Контрольно - обобщающий урок:
ВНУТРЕННИЕ ВОДЫ И ВОДНЫЕ РЕСУРСЫ России
(8 класс)
Цели урока:
Проверить знание учащимися основных терминов, понятий и определений по разделу.
Определить уровень знания учащимися:
- главных особенностей внутренних вод России;
- особенности размещения по территории страны крупных рек, озер и других видов внутренних вод;
Определить уровень умения учащихся:
- показывать на карте основные объекты внутренних вод России – реки, озера;
- работать с картами, схемами;
- составлять характеристику по плану одного из объектов внутренних вод России.
- обобщить полученные знания по теме, показать большое значение внутренних вод в жизни всего живого на Земле, используя знания по географии, литературе, истории и математике; - развивать интерес к изучению географии России.
Задачи урока: в игровой форме провести проверку знаний учащихся по теме; провести небольшую дискуссию по экологии, викторину и определить самых эрудированных учащихся.
Тип урока: комбинированный с использованием презентации Microsoft Power Point,
Форма организации деятельности учащихся:
- индивидуальная работа;
- работа в парах;
- работа по рядам.
Учебно-наглядный комплекс:
учебноедийная установка (компьютер, проектор)
Ход урока.
«Вода – это живая кровь, которая создает жизнь, где её не было»
Академик А.А.Карпинский.
«Вода является самым важным минералом на Земле,
без которого нет жизни».
Геохимик А.Е. Ферсман
- Постановка цели и задач урока учителем.
- Мозговой штурм (раздать на отдельных листах); контрольные листы
ВНУТРЕННИЕ ВОДЫ И ВОДНЫЕ РЕСУРСЫ
1. Общая протяженность рек и крупных ручьев России составляет (в млн. км):
- 2
- 5
- 10
- 15
2. Что такое речной сток?
- количество воды, проходящее через русло реки за определенный промежуток времени
- направление стока поверхностных вод на определенной территории
- количество воды реки, расходуемой на орошение в год
- количество воды, выносимой притоками в основное русло
- Назовите самый большой речной бассейн России:
- Атлантического океана
- Северного Ледовитого океана
- Тихого океана
- внутренний
- Какая река обладает самым большим в России речным бассейном (2990 тыс. кв. км)?
- Волга
- Обь
- Енисей
- Лена
- Что такое уклон реки?
- угол наклона русла реки
- отношение величины падения реки к ее длине
- разница абсолютных отметок истока и устья
- сумма высот всех водопадов реки
- Выберите правильное определение понятия «межень»:
- расстояние между противоположными берегами реки
- расстояние между берегом и стрежнем реки
- наиболее низкий уровень воды в реке
- наибольшая глубина реки на данном отрезке
- Какая причина вызывает катастрофические наводнения на Неве, от которых со дня своего основания страдает Санкт-Петербург?
- обильные дожди
- дружное таяние снега
- загромождение русла льдом
- ветровой нагон в устье
- В озеро Байкал впадает 336 рек, а вытекает одна. Как она называется?
- Илим
- Ангара
- Витим
- Киренга
- Каково происхождение котловины Ладожского озера?
- тектоническое
- вулканическое
- термокарстовое
- ледниковое
- Какая часть территории России занята болотами?
- 5%
- 10%
- 15%
- 20%
- Назовите самый заболоченный район России:
- центр Западной Сибири
- Забайкалье
- Приморье
- полуостров Таймыр
12. На какой части территории России распространены многолетнемерзлотные породы?
- 1/5
- 1/2
- 2/3
- 3/4
13. Какая наука занимается изучением многолетней мерзлоты?
- гляциология
- геокриология
- геохимия
- геоботаника
14. В каких горных районах России насчитывается максимальное (1400) количество ледников?
- на Кавказе
- на Камчатке
- на Урале
- на Алтае
15. Какова площадь ледников на островах Российского сектора Арктики (тыс. кв. км)?
- 15
- 56
- 98
- 125
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
11
|
12
|
13
|
14
|
15
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Ответы: 1-1;2-1;3-2;4-2;5-2;6-3;7-3;8-2;9-4;10-2;11-1;12-3;13-3;14-1;15-2.
III«Разминка» по терминам.
Найдите соответствие между термином и понятием:
Понятие
|
термин
|
- Ежегодно повторяющийся ожидаемый подъём уровня воды в реке.
- Превышение истока реки над устьем.
- Поведение реки в течение года.
- Стихийное бедствие, сопровождается затоплением местности.
- Грязекаменные потоки.
- Низкий уровень воды в реке.
- Крупные искусственные водоёмы, созданные на реках.
- Время, когда реки покрыты льдом.
- Воды, пригодные для хозяйственного использования
- Слой горных пород, не оттаивающий в течение длительного времени, до тысячи лет.
|
А) Водохранилище
Б) Водные ресурсы
В) Межень
Г) Половодье
Д) Падение реки
Е) Режим реки
Ж) Наводнение
З) Сель
И) Ледостав
К) Многолетняя мерзлота
|
Ответы: 1- Г, 2- Д, 3- Е, 4- Ж, 5- З, 6- В, 7- А, 8 – И, 9- Б, 10 – К
Понятие
|
Термин
|
- Отношение падения реки (в см) к её длине (в км).
- Воды, расположенные в верхней части земной коры.
- Скважина, по которой поступает на поверхность межпластовая вода.
- Внезапный подъём уровня воды в реке.
- Начало реки
- Свод сведений о водных ресурсах России.
- Переувлажнённый участок местности.
- Уровень, выше которого в горах сохраняется нетающий снег, превращающийся постепенно в лёд.
- Переносимый рекой материал: песок, ил.
- Скопление льда на суше.
|
А) Болото
Б) Уклон реки
В) Ледник
Г) Снеговая линия
Д) Подземные воды
Е) Артезианский колодец
Ж) Твёрдый сток
З) Паводок
И) Исток
К) Водный кадастр
|
Ответы: 1- Б, 2-Д, 3-Е, 4-З, 5-И, 6-К, 7-А, 8-Г, 9-Ж, 10-В.
III. Обсуждение темы «Реки» с элементами викторины, с использованием игры «Третий лишний», загадок.
1. Викторина.
1) В. Маяковский: «Сверху взгляд на Россию брось - рассинелась речками...».
Вопрос: Сколько примерно рек в нашей стране, прав ли поэт? ( 130 тысяч рек длиной от 10 км и более, но если считать и реки длиной менее 10 км, то их уже будет более 2 млн).
2) В. Гюго: «Реки, словно гигантские трубы, поют океану о красоте Земли, о возделанных полях, о великолепии городов и о славе людей».
Вопросы:
- Каким океанам поют свои песни реки России? К бассейнам каких океанов принадлежат реки нашей страны? К какому бассейну отнесете большинство рек? Приведите примеры.
2. Игра «Третий лишний».
Печора, Волга, Енисей.
Днепр, Дон, Амур.
Обь, Енисей, Иртыш.
Западная Двина, Лена, Колыма.
Практическая работа.
- Определите падение и уклон рек по формулам. Сделайте вывод о характере рек.
П = Н1- Н2
У= П : Д
П – падение (см)
У – уклон (см/км)
Н1 --- высота истока (м)
Н2 --- высота устья (м)
Д --- длина реки (км)
1вариант ----- река Амур
2 вариант ----- река Лена
Ответ:
река Амур ---- П = 1000м – 0м = 1000м; У = 100000см : 4440км = 22,5см/км (река равнинная)
река Лена ----- П = 930м – 0м= 930м; У = 93000см : 4400км = 21см/км (река равнинная)
3. Викторина.
• Назовите «рекордсменов»:
v Самая полноводная река России? (Енисей)
v Самая длинная река нашей страны, полностью находящаяся на территории России? (Обь с Иртышом)
v У какой реки России самый большой бассейн? (Обь)
• Определите характер течения реки: А. Н. Гоголь «Чуден Днепр...»:
Чуден Днепр при тихой погоде.
Спокойно и плавно катит он чистые воды свои. (Ответ: равнинная река.)
Б. М. Лермонтов «Дары Терека»:
Терек воет, дик и злобен,
Меж утёсистых громад,
Буре плач его подобен,
Слёзы брызгами летят. (Ответ: горная река.)
• А о чем говорит следующая часть этого стихотворения?
Но по степи разбегаясь,
Он лукавый принял вид
И, приветливо ласкаясь,
Морю Каспию журчит.
(Ответ: характер течения реки в нижнем течении изменился, река стала равнинной, впадает в Каспийское море-озеро.)
IV. Обсуждение темы «Озера».
А) - Озер в России тоже очень много – около 3 млн. Знаете ли вы их?
1-е задание. Загадки.
1. Одна из героических страниц истории Руси - борьба против тевтонских рыцарей. Летописи сообщают, что большая часть их войска провалилась под лед озера в битве, которая произошла в 1242 году. На дно озера опускались археологи-подводники, чтобы восстановить детали исторической битвы. (Ответ: Чудское озеро.)
2. Озеро – самый крупный водоем в Европе. В озеро впадает 30 рек, а вытекает одна Нева. Во время Великой Отечественной войны по льду проходила «Дорога жизни» в окруженный немецкими войсками город. (Ответ: Ладожское озеро.)
3. Это озеро-море. Самое крупное в мире. Оно заполнено солоноватой водой и населено многими животными морского происхождения. (Ответ: Каспийское).
4. Озеро на протяжении столетий оставалось в стороне от больших строек и дорог. Поэтому сохранилась здесь природа в первозданном виде. Алтын-Коль (Золотое озеро) – такое название дали озеру за его чарующую красоту. Вода в нем холодная и прозрачная. Из него вытекает один из притоков Оби – река Бия.
(Ответ: Телецкое)
5. Еще при Петре 1 проложили русские люди «государеву дорогу» от Студеного моря к озеру и по ней волоком тащили корабли из Архангельска в Ладогу. В озеро впадает 690 рек, а вытекает река Свирь. В озере много рыбы, в том числе и лососевых.
(Ответ: Онежское)
6. Это озеро лежит за полярным кругом, в царстве холода и вечной мерзлоты, на одноименном полуострове. Оно неглубокое, ледникового происхождения. Здесь много птиц, рыб и даже водятся великаны Арктики – овцебыки.
(Ответ: Таймыр)
7. Это крупное дальневосточное озеро страны. По нему проходит граница России с Китаем. В нем водятся зелёные беспанцирные черепахи.
(Ответ: Ханка)
8. Это озеро самое глубокое в мире, самое старое – ему 30 млн лет, а также самое прозрачное. Озеро населяет 1800 видов животных и растений – ¾ из них эндемики, т.е. встречаются только здесь.
(Ответ: Байкал).
2-е задание. Узнай по описанию. Используя таблицу 10 на с.116 учебника, определите известные вам типы озерных котловин по описанию:
1. Неглубокие котловины, образованные при проседании грунта и заполненные талой водой, на территориях, имеющих вечную мерзлоту (термокарстовые).
2. Возникают при запруживании водотока оползнями, обвалами, лавовыми потоками, т.е. путем образования естественных плотин (запрудные).
3. Образовались в кратерах вулканов (вулканические).
4. Озера, сформировавшиеся на территориях, подвергшихся материковому оледенению (ледниковые).
5. Это обычно самые глубокие озера, образованные на местах разломов и прогибов земной коры (тектонические).
V. Тема «Ледники и многолетняя (вечная) мерзлота».
1) Что такое ледник? (Подвижные скопления льда на поверхности суши.)
2) Назовите самые крупные горные ледники России. (Ответ: Богдановича - в Ключевской группе вулканов — самый большой по площади (37,8 км2); Безенги - в верховьях Терека -самый длинный (длина 17,6 км, площадь 36,2 км2.)
3) Что такое вечная мерзлота? (Слой горных пород, не оттаивающий в течение длительного времени, до тысячи лет).
4) Какой толщины достигает многолетняя мерзлота в России? (1500м в Якутии).
5) Какое влияние оказывает мерзлота на природу и на хозяйственную деятельность человека?
- Тормозит развитие растений и процессы почвообразования;
- Является водоупорным слоем, задерживает влагу в верхних слоях земли, способствует заболачиванию территорий;
- Зимой лишает подземного питания рек, и они промерзают до дна; Взрывается лед на реках, и образуются наледи - тарыны;
- Формирует мерзлотные формы рельефа – булгунняхи, бугры вспучивания)
- Значительно осложняет строительство зданий, дорог, прокладку трубопроводов, добычу полезных ископаемых;
- Мерзлота – естественный холодильник, где можно хранить продукты.
6) Как человек приспособился к жизни в условиях вечной мерзлоты? Расскажите об этом используя текст учебника с. 119
VI . Тема «Болота, искусственные сооружения».
1) Назовите два типа болот в зависимости от питания (Верховые и низинные).
2) Как они отличаются по источникам питания, где обычно расположены?
(Низинные болота непроходимы, при накоплении торфа отрываются от питающих их грунтовых вод и становятся верховыми. Для верховых болот необходимо главное условие – избыточное увлажнение)
3) Надо ли осушать все болота? Ваши предложения (небольшая дискуссия).
(На болотах идет очистка воды, болота дают начало многим рекам; на болотах растут ценные ягоды; образуется торф; места обитания птиц).
4) Какие стихийные явления, связанные с внутренними водами, вы знаете?
(наводнения, сели, цунами, гололед, ливни, лавины)
7) Обеспечена ли наша страна водными ресурсами? Есть ли проблемы?
(Россия богата водными ресурсами, но размещены они неравномерно: северо-запад Русской равнины – озерный край, очень хорошо обеспечен водой, а юго-восток Русской равнины, Среднерусская возвышенность, Урал испытывают недостаток воды. Человек использует в основном речную воду, это ежегодно возобновляемые водные ресурсы, которыми богата Сибирь.)
8) Объясните пословицу «Без воды нет жизни», возникшую у наших далёких предков, с позиций современных условий жизни. Докажите её справедливость.
Что объединяет высказывания академика А.А.Карпинского
«Вода – это живая кровь, которая создает жизнь, где её не было», геохимика А.Е. Ферсмана «Вода является самым важным минералом на Земле, без которого нет жизни» и пословицу наших предков?
9) Как сохранить воду чистой для нас и будущих поколений Россиян?
- Строить очистные сооружения, а многие очистные сооружения реконструировать.
- Совершенствовать технологию производства на предприятиях. Например, ввести оборотную систему водоснабжения. Отработанные воды очищаются и снова используются на том же предприятии.
- Экономия потребления воды, плата за каждый метр кубический по счетчику.VII. Рефлексия:
Закончи предложения:
- Я знаю, что…..
- Я умею….
- Мне было понятно …
- У меня хорошее….
IX. Подведение итогов урока. Оценки.
- Итак, сегодня на уроке показали себя самыми эрудированными …..
Отметки по контрольным тестам после проверки , по фишкам по факту в наличии
|