СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Контрольная работа "Эмоциональные состояния"

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Контрольная работа по дисциплине " Психология эмоций"

Просмотр содержимого документа
«Контрольная работа "Эмоциональные состояния"»







КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА


на тему: Эмоциональные состояния


по дисциплине: Психология эмоций







Работу выполнила:

Социальный педагог

МОБУ Новобурейскиой СОШ № 3

Мананникова Наталья Александровна

По дисциплине: Психология эмоций












П.Новобурейский

2019







СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ 3


1.Проблема эмоциональных состояний в психологии эмоций 5

2.Эмоциональные состояния 7

2.1.Чувства и их классификации 7

2.2. Настроения и их особенности 10

2.3. Аффект и его характеристики 13

2.4. Стресс, стадии его развития 15

3.Фрустрация. Типы реакции человека в состоянии фрустрации. 19


ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 23





























ВВЕДЕНИЕ


На сегодняшний день проблема эмоций стала довольно популярной. Она относится к числу крайне актуальных и очень сложных проблем современной психологии. Как теоретические, так и методические аспекты данной проблемы нуждаются во всесторонней и глубокой разработке. В современной общей психологии проблема эмоций разработана значительно меньше, чем другие области психологического знания. Нерешенных вопросов психологии эмоций существенно больше, чем решенных. Причины нужно искать не столько в субъективных факторах – в нежелании или неумении тех или других исследователей заниматься данной проблемой, а в объективной сложности самой проблемы, в принципиальном отличии психологии эмоций от других психологических проблем.

Без эмоций ни одни человек не смог бы осознать своих потребностей, предметов, на которые данные потребности направляются, и мотивов, непосредственно побуждающие к деятельности. Данную мысль многократно подчеркивали практически все без исключения исследователи эмоций, эмоциональных процессов, не зависимо от того, каким теориям они следовали. По характеристике эмоциональных процессов, полагали они, можно примерно судить о том, что в определенный момент времени волнует человека, то есть о том, какие интересы и потребности являются для него актуальными.

Эмоции у человека вызывают переживания удовольствия, робости, неудовольствия, страха и т.п., которые играют роль субъективных ориентирующих сигналов. Простые эмоциональные процессы проявляются в органических, двигательных, секреторных изменениях и относятся к числу врожденных реакций. Но в ходе развития эмоции теряют свою прямую инстинктивную основу, приобретают сложно обусловленный характер, организуют многообразные виды так нарекаемых высших эмоциональных процессов (чувства); социальных, интеллектуальных, эстетических, составляющие у человека основное содержание его эмоциональной жизни.

Эмоции и чувства проявляют наше отношение к тому, что мы познаем, к нашим поступкам. Знания об эмоциях нужны любому для того, чтобы лучше понять других и самих себя. Если не понимать себя, то невозможно понять другого человека.

Эмоции создают основную побудительную силу и своим воздействием могут изменить образ жизни, общения, действий. Неспособность или нежелание понять эмоциональное состояние другого человека приводит к психологической несовместимости и часто становится причиной тех или других конфликтов.

Роль эмоциональных побуждений сложно переоценить. Духовный мир человека нельзя определить рамками его профессии или образования. Его эмоциональные запросы и отношения могут быть разносторонними или узкими, широкими, ограниченными, богатыми или бедными.

Цель данной работы рассмотреть эмоциональные состояния.

Задачи:

  1. Изучить проблемы эмоциональных состояний в психологии эмоций;

  2. Рассмотреть чувства и их классификации;

  3. Изучить настроения и их особенности;

  4. Рассмотреть аффект и его характеристики;

  5. Изучить стресс, стадии его развития;

  6. Рассмотреть фрустрацию, типы реакции человека в состоянии фрустрации.









1.Проблема эмоциональных состояний в психологии эмоций



Эмоциональные состояния выделяются крайним разнообразием и полярностью, их структура обуславливает модальность переживания, определенные изменения в протекании психических процессов (психической деятельности) в общем, отражение особенностей личности и характера, а также предметной деятельности и соматического состояния.

Проблема регуляции эмоциональных состояний является одной из сложных в психологии. Имеется много подходов к исследованию регуляции эмоциональных состояний. К примеру, Ф.Б.Березин опирался на следующие положения:1

1) адаптация проходит на всех уровнях организации человека, в том числе в психической сфере;

2) психическая адаптация является основным звеном в общей адаптации человека, потому что именно характер психической регуляции определяет характер адаптации, в общем.

Ф.Березин также полагает, что механизмы психической адаптации, а, соответсвенно, и регуляции психических состояний, лежат в интрапсихической сфере. К числу механизмов, которые обусловливают успешность адаптации, Ф.Березин отнес механизмы противостояния тревоге, многообразные формы психологической защиты и компенсации. Психологическая защита – это специальная регулятивная система стабилизации личности, которая направлена на устранение или сведения к минимуму чувства тревоги, связанного с осознанием какого-нибудь конфликта. Основной функцией психологической защиты является «ограждение» сферы сознания от отрицательных, травмирующих личность переживаний. Ф.Березин выделил четыре типа психологической защиты:

1) препятствующие осознанию факторов угрозы, которые вызывают тревогу;

2) разрешающие фиксировать тревогу;

3) понижающие уровень побуждений;

4) устраняющие тревогу.

Березин обнаружил, что нарушение механизмов психической адаптации или применение неадекватной формы защиты могут привести к соматизации тревоги, то есть направлению тревоги на вырабатывание предболезненных состояний Это совершается потому, что тревога, как и любое эмоциональное состояние, связана с вегетативной и гуморальной регуляцией организма, то есть при изменении данного состояния случаются определенные физиологические изменения. При том, отмечает автор, что применение индивидом неадекватной формы психологической защиты и возникновение гипертревоги всегда сопровождается сверхнапряжением, более существенным по своей интенсивности, чем обычное мотивационное. В основном, в данной ситуации появляется состояние обусловленное блокадой мотивационного поведения, известного как фрустрация.

Эмоциональный тон ощущений (чувственный тон ощущений) — форма положительных эмоций, не имеющая предметную отнесенность. Сопровождает жизненно-важные ощущения, к примеру, вкусовые, болевые, температурные. Представляет собой более раннюю стадию развития эмоций в филогенезе.

В гештальпсихологии близкое значение имеет понятие прельщение.

Прельщение — диффузный эмоциональный (чувственный) отклик на воспринимаемые или воображаемые признаки предмета, возникновение данного явления обуславливается деятельностью субкортикальных отделов мозга и вегетативной нервной системы. При его анализе значительно углубляется понимание динамики познавательных процессов. Данное понятие анализировалось в качестве теоретического конструкта в психологии В.Вундта, а особенно широко применялось в рамках гештальтпсихологии, в частности Ф.Крюгером, Э.Вартеггом.


2.Эмоциональные состояния


2.1.Чувства и их классификации



Чувства — это переживаемые в разной форме отношения человека к явлениям и предметам действительности. Человеческая жизнь невыносима без переживаний, если человек лишается возможности ощущать чувства, то наступает так именуемый “эмоциональный голод”, который он старается утолить: слушает любимую музыку, читает остросюжетную книгу и т.д. При чем для эмоционального насыщения необходимы не только позитивные чувства, но и чувства, которые связаны со страданием.2

Самая сложная и развитая форма эмоциональных процессов у человека — это чувства, представляющие собой не только эмоциональное, но и понятийное отражение.

Чувства складываются на протяжении жизни человека в условиях общества. Чувства, отвечающие высшим социальным потребностям, называют высшими чувствами. К примеру, любовь к Родине, своему народу, к другим людям, своему городу. Они характеризуются сложностью строения, продолжительностью, стабильностью, большой силой, независимостью от определенных ситуаций и от состояния организма. Данным примером может служить любовь матери к своему ребенку, мама может рассердиться на ребенка, наказать, быть недовольной его поведением, но все это не влияет на ее чувство, которое остается относительно стабильным и сильным.

Сложность высших чувств обуславливается их комплексным строением. То есть они формируются из нескольких разных, а порой и противоположных эмоций, которые как бы кристаллизуются на некотором предмете. К примеру, влюбленность — менее сложное чувство, нежели любовь, потому что помимо влюбленности последняя подразумевает нежность, привязанность, дружбу, ревность и другие эмоции, которые производят не передаваемое словами чувство любви.

По степени обобщенности предметного содержания чувства подразделяются на:

- конкретные (к примеру, чувство к ребенку, произведению искусства),

- обобщенные (чувства к детям вообще, к музыке),

- абстрактные (чувство справедливости, трагического).

В зависимости от характера отношения человека к разным объектам социальной среды выделяются основные виды высших чувств: моральные, интеллектуальные, праксические, эстетические.3

Моральные чувства человек ощущает по отношению к обществу, другим людям, а также к самому себе, такие как чувство патриотизма, любовь, дружба, совесть, регулируемые межличностными отношениями.

Чувства, связанные с реализацией человеком трудовой и других видов деятельности именуются праксическими. Они появляются в ходе деятельности в связи с ее успешностью или не успешностью. К положительным праксическим чувствам относят: трудолюбие, чувство увлеченности работой, приятную усталость, удовлетворенность от выполненного дела. При превалировании отрицательных праксических чувств человек воспринимает труд, как каторгу.

Некоторые виды труда, учение, игры требуют интенсивной умственной деятельности. Процесс умственной деятельности сопровождается интеллектуальными эмоциями. Если они приобретают качества устойчивости и стабильности, они выражаются как интеллектуальные чувства: любознательность, удивление, радость открытия истины, сомнение.

Чувства, испытываемые человеком при восприятии и создании прекрасного в жизни и в искусстве называют эстетическими. Эстетические чувства вырабатываются через приобщение к природе, любование лесом, рекой, солнцем и т.д. Для того, чтобы познать законы красоты и гармонии детям полезно заниматься рисованием, музыкой, танцами и другими видами художественной деятельности.

Эмоции (следовательно и чувства) можно классифицировать в зависимости от субъективной ценности возникаемых переживаний. Б.И.Додоновым выделены следующие виды подобных “ценностных” эмоций:

- альтруистические (связанные с бескорыстной помощью другим людям),

- коммуникативные (вызванные потребностью в общении),

- глорические (связанные с желанием прославиться),

- праксические (вызываются ситуациями конкретной практической деятельности),

- пугнические (переживание "острых ощущений"),

- романтические (связанные с "амурными" делами),

- гностические (вызванные познанием, расширением кругозора),

- эстетические (восприятие красивого),

- гедонистические (связанные с удовлетворением физиологических потребностей),

- аквизитивные (переживания, связанные с приобретением тех или иных товаров, услуг).4

Отсутствие исчерпывающей классификации чувств объясняется большим их разнообразием, а также их исторической изменчивостью.

На протяжении развития людей сложилась особенная форма психического отражения важных событий и объектов — эмоции. Одно и то же событие или объект вызывает у различных людей разные эмоции, так как у каждого свое, характерное отношение.

Эмоции кратковременные, а чувства продолжительные и устойчивые, эмоциями мы реагируем на ситуацию, к примеру, разрядился аккумулятор у сотового в самый неподходящий момент, появляется эмоция гнева или досады, данные эмоции кратковременны, когда Вы приедете домой, этих эмоций уже не будет. Чувства — это долгосрочное отношение к кому-либо или чему-либо, чувства определяют тесную эмоциональную связь с предметом (объектом), который имеет мотивационную значимость для человека, то есть при встрече с объектом, или при воспоминании о нем, чувство всякий раз актуализируется с новой силой. К примеру, когда мы думаем о любимом человеке, мы можем улыбаться, ощущать некоторое волнение, радость, испытывать «теплое чувство» внутри.

Чувства и эмоции тесно связаны между собой, но это не одно и тоже, эмоции сиюминутные, выражаются «здесь и сейчас» и относятся к определенной ситуации, чувства — устойчивое, постоянное отношение человека к чему-либо, чувства не зависят от ситуаций, к примеру, чувство любви не изменится, если любимый незаслуженно повышает на Вас голос, в данной ситуации проявятся только эмоции: волнение, печаль, обида, чувство останется прежним.

То есть, чувства как бы «выделяют» из ситуации определенный объект, независимо от того, что происходит вокруг, а эмоции «срабатывают» на ситуацию, в общем.


2.2. Настроения и их особенности



Настроение — самое продолжительное или «хроническое» эмоциональное состояние, которое окрашивает все поведение. Настроение отличает от эмоций меньшая интенсивность и меньшая предметность. Оно отражает бессознательную обобщенную оценку того, как в определенный момент складываются обстоятельства. Настроение может быть радостным или печальным, бодрым или подавленным, веселым или угнетенным, спокойным или раздраженным и т. п.

Н.Д.Левитов полагал, что настроение не только личностно, но и ситуативно. В одних случаях оно предметно (вызывается определенными обстоятельствами), в других — беспредметно; в одних случаях оно более личностно, в других — менее личностно. Левитов понимал настроение, как общее эмоциональное состояние, которое на протяжении определенного времени окрашивает переживания и деятельность человека.

Л.В.Куликов, наоборот, не считал настроение особенным психическим (эмоциональным) состоянием. Он писал: «Иногда настроение рассматривают, как разновидность психического состояния. В большинстве случаев это встречается при попытке характеризовать состояние, выдвинув на первый план особенности настроения. По моему мнению, ошибочно считать настроение самостоятельным видом состояния — настроение является лишь частью психического состояния. Кроме него в состояние входят также физиологические, психофизиологические, социально-психологические и другие компоненты».5

По А.Изену, настроение — это течение или поток гедонически ориентированных идей, образов и мыслей, извлекаемых из памяти. Их объединяет общий позитивный или негативный гедонический тон.6

Настроение значительно зависит от общего состояния здоровья, от работы желез внутренней секреции и особенно от тонуса нервной системы. Причины того или другого настроения не всегда ясны человеку, а тем более окружающим его людям. Неспроста говорят о безотчетной грусти, беспричинной радости, и в данном смысле настроение — это бессознательная оценка личностью того, насколько благоприятно для нее складываются обстоятельства. В этом настроения схожи с собственно эмоциями и близки к сфере бессознательного. Но причина настроения всегда существует и в той или другой степени может быть осознана. Ею могут быть окружающая природа, события.

Настроения отличаются по продолжительности. Устойчивость настроения зависит от многих причин — возраста человека, силы воли, индивидуальных особенностей его характера и темперамента, уровня развития ведущих мотивов поведения. Настроение может окрашивать поведение человека на протяжении нескольких дней и даже недель. Более того, настроение может стать устойчивой чертой личности. Собственно данную особенность настроения подразумевают, когда делят людей на оптимистов и пессимистов.

Настроения имеют большое значение для эффективности деятельности, которой занимается человек. К примеру, известно, что одна и та же работа при одном настроении может казаться приятной и легкой, а при другом —тяжелой и удручающей. Конечно, при хорошем настроении человек в состоянии исполнить гораздо больший объем работы, чем при плохом.

Настроение тесно связывается с соотношением между самооценкой человека и уровнем его притязаний. У лиц с высокой самооценкой часто наблюдается повышенное настроение, у лиц же с заниженной самооценкой выраженное склонность к пассивно-отрицательным эмоциональным состояниям, связанным с ожиданием неблагоприятных исходов. Потому настроение может стать причиной отказа от действий и дальнейшего снижения притязаний, что может привести к отказу от удовлетворения данной потребности.

Настроение в отличие от эмоционального тона ощущений и эмоций в большинстве отечественных учебников по психологии характеризует:

1) слабая интенсивность;

2) значительная длительность; настроение может продолжаться часами, а то и днями;

3) порой неясность его причины; чувствуя то или другое настроение, человек, в основном, слабо осознает причины, которые его вызвали, не связывает его с некоторыми людьми, явлениями или событиями (при плохом настроении у человека после сна говорят, что он сегодня встал не с той ноги);

4) влияние на активность человека; всегда присутствуя у человека в качестве эмоционального фона, оно повышает или понижает его активность в общении или работе.

Что касается неясности во многих случаях причины настроения, то это может быть связано, на мой взгляд, с тем, что часто за настроение принимают след пережитой, часто мимолетной эмоции (к примеру, как некоторое состояние, которое возникло вследствие автоматически протекающих когнитивных процессов, сопровождающихся мимолетными ассоциациями воспоминаниями). То есть настроение может быть следовым эмоциональным состоянием (отсюда и наличие приписываемых лишь ему первых двух признаков).


2.3. Аффект и его характеристики



Эмоция — психофизиологический процесс, который отражает бессознательную личную оценку текущей ситуации. Позитивные изменения вызывают у нас радость, неприятности —раздражение или грусть, чужая агрессия — страх или гнев. А аффект — это очень интенсивное эмоциональное состояние, которое продолжается недолго, но возбуждает ярко выраженные соматические проявления — изменение дыхания и пульса, спазм периферических кровеносных сосудов, нарушение координации движений, повышенное потоотделение. 7

То есть самой мощной эмоциональной реакцией является аффект.

Аффект полностью захватывает психику человека. Это влечет за собой сужение, а иногда и отключение сознания, изменения в мышлении и, как результат неадекватное поведение. К примеру, при сильном гневе большинство людей теряют способность к конструктивному решению конфликтов. Гнев у них переходит в агрессию. Человек кричит, размахивает руками, краснеет, может ударить противника.

Аффект появляется резко, внезапно в виде порыва, вспышки. Управлять и преодолеть данное состояние довольно сложно. Любое чувство может испытываться в аффективной форме.

Аффекты негативно сказываются на деятельности человека, сильно снижают уровень ее организованности. В аффекте человек как бы теряет голову, его поступки не разумны, происходят без учета обстановки. Если в сферу действий человека попадают предметы, которые не имеют отношения к причине аффекта, он может в ярости отшвырнуть попавшуюся вещь, хлопнуть по столу, толкнуть стул. Человек, теряя власть над собой весь отдается переживанию.

Было бы неправильно думать, что аффект полностью неуправляем. Аффект, несмотря на кажущуюся внезапность, имеет определенные этапы развития. Если на конечных этапах, когда человек полностью теряет контроль над собой, остановиться почти невозможно, то в начале это может сделать любой нормальный человек. Бесспорно, это требует больших волевых усилий. Тут самое важное отсрочить наступление аффекта, сдержать себя, “затушить” аффективную вспышку, не терять власть над своим поведением.

Аффекты в зависимости от типа воздействия делят на стенические и астенические. Стенические аффекты — гнев, восторг — побуждают к активной деятельности, и содействуют мобилизации сил. Астенические аффекты — тоска, ужас, бессилие — расслабляют или парализуют всякую активность. Если ситуации, которые вызывают аффект, периодически повторяются, напряжение понемногу накапливается, что может позже привести к бурному «взрыву». Данное состояние называют кумулятивным аффектом (не путать с кумулятивным эффектом, который тоже связывается с процессом накопления, но касается не только эмоций).

Состояния аффекта у человека, со злости давший кулаком по столу, и человека, убившего кого-то в порыве ярости, а теперь не помнит, как это произошло, сильно отличаются. Первый вариант — это так именуемый физиологический аффект, естественный для homo sapiens и не сопровождаемый потерей самоконтроля. Как правило, мы бьем по столу, потому что понимаем, что это поможет нам выпустить пар — но при некоторых условиях могли бы от этого воздержаться. Гораздо опаснее патологический аффект, который вызван нарушением нормального функционирования психики — это кратковременное (до 30-40 минут) психотическое состояние, во время которого сознание помрачается, человек ведет себя как на «автопилоте» и уже не может остановиться. Данное состояние прерывается так же неожиданно, как и началось, а после субъект ощущает резкое истощение, впадает в прострацию и часто не помнит, что с ним происходило в период «выпадения из реальности». Все, что происходило в состоянии аффекта, человек после часто воспринимает как сделанное кем-то другим.


2.4. Стресс, стадии его развития



Стресс - обычное и часто встречающееся явление. Мы все порой ощущаем его - может выражаться, как ощущение пустоты в глубине желудка, вставая и представляясь в классе, или как повышенная раздражительность или бессонница в период экзаменационной сессии. Небольшие стрессы неминуемы и безвредны. Собственно чрезмерный стресс создает проблемы для индивидуумов и предприятий. Стресс является неотъемлемой частью человеческого существования, нужно только научиться отличать допустимую степень стресса и слишком большой стресс. Нулевой стресс не возможен. 8

Стресс может быть вызван факторами, которые связаны с работой и деятельностью предприятия или событиями личной жизни человека.

Причины стрессов, или стрессоры, разделяют на две группы: физические и психические (сигнальные), соответственно, стрессы бывают физиологические и психоэмоциональные.

К физиологическим стрессам относят следующие реакции организма на: шумы; охлаждение; недостаток кислорода; кровопотерю; травмы; интоксикацию; физические нагрузки; лишение пищи.

К психоэмоциональным стрессам относят реакции на сигнал опасности: внезапное прикосновение; шаткость опоры; стремительное увеличение в размерах нечетко видимого предмета; одиночество или перенаселение.

У человека, помимо данных факторов, причиной стресса могут быть информационные перегрузки и дефицит, неопределенность исхода, недостаток времени.

На протяжении последних лет сосредоточивают внимание на производственных стрессах :

неясность трудового задания;

перегрузка или недогрузка;

ответственность за людей;

не справедливая оценка труда;

"трудное начальство"

не удовлетворительные условия труда.

Таким образом, стресс - это напряженное состояние организма, то есть специфический ответ организма на предъявленное ему требование (стрессовую ситуацию). Под влиянием стресса организм человека испытывает стрессовое напряжение. Выделим разные состояния человека, которые могут сигнализировать о наличии в организме внутреннего напряжения. Сознательная оценка способна перевести данные сигналы из сферы эмоциональной (чувства) в сферу рациональную (разум) и тем самым ликвидировать нежелательное состояние.

В одних и тех же условиях у различных людей стрессы могут протекать по-разному; главный "удар" может падать на различные системы: сердечно-сосудистую, пищеварительную или иммунную, это зависит, от ряда конституциональных особенностей организма, которые определяются наследственностью.

Общими для любого стресса являются три его стадии, которые описал Селье.9

Первая из них называется стадия беспокойства, боевой тревоги и представляет собой, как бы "встряску организма", призыв "к оружию, к мобилизации нейро-эндокринных механизмов, которые обеспечивают существенное преобладание реакций, которые дают энергию для борьбы или бегства.

Вторая стадия стресса - стадия адаптации - характеризуется восстановлением равновесия между распадом и синтезом. Устойчивость организма к действию стрессора при этом увеличивается, улучшается общее самочувствие, увеличивается уровень здоровья. Данное явление Селье назвал "эустрессом", то есть "хорошим стрессом".

Третья стадия - называется стадией истощения, или "дистресса": она развивается при исчерпании адаптивных резервов. Результатом данной стадии может быть срыв адаптивных механизмов, развитие болезни или смерть.

Первая стадия стресса, как правило, сопровождается повышенной психической активностью, которая свойственна для воодушевления, восторга, радости, наслаждения, счастья, экстаза, страха, волнения, негодования, возмущения, агрессии, гнева, ярости, ужаса, паники. Одним из постоянных и интимных признаков психоэмоционального стресса является - тревога. Тревогу сопоставляют с болью, но в отличие от боли, тревога представляет собой сигнал об опасности, еще не реализованная.

При стрессе, как правило, увеличивается и мышечная активность. Напрягаются мышцы шеи, лба, спины. Интенсивное мышечное сокращение может быть причиной накопления продуктов обмена веществ и болей в области головы, спины, шеи, поясницы.



































3.Фрустрация. Типы реакции человека в состоянии фрустрации



Слово «frustratio» переводится с латыни, как «неудача», «обман», «напрасное ожидание», «расстройство задуманного». Вот какую характеристику фрустрации дает психологический словарь: это особое состояние психики, которое возникающее тогда, когда человек не может удовлетворить свои потребности в реальных либо предполагаемых ситуациях. Короче говоря, фрустрация – это несоответствие желаний человека его возможностям. Эти ситуации обычно воспринимаются человеком как травмирующие. 10

Фрустрацией в психологии также именуют эмоциональное напряжение в ситуациях, когда человек не имеет возможности достичь желаемого результата. Когда мы достигаем одной из наших целей, мы испытываем радость и счастье, а всякий раз, когда кто-то или что-то мешает нам добиваться своего, то мы поддаёмся отчаянию и чувствуем раздражение, отчаяние или злость. Как правило, чем более важной является наша цель, тем больше разочарования и гнева приносит неудача в её достижении. Любая ситуация, в которой возникает фрустрация, нарушает внутреннее равновесие, вызывает у человека напряжение либо стремление восстановить равновесие при помощи других действий и поступков. Обязательными признаками фрустрации является наличие сильного стремления достичь цели (или удовлетворить актуальную потребность) и наличие преграды, препятствующей этому. В качестве примера можно привести Лису из басни Крылова: она одновременно и хочет достать виноград, и не может сделать это.

Типы реакций на фрустрацию:

I.Толерантность: фрустратор не вызывает фрустрацию:

a) спокойное, рассудительное состояние, без особых сетований на себя;

b) напряжение, сдерживание нежелательных импульсивных реакций;

c) бровирование с подчеркнутым равнодушием, в котором могут маскироваться озлобленность или же униные.

II. Агрессия как состояние, включающая в себя прямое нападение, угрозу, желание напасть, враждебность. Агрессия характеризуется острым, часто аффективным переживанием гнева, желанием сорвать зло на ком-либо или чём-либо. Агрессия – одно из проявлений фрустрации. Однако фрустрация не сводится к агрессии.

III. Фиксация

a. Активное состояние, когда деятельность продолжается по инерции, хотя она может быть бесполезна или даже опасна. В терминах А.Н. Леонтьева это означает, что деятельность потеряла личностный смысл для субъекта.

b. Прикованность к фрустратору; стереотипность мышления, восприятия, постоянное анализирование фрустратора («эмоционально жвачка», «самокопание»).

c. Капризное поведение.

IV. Уход в отвлекающую деятельость, позволяющую «забыться».

V. Депрессия – тяжёлое психическое заболевание, характеризующееся чувством печали, сознанием неуверенности, крайней беспомощностью, бессилием, отчаянием, отсутствием веры в будущее. Особые проявления: состояние скованности (депрессивный ступор), апатия, оцепенение.

VI. Регрессия – возвращение к более примитивным, иногда инфантильным формам поведения, понижение уровня деятельности под действием фрустратора может проявляться не только внешне, но и в переживаниях: желание, чтобы кто-нибудь пожалел.11

VII. Репрессия (подавление) – удаление чего-либо, что может вызвать тревожность и другие психотравмирующие факторы из сознания. Удаление препятствует разрешению проблемы.

VIII. Отрицание – попытка не принимать в качестве реальности события, которые беспокоят.

IX. Рационализация – нахождение приемлемых причин или оснований для неприемлемых мыслей или действий.

X. Изоляция – отделение вызывающей тревожность части ситуации от остальной сферы психики. В результате человек обсуждает свои проблемы так, как будто они чужие. Этот сухой подход может быть преобладающим.









































ЗАКЛЮЧЕНИЕ



Подводя итог вышеизложенному, следует отметить, что эмоции – это элементарные переживания, которые возникают у человека под воздействием общего состояния организма и процесса удовлетворения актуальных потребностей.

К эмоциональным процессам относится широкий класс процессов внутренней регуляции деятельности. Эту функцию они выполняют, отражая тот смысл, который имеют объекты и ситуации, воздействующие на субъекта, их значение для осуществления его жизни.

Простейшие эмоциональные процессы выражаются в органических, двигательных и секреторных изменениях и принадлежат к числу врожденных реакций.

В ходе своего развития эмоции дифференцируются и образуют у человека различные виды, отличающиеся по своим психологическим особенностям и закономерностям своего протекания.

Эмоции подразделяются на собственно эмоции, чувства, настроение, аффект и стресс. Параметры, по которым характеризуются эмоциональные процессы и состояния: интенсивность, осознанность, продолжительность, глубина, условия возникновения и исчезновения, направленность, динамика развития.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ





  1. Анохин П.К. Эмоции // Психология эмоций: Тексты – М., 2004.-410с

  2. Гуревич П.С. Психология и педагогика, Издательство: Юнити-Дана, 2012.-348с

  3. Гуревич П.С. Психология.-М.: Юнити-Дана, 2012.-319с

  4. Зарубин М.М. Практические советы психолога / М.М. Зарубин.- Ростов н/Д.: Феникс, 2006.-224с.

  5. Малкина-Пых И.Г. Психология.-М.: Человек, 2014.-232с

  6. Немов Р.С. Психология, М.: ВЛАДОС, 2014.-278с

  7. Станиславский И.Г. Психология, М.: Человек,2014.-389с

  8. Степанов В.Е. Психология.-М.: Дашков и К, 2014.-518с

  9. Кэрролл Э.. Изард. Психология эмоций. - СПб.: Питер, 2000. -270с

  10. Эванс Д. Эмоции. Очень краткое введение. М.: Астрель; АСТ, 2008.-360с

  11. Экман П. Психология эмоций. Я знаю, что ты чувствуешь. СПб.: Питер, 2011.-258с




1 Анохин П.К. Эмоции // Психология эмоций: Тексты – М., 2004

2 Гуревич П.С.Психология и педагогика, Издательство: Юнити-Дана, 2012

3 Малкина-Пых И.Г. Психология.-М.: Человек, 2014

4 Станиславский И.Г. Психология, М.: Человек,2014

5 Зарубин М.М. Практические советы психолога / М.М. Зарубин.- Ростов н/Д.: Феникс, 2006

6 Экман П. Психология эмоций. Я знаю, что ты чувствуешь. СПб.: Питер, 2011

7 Немов Р.С. Психология, М.: ВЛАДОС, 2014

8 Степанов В.Е. Психология.-М.: Дашков и К, 2014

9 Гуревич П.С. Психология.-М.: Юнити-Дана, 2012

10 Кэрролл Э.. Изард. Психология эмоций. - СПб.: Питер, 2000

11 Эванс Д. Эмоции. Очень краткое введение. М.: Астрель; АСТ, 2008