СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Контрольный измерители по русскому языку

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Контрольные измерители по русскому языку за курс 5 класса включают контрольные диктант -5,контрольные работы-2, тестирование-2, изложение -2,сочинения-2

Просмотр содержимого документа
«Контрольный измерители по русскому языку»



ГУ «Тогузакская средняя школа отдела образования акимата Карабалыкского района »


















КОНТРОЛЬНЫЕ ИЗМЕРИТЕЛИ

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

ДЛЯ 5 КЛАССА

(диктанты, тесты, контрольные работы)


































СОДЕРЖАНИЕ


I. Нормы контрольных работ по русскому языку…………………………………………3 стр.

II. Контрольные диктанты:

1. Контрольный диктант (нулевой срез) за курс начальной школы……………….…4 стр.

2. Контрольный диктант по разделу «Синтаксис. Пунктуация»…………………..…5 стр.

3. Контрольный диктант по разделу «Фонетика. Графика. Орфография» ………….6 стр.

4. Контрольный диктант по разделу «Словообразование. Имя существительное. Орфография.» …………………………………………………………………………….7 стр.

5. Итоговый контрольный диктант за курс 5 класса (годовой)………………………..8 стр.

III. Контрольные работы:

1. Контрольная работа по разделу «Лексика»…………………………………………9-10 стр.

2. Контрольная работа по разделу «Глагол»………………………………………..11-12 стр.

IV. Тестовые задания:

2. Тестирование «Фонетика. Графика. Орфография.»………………………………..13 стр.

4. Тестирование «Имя прилагательное»..……………………………………………....14 стр.

V. Изложения:

1. Изложение –повествование…………………………………………………………...15 стр.

2. Изложение ……………………………………………………………………………..16 стр.

VI. Сочинения:

1. Сочинение-описание ……………………………………………………………….....17 стр.

2. Сочинение-повествование с элементами описания…………………….………......18 стр.

































I. НОРМЫ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

ДЛЯ 5 КЛАССА


Контрольные диктанты5 (1 стартовый, далее по одному в четверть);


Контрольные работы2 (по одной в полугодие);


Тестирования2 (по одному в полугодие; по усмотрению учителя

на тестирование возможно отводить 20-25 минут урока после повторения).


Изложения2 (по одному в полугодие);


Сочинения - 2 (по одному в полугодие).



Объем контрольных диктантов – 90-110 слов, с грамматическим заданием –

на 10-20 слов меньше (в зависимости от сложности и объема грамматического задания).


Объем текста для подробного изложения – 100-150 слов,

для сжатого изложения, итоговых, контрольных изложений – на 30-60 слов больше.


Объем классных сочинений – 0,5-1,0 страницы.

































II. ДИКТАНТЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ


1. Контрольный диктант (нулевой срез)

за курс начальной школы.

Цель: проверить общий уровень теоретического и практического усвоения учебного материала за курс начальной школы в соответствии с требованиями государственного стандарта.


Содержание контрольной работы направлено на выявление уровня развития умения выбирать условия для написания:

- проверяемых безударных гласных в корне слова;

- непроверяемых безударных гласных в корне слова;

- звонких и глухих согласных в корне слова;

- непроизносимых согласных;

- предлогов со словами;

- разделительных Ь и Ъ;

постановки знаков препинаний:

- при однородных членах предложения;

- в сложных предложениях (перед союзами а, но);

- в конце предложения.

Грамматические задания направлены на выявление уровня сформированности практических умений и навыков:

- производить синтаксический разбор простого предложения;

- выполнять морфемный разбор слов;

- опознавать части речи в тексте.


Диктант.

Летний дождь.

День был солнечный, жаркий, но вдруг набежала синяя тучка. Из нее посыпался частый дождь. А солнце продолжало светить. Дождевые капли падали на землю, тяжело шлепались о листья. Они повисали на траве, на ветвях кустов и деревьев. И в каждой капле отражалось, играло солнце.

Скоро солнечный дождь кончился. Я взглянул и увидал, что через все небо разноцветной* дугой протянулась радуга. Один конец ее упирался* в деревню, а другой уходил далеко в заречные луга.

(82 слова.)



















Грамматическое задание к диктанту №1


1. Выполните синтаксический разбор предложений:

I вариант – Из нее посыпался …;

II вариант - Скоро солнечный дождь …



2. Разберите слова по составу:


I вариант – жаркий, повисали;

II вариант – дождевые, уходил.



3. Выпишите из текста по одному существительному, прилагательному и глаголу. Укажите их морфологические признаки.


Примечание: слова, обозначенные звездочкой, выписать.




































2. Контрольный диктант

по разделу «Синтаксис. Пунктуация».

Цели: проверить уровень усвоения учебного материала по разделу «Синтаксис. Пунктуация» в соответствии с требованиями государственного стандарта.


Содержание контрольного диктанта направлено на выявление качества усвоения ранее изученных орфограмм и сформированных пунктуационных навыков:

- постановки знаков препинания в предложениях с однородными членами;

- постановки знаков препинания в предложениях с обобщающим словом при однородных членах предложения;

- тире между подлежащим и сказуемым;

- постановки препинания в предложениях с обращением;

- постановки знаков препинания в предложения с прямой речью;

- постановки знаков препинаний в сложном предложении;

- постановки знаков препинания в конце предложения.

Грамматическое задание направлено на выявление уровня сформированности практических умений и навыков:

- разбирать словосочетания и определять способ связи в них (смысловую и грамматическую);

- выполнять синтаксический разбор простого предложения, осложненного однородными членами

- объяснять пунктограммы (строить схемы);

- находить в тексте предложения с прямой речью;

- строить схемы предложений с прямой речью.


Диктант.

Скоро снег оденет лес пушистым нарядом, и наступит зима.

Загуляет в поле вьюга. В лесу все утонет под белым покровом. Зайдешь в лес и не узнаешь знакомых мест. Пушистые хлопья снега густо покроют все вокруг: старые пни, ветви деревьев, пожухшую траву.

Спрячутся в норку ежи, укроются от мороза белки в зимние гнезда.

Плохо зимой птицам. Они часто погибают от холода и голода. «Как помочь им?» – спросите вы.

Запасите с осени корм для птиц. Сделайте для них кормушки. Птицы – наши друзья. Помогайте им, ребята!

(83 слова.)




















Грамматическое задание к диктанту №2


1. Выпишите из текста два словосочетания, сделайте их разбор.


2. Произведите синтаксический разбор предложений:

I вариант – Зайдешь в лесную глушь… .

II вариант – Пушистые хлопья снега… .


3. Объясните постановку знаков препинания в предложениях:

I вариант – «Птицы – наши друзья»;

II вариант – «Помогайте им, ребята!».


4. Выпишите из текста предложение с прямой речью, составьте его схему.






































3. Контрольный диктант

по разделу «Фонетика. Графика. Орфограмма».

Цель: проверить уровень усвоения теоретического и практического материала по разделу «Фонетика. Графика. Орфография» в соответствии с требованиями государственного стандарта.


Содержание контрольного диктанта направлено на выявление качества усвоения ранее изученных орфограмм:

- проверяемых безударных гласных в корне слова;

- непроверяемых безударных гласных в корне слова;

- звонких и глухих согласных в корне слова;

- непроизносимых согласных;

- правописание и, у, а после шипящих;

- правописание разделительного Ь;

-правописание сочетаний ЧК, ЧН;

Грамматические задания направлены на выявление уровня сформированности практических умений и навыков:

- выполнения фонетического разбора;

- определение двойной роли букв е, ё, ю, я;

- определение сильной и слабой позиции согласных звуков.


Диктант.

С утра солнце слепило глаза, а к вечеру на востоке показалось белое облачко. Оно быстро неслось по небу. В последний раз появился из-за облака бледный луч солнца, и гигантская снеговая туча накрыла густой пеленой всю окрестность. Яростные порывы ветра несли колючий снег. Снежинки косо неслись по ветру, засыпали высушенную морозом траву, устилали белыми пятнами ледяную гладь озера. Всю ночь бушевала вьюга.

К утру стихло. Только пушинки снега продолжали кружить в воздухе. Они падали на белое одеяло земли.

(77 слов.)


























Грамматическое задание к диктанту №3


1. Произвести фонетический разбор слов:

I вариант - вьюга;

II вариант – солнце.


2. Выпишите из текста слова, в которых гласные буквы е, ё, ю, я обозначают:

I вариант – один звук;

II вариант – два звука.


3. Приведите примеры слов из текста, которые имеют слабую позицию:

I вариант – согласных;

II вариант – гласных.

Объясните графически, какое орфографическое правило основано на этой особенности.


































4. Контрольный диктант

по разделу «Словообразование. Имя существительное. Орфография».

Цель: проверит уровень теоретического и практического усвоения учебного материала раздела «Словообразование. Имя существительное. Орфография» в соответствии с требованиями государственного стандарта.


Содержание контрольного диктанта направлено на выявление качества усвоения учебного материала изученного раздела и уровня развития умений применять изученные правила написания:

- чередующихся гласных о – а в корнях слов -лаг-, -лож-, -раст-,

-рос-, -ращ-;

- букв з и с на конце приставок;

- букв о и е после шипящих.

Грамматическое задание направлено на выявление уровня сформированности умений и навыков:

- подбирать однокоренные слова;

- определять слова по указанной форме;

- производить словообразовательный разбор слов;




Диктант.

Лоси.

Рассвело. Легкий ветерок пробежал по лесу. Туман разошелся, и показался берег реки с зарослями густого кустарника.

Вдруг послышался шорох гальки. Я оглянулся и рассмотрел две черные тени. Я предполагал увидеть людей, но это показались лоси. Они направлялись к реке. Я залюбовался животными. Лоси жадно пили воду. Вдруг самка почуяла опасность и стала смотреть в мою сторону. Вода стекала у нее с губ, и от этого расходились круги по спокойной поверхности реки. Лосиха встрепенулась, издала хриплый крик и бросилась к лесу.

В это мгновение взошло солнце. Сквозь клубы тумана стали проявляться очертания гор, растущих на том берегу деревьев.

(97 слов.)
















Грамматическое задание к диктанту №4

  1. Выпишите из текста два слова, которые имеют форму:

I вариант – дательного падежа, единственного числа, женского рода;

II вариант - творительного падежа, множественного числа.

Определите часть речи выписанных слов. Какая морфема указывает на форму слова? Выделите ее.


  1. Подберите однокоренные слова к словам:

I вариант - берег, лес;

II вариант - река, гора.


  1. Произведите словообразовательный разбор слов:

I вариант - пробежал; лосиха;

II вариант - рассмотрел, ветерок.


  1. Выпишите из текста диктанта слова на изученные орфограммы:

I вариант – «Правописание чередующихся гласных о – а в корнях слов»;

II вариант«Правописание -з и -с на конце приставок».













































5. Итоговый контрольный диктат (годовой) за курс 5 класса.

Цель: определить соответствие знаний, умений и навыков учащихся за курс 5 класса требованиям государственного стандарта республики Казахстан.


Содержание контрольного диктанта направлено на выявление качества усвоения учебного материала за курс 5 класса и уровня сформированности орфографической зоркости и пунктуационных умений и навыков.


Диктант

Весеннее утро

Красивое, весеннее утро! Вот из-за синей полоски показалось багровое солнце. Его первые лучи дотронулись вершин громадных сосен. Над рекой расстилается туман. Но вот он начинает клубиться золотистым дымком. Скоро туман пропадает в прозрачном воздухе и открывает прозрачную гладь реки.

Синее небо глядится в зеркальную воду. На сочной траве деревьев блестит роса. Тихий шорох проносится над лесом. Весеннему утру радуются все: и птицы, и деревья, и цветы. Белоснежные облака иногда бросают легкую тень на ярко-зеленую травку, на светло-синюю ленту реки. Но подует ветерок, и тени исчезают.

Природа проснулась. Здравствуй, весеннее утро!

(91 слово.)

























Грамматическое задание к диктанту№5


  1. Произведите фонетический разбор слов:

I вариант – легкую;

II вариант – синюю.


  1. Произведите морфемный (по составу) разбор слов:

I вариант - дотронулись, золотистым, ветерок;

II вариант – зеркальную, проносится, травку.


  1. Произведите морфологический разбор слов:

I вариант – багровое (солнце);

II вариант – расстилается


  1. Произведите синтаксический разбор предложений:

I вариант – «Весеннему утру радуются все…»;

II вариант – «Белоснежные облака иногда бросают…».




































III. КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ


1. Контрольная работа с элементами тестирования по разделу «Лексика».


Цель: проверить уровень теоретического практического усвоения учебного материала раздела «Лексика» в соответствии с требованиями государственного стандарта.

Содержание контрольной работы направлено на выявление качества усвоения учебного материала изученного раздела и уровня развития умений применять изученные правила.

1 вариант.

1) Выберите правильный вариант ответа окончания фразы «Лексика – это…»

А) раздел науки о языке, в котором изучаются части речи;

Б) раздел науки о языке, в котором изучается словарный состав языка;

В) раздел науки о языке, в котором изучается строение слова.


 2) Выберите вариант правильного объяснения лексического значения выделенного слова в предложении «На площади стоял обелиск из полированного черного мрамора».

А) Клиновидный инструмент, по которому ударяют, рубя металл, обрабатывая камень;

Б) Основание памятника, колонны статуи, а также подставка, на которую устанавливается что-либо;

В) памятник, сооруженный в виде постепенно сужающегося кверху граненого столба.


 3) Определи, в каком ряду все словосочетания даны в переносном значении

А) ветер воет, горит костер, сушить весла;

Б) золотые украшения, гора урожая, холодный взгляд;

В) море новостей, плакал лес, горячее сердце.


4) Определите, чем являются выделенные слова в словосочетаниях по отношению  друг к другу: язык пламени – изучать язык.

А) синонимы;

Б) омонимы;

В) антонимы.


 5) Подберите синонимы к слову, выделенному в предложении: «Великий русский писатель Михаил Афанасьевич Булгаков был, как и многие другие писатели, врачом».

……………………………………………………………………………………………………...…………………………………………………………………………………………………………………………...

 6) Подчеркните слова в предложении, которые являются антонимами.

Землю - родную землю, Родину – освобождают, территорию - захватывают. Хозяин - на земле, на территории – завоеватель, покоритель. Так что же нам эта земля – земля-кормилица, Родина? Или территория?


  7) На месте пропуска запиши слова-синонимы к заимствованным словам:

Офис - ……………………..............................................................................................................................

трасса - ………………....................................................................................................................................

иллюстрация - ……………………………………………………………………………….………………


 8) Объясните значение фразеологизмов словами-синонимами, придумай предложения с ними.

На краю света…….......................................................................................................................................

Чуть свет ……………………………………………………………………………………………………………..

) Произведи лексический разбор выделенного слова в предложении «Гаснет вечер, даль синеет, солнышко садится».

 

 





















































2 вариант.

 1) Выберите правильный вариант ответа окончания фразы «Лексика – это…»

А) раздел науки о языке, в котором изучаются части речи;

Б) раздел науки о языке, в котором изучается словарный состав языка;

В) раздел науки о языке, в котором изучается строение слова.


 2) Выберите вариант правильного объяснения лексического значения выделенного слова в предложении «К патриотизму нельзя только призывать, его нужно заботливо воспитывать».

А) любовь к родине, преданность своему отечеству, своему народу;

Б) мнение, суждение, резко расходящееся с обычным, общепринятым;

В) Искренность, правдивость, чистосердечность.


 3) Определи, в каком ряду все словосочетания даны в переносном значении

А) волк воет, золотые руки, красить краской;

Б) мягкий взгляд, седые сопки, черствый человек;

В) море цветов, красное платье, твердая земля.


 4) Определите, чем являются выделенные слова в словосочетаниях по отношению  друг к другу: заключить мир – сказочный мир.

А) антонимы;

Б) синонимы;

В) омонимы.


 5) Подберите синонимы к слову, выделенному в предложении: «Вокруг зеленела бархатная трава» ………………………………………………………………………………………………………………...

………………………………………………………………………………………………………………... 6) Подчеркните слова в предложении, которые являются антонимами.

Было время, когда человек был не великаном, а карликом, не хозяином природы, а ее рабом. Но теперь все изменилось, и природа очень часто страдает от деяний человека.       

                                            

 7) На месте пропуска запиши слова-синонимы к заимствованным словам:

фейерверк - ………………………………………………………………………………………………....

яхта - …………....…………………………………………………………………….………………...........

автограф - …………………………………………………………………….……………………………...


 8) Объясните значение фразеологизмов словами-синонимами, придумай предложения с ними.

Не разлить водой……...……………………………………………………………………………………………....

Сквозь землю провалиться ………………………………………………………………………………..


9) Произведи лексический разбор выделенного слова в предложении «…А в ответ колоски шелестят: «Золотые нас руки растят».












2. Контрольная работа по теме «Глагол».

Цель: проверить уровень теоретического практического усвоения учебного материала по теме «Глагол» в соответствии с требованиями государственного стандарта.


Содержание контрольной работы направлено на выявление качества усвоения учебного материала изученного раздела и уровня развития умений применять изученные правила написания:

- безударных личных окончаний глагола;

- Ь в личных окончаниях глаголов 2-го лица, единственного числа;

- НЕ с глаголами;

- -тся и -ться.

Грамматическое задание направлено на выявление уровня сформированности умений и навыков:

- выполнения морфологического разбора глагола;

- выполнения морфемного (по составу) разбора глаголов;

- образования форм глаголов.


Контрольная  работа  по теме «Глагол»

Вариант 1

 1. Распределите глаголы по группам: а) трудовой процесс, б) движение, в) состояние человека, г) состояние природы, д) процесс речи и мысли, е) проявление цвета, ж) проявление звука.

Вязать, звенеть, светает, зеленеет, восклицать, лежать, радоваться, выкопать, чирикать, шествует, побледнеть, шептаться, печалиться, замерзнуть, пожелтеть, поразмышлять, смеркается, двигаться.

Определите спряжение глаголов. Над словом напишите (1 или 2).


2. Выписать из задания № 1 глаголы совершенного вида, составить два словосочетания, соответствующие схемам: глагол + сущ., глагол + наречие.

3. Запишите данные ниже глаголы в инфинитиве, обозначив окончания.

Образец: Обвиняет – обвинять.

Отрастет, обидимся, отвлечетесь, околдую, зацвел.

4. Выпишите глаголы, которые пишутся раздельно с не:

(Не)останавливаться, (не)навидеть, (не)долюбливать, (не)знакомиться, (не)житься, (не)различают, (не)мог, (не)здоровится, (не)годовать, (не)отваживаются.

5. Заполните таблицу по образцу:

Инфинитив

Условное накл.

(сослагательное)

Изъявительное

наклонение

Повелительное

наклонение

1. Приготовить

приготовил бы

приготовила бы

приготовил

приготовят

приготовь

приготовьте

пусть приготовят

2. Поглядеть




3. Сидеть




6. Спиши предложение, подчеркни глаголы как члены предложения, укажи наклонение.

Сделай морфологический разбор выделенных слов.

Если б я была царица, то на весь крещеный мир приготовила бы пир.

Не плюй в колодец – пригодится воды напиться.

 






2. Контрольная работа по теме «Глагол».

Цель: проверить уровень теоретического практического усвоения учебного материала по теме «Глагол» в соответствии с требованиями государственного стандарта.


Содержание контрольной работы направлено на выявление качества усвоения учебного материала изученного раздела и уровня развития умений применять изученные правила написания:

- безударных личных окончаний глагола;

- Ь в личных окончаниях глаголов 2-го лица, единственного числа;

- НЕ с глаголами;

- -тся и -ться.

Грамматическое задание направлено на выявление уровня сформированности умений и навыков:

- выполнения морфологического разбора глагола;

- выполнения морфемного (по составу) разбора глаголов;

- образования форм глаголов.


Контрольная  работа  по теме «Глагол»

Вариант 2

 1. Распределите глаголы по группам: а) трудовой процесс, б) движение, в) состояние человека, г) состояние природы, д) процесс речи и мысли, е) проявление цвета, ж) проявление звука

Вязать, звенеть, светает, зеленеет, восклицать, лежать, радоваться, выкопать, чирикать, шествует, побледнеть, шептаться, печалиться, замерзнуть, пожелтеть, поразмышлять, смеркается, двигаться.

Определите спряжение глаголов. Над словом напишите (1 или 2).

2. Выписать из задания № 1 5 глаголов несовершенного вида, составить два словосочетания, соответствующие схемам: глагол + сущ., глагол + наречие.

3. Запишите данные ниже глаголы в инфинитиве, обозначив окончания.

Образец: Обвиняет – обвинять.

Отчитываются, стригут, несет, приводила, распоряжусь.

4. Выпишите глаголы, которые пишутся слитно с не:

(Не)останавливаться, (не)навидеть, (не)долюбливать, (не)знакомиться, (не)житься, (не)различают, (не)мог, (не)здоровится, (не)годовать, (не)отваживаются.

5. Заполните таблицу по образцу:

Инфинитив

Условное накл.

(сослагательное)

Изъявительное

наклонение

Повелительное

наклонение

1. Приготовить

приготовил бы

приготовила бы

приготовил

приготовят

приготовь

приготовьте

пусть приготовят

2. Явиться




3. Дышать




9. Спиши предложение, подчеркни глаголы как члены предложения, укажи наклонение.

Сделай морфологический разбор выделенного слова.

Если б я была царица, то на весь крещеный мир приготовила бы пир.

Не плюй в колодец – пригодится воды напиться.

Кончил дело – гуляй смело.

Чем больше вы будете узнавать лес, тем больше будете убеждаться в том, что лес человеку не враг, а друг.

Пусть бегут неуклюже пешеходы по лужам.

Если бы рядом стояла вода, люди бы сбили огонь без труда.




IV. Тестирования.


1. Тестирование по разделу «Фонетика».

Цели: проверить уровень теоретического и практического усвоения учебного материала по разделу «Фонетика» в соответствии с требованиями государственного стандарта.


Тестовые вопросы.

Вариант-1

1. Фонетика изучает …
а) слово; б) словосочетание; в) часть речи; г) часть слова; д) звук 
Ответ: Д

2. Сколько гласных звуков в русском языке?

а)10; б) 6; в) 8; г) 7; д) 4 
Ответ: Б 


3. Укажите слово, в котором больше букв, чем звуков:

а) лицо; б) степь; в) тройка; г) ковер; д) листы

Ответ: Б

4. Укажите всегда мягкий звук:

а) [в]; б) [ж]; в) [й]; г) [ц]; д) [з]

Ответ: В

5. Шипящие согласные:

а) с, в, ж, г; б) ч, ш, ж, щ

в) з, х, ц, ш; г) т, л, ф, р

д) м, ч, н, д

Ответ: Б

6. Слова, в которых происходит оглушение:

а) сгибать, сбегать; б) дубки, сказка

в) сдача, сделать; г) отпуск, откос

д) сдоба, сдвиг

Ответ: Б

7. Слова, в которых происходит озвончение глухих согласных:

а) отделать, сдать; б) сад, сладкий

в) ложка, березка; г) дед, мороз

д) узкий, обоз

Ответ: А

8. Укажите слово, в котором буква не обозначает звук:

а) слава; б) морской

в) лень; г) ответ

д) гроза

Ответ: В

9. Выделите ряд слов, в которых две буквы передают один звук:

а) рассказ, мачта; б) солнце. весна

в) дышится, вода; г) вожжи, детский

д) лестница, заря

Ответ: Г

10. Глухие, не имеющие парных звонких:

а) [п], [с]; б) [ф], [к]

в) [т], [ш]; г) [щ], [с]

д) [ц], [ч]

Ответ: Д

11. Назовите непарный по глухости-звонкости согласный:

а) [ц]; б) [ж]

в) [б]; г) [в]

д) [з]

Ответ: А

12. Назовите согласный звук, непарный по мягкости-твердости:

а) [м]; б) [с]

в) [х]; г) [ч]

д) [б]

Ответ: Г


13. Укажи слово с твердыми согласными 
а) море; б) шаль; в) сбор; г) стена; д) дерево 
Ответ: В


14.В каком слове произносится звук [б]?

а)кнопка б) просьба в)трубка г) зубки д) дуб

Ответ: Б


15. В каком слове произносится звук [ з ] ?

а)рассказ б)сбоку в)резкий г) сказка д) скользкий

Ответ: Б


16. В каком слове на месте пропуска пишется Ь?

а)бан..тик б)нян…чить в)мен…ший г) жен..щина д) бан..щик

Ответ: В


17. Слово с ударением на втором слоге 
а) мышка; б) кошка в) медведь; г) комната; д) ветер 
Ответ: В 

18. В слове три слога 
а) языковая; б) рукавица; в) школа; г) средства; д) монолог 
Ответ: Д

19. Укажите слова с безударной проверяемой гласной в корне: 
а) Седло, запах, зерно. б) Ответ, клевер, момент. 
в) Сумерки, заря, запад. г) Характер, росток, минута. 
д) Карандаш, пенал, гараж. 
Ответ: А 

20. Укажите слова с безударной гласной а: 
а) Кр…сота, нав..днение, н…здря. б) П…кет, л…зейка, пл…кат. 
в) Р…зетка, т…мпон, ст…тья. г)Ст…ляр, ч…совня, т…мат, 
д) Тр…мвай, обл…ко, л…пух. 
Ответ: Б

21. В корне пишется буква -б-: 
а) Ле…ка. б) Скри…ка 
в) Голу…ка. г) Скре…ка 
д) Тря…ка. 
Ответ: В


22. Укажите ряд слов с непроизносимой согласной в корне: 
а) Остро…ки, поз…но. б) Сколь…кий, счас…ливый. 
в) Звез…ный, жи…кий. г) Мес…ность, чес…ный. 
д) Ро…кий, пло..цы. 
Ответ: Г 

23. Нет непроизносимого согласного: 
а) Прелес…ный. б) Чудес…ный. 
в) Неизвес…ный. г) Ненас…ный. 
д) Радос…ный. 
Ответ: Б

24. Укажите правильный вариант переноса слова: 
а) Русс-кий. б) Разы-скать. 
в) По-ссор-ит-ся. г) Об-ъяв-ле-ние. 
д) По-дбро-сить 
Ответ: Б

25. Определите вариант с разделительным ъ: 
а) Трех…этажный, ад…ютант, бул…он. 
б) Солов…и, двух…язычный, в…юга. 
в) С…емка, компан…он. 
г) П…еса, под…ем, суб…ект. 
д) Из…яснительное, об…явление . 
Ответ: Д






























Вариант-2


1. Фонетика изучает …
а) слово; б) словосочетание; в) часть речи; г) часть слова; д) звук 
Ответ: Д

2. Сколько согласных звуков в русском языке?

а)10; б) 20; в) 21; г) 15; д) 23 
Ответ: В 


3. Укажите слово, в котором букв меньше, чем звуков:

а) школа; б) мел; в) пятерка; г) поют; д) лист

Ответ: Г

4. Укажите всегда твердый звук:

а) [в]; б) [ж]; в) [й]; г) [ц]; д) [з]

Ответ: Г

5. Шипящие согласные:

а) с, в, ж, г; б) т, м, п, к

в) з, х, ц, ш; г) т, л, ф, р

д) ч, ш, ж, щ

Ответ: Б

6. Слова, в которых происходит оглушение:

а) просьба, косьба; б) молотьба, ворожба

в) сдача, сделать; г) сказка, арбуз

д) сдоба, сдвиг

Ответ: Г

7. Слова, в которых происходит озвончение глухих согласных:

а) лодка, трубка; б) сад, сладкий

в) ложка, березка; г) сделать, сбросить

д) низкий, резкий

Ответ: Г

8. Укажите слово, в котором буква не обозначает звук:

а) трава; б) молодой

в) стул; г) письмо

д) лето

Ответ: Г


9. Выделите ряд слов, в которых две буквы передают один звук:

а) рассказ, мачта; б) солнце, весна

в) дышится, вода; г) берег, шалаш

д) сшить, счетчик

Ответ: Д

10. Звонкие, не имеющие парных глухих:

а) [п], [с]; б) [ф], [к]

в) [м], [р]; г) [щ], [с]

д) [ц], [ч]

Ответ: В

11. Назовите непарный по глухости-звонкости согласный:

а) [ч]; б) [ж]

в) [б]; г) [в]

д) [з]

Ответ: А

12. Назовите согласный звук, непарный по мягкости-твердости:

а) [щ]; б) [с]

в) [х]; г) [т]

д) [б]

Ответ: А


13. Укажи слово с мягкими согласными 
а) река; б) песня; в) кольцо; г) рука; д) пелена
Ответ: Б


14.В каком слове произносится звук [д]?

а) лодка б) плод в) дрозд г) бородка д) загадка

Ответ: В


15. В каком слове произносится звук [ б ] ?

а) скобка б) забор в) коробка г) зубки д) пробка

Ответ: Б


16. В каком слове на месте пропуска пишется Ь?

а) свар..щик б) кон..чик в) бакен...щик г) тон..ше д) гон..щик

Ответ: Г


17. Слово с ударением на втором слоге 
а) досуг; б) свекла в) статуя; г) тефтели; д) средства
Ответ: А

18. В слове три слога 
а) яичница; б) фонетика; в) каучук; г) квартал; д) доска
Ответ: В

19. Укажите слова с безударной проверяемой гласной в корне: 
а) багаж, вагон, диалог. б) пятно, тяжелый, дела. 
в) рябина, телефон, целина. г) диван, комфорт, кабинет 
д) дорога, ракета, паркет 
Ответ: Б 

20. Укажите слова с безударной гласной о: 
а) к..нфета, б..рьер, пл..нета. б) ш..рада, р..бота, к..лоши 
в) к..мыш, м..ршрут, тр..ва. г) д..сада, рап..рт, в..кзал 
д) б..лкон, ..ллея, б..гаж 
Ответ: Г

21. В корне пишется буква -к-: 
а) но..ти. б) творо.. 
в) пиро... г) вдру.. 
д) ло..ти. 
Ответ: Д

22. Укажите ряд слов с непроизносимой согласной в корне: 
а) вкус..ный, интерес..ный б) напрас..ный, опас…ный. 
в) вирус…ный, прекрас...ный. г) ужас..ный, запас…ный 
д) влас...ный, повес…ка 
Ответ:Д

23. Нет непроизносимого согласного: 
а) искус..ный. б) извес…ный. 
в) здра..ствуй. г) доблес…ный. 
д) ярос..ный 
Ответ: А

24. Укажите правильный вариант переноса слова: 
а) поды-грать б) лей-ка 
в) расс-ка-зать. г) ма-йский 
д) раз-ъснить 
Ответ: Б

25. Определите вариант с разделительным ъ: 
а) лист..я,  бур..ян, л..ет
б) суч..я, солов..и, безлюд..е 
в) раз..яренный, с..ежиться, об..ект 
г) сер..езный. в…ет, п..еса 
д) нал..ю, лист..я, мурав..и 
Ответ: В





































2. Тестирование по теме «Имя прилагательное».


Цель: проверить уровень теоретического и практического усвоения учебного материала по теме «Имя прилагательное» в соответствии с требованиями государственного стандарта.

Вариант-1


1. Имя прилагательное – это часть речи, которая обозначает____________, и отвечает на вопросы:

а) действие – что делать? что сделать?

б) признак предмета – кто? что?

в) признак предмета – какой? какая? какое?

2. Выбери строку, состоящую только из прилагательных:

а) год, нашёл, прекрасный, ласкать;

б) быстрый, ровная, лисий;

в) стойкий, свет, рисовать, нужно

3. Имя прилагательное согласуется с существительным:

а) в роде, числе, падеже;

б) в роде, склонении, числе;

в) в падеже, числе, спряжении

4. Правописание родовых окончаний имён прилагательных проверяется:

а) по существительному;

б) по вопросам, которые можно к ним поставить;

5. Укажи прилагательное среднего рода единств. числа:

а) шёлков_ платье;

б) интересн_ книга;

в) чёрн_ кофе

6. Укажи прилагательное в форме мужского рода единств. числа именит. падежа:

а) Дюймовочка села на большой зелёный лист и поплыла по реке.

б) Красивый белый мотылёк всё время порхал вокруг неё.

в) Дюймовочка сняла с себя длинный пояс и привязала к мотыльку.

7. Укажи предложение, в котором имя прилагательное употребляется в форме женского рода единсв. числа дательного падежа:

а) Девочка с большой радостью согласилась.

б) Долгим был путь к замечательной стране.

в) Девочка познакомилась с добрыми эльфами.

8. У имён прилагательных мужского и среднего рода в родительном падеже единств. числа окончания:

а) -ому-, -ему-;

б) -ого-, -его-;

в) -ой-, -ей-

9. Выбери словосочетание с прилагательным в форме творительного падежа единственного числа:

а) холодным декабрём;

б) о говорливом ручье;

в) скромными нарядами

10. Выбери прилагательное с окончанием –ей:

а) в последн_ электричке;

б) в дружн_ компании;

в) в последн_ слове

11. Выбери прилагательное с окончанием –ий:

а) на ранн_ зоре;

б) весен_ разлив;

в) о тончайш_ ткани

12. Определи прилагательное в форме родительного падежа:

а) о высоких горах;

б) с высоких вершин;

в) к высоким облакам

13. Определи словосочетание: прилагательное + существительное

а) начинает свежеть;

б) свежий огурец;

в) свежесть утра

14. Выбери верное утверждение:

а) имя прилагательное в предложении чаще бывает обстоятельством;

б) имя прилагательное в предложении чаще бывает определением;

в) имя прилагательное в предложении чаще бывает сказуемым

15. В каких из данных вариантах в окончании прилагательных пишется –е:

а) худш_го, по син_му, с зимн_й;

б) чуж_го, ранн_м, с краун_м;

в) дружн_го, смел_м, резк_м

16. Определи прилагательное в переносном значении:

а) жадный человек;

б) золотое сердце;

в) золотое кольцо

17. Каково значение выражения «в ежовых рукавицах»:

а) обходиться строго, сурово;

б) работать в колючих перчатках;

в) неудобная одежда

18. Какой синоним у слова симпатичный:

а) интересный;

б) забавный;

в) красивый

19. Начальная форма имени прилагательного:

а) единственное число, муж. род, именительный падеж;

б) единственное число, именительный падеж, женский род;

в) множественное число, мужской род, именительный падеж

20. Имя прилагательное имеет:

а) 2 изменяющихся признака;

б) 3 изменяющихся признака;

в) 1 изменяющийся признак



1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

в

б

а

б

а

б

б

б

а

а

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20.

б

б

б

б

а

б

а

в

б

б


















Вариант-2


1. Имя прилагательное – это часть речи, которая обозначает____________, и отвечает на вопросы:

а) действие – что делать? что сделать?

б) признак предмета – кто? что?

в) признак предмета – какой? какая? какое?

2. Выбери строку, состоящую только из прилагательных:

а) мост, железная, поляна

б) грибной, ветер, белый

в) нежный, детский, алый

3. Имя прилагательное согласуется с существительным:

а) в роде, числе, падеже;

б) в роде, склонении, числе;

в) в падеже, числе, спряжении

4. Правописание родовых окончаний имён прилагательных проверяется:

а) по существительному;

б) по вопросам, которые можно к ним поставить;

5. Укажи прилагательное женского рода единств. числа:

а) солнечн… день;

б) прекрасн… погода;

в) подземн… метро

6. Укажи прилагательное в форме среднего рода единств. числа именит. падежа:

а) Усердно застучал по твердой коре дятел.

б) Березка зеленые косы развесила с тонких ветвей.

в) Выглянуло красное солнце и пробудило клены.

7. Укажи предложение, в котором имя прилагательное употребляется в форме среднего рода единст. числа творительного падежа:

а) Посыпались снега охапки с тяжелого неба.

б) На широких речных берегах раскинулись кочевья.

в) Над синим морем плывут облака.

8. У имён прилагательных мужского и среднего рода в предложном падеже единств. числа окончания:

а) -ому-, -ему-;

б) -ого-, -его-;

в) -ом-, -ем-

9. Выбери словосочетание с прилагательным в форме дательного падежа единственного числа:

а) глубоким снегом;

б) к великой радости;

в) каменного моста

10. Выбери прилагательное с окончанием –ем:

а) в син… костюме;

б) даль… путешествием;

в) в свеж… газете

11. Выбери прилагательное с окончанием –ий:

а) на весенн… зорьке;

б) на утренн.. росе;

в) на ближн… утес

12. Определи прилагательное в форме предложного падежа:

а) о высоких горах;

б) с высоких вершин;

в) к высоким облакам

13. Определи словосочетание: прилагательное + существительное

а) говорить тихо;

б) тяжесть на душе;

в) утренняя прохлада

14. Выбери верное утверждение:

а) имя прилагательное в предложении чаще бывает обстоятельством;

б) имя прилагательное в предложении чаще бывает определением;

в) имя прилагательное в предложении чаще бывает сказуемым

15. В каких из данных вариантах в окончании прилагательных

пишется –о:

а) добр..го, о мудр..м, к славн..му;

б) золот..му, превосходн..м, по светл..му;

в) смел..й, редк..м, от хорош…го.

16. Определи прилагательное в переносном значении:

а) дружная семья;

б) дружные ребята;

в) дружные тучки.

17. Каково значение выражения «большие глаза»:

а) удивляться;

б) смотреть;

в) смущаться.

18. Какой синоним у слова нежный:

а) мудрый;

б) добрый;

в) ласковый

19. Начальная форма имени прилагательного:

а) единственное число, муж. род, именительный падеж;

б) единственное число, именительный падеж, средний род.;

в) множественное число, мужской род, именительный падеж

20. Имя прилагательное имеет:

а) 2 изменяющихся признака;

б) 3 изменяющихся признака;

в) 1 изменяющийся признак


1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

в

в

а

б

б

в

в

в

б

а

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20.

в

а

в

б

а

в

а

в

б

б






















V. Изложения.

Цель: совершенствование навыков определения темы и основной мысли текста; письменного пересказа прочитанного.

Гнездышко

Птичка вспорхнула из куста черной смородины и закружилась над нашими головами. Мы осторожно раздвинули густые зеленые ветви и увидели круглое гнездышко. В гнездышке лежало четыре голубых яичка.

Пока мы смотрели, две птички кружились над ними и жалобно пищали. Они просили, чтобы мы не трогали их гнезда.

Разумеется, мы не тронули, даже не коснулись его.

Мы часто навещали знакомое гнездышко, и птички к нам привыкли. В начале лета из голубых яичек вывелись желторотые голые птенчики, а возле гнездышка валялись разбитые сухие скорлупки. Птички прилетали кормить птенцов и нас совсем не боялись.

Когда птенцы подросли, оперились и вылетели из гнезда, мы осторожно сняли его, положили в пустую коробку и осенью привезли в город. Теперь оно стоит на полке рядом с любимыми игрушками Саши. Мы глядим на него и вспоминаем домик в лесу, доверчивых птичек и нашу любимую лесную тропинку.

(По И. Соколову-Микитову.)

Задание: передать содержимое текста, используя предложения всех изученных типов.

Слова для справок: не коснулись, привыкли, в начале лета, подросли, доверчивые.

Материал для учителя

Анализ текста

В тексте проявляются все черты художественного стиля: рисуется конкретная ситуация, в которой действуют определенные герои, при этом передаются их чувства, раздумья, поступки; все показывается через субъективное восприятие мальчиков.

Текст является повествованием. Так как главное в отрывке – показ последовательно сменяющихся друг друга действий.

Изобразительность повествования достигается отбором как рисуемых деталей, так и языковых средств. Все действия, важные для показа поведения повествователей истории и птиц, названы подробно, они конкретные, «видимые», для их обозначения использована точная глагольная лексика ( вспорхнула, закружилась, раздвинули, увидели, лежало, смотрели, кружились и т.д.), слова, уточняющие место и время действия ( из куста черной смородины, в начале лета, , возле гнездышка, осенью, в город, стоит на полке).

В этом повествовательном отрывке писателем не ставилась задача подробно изобразить героев, поэтому описание отсутствует.

В тексте три смысловые части. В каждой из них свой предмет речи: в первой говорится о том, что привлекло внимание повествователей истории, во второй – что они наблюдали в течение лета, в третьей –какие воспоминания о лете посещали героев.

Методические рекомендации

В ходе работы над текстом у учащихся формируется весь комплекс умений, необходимых для воспроизведения художественного повествования. Как и в других случаях обращается внимание на наличие в повествовании словосочетаний и предложений со значением признака предмета.

Примерное содержание анализа текста с учащимися.

  1. Определение стиля текста.

  2. Уточнение основной мысли текста, выявление авторского отношения к персонажу.

  3. Определение типа речи. Анализ содержания и средств языка.

  4. Анализ структуры текста.


Примерный план текста

  1. Гнездо в кустах.

  2. Наблюдения за жизнью птиц летом.

  3. Приятные воспоминания.



2. Изложение


Белый гусь

Если бы птицам присваивали воинские чины, то этому гусю следовало бы дать адмирала. Все у него адмиральское: и выправка, и походка, и тон, каким он разговаривал с прочими деревенскими гусями.

Ходил он важно, словно обдумывал каждый шаг. Прежде чем переставить лапу, гусь поднимал ее к белоснежному кителю и осторожно опускал в грязь. Так он ухитрялся проходить по самой хлюпкой дороге. Этот гусь никогда не бежал, даже если за ним побежит собака. Он всегда высоко держал длинную шею, будто нес на голове стакан воды.

У него был огромный, цвета апельсиновой корки клюв с шишкой. Больше всего эта шишка походила на кокарду.

Когда гусь на отмели поднимался в полный рост и размахивал упругими крыльями, по воде пробегала серая рябь и шуршали камыши. Если при этом он издавал свой крик, в лугах у доярок тонко звенели подойники. На него засматривались лучшие гусыни деревни.

Одним словом, Белый гусь был самой важной птицей в округе.

(По Е. Носову.)


Задание: написать подробное изложение, используя имена прилагательные.

Слова для справок: присваивали, белоснежному, никогда.


Материал для учителя

Анализ текста

Текст относится к художественному стилю. В нем автор не сообщает информацию. А рисует красавца-гуся, передавая при этом субъективное восприятие (гусь-адмирал) и отношение – уважительно-любовное и немного ироничное.

Свое восприятие автор обосновывает, поэтому текст является рассуждением. Он построен по законам этого типа речи и включает все необходимые компоненты. Первое предложение это тезис, в нем заключена основная мысль: этот гусь – гусь –адмирал. Второе предложение дает ответ на вопрос: «Почему?» оно содержит аргументы, т.е. обоснование мысли, высказанной в тезисе. Основная часть текста – это примеры, подтверждающие суждение автора. В концовке писатель как бы подытоживает сказанное, делает вывод. Обобщающий смысл фразы подчеркнут выражением одним словом.

Ярче всего приметы худ.стиля проявляются в иллюстративной части. Именно здесь Е.Носов рисует гуся – то, каков он внешне, как он движется, как подает голос. Через все изображаемые детали и внешности, и повадок проходит заключенное в тезисе, а затем развернутое в доказательстве сравнение с адмиралом.

В иллюстративной части текста-рассуждения могут использоваться различные типы речи. В данном случае автор прибегает к описанию.. он создает несколько описательных фрагментов. В каждом из которых изображается статичная картина, рисуется предмет и его признаки: гусь – каков он?

В тексте один описательный фрагмент с изображением внешности гуся (о клюве с кокардой), все другие детали внешности как бы рассыпаны по тексту.

Методические рекомендации

В ходе работы над текстом у учащихся формируется весь комплекс умений, необходимых для воспроизведения художественного повествования. Как и в других случаях обращается внимание на наличие в повествовании словосочетаний и предложений со значением признака предмета.

Примерное содержание анализа текста с учащимися.

  1. Определение стиля на основе характеристики авторских задач.

  2. Выявление основной мысли.

  3. Определение типа речи, выявление структурных элементов. Анализ содержания и языковых средств.

  4. Анализ структуры текста.


Примерный план текста

  1. Гусь - адмирал

  2. 1. Адмиральская выправка.

2. Гусь с кокардой на голове

3. Адмиральский размах.

III. Белый гусь - самая важная птица в округе.

















































VI. Сочинения.

1. Сочинение - описание животного.

Цели: учить строить описательный текст.

Задание: написать о своем четвероногом или крылатом друге сочинение.

Словарная работа: благородный, великий, великолепный, обаятельный, очаровательный, справедливый, серьезный, правильный, мечтательный, ласковый, чувствительный, счастливый.


Схема описательного текста (какой?).

1. Название предмета.

2. Признак предмета.


План.

1. Когда и где я впервые увидел своего питомца.

2. Чем он привлек мое внимание.

3. Какова его внешность.

4. Каковы его повадки.

5. Как я забочусь о своем питомце.


2. Сочинение-повествование с элементами описания.


Сочинение – описание по картине И.Э Грабаря «Февральская лазурь»

Эпиграф: Любовь к природе – один из вернейших признаков любви к своей Родине.

К. Паустовский

Цель: учить строить текст- повествование с элементами описания

Задание: написать сочинение-повествование с элементами описания на заданную тему.

Словарная работа: пейзаж, лазурь, колорит, обворожительный, художник, лиловые, нежно-голубое, белоснежные облака, медно-бронзовые стволы, раскидистые вершины, .


Рассмотри картину. Определи тему сочинения, основную мысль.


Учитель предлагает ученикам рассмотреть картину и поделиться первыми впечатлениями.

-Какое время дня изображено на картине?

-А что нам говорит о том, что зима близится к концу?

-Почему картина так названа?

-Где на картине вы видите голубые оттенки?
-Что мы видим на переднем плане?

-Что мы видим на верхних ветках?

-Что художник изобразил на заднем плане?

-Небо на картине одного цвета?

-Какую задачу ставил  перед собой художник в этой картине?

План.

  1. Ясный февральский день.

2. Старая береза и ее подруги.
3. Описание снега.
4. Задний план картины.

5. Мое отношение к картине.







65

Список использованной литературы



  1. http://goo.kz/loader/fromorg/33/600?lang=ru

  2. http://rudocs.exdat.com/docs/index-131893.html

  3. http://litirus.ru/kontrolnaya/kontrolnyie-i-proverochnyie-rabotyi-5-klass-po-uchebniku-razumovskoy.html.

  4. http://www.testent.ru/load/testy/russkij_jazyk/1/36-1-0-558.

  5. http://nsportal.ru/shkola/russkii-yazyk/library/programma-elektivnogo-kursa-normy-russkogo-literaturnogo-yazyka.

  6. http://festival.1september.ru/articles/subjects/8?page=101.

  7. http://www.naexamen.ru/izlozhenija/belyj_gus_nosov_e.shtml.