Контрольная работа №3 по теме «Речь. Текст»
Структура работы
Работа состоит из двух вариантов. Каждый вариант контрольной работы состоит из 8 заданий: 2 практических тестовых задания, 5 практических тестовых заданий с открытым ответом и 8 задание с развернутым ответом.
План контрольной работы
Раздел работы/ тип задания | Время выполнения работы | Максимальный балл |
Тесты | 5 | 5 |
Практическое задание | 10 | 13 |
Создание текста | 25 | 10 |
ВСЕГО | 40 | 28 |
Распределение заданий по уровню сложности
№ п/п | Раздел работы | Кол-во заданий базового уровня | Кол-во заданий повышенного уровня |
1 | Тесты | 2 | |
2 | Практические задания | 5 | |
3 | Создание текста | | 1 |
| ВСЕГО | 87,5% | 12,5% |
Время выполнения работы
На выполнение всей работы отводится 40 минут.
Условия проведения контрольной работы
Строгое соблюдение инструкции по организации проведения независимой оценки знаний обучающихся. При выполнении контрольной работы используется бланк ответов. Дополнительные материалы не используются.
Система оценивания отдельных заданий
и работы в целом
В зависимости от вида задания используются различные формы оценивания:
- задание 1-2 оценивается в максимально 5 баллов (2,5 баллов за правильный ответ);
- задание 3-7 – максимально 13 баллов:
3 задание – макс 5 баллов (по одному баллу за каждый правильный ответ,
4 задание - макс 4 балла (по одному баллу за каждый правильный ответ),
5 задание – 2 балла за правильный ответ,
6 задание – 1 балл за правильный ответ,
7 задание – 1 балл за правильный ответ;
- задание 8 с развернутым ответом – максимально 10 баллов (согласно критериям оценивания задания с развернутым ответом).
Максимальная сумма, которую может получить обучающийся, выполнивший все задания правильно – 28 баллов.
Критерии оценивания задания с развернутым ответом
Критерии оценивания | Баллы |
Содержание ответа (сочинение) |
Работа соответствует теме и заданию, приведены аргументы, фактические ошибки отсутствуют. | 2 |
Работа соответствует теме и заданию, приведены аргументы, но есть фактическая ошибка | 1 |
Допущена фактическая ошибка, связанная с пониманием темы и задания | 0 |
Речевое оформление ответа (сочинения) |
Соблюдение смысловой цельности, речевая связность и логика изложения | 2 |
Допущена одна логическая ошибка | 1 |
Допущено более 1 логической ошибки | 0 |
Грамотность |
Орфография |
Соблюдены орфографические нормы. (не допущено ни одной орфографической ошибки). | 2 |
Допущены 1-2 орфографические ошибки. | 1 |
Допущено боле двух ошибок. | 0 |
Пунктуация |
Соблюдены пунктуационные нормы. (не допущено ни одной пунктуационной ошибки). | 2 |
Допущены 1-2 пунктуационные ошибки. | 1 |
Допущено боле двух ошибок. | 0 |
Качество речи. |
Соблюдены речевые и грамматические нормы (не допущено речевых и грамматических ошибок) | 2 |
Допущены 1-2 ошибки | 1 |
Допущено более 2 ошибок | 0 |
Максимальное количество баллов | 10 |
Перевода в пятибалльную систему
Отметка | 2 | 3 | 4 | 5 |
Первичный балл | 0-9 | 10-18 | 19-24 | 25-28 |
Уровень обученности | недостаточный | базовый | базовый | повышенный |
Инструкция по выполнению заданий контрольной работы
На выполнение заданий контрольной работы по Родному языку (русскому) даётся 40 минут. Работа состоит из 3-х частей: 1 часть (1-2 задание) состоит из 2 тестовых заданий (выбор варианта ответа); 2 часть (3-7 задание) - из 5 заданий, требующих записи ответа в виде цифр, слов; 3 часть (8 задание) с развернутым вариантом ответа.
Правильные ответы в тесте обведи кружочком или другим знаком (˅ +), ответы на задания к тексту запиши в работе на отведённых для этого строчках. Если ты хочешь изменить ответ, то зачеркни его и запиши рядом новый.
При выполнении работы не разрешается пользоваться учебником, рабочими тетрадями, справочниками по грамматике, орфографическими словарями, другими справочными материалами.
При необходимости можно пользоваться черновиком. Записи в черновике проверяться и оцениваться не будут.
Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускай задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходи к следующему. Постарайся выполнить как можно больше заданий.
Желаем успеха!
1 вариант
Что написано пером, не вырубишь топором. О каком виде речевой деятельности говорится в высказывании? Выберите правильный вариант ответа:
А) слушание;
Б) чтение;
В) говорение;
Г) письмо.
Ответ: ____________________
2. Текст, отвечающий на вопрос «Какой, как выглядит (предмет, человек и т.д.), относится к следующему типу речи. Выберите правильный вариант ответа:
А) рассуждение
Б) повествование
В) описание
Г) расписание
Ответ: _______________________
3.Рассмотрите репродукцию картины В.М. Васнецова «Иван-царевич на сером волке». Выполните задания, необходимые для составления текста – повествования.
А. Запишите ключевые слова.
Б. Задайте три вопроса к изображению.
В. Письменно ответьте на вопрос: Какова цель составления теста-повествования?
Ответ: ____________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Укажите, где правда, а где ложь. Укажите истинность или ложность вариантов ответа:
________ Текст — это несколько предложений, которые связаны между собой общей темой и общей мыслью.
________ Тема текста — это то, о ком или о чём говорится в нем. Тема текста часто выражается в его заголовке.
________ Высказывание «С утра мы собрались в лес за грибами. На море был полный штиль. Этот домашний уют создала моя бабушка» является текстом.
_________Деление на абзацы может не совпадать с делением на микротемы.
5. Соотнесите текст и способ связи предложений в тексте:
Последовательная связь | А. К счастью, лихорадка застигла меня в уездном городе, в гостинице; я послал за доктором. Через полчаса явился уездный лекарь, человек небольшого роста, худенький и черноволосый. (И.С. Тургенев) |
2. Параллельная связь | Б. Это утро, радость эта, Эта мощь и дня, и света, Этот синий свод, Этот крик и вереницы, Эти стаи, эти птицы, Этот говор вод. (А.А. Фет) |
Ответ: __________________________
6.Определите функционально-смысловой тип текста:
«...месяцев через восемь, благодаря неусыпным попечениям своего спасителя, [Муму] превратилась в очень ладную собачку испанской породы, с длинными ушами, пушистым хвостом в виде трубы и большими выразительными глазами...» И.С. Тургенев «Муму».
Ответ: _______________________
7.Что такое МОНОЛОГ?
Ответ ___________________________________________________________
8. Согласны ли вы с высказыванием «Лето – самое замечательное время года»? Свое мнение докажите (3-5 предложений).
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
вариант
1. Чтение – вот лучшее учение. О каком виде речевой деятельности говорится в высказывании?
А) говорение;
Б) письмо;
В) чтение;
Г) говорение.
Ответ: ____________________
2. Текст, отвечающий на вопрос «Что произошло? Выберите правильный», относится к следующему типу речи. Выберите правильный вариант ответа:
А) описание
Б) повествование
В) рассуждение
Г) рисование
Ответ: _______________________
3.Рассмотрите репродукцию картины В.А. Серова «Девочка с персиками». Выполните задания, необходимые для составления текста – описания.
А. Запишите ключевые слова.
Б. Задайте три вопроса к изображению.
В. Письменно ответьте на вопрос: Какова цель составления теста-описания?
Ответ: ____________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Укажите, где правда, а где ложь. Укажите истинность или ложность вариантов ответа:
________ Основная мысль текста — это то, что выразил автор, к чему он призывает или чему учит читателя, ради чего написан текст.
________ Текст — это последовательно расположенные предложения, связанные общей темой, основной мыслью и имеющие смысловую завершенность.
________ Высказывание «Солнце уже село за горизонт. Улицы города переполнены автомобилями. В небе курлычут журавли» является текстом.
_________ В письменном тексте столько микротем, сколько абзацев.
5. Определите функционально-смысловой тип текста:
«Она была в духе, смеялась и шутила; приживалки смеялись и
шутили тоже, но особенной радости они не чувствовали: в доме не очень-то любили, когда на барыню находил веселый час, потому что, во-первых, она тогда требовала от всех немедленного и полного сочувствия и сердилась, если у кого-нибудь лицо не сияло удовольствием, а во-вторых, эти вспышки у ней продолжались недолго и обыкновенно заменялись мрачным и кислым расположением духа.» И.С. Тургенев «Муму».
Ответ: __________________________
6.Соотнесите текст и способ связи предложений в тексте:
1.Последовательная связь | А. Хорь понимал действительность, то есть: обстроился, накопил деньжонку, ладил с барином и с прочими властями; Калиныч ходил в лаптях и перебивался кое-как. Хорь расплодил большое семейство, покорное и единодушное; у Калиныча была когда-то жена, которой он боялся, а детей и не бывало и вовсе. (И.С. Тургенев) |
2.Параллельная связь | Б. Через полчаса явился уездный лекарь, человек небольшого роста, худенький и черноволосый. Он прописал мне обычное потогонное, велел приставить горчичник… (И.С. Тургенев) |
Ответ: ________________
7.Что такое ДИАЛОГ?
Ответ _____________.
Согласны ли вы с высказыванием «Собака – друг человека»? Свое мнение докажите. (3-5 предложений). ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ответы:
1 вариант
1. Г
2. В
3. А- едут, скачут, верхом на волке, держит, царевич, невеста, день, густой лес и другие ключевые слова, необходимые для составления текста – повествования.
Б – Кто изображен на картине? Что делают герои, изображенные художником? Что делает главный герой? и другие вопросы, необходимые для составления текста – повествования.
В – рассказ о каком-то событии.
4. Правда, правда, ложь, ложь.
5. 1А, 2Б
6. описание
7. развернутое высказывание одного человека (героя, персонажа).
2 вариант
1. В
2. Б
3. А - Девочка, утренний, свет, розовый, белый, нежный и другие слова, необходимые для создания текста-описания.
Б – Кто в центре картины? Как выглядит девочка? Что у нее в руках? Какие цвета преобладают на картине? и другие необходимые для создания текста – описания.
В - зафиксировать характерные признаки предмета или лица.
4. Правда, правда, ложь, правда.
5. Рассуждение
6. 1Б, 2А
7. Разговор двух и более людей (героев, персонажей).