СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Контрольная работа по русскому языку "Анализ текста"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

ПО ТЕМЕ «МНОГОАСПЕКТНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА»  

 

Цель урока:

Закрепить умения выполнять смысловой, типологический, стилистический анализы текста. 

Просмотр содержимого документа
«Контрольная работа по русскому языку "Анализ текста"»

ПО ТЕМЕ «МНОГОАСПЕКТНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА»



Цель урока:

Закрепить умения выполнять смысловой, типологический, стилистический анализы текста.

Задание по тексту:

  1. Прочитайте текст В. Мезенцева о сновидениях, попытайтесь понять его общий смысл. Подготовьтесь выразительно прочитать текст.

  2. О чем идет речь в тексте? Какова тема текста ? (Озаглавьте.)

  3. Что хотел сказать автор о природе сновидений? Определите идею текста.

  4. Для какой сферы общения характерен текст?

  5. Определите цель, ради которой написан данный текст?

  6. Форма речи?

  7. Определите стиль текста.


Исходный текст. Спишите, вставляя пропущенные буквы. .

«Небывалая к..мбинация былых вп..ч..тлений» - так очень образн.. и точно назвал сн..овидени.. отец ру(сс/с)кой физиологии Иван Михайлович Сеченов, зал..живший в прошлом веке основы науки о деятельности мозга человека. (Не)только р..зличные в..сп..минания, которые наш мозг как бы извл..кает из своих «кладовых памяти», пор..ждают сн..видения. Сюда же впл..тают(?)ся и внешние раздражения, дох..дящие до мозга во время сна. Зашумит ли по крыше дождь, крикнет ли ночная птица, пройдет по улице автомашина – все отм..чают бодрствующие клетки, и нере…ко все это п..р..плетает(?)ся с тем, что человек видит во сне.

Вот так и возникают «небывалые к..мбинации» в..сп..минаний с раздр..жениями, идущими из внешнего мира. Но к..мбинации составляют(?)ся только из «былых впечатлений», которые когда-то раньше или же в настоящий момент отразились и отражают(?)ся в нашем м..згу. Несмотря на всю фантастичность сн..видений, в них может содержаться лишь то, что было уже в..спринято мозгом. В сн..видениях сл..пых от рождения (ни)когда (не)бывает зрительных образов. И понятно почему – ведь этих образов, в.споминаний об этих образах нет и (не)было в мозгу, в его «кладовой памяти». Интенсивная работа мозга во время сна может вызывать сн..видения, проясняющие решение задачи, над которой человек думал днем. Особенно это можно ожидать в тех случаях, когда человек думает над какой-то проблемой долгое время. В этом нет ничего м..стического. Име(н/нн)о таким путем Д. И. Менделеев, по св..детельству профессора А. А. Иностранцева, завершил свою работу по созданию пер..одической таблицы х..мических элементов.

(В. Мезенцев)





ПО ТЕМЕ «МНОГОАСПЕКТНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА»



Цель урока:

Закрепить умения выполнять смысловой, типологический, стилистический анализы текста.

Задание по тексту:

  1. Прочитайте текст В. Короленко о красоте леса, попытайтесь понять его общий смысл. Подготовьтесь выразительно прочитать текст.

  2. О чем идет речь в тексте? Какова тема текста ? (Озаглавьте.)

  3. Что хотел сказать автор о природе сновидений? Определите идею текста.

  4. Для какой сферы общения характерен текст?

  5. Определите цель, ради которой написан данный текст?

  6. Форма речи?

  7. Определите стиль текста.


Исходный текст. Спишите, вставляя пропущенные буквы. .

В этом л..су всегда ст..ял шум — ров(н/нн)ый, протяжный, как отг..лосок дальнего звона, спокойный и смутный, как тихая песня без слов, как неяс(?)ное восп..минание о проше..шем. В нём всегда стоял шум, потому что это был старый, др..мучий бор, которого (не)касались ещё п..ла и т..пор л..сного бары..ника. Высокие ст..летние сосны с красными м..гучими ств..лами ст..яли хмурою рат(?)ю, плотно сомкнувшись (в)верху зелёными в..ршинами. Внизу было тихо, пахло см..лой; сквоз(?) пол..г с..сновых игл, которыми была усыпана почва, пробились яркие п..п..ротники, пышно раскинувшиеся пр..чудливою бахромой и ст..явшие недвижимо, не шелохнув листом. В сырых уголках тянулись высокими стеблями зелёные травы; белая кашка склонялась отяжелевшими головками, как будто в тихой истоме. А (в)верху, без конца и перерыва, тянул лесной шум, точно смутные вздохи старого бора.

Но теперь эти вздохи ст..н..вились всё глубже, сильнее. Я ехал лесною тропой; и хотя неба мне (не)было видно, но по тому, как хмурился лес, я чу..ствовал, что над ним тихо подымается тяжёлая туча. Время было не ра(н/нн)ее. Между ств..лов кое-где проб..вался ещё косой луч заката, но в чащах расп..лзались уже мглистые сумерки. К вечеру собиралась гроза.

На сегодня нужно было уже отл..жить всякую мысль об охоте; впору было только добраться перед гр..зой до ночлега. Мой конь постукивал к..пытом в обнажившиеся корни, хр..пел и наст..раживал уши, прислушиваясь к гулко щ..лкающему лесному эху. Он сам приб..влял шагу к знакомой лесной ст..р..жке.

(По В. Короленко.)