СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Контроль знаний по теме "Теория русского языка" (материалы ЦТ, часть 1)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Контроль знаний по теме "Теория русского языка" состоит из тестовых заданий ЦТ за 2005-2013 годы.

Просмотр содержимого документа
«Контроль знаний по теме "Теория русского языка" (материалы ЦТ, часть 1)»

Контроль знания темы «Теория русского языка» (ч. 1)


1. (2005-1, В3). Установите соответствие между разделами науки и изучаемыми в них понятиями:

А. Лексика.

Б. Синтаксис.

В. Морфология.

Г. Состав слова и словообразование.

1. Мягкие согласные.

2. Приложение.

3. Приставка

4. Междометие.

5. Историзмы.

2. (2005-2, В3). Установите соответствие:

А. Состав слова и словообразование.

Б. Фонетика.

В. Синтаксис.

Г. Лексика.

1. Слог.

2. Профессионализмы.

3. Междометие.

4. Корень.

5. Обращение.

3. (2005-3, В3). Установите соответствие:

А. Лексика.

Б. Состав слова и словообразование.

В. Морфология.

Г. Синтаксис.

1. Согласный звук.

2. Многозначные слова.

3. Причастие.

4. Аббревиатура.

5. Подчинительная связь.

4. (2005-4, В3). Установите соответствие:

А. Состав слова и словообразование.

Б. Фонетика.

В. Синтаксис.

Г. Морфология.

1. Омонимы.

2. Общий род.

3. Слабая позиция звука.

4. Морфема.

5. Согласование.

5. (2005-5, В3). Установите соответствие:

А. Фонетика.

Б. Синтаксис.

В. Морфология.

Г. Лексика.

1. Архаизмы.

2. Твёрдые согласные.

3. Степени сравнения.

4. Примыкание.

5. Производящее слово.

6. (2005-6, В3). Установите соответствие:

А. Морфология.

Б. Синтаксис.

В. Фонетика.

Г. Лексика.

1. Звуки речи.

2. Глагол.

3. Дополнение.

4. Приставка

5. Диалектизмы.

7. (2005-7, В3). Установите соответствие:

А. Лексика.

Б. Синтаксис.

В. Морфология.

Г. Фонетика.

1. Сильная позиция.

2. Склонение.

3. Устаревшие слова.

4. Примыкание.

5. Аббревиатура.

8. (2005-8, В3). Установите соответствие:

А. Синтаксис.

Б. Морфология.

В. Состав слова и словообразование.

Г. Фонетика.

1. Причастие.

2. Дополнение.

3. Приставка.

4. Согласный звук.

5. Антонимы.

9. (2005-9, В3). Установите соответствие:

А. Морфология.

Б. Лексика.

В. Фонетика.

Г. Состав слова и словообразование.

1. Паронимы.

2. Оглушение.

3. Предложение.

4. Род.

5. Сложение основ.

10. (2005-10, В3). Установите соответствие:

А. Фонетика.

Б. Синтаксис.

В. Лексика.

Г. Морфология.

1. Неологизмы.

2. Числительное.

3. Озвончение.

4. Постфикс.

5. Словосочетание.

11. (2005-11, В3). Установите соответствие:

А. Орфоэпия.

Б. Лексикология.

В. Морфология.

Г. Фразеология.

1. Слово в совокупности его значений.

2. Правила произношения слов.

3. Устойчивые сочетания слов.

4. Парные согласные.

5. Превосходная степень.

12. (2005-12, В3). Установите соответствие:

А. Морфология.

Б. Синтаксис.

В. Фонетика.

Г. Словообразование.

1. Аббревиация, сложение, суффиксация.

2. Оглушение, озвончение, ударение.

3. Степень сравнения, переходность, возвратность.

4. Приложение, обращение, вводное слово.

5. Синонимы, паронимы, омонимы.

13. (2005-13, В3). Установите соответствие:

А. Лексикология.

Б. Фразеология.

В. Фонетика.

Г. Синтаксис.

1. Звуки речи.

2. Переносное значение слова.

3. Роль слова в предложении.

4. Непроизводное слово.

5. Устойчивые сочетания слов.

14. (2005-14, В3). Установите соответствие:

А. Фонетика.

Б. Словообразование.

В. Морфология.

Г. Синтаксис.

1. Сказуемое, простое предложение, придаточная часть.

2. Основа слова, производное слово, морфема.

3. Слог, звук, ударение.

4. Многозначность, омонимия, термин.

5. Род, число, наклонение.

15. (2005-15, В3). Установите соответствие:

А. Лексикология.

Б. Фонетика.

В. Синтаксис.

Г. Морфология.

1. Обращение, вводное слово, однородные члены.

2. Переходность, падеж, наклонение.

3. Многозначность, омонимия, термин.

4. Слог, звук, ударение.

5. Стиль, тип речи, ситуация общения.





Контроль знания темы «Теория русского языка» (ч. 2)


1. (2006-1, А29). Правильными являются утверждения:

  1. Умение вникнуть в замысел говорящего — одно из условий эффективного общения.

  2. Лексика — это раздел науки о языке, в котором изучается слово как часть речи.

  3. По наличию второстепенных членов предложения делятся на осложнённые и неослож-нённые.

  4. Сильной позицией для гласных звуков является позиция под ударением.

  5. Страдательные причастия настоящего времени образуются от любых глаголов.


2. (2006-2, А29). Правильными являются утверждения:

  1. Основными функциями языка являются коммуникативная, мыслительная и по­знава-тельная.

  2. Орфоэпия — это раздел науки о языке, в котором изучаются нормы произношения.

  3. Спряжение глагола определяется только по неопределённой форме.

  4. В образовании слова могут участвовать несколько производящих основ.

  5. Односоставные предложения могут быть полными и неполными.


3. (2006-3, А29). Правильными являются утверждения:

  1. Лексика — наиболее подвижная, изменчивая часть языка.

  2. Синтаксис — это раздел науки о языке, в котором изучается слово как часть речи.

  3. Имена существительные изменяются по родам, числам и падежам.

  4. Производящее слово может быть и производным, и непроизводным.

  5. Члены предложения не могут быть связаны между собой сочинительной связью.


4. (2006-4, А29). Правильными являются утверждения:

  1. Русский язык входит в группу восточнославянских языков.

  2. Фонетика — раздел науки о языке, изучающий обозначение звуков на письме.

  3. Указательные местоимения могут указывать на предмет, на признак, на количе­ство.

  4. Косвенная речь — это дословное воспроизведение чужой речи с полным сохране­нием всех её особенностей.

  5. Корень — значимая часть слова, в которой заключено его грамматическое зна­чение.


5. (2006-5, А29). Правильными являются утверждения:

  1. Процесс развития общества влияет на развитие языка.

  2. Синтаксис — это раздел науки о языке, который изучает устойчивые сочетания слов.

  3. Глаголы в прошедшем времени изменяются по лицам, числам и родам.

  4. Омонимы — это слова, одинаковые по звучанию и написанию, но различающиеся по значению.

  5. По цели высказывания предложения делятся на повествовательные, вопроси­тельные, побудительные и восклицательные.

6. (2006-6, А29). Правильными являются утверждения:

  1. Жанр речи — определяемый речевой ситуацией вид текстов, который обладает содержательными, композиционными и языковыми особенностями.

  2. Графика — это раздел науки о языке, в котором изучаются правила написания слов.

  1. Многозначное слово может быть членом нескольких синонимических рядов.

  2. Союзные слова — это особая служебная часть речи.

  3. Придаточная часть в сложноподчинённом предложении всегда следует за глав­ной.


7. (2006-7, А29). Правильными являются утверждения:

  1. Риторические фигуры — особые способы построения предложений, усиливающие их выразительность.

  2. Синтаксис — это раздел науки о языке, изучающий словосочетания и предложения: их строение, значение, роль в речи.

  3. Зависимым словом в словосочетании со связью управление может быть наречие.

  4. Страдательные причастия прошедшего времени могут образовываться с помощью суффикса -т-.

  5. Прилагательные в краткой форме изменяются по родам, числам и падежам.


8. (2006-8, А29). Правильными являются утверждения:

  1. Умение слушать — одно из условий эффективного общения.

  2. Производящее слово может быть только непроизводным.

  3. Фонетика — это раздел языка, в котором изучаются звуки речи, их чере­дование, слог, ударение, интонация.

  4. В предложении не может быть слов, которые не являются членами предложения.

  5. Одушевлёнными считаются только имена существительные, которые называют живых существ.


9. (2006-9, А29). Правильными являются утверждения:

  1. Языковая норма исторически изменчива.

  1. Фразеология — это раздел науки о языке, в котором изучаются устойчивые со­четания слов.

  1. Определение бывает прямым и косвенным.

  2. Возвратные глаголы могут быть переходными и непереходными.

  1. При образовании форм слова наблюдается изменение грамматического значения, а лексическое значение остаётся тем же.


10. (2006-10, А29). Правильными являются утверждения:

  1. Архаизмы — это устаревшие названия современных предметов и понятий.

  1. Орфография — это раздел науки о языке, в котором изучаются правила написания слов.

  2. Глаголы в настоящем времени изменяются по лицам, числам и родам.

  3. При согласовании главным словом в словосочетании может быть глагол.

  4. Производные предлоги возникли в результате перехода из других частей речи.

Контроль знания темы «Теория русского языка» (ч. 3)


1. (2007-1, А29). Правильными являются утверждения:

  1. Каждая сфера деятельности человека обслуживается определённым функцио­нальным стилем речи.

  2. В языке возможно появление абсолютных синонимов, которые характеризуют­ся пол-ным совпадением значений, относятся к одному стилю речи, сочетаются с одними и теми же словами.

  3. Основным словообразовательным средством в русском языке является окончание.

  4. Междометие может употребляться в значении самостоятельных частей речи, ста­новясь при этом членом предложения.

  5. Прямые дополнения обозначают предмет, с помощью которого совершается дей­ствие.

2. (2007-2, А29). Правильными являются утверждения:

  1. Сфера применения научного стиля речи — политика, идеология, культурная жизнь, спорт.

  2. Фразеологизмы могут вступать в антонимические отношения.

  3. Постфикс — часть слова, которая может находиться только после окончания и никогда не входит в основу слова.

  4. Междометие не относится ни к самостоятельным, ни к служебным частям речи.

  5. Слова, выполняющие функцию определения, всегда согласуются с определяемым словом в роде, числе и падеже.

3. (2007-3, А29). Правильными являются утверждения:

  1. Дискуссия — это жанр диалогической речи.

  2. Каждое слово в составе фразеологизма сохраняет свою смысловую самостоятельность.

  3. Переходя из одной части речи в другую, слово сохраняет все свои морфологиче­ские и синтаксические свойства.

  4. Глагольные формы в изъявительном наклонении обозначают реальные действия.

  5. Простое глагольное сказуемое может быть выражено формой будущего сложного времени глагола.

4. (2007-4, А29). Правильными являются утверждения:

  1. Активное использование неологизмов, пословиц, крылатых выражений характерно для официально-делового стиля речи.

  1. Фразеологизмы могут вступать в синонимические отношения.

  2. Приставка может находиться в середине сложного слова.

  1. Действительные причастия прош. времени могут иметь полную и краткую формы.

  2. Обобщающее слово является таким же членом предложения, что и однородные члены.

5. (2007-5, А29). Правильными являются утверждения:

  1. Репортаж, очерк, интервью — это жанры, характерные для публицист. стиля речи.

  1. Фразеологические обороты не могут быть многозначными.

  2. В изменяемых словах окончание не может быть нулевым.

  1. Порядковые числительные изменяются по падежам, числам и (в ед. числе) родам.

  2. Союзные слова служат дополнительным средством связи частей сложноподчи­нённого предложения и находятся в его главной части.

6. (2007-6, А29). Правильными являются утверждения:

1) Сфера применения публицистического стиля – неофициальные отношения в бытовой сфере жизни.

2) Фразеологические обороты не создаются в речи по воле говорящего, а воспроизводятся готовыми.

  1. Чередование звуков может происходить не только в корнях однокоренных слов, но и в суффиксах.

  2. Междометие — одна из служебных частей речи.

  3. Именная часть составного именного сказуемого может выражаться особой фор­мой глагола — причастием.

7. (2007-7, А29). Правильными являются утверждения:

  1. Сфера применения публицистического стиля речи — деловые отношения между людьми, учреждениями, государствами.

  1. Фразеологические обороты могут быть многозначными.

  2. Однокоренными могут быть слова как одной, так и разных частей речи.

  3. Междометия бывают производными и непроизводными.

  1. Указательные слова служат средством связи частей сложноподчинённого пред­ложения и находятся в его придаточной части.

8. (2007-8, А29). Правильными являются утверждения:

  1. Монография, диссертация, реферат — жанры речи, используемые в научном стиле.

  2. В словообразовательную цепочку входят только однокоренные слова.

  3. Каждое слово, входящее в состав фразеологического оборота, может быть само­стоятельным членом предложения.

  4. Деепричастия бывают совершенного и несовершенного вида, настоящего и про­шедшего времени.

  5. В составном глагольном сказуемом его лексическое значение выражается вспо­могательным глаголом.

9. (2007-9, А29). Правильными являются утверждения:

  1. Полемика — это вид монологической речи.

  2. Важнейшие свойства фразеологизма — устойчивость, смысловая целостность и воспроизводимость.

  3. Все неизменяемые слова имеют нулевое окончание.

  4. Система форм безличного глагола отличается от системы форм личного глагола.

  5. Союзные слова находятся в главной части сложноподчинённых предложений, а союзы — в придаточной.

10. (2007-10, А29). Правильными являются утверждения:

  1. Реферат, аннотация, конспект — разновидности вторичных текстов.

  2. Фразеологические единицы синтаксически неделимы, то есть они выступают как один член предложения.

  3. Цель словообразовательного разбора — выделение в слове всех его значимых частей.

  4. Деепричастие совмещает в себе признаки глагола и прилагательного.

  5. Простое глагольное сказуемое может быть выражено фразеологическим оборотом.


Контроль знания темы «Теория русского языка» (ч. 4)


1. (2008-1, А29). Правильными являются утверждения:

  1. Мягкий знак всегда указывает на мягкость предшествующего согласного.

  2. По происхождению лексика русского языка подразделяется на исконно русскую и заимствованную.

  3. Составные числительные представляют собой одно слово с двумя или более кор­нями.

  4. При согласовании зависимое слово уподобляется главному в роде, числе и падеже.

  5. Звуковые единицы языка, способы их образования и закономерности звуковых изменений изучаются в фонетике.

2. (2008-2, А29). Правильными являются утверждения:

  1. В русском языке количество букв совпадает с количеством звуков.

  2. С точки зрения сферы использования лексика делится на общеупотребительную и ограниченного употребления.

  3. По составу имена числительные делятся на простые, сложные и составные.

  4. При управлении зависимое слово меняет свою форму с изменением главного слова.

  1. Способы образования слов и состав слова изучаются в морфологии.

3. (2008-3, А29). Правильными являются утверждения:

  1. В русском языке количество букв не совпадает с количеством звуков.

  2. Общеупотребительные слова входят в пассивный словарный запас.

  3. Сложные числительные состоят из двух или более слов.

  4. При управлении главное слово в словосочетании требует употребления зависи­мого в определённом падеже.

  5. Словосочетания и предложения изучаются в морфологии.

4. (2008-4, А29). Правильными являются утверждения:

  1. Один звук может быть обозначен на письме двумя буквами.

  2. Все слова русского языка являются общеупотребительными.

  3. Числительные оба, обе относятся к собирательным.

  4. Управление — это такая связь, при которой зависимое слово ставится в том же роде, числе и падеже, что и главное.

  5. Слово как часть речи изучается в морфологии.

5. (2008-5, А29). Правильными являются утверждения:

  1. Два звука на письме могут быть обозначены одной буквой.

  2. К лексике ограниченного употребления относятся диалектные слова, термины, профессионализмы, жаргонная и арготическая лексика.

  3. Числительные оба, обе относятся к количественным числительным.

  4. Главным словом в словосочетании со связью управление может быть любая само­стоятельная часть речи.

  5. Правила написания слов изучаются в орфографии.

6. (2008-6, А29). Правильными являются утверждения:

  1. При образовании или изменении слов может происходить чередование как глас­ных, так и согласных звуков.

  2. Устаревшие слова и неологизмы относятся к пассивному словарному запасу.

  3. Все собирательные числительные изменяются по родам, числам и падежам.

  4. Примыкание — это вид связи слов в словосочетании, при котором главное слово требует постановки зависимого в определённой форме.

  5. Характеристика звуков речи и способы передачи их на письме изучаются в орфо­графии.

7. (2008-7, А29). Правильными являются утверждения:

  1. Количество слогов в слове определяется по количеству согласных звуков.

  1. С точки зрения активного и пассивного запаса лексика русского языка подраз­деляется на книжную и разговорную.

  1. Порядковые числительные изменяются так же, как и прилагательные.

  2. В словосочетании с зависимым словом наречием вид связи — примыкание.

  3. Нормы правописания изучаются в орфоэпии.

8. (2008-8, А29). Правильными являются утверждения:

  1. Количество слогов в слове определяется по количеству гласных звуков.

  2. Многозначные слова могут иметь прямые и переносные значения.

  1. При склонении составных порядковых числит-х изменяется только послед­нее слово.

  1. В словосочетании с зависимым словом наречием вид связи — согласование.

  2. Способы образования новых слов изучаются в синтаксисе.

9. (2008-9, А29). Правильными являются утверждения:

  1. В русском языке каждая буква обозначает один звук.

  2. Многозначное слово может входить в разные антонимические пары.

  3. По значению числительные делятся на количественные, порядковые и собирательные.

  4. При примыкании зависимое слово уподобляется главному в роде, числе и падеже.

  5. Словосочетание и предложение изучают в синтаксисе.

10. (2008-10, А29). Правильными являются утверждения:

  1. В русском языке слогообразующими являются гласные звуки.

  2. Группа слов, близких по значению, составляет синонимический ряд.

  3. Значение количества могут иметь не только числительные, но и другие части речи.

  4. В словосочетании с зависимым словом наречием вид связи — управление.

  5. Лексический состав языка изучается в морфологии.


Контроль знания темы «Теория русского языка» (ч. 5)


1. (2009-1, А28). Правильными являются утверждения:

  1. Слова, относящиеся к служебным частям речи, не могут образовывать синони­мические пары.

  2. Словоизменение — это процесс образования форм одного и того же слова.

  3. Некоторые имена существительные мужского рода могут называть лиц женского пола.

  4. Двусоставное предложение — это простое предложение, в котором две грамма­тические основы.

  5. Процесс развития общества влияет на развитие языка.

2. (2009-2, А28). Правильными являются утверждения:

  1. Неологизмы употребляются только в научном стиле речи.

  2. При образовании форм какого-либо слова изменяется его лексическое значение.

  3. В форме прошедшего времени глаголы изменяются по лицам и родам.

  4. Односоставные назывные предложения могут быть распространёнными и нерас­пространёнными.

  5. Язык служит средством общения между людьми.

3. (2009-3, А28). Правильными являются утверждения:

  1. Архаизмы — это устаревшие названия современных предметов и понятий.

  2. Корень слова всегда совпадает с основой слова.

  3. Имена существительные не изменяются по родам.

  4. Если подлежащее в предложении выражено неопределённым или отрицательным местоимением, то такое предложение называется неопределённо-личным.

  5. Процесс развития общества не влияет на развитие языка.

4. (2009-4, А28). Правильными являются утверждения:

  1. Термины обозначают специальные понятия, процессы, предметы.

  2. В неизменяемых словах окончание нулевое.

  3. Междометия относятся к служебным частям речи.

  4. Односоставные предложения — это предложения, в которых только одна грам­матическая основа.

  5. Речь существует в устной и письменной форме.

5. (2009-5, А28). Правильными являются утверждения:

  1. Общеупотребительные слова могут использоваться в любых стилях речи.

  2. Морфемы — это значимые части слова.

  3. Существительные изменяются по родам.

  4. Если подлежащее в предложении выражено личным местоимением, то такое предложение называется определённо-личным.

  5. Устная форма речевого общения исторически первична.

6. (2009-6, А28). Правильными являются утверждения:

  1. Неологизмы могут использоваться в разных стилях речи.

  2. В изменяемых словах окончание может быть нулевым.

  1. Некоторые имена прилагательные имеют форму сравнительной степени с другой основой.

  2. Если в предложении нет личного местоимения, то такое предложение называется безличным.

  1. Общество не может сознательно воздействовать на язык.

7. (2009-7, А28). Правильными являются утверждения:

  1. Общеупотребительные слова употребляются только в разговорном стиле речи.

  2. В основе слова выражается его лексическое значение.

  3. Имена прилагательные в единственном числе изменяются по родам.

  4. Если в предложении есть обращение, то такое предложение является назывным.

  5. Язык является орудием общения людей, средством обмена информацией и спо­собом её накопления.

8. (2009-8, А28). Правильными являются утверждения:

  1. Общеупотребительные слова не могут использоваться в научном стиле.

  2. При образовании форм какого-либо слова его лексическое значение не изменяется.

  3. Прилагательное в простой форме сравнительной степени изменяется по родам, числам и падежам.

  4. В назывных предложениях утверждается существование предметов, явлений в на­стоящем времени.

  5. Основными функциями языка являются коммуникативная, мыслительная и по­знава-тельная.

9. (2009-9, А28). Правильными являются утверждения:

  1. Однозначные слова не могут иметь синонимов.

  2. Не все сложные слова образованы способом сложения.

  3. Имена существительные могут быть нарицательными и собственными.

  4. Двусоставные предложения могут быть определённо-личными и неопределённо-личными.

  5. Ритм, темп, пауза относятся к интонационным средствам устной речи.

10. (2009-10, А28). Правильными являются утверждения:

  1. Неологизмы — это всегда заимствованные слова.

  2. Основа неизменяемого слова всегда состоит только из корня.

  3. Прилагательные в краткой форме изменяются по числам, а в ед. чис­ле — по родам.

  4. Если в предложении есть обращение, то такое предложение является определённо-личным.

  5. Общество может сознательно воздействовать на язык.


Контроль знания темы «Теория русского языка» (ч. 6)


1. (2010-1, А29). Правильными являются утверждения:

              1. Синонимы — это всегда однокоренные слова, близкие в силу этого по звучанию, но не тождественные по значению.

              2. Сложные слова могут образовываться путём слияния целых слов, составляющих словосочетание.

              3. Сказуемое в русском языке выражается только глаголом.

              4. Морфологические и синтаксические признаки всех местоимений одинаковы.

              5. Бытовую сферу общения обслуживает разговорный стиль речи.

2. (2010-2, А29). Правильными являются утверждения:

  1. Есть местоимения, которые не имеют всех падежных форм.

  2. Словообразовательная норма определяет выбор морфем, их размещение и соеди­нение в составе слова.

  3. Рассуждение всегда строится от частного к общему.

  4. Только многозначные слова имеют синонимы.

  5. Однородные члены в предложении могут соединяться с помощью разделительных союзов.

3. (2010-3, А29). Правильными являются утверждения:

              1. Тема и основная мысль объединяют все предложения текста и придают ему смыс­ловую цельность.

              2. Различить относительные и вопросительные местоимения можно только в кон­тексте.

              3. Подлежащее может быть выражено только существительным или местоимением в именительном падеже.

              4. Сложными называются слова, в состав которых входят две и более приставки.

              5. По происхождению лексика русского языка подразделяется на исконно русскую и заимствованную.

4. (2010-4, А29). Правильными являются утверждения:

                  1. При цепной связи предложений в тексте все предложения текста раскрывают и дополняют содержание первого.

                  2. Сложные слова могут быть образованы путём сложения сокращённых основ.

                  3. Указательные местоимения изменяются по лицам.

                  4. Однородные члены в предложении могут соединяться с помощью противительных союзов.

                  5. Группа слов, близких или тождественных по значению, составляет синонимиче­ский ряд.

5. (2010-5, А29). Правильными являются утверждения:

      1. Все слова русского языка образуют синонимические или антонимические пары.

      2. Основной единицей словообразования является слог.

      3. По количеству грамматических основ предложения делятся на простые и сложные.

      4. Научному и официально-деловому стилям речи свойственно строгое соблюдение норм литературного языка.

      5. Местоимения могут употребляться вместо существительных, прилагательных, числительных.

6. (2010-6, А29). Правильными являются утверждения:

            1. Термины преимущественно употребляются в художественном стиле речи.

            2. Окончание служит для образования разных форм одного и того же слова и для связи слов в словосочетании и предложении.

            3. Местоимение относится к самостоятельным частям речи.

            4. Синонимы могут отличаться друг от друга оттенками лексического значения и экспрессивно-стилистической окраской.

            5. Однородными могут быть только второстепенные члены предложения.

7. (2010-7, А29). Правильными являются утверждения:

1) Слова в составе фразеологического оборота всегда употребляются в прямом зна­чении.

2) Местоимение не относится к самостоятельным частям речи, потому что не на­зывает предмет, признак или количество, а только указывает на них.

3) После окончания в слове может быть ещё и постфикс.

4) В научном стиле широко используются средства выразительной и образной речи.

5) Именная часть составного именного сказуемого может быть выражена кратким страдательным причастием.

8. (2010-8, А29). Правильными являются утверждения:

    1. Сложные слова не могут образовываться путём слияния целых слов.

    2. Появление у слова переносного значения обусловлено возникновением сравне­ний, ассоциаций, сближающих, объединяющих один предмет с другим.

    3. Использование неполных предложений, повторов, вопросительных и восклица­тельных предложений характерно для разговорного стиля речи.

    4. Местоимение относится к служебным частям речи, потому что не называет пред­мет, признак или количество, а только указывает на них.

    5. Обобщающие слова являются тем же членом предложения, что и однородные члены.

9. (2010-9, А29). Правильными являются утверждения:

            1. Для каждого стиля речи характерны свои условия общения, задача речи, исполь­зуемые языковые средства.

            2. Сложными называются слова, в состав которых входят два и более корня.

            3. Главные члены предложения не могут быть однородными.

            4. Все местоимения изменяются по родам, числам и падежам.

            5. В языке возможно появление абсолютных синонимов, которые характеризуются полным совпадением значений, относятся к одному стилю речи, сочетаются с од­ними и теми же словами.

10. (2010-10, А29). Правильными являются утверждения:

1) Антонимы — это слова одной и той же части речи, имеющие противоположные значения.

2) Определительные местоимения изменяются по родам, числам и падежам, как имена прилагательные.

3) К основным признакам деловой речи относятся образность, эмоциональность и экспрессивность.

4) Приставка присоединяется не к основе, а к целому слову и не переводит слово из одной части речи в другую.

5) Обращение является в предложении прямым дополнением.


Контроль знания теории русского языка (ч. 7)


1. (2011-1, А29). Правильными являются утверждения:

              1. Согласные звуки образуются только при помощи голоса.

              2. Многозначное слово может входить в разные антонимические пары.

              3. Прилагательные в краткой форме изменяются по родам, числам и лицам.

              4. В основу слова входят корень и словообразовательные морфемы.

              5. Обращение в предложении может быть распространённым и нераспространённым.

2. (2011-2, А29). Правильными являются утверждения:

                1. Оглушение и озвончение происходит только на конце слов.

                2. В синонимический ряд объединяются слова, близкие по значению.

                3. При словоизменении образуются формы одного и того же слова.

                4. Все прилагательные имеют краткую форму.

                5. Слово, которое в предложении является обращением, заключается в кавычки.

3. (2011-3, А29). Правильными являются утверждения:

                  1. Некоторые устаревшие слова имеют синонимы в современном русском языке.

                  2. Простые формы сравнительной степени имени прилагательного относятся к неизменяемым формам.

                  3. В образовании глухих согласных одновременно участвуют и голос, и шум.

                  4. Суффикс — это морфема, которая служит для образования как новых слов, так и форм слова.

                  5. Инфинитив в предложении не может быть подлежащим.

4. (2011-4, А29). Правильными являются утверждения:

              1. Чередование звуков может наблюдаться не только в корне слова, но и в суффиксе.

              2. С точки зрения сферы использования слова делятся на исконно русские и заимствованные.

              3. При суффиксальном способе образования слово образуется путём присоединения суффикса к основе производящего слова.

              4. Причастие заключает в себе признаки глагола и наречия.

              5. Обращение всегда стоит в начале предложения.

5. (2011-5, А29). Правильными являются утверждения:

            1. Гласные звуки являются слогообразующими.

            2. Фразеологизмы, как и слова, могут быть многозначными.

            3. Количественные числительные обозначают количество предметов как совокупность.

            4. При помощи суффиксов образуются и новые слова, и формы слова.

5) Обращение — второстепенный член предложения.

6. (2011-6, А29). Правильными являются утверждения:

1) Не все согласные звуки являются парными по звонкости/глухости.

2) Основные свойства фразеологизма — устойчивость, семантическая целостность и воспроизводимость.

3) При приставочном и постфиксальном способах словообразования в качестве производящей части вы­ступает основа слова.

4) Деепричастие совмещает в себе признаки глагола и прилагательного.

5) Слово, которое в предложении является обращением, указывает на того, кто произносит речь.

7. (2011-7, А29). Правильными являются утверждения:

1) Все согласные звуки русского языка являются парными по твёрдости/мягкости.

2) Антонимы — слова, совпадающие по звучанию, но разные по значению.

3) Все существительные могут употребляться как в единственном, так и во множественном числе.

4) Окончание служит для образования разных форм одного и того же слова, а также для связи слов в слово­сочетании и предложении.

5) По цели высказывания предложения делятся на повествовательные, вопросительные, побудительные.

8. (2011-8, А29). Правильными являются утверждения:

1) В образовании гласных звуков принимает участие и голос, и шум.

2) Термины широко используются в научном стиле речи.

3) Цель разбора слова по составу — выделение в слове значимых частей (морфем).

4) Деепричастия образуются от всех глаголов.

5) По наличию/отсутствию второстепенных членов простые предложения делятся на неполные и полные.

9. (2011-9, А29). Правильными являются утверждения:

              1. Орфоэпические нормы регулируют правильность произношения звуков и их сочетаний.

              2. Все слова русского языка являются общеупотребительными.

              3. По значению прилагат-е делятся на качественные, относительные и притяжательные.

              4. Производные предлоги сохраняют морфологические и синтаксические свойства той части речи, от кото­рой они образовались.

              5. Обращение может стоять в начале, в середине и в конце предложения.

10. (2011-10, А29). Правильными являются утверждения:

                1. Ударение — это выделение голосом одного из слогов в слове.

                2. Неологизмами называются такие слова, которые возникли в речи недавно и ещё не стали общеприня­тыми.

                3. Все числительные имеют формы рода, числа, падежа.

                4. Все морфемы могут быть как материально выраженными, так и нулевыми.

                5. Простые предложения могут осложняться однородными членами, обособленными членами, вводными словами, обращениями.

Контроль знания теории русского языка (ч. 8)


1. (2012-1, А28). Правильными являются утверждения:

  1. Однокоренные слова не могут быть антонимами.

  2. Прилагательное в простой форме сравнительной степени изменяется по родам, числам и падежам.

  3. Цель словообразовательного разбора — выделение в слове значимых частей (морфем).

  4. Глаголы бежать, выдать не относятся ни к первому, ни ко второму спряжению.

  5. В предложении Заметён позёмкой след составное именное сказуемое.

2. (2012-2, А28). Правильными являются утверждения:

  1. Разные значения многозначного слова помещаются в одной и той же статье толкового словаря.

  2. Наречие — служебная часть речи.

  3. Слова в русском языке не могут состоять только из корня.

  4. Глагол умыться имеет формы прошедшего, настоящего и будущего времени.

  5. В предложении Представление о Таганроге связано у нас с Чеховым составное именное сказуемое.

3. (2012-3, А28). Правильными являются утверждения:

  1. Синонимы не могут различаться стилистической окраской.

  2. Словообразовательная норма регулирует выбор морфем, их размещение и соединение в составе слова.

  3. По составу имена числительные делятся на простые, сложные и составные.

  4. Глаголы играть и бежать относятся к одному спряжению.

  1. В предложении Перед коллективом поставлена задача добиваться снижения затрат составное именное сказуемое.

4. (2012-4, А28). Правильными являются утверждения:

  1. Лексикология — раздел языкознания, в котором изучается словарный состав языка.

  2. В прямом значении притяжательные прилагательные не сочетаются с наречиями меры и степени.

  3. Слово может быть образовано путём сложения названий начальных букв нескольких слов.

  4. Глаголы захотеть, заесть относятся к первому спряжению.

  5. В предложении Я разжечь вас постараюсь старомодной сказкой прост. глаг. сказ-е.

5. (2012-5, А28). Правильными являются утверждения:

  1. По происхождению слова русского языка делятся на исконно русские и заимствован-ные.

  2. В прямом значении относительные прилагательные не сочетаются с наречиями меры и степени.

  3. Нулевое окончание может быть только у существительных.

  4. Прибавь — это форма повелительного наклонения глагола прибавлять.

  5. В предложении Помощь оказана вовремя составное именное сказуемое.

6. (2012-6, А28). Правильными являются утверждения:

  1. Лексика — наиболее подвижная, наиболее изменчивая часть языка.

  2. Самостоятельные части речи имеют лексическое значение и являются членами предложения.

  3. Слова, образованные путём слияния нескольких слов, всегда пишутся через дефис.

  4. Назначь — это форма повелительного наклонения глагола назначать.

  5. В предложении Вечером мы пошли купаться составное глагольное сказуемое.

7. (2012-7, А28). Правильными являются утверждения:

  1. Многозначное слово может входить в несколько синонимических рядов.

  2. Количественные числительные образуются от порядковых.

  3. При суффиксальном способе словообразования часто наблюдается чередование звуков в основе.

  4. Глаголы хотеть, дать не относятся ни к первому, ни ко второму спряжению.

  5. В предложении Я буду принимать участие в этой беседе составное глагольное сказуемое.

8. (2012-8, А28). Правильными являются утверждения:

1) Фразеологизмы, как и слова, могут иметь синонимы и антонимы.

  1. При помощи суффиксов могут быть образованы и однокоренные слова, и формы одного и того же слова.

  2. Все местоимения изменяются по родам и числам.

  3. Глагол зазвенеть имеет три формы времени: прошедшее, настоящее и будущее.

  4. В предложении Сосед запретил нам ходить через его сад составное глагольное сказуемое.

9. (2012-9, А28). Правильными являются утверждения:

  1. Омонимы — слова, которые совпадают между собой как в звучании, так и в написании, но имеют раз­личные значения.

  1. Качественные прилагательные могут иметь формы степеней сравнения.

  2. Постфикс -ся/-сь входит в основу слова.

  3. Отдохни — это форма повелительного наклонения глагола отдыхать.

  4. В предложении Режиссёр будет присутствовать на премьере составное глагольное сказуемое.

10. (2012-10, А28). Правильными являются утверждения:

  1. Фразеологические обороты, в отличие от слов, не могут вступать в синонимические отношения.

  2. Порядковые числительные склоняются так же, как прилагательные.

  3. Основа слова не может состоять только из корня.

  4. Выпиши — это форма повелительного наклонения глагола выписывать.

  5. В предложении Намерены ли вы отстаивать интересы рыбаков? составное глагольное сказуемое.




Контроль знания теории русского языка (ч. 9)


  1. (2013-1, А28). Правильными являются утверждения:

  1. Лексическое значение слов разъясняется в толковых словарях.

  2. Официально-деловой стиль относится к книжным стилям речи.

  3. Страдательные причастия настоящего времени образуются от всех глаголов.

  4. Предложение Снова грустью повеяло на меня от безлюдных деревень является односоставным безличным.

  5. В глагольных формах ждали, ждала ударение падает на один и тот же слог.

  1. (2013-2, А28). Правильными являются утверждения:

  1. Морфемы изучаются в разделе «Состав слова. Образование слов».

  2. Заимствованные слова употребляются только в научном стиле речи.

  3. Страдательные причастия прошедшего времени образуются только от непереходных глаголов.

  4. Предложение Здесь вам, ребята, расскажут много интересного является односоставным неопределённо-личным.

  5. В глагольных формах облегчить, облегчив ударение падает на последний слог.

  1. (2013-3, А28). Правильными являются утверждения:

  1. Пунктуационная норма регулирует выбор вариантов построения предложений — простых и сложных.

  2. Многозначное слово может иметь прямое и переносное значения.

  3. Действительные причастия настоящего времени образуются только от глаголов совершенного вида.

  4. Предложение Сегодня мне трудно говорить об этом! является односоставным безличным.

  5. В глагольных формах задать, задала ударение падает на последний слог.

  1. (2013-4, А28). Правильными являются утверждения:

  1. Части речи, грамматические свойства слов и правила их словоизменения изучаются в морфологии.

  2. Разговорный стиль речи используется в беседе со знакомыми людьми в непринуждённой обстановке.

  3. Действительные причастия прошедшего времени образуются только от глаголов несовершенного вида.

  4. Предложение Мне стало скучно является односоставным определённо-личным.

  5. В глагольных формах прожить, прожила ударение падает на последний слог.

  1. (2013-5, А28). Правильными являются утверждения:

  1. Лексикология — это раздел науки о языке, в котором изучается словарный состав.

  2. Стили речи отличаются друг от друга только языковыми средствами.

  3. Действительные причастия могут образовываться как от переходных, так и от непереходных глаголов.

  4. Предложение В конце XVI века замок в Мире перестроили под княжескую загородную резиденцию является односоставным неопределённо-личным.

  5. В глагольных формах предложить, предложив ударение падает на второй слог.

  1. (2013-6, А28). Правильными являются утверждения:

  1. Неологизмы изучаются в разделе «Морфология».

  2. Сфера применения художественного стиля — официальные документы.

  3. Страдательные причастия могут иметь как полную, так и краткую форму.

  4. Предложение Ребята, послушайте новую песню! является односоставным определённо-личным.

  5. В глагольных формах прибыл, прибыла ударение падает на один и тот же слог.

  1. (2013-7, А28). Правильными являются утверждения:

  1. Фонетика — это раздел науки о языке, который изучает звуковые единицы языка.

  2. Использование научных терминов — отличительная черта разговорного стиля речи.

  3. Глаголы совершенного вида не образуют страдательных причастий.

  4. Предложение У Маргариты звенело в ушах является односоставным безличным.

  5. В глагольных формах понять, поняв ударение падает на один и тот же слог.

  1. (2013-8, А28). Правильными являются утверждения:

  1. Слово как единица языка обладает лексическим и грамматическим значением.

  2. Стилистически нейтральная лексика используется во всех стилях речи.

  3. Страдательные причастия прошедшего времени образуются только от глаголов несовершенного вида.

  4. Предложение Андрей, принеси мне свой конспект является односоставным определённо-личным.

  5. В глагольных формах приручить, приручив ударение падает на второй слог.

  1. (2013-9, А28). Правильными являются утверждения:

  1. Слово как единица языка изучается в различных разделах языкознания.

  2. Официально-деловой стиль речи не допускает авторской манеры изложения мысли.

  3. Страдательные причастия прошедшего времени образуются от всех глаголов.

  4. Предложение От меня ждали решительных действий является односоставным неопределённо-личным.

  5. В глагольных формах начать, (она) начала ударение падает на первый слог.

  1. (2013-10, А28). Правильными являются утверждения:

  1. Орфография — это раздел науки о языке, в котором изучаются нормы правописания.

  2. Функциональный стиль — это разновидность литературного языка, выполняющая определённую языко­вую функцию в общении.

  3. Действительные причастия прошедшего времени образуются только от переходных глаголов.

  4. Предложение Почему не танцуешь, Петя? является односоставным определённо-личным.

  5. В глагольных формах уведомить, уведомив ударение падает на последний слог.