Просмотр содержимого документа
«Контрольная работа по русскому языку "Анализ текста"»
ПО ТЕМЕ «МНОГОАСПЕКТНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА»
Цель урока:
Закрепить умения выполнять смысловой, типологический, стилистический анализы текста.
Задание по тексту:
Прочитайте текст В. Мезенцева о сновидениях, попытайтесь понять его общий смысл. Подготовьтесь выразительно прочитать текст.
О чем идет речь в тексте? Какова тема текста ? (Озаглавьте.)
Что хотел сказать автор о природе сновидений? Определите идею текста.
Для какой сферы общения характерен текст?
Определите цель, ради которой написан данный текст?
Форма речи?
Определите стиль текста.
Исходный текст. Спишите, вставляя пропущенные буквы. .
«Небывалая к..мбинация былых вп..ч..тлений» - так очень образн.. и точно назвал сн..овидени.. отец ру(сс/с)кой физиологии Иван Михайлович Сеченов, зал..живший в прошлом веке основы науки о деятельности мозга человека. (Не)только р..зличные в..сп..минания, которые наш мозг как бы извл..кает из своих «кладовых памяти», пор..ждают сн..видения. Сюда же впл..тают(?)ся и внешние раздражения, дох..дящие до мозга во время сна. Зашумит ли по крыше дождь, крикнет ли ночная птица, пройдет по улице автомашина – все отм..чают бодрствующие клетки, и нере…ко все это п..р..плетает(?)ся с тем, что человек видит во сне.
Вот так и возникают «небывалые к..мбинации» в..сп..минаний с раздр..жениями, идущими из внешнего мира. Но к..мбинации составляют(?)ся только из «былых впечатлений», которые когда-то раньше или же в настоящий момент отразились и отражают(?)ся в нашем м..згу. Несмотря на всю фантастичность сн..видений, в них может содержаться лишь то, что было уже в..спринято мозгом. В сн..видениях сл..пых от рождения (ни)когда (не)бывает зрительных образов. И понятно почему – ведь этих образов, в.споминаний об этих образах нет и (не)было в мозгу, в его «кладовой памяти». Интенсивная работа мозга во время сна может вызывать сн..видения, проясняющие решение задачи, над которой человек думал днем. Особенно это можно ожидать в тех случаях, когда человек думает над какой-то проблемой долгое время. В этом нет ничего м..стического. Име(н/нн)о таким путем Д. И. Менделеев, по св..детельству профессора А. А. Иностранцева, завершил свою работу по созданию пер..одической таблицы х..мических элементов.
(В. Мезенцев)
ПО ТЕМЕ «МНОГОАСПЕКТНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА»
Цель урока:
Закрепить умения выполнять смысловой, типологический, стилистический анализы текста.
Задание по тексту:
Прочитайте текст В. Короленко о красоте леса, попытайтесь понять его общий смысл. Подготовьтесь выразительно прочитать текст.
О чем идет речь в тексте? Какова тема текста ? (Озаглавьте.)
Что хотел сказать автор о природе сновидений? Определите идею текста.
Для какой сферы общения характерен текст?
Определите цель, ради которой написан данный текст?
Форма речи?
Определите стиль текста.
Исходный текст. Спишите, вставляя пропущенные буквы. .
В этом л..су всегда ст..ял шум — ров(н/нн)ый, протяжный, как отг..лосок дальнего звона, спокойный и смутный, как тихая песня без слов, как неяс(?)ное восп..минание о проше..шем. В нём всегда стоял шум, потому что это был старый, др..мучий бор, которого (не)касались ещё п..ла и т..пор л..сного бары..ника. Высокие ст..летние сосны с красными м..гучими ств..лами ст..яли хмурою рат(?)ю, плотно сомкнувшись (в)верху зелёными в..ршинами. Внизу было тихо, пахло см..лой; сквоз(?) пол..г с..сновых игл, которыми была усыпана почва, пробились яркие п..п..ротники, пышно раскинувшиеся пр..чудливою бахромой и ст..явшие недвижимо, не шелохнув листом. В сырых уголках тянулись высокими стеблями зелёные травы; белая кашка склонялась отяжелевшими головками, как будто в тихой истоме. А (в)верху, без конца и перерыва, тянул лесной шум, точно смутные вздохи старого бора.
Но теперь эти вздохи ст..н..вились всё глубже, сильнее. Я ехал лесною тропой; и хотя неба мне (не)было видно, но по тому, как хмурился лес, я чу..ствовал, что над ним тихо подымается тяжёлая туча. Время было не ра(н/нн)ее. Между ств..лов кое-где проб..вался ещё косой луч заката, но в чащах расп..лзались уже мглистые сумерки. К вечеру собиралась гроза.
На сегодня нужно было уже отл..жить всякую мысль об охоте; впору было только добраться перед гр..зой до ночлега. Мой конь постукивал к..пытом в обнажившиеся корни, хр..пел и наст..раживал уши, прислушиваясь к гулко щ..лкающему лесному эху. Он сам приб..влял шагу к знакомой лесной ст..р..жке.
(По В. Короленко.)