим способом анализа окружающего мира. Это их язык, который мы, взрослые, успешно забыли. В сказках поднимаются важные для детского мировосприятия проблемы. В «Золушке», например, говорится о соперничестве между сёстрами. «Мальчик -с- пальчик» рассказывает о беззащитности маленького героя, который оказался в мире, где всё подавляет своими размерами, масштабами и мощью. В сказках противопоставляется добро и зло, альтруизм и жадность, смелость и трусость, милосердие и жестокость, упорство и малодушие. Они говорят ребёнку, что мир – очень сложная штука, что в нём есть немало несправедливостей, что страх, сожаление и отчаяние – в такой же степени часть нашего бытия, как радость, оптимизм и уверенность.