СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Контрольная работа по русскому языку в 10 классе по теме "Лексика"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задания в работе построены с учетом знаний, проверяемых в ЕГЭ

Просмотр содержимого документа
«Контрольная работа по русскому языку в 10 классе по теме "Лексика"»


Урок русского языка в 10 классе

Тема: Контрольная работа по теме «Лексика»

Цели: контроль и проверка знаний учащихся

Тип урока: контрольный

Оборудование: тетрадь, раздаточный дидактический материал


Ход урока

        1. Организационный момент

        2. Инструкция по выполнению работы


III. Выполнение работы

1. Расставьте ударение в словах

Сливовый, красивее, закупорить, позвонит, вероисповедание, дефис, начал, отрочество, договоренность, облегчить, средства, шофер, клала, оптовый, прозорлива, банты, шарфы, каталог, жалюзи, аэропорты, плодоносить.



ОТВЕТ: слИвовый, красИвее, закУпорить, ,позвонИт, вероисповЕдание, дефИс, ,нАчал, Отрочество, договорЁнность, облегчИть, срЕдства, шофЁр, клАла, оптОвый, прозорлИва, бАнты, шАрфы, каталОг, жалюзИ, аэропОрты, плодоносИть



 2. Решите фразеологические загадки.
1. Его проглатывают; он подвешен у другого; за него тянут, заставляя высказаться.
2. Ее толкуют в ступе или носят в решете те люди, которые занимаются бесполезным делом; ее набирают в рот, когда молчат.
3. Не цветы, а вянут; не ладони, а ими хлопают; не белье, а их развешивают доверчивые люди.
4. Он в голове несерьезного человека; его советуют поискать в поле; на него бросают слова и деньги.


3. Тестовые задания
1. Укажите лишнее слово в ряду синонимов.
1)тщетно 2) тщательно 3) бессмысленно 4) напрасно


2. Укажите слово, имеющее омоним.
1) успех 2) острый 3) топить 4) сидеть


3. Укажите предложение с фразеологизмом.
1) Спектакль всем очень понравился.
2) Зрители приняли спектакль восторженно.
3) Спектакль вызвал восторг у публики.
4) Мы пришли в восторг от спектакля.


4. Какое слово имеет значение «публичная распродажа, при которой покупателем становится тот. Кто предложит более высокую цену»?
1) конкурс 2) вакансия 3) аукцион 4) сделка


5. Какое из четырех слов относится к устаревшим.
1) парусник 2) стражник 3) рубеж 4) дозор.


6. Какое из перечисленных слов имеет значение «недавно появившееся в языке слово»?
1) архаизм 2) фразеологизм 3) неологизм 4) диалектизм


7. Значение какого слова определено неверно?
1) адресант – лицо, отправляющее письмо
2) аукцион – публичная распродажа
3) дезинформировать – сообщить искаженные или ложные сведения
4) импорт – вывоз товара из страны для продажи


8. В каком значении употреблено выделенное слово в предложении?
Убедившись в том, что Иван один, и прислушавшись, таинственный посетитель осмелел и вошел в комнату.
1) не известный другим
2) являющийся секретом, скрываемый
3) многозначительный
4) заключающий в себе тайну, загадочный


9. Каково лексическое значение слова деликатный?
1) тонкий, изысканный 2) главный в отношениях
3) важный, необходимый в обращении
4) затруднительный, требующий чуткого отношения



10.В каком предложении вместо слова ЗРИТЕЛЬНЫЙ нужно употребить ЗРИТЕЛЬСКИЙ? А. Необходимо с раннего детства развивать ЗРИТЕЛЬНУЮ память.

Б. После третьего звонка вход в ЗРИТЕЛЬНЫЙ зал воспрещён.

В. Прошлая Олимпиада стала рекордной среди зимних по ЗРИТЕЛЬНОМУ интересу. Г. ЗРИТЕЛЬНЫЙ нерв содержит около миллиона нервных волокон.


11. Какое из перечисленных предложений содержит фразеологизм?

А. Вот затрещали барабаны – и отступили басурманы.

Б. Не тратьте время на пустые разговоры.

В. Жизненные силы бьют в Штольце ключом, и он употребляет их на полезную деятельность. Г. Здесь сказки почти неотличимы от реальной жизни, а сны являются продолжением яви.


12.Укажите значение слова РЕШИТЕЛЬНО в данном предложении.

Тяга к новаторству, преодоление косных, заплесневелых идей присуща решительно каждому, кто увлечённо работает в какой бы то ни было области знаний. А. смело, непреклонно В. без исключения

Б. совсем, совершенно Г. разумеется (в значении вводного слова)


13. Какое слово использовано в данном предложении (см. задание 12) в переносном значении? А. косных Б. заплесневелых В. работает Г. области


14. Установите, какой троп использует автор для усиления выразительности

1. Огонь очистительный, огонь роковой,

Красивый, властительный, блестящий, живой. (К.Бальмонт).

а) метафора; б) эпитет; в) сравнение

2. А у милого лицо

Занимает все крыльцо. (Народная частушка)

а) литота; б) метафора; в) гипербола.

3. Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более наперстка. (А.С.Грибоедов)

а) литота; б) ирония; в) метонимия


15. В каждом из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное

слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

1) В столовой подали ВОДЯНОЙ суп.

2) В огороде была КАМЕННАЯ почва.

3) На сцене выступил ДИПЛОМАТ конкурса пианистов.

4) КРАСОЧНЫЕ вещества для тканей оказались токсичными,

5) Я решил ОДЕТЬ куртку.



16. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

Старик молча старческими ЖЕСТКИМИ руками, как тисками, обхватил шею…

В этом ВЕЛИЧЕСТВЕННОМ архитектурном ансамбле сочетаются традиции древнерусского зодчества и современные архитектурные тенденции.


Попытки ПРИНИЗИТЬ значение новой книги были неудачными: её читали с удовольствием.

ЦЕНТРАЛЬНОЕ государство - такое государство, в котором происходит политическое и экономическое объединение вокруг сильной центральной власти.

Ночью дул сильный ВЕРХОВОЙ ветер. (централизованное)


17. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

МАСЛЯНЫЙ крем для торта можно сделать впрок.

От горя и слез за эти годы Наталья Кирилловна ПОСТАРЕЛА.

ВЕРХОВАЯ езда – это то, о чем многие из нас мечтают с детства и всю жизнь.

Эта горница выходила тремя окнами на улицу и была ОГОРОЖЕНА низенькой ширмой пополам.

БЫВАЛЫЙ страх вернулся к нему с удвоенной силой (былой)


18. Определите средства выразительности в прозаических и поэтических текстах.

1. Эти ивы и березы,
Эти капли – эти слезы,
Этот пух – не лист,
Эти горы, эти долы,
Эти мошки, эти пчелы,
Этот зык и свист. (А.Фет)



2. Привычные к степям – глаза,
Привычные к слезам – глаза,
Зеленые – соленые –
Крестьянские глаза! (М.Цветаева)



3. Тот имеет отличного повара, но, к сожалению, такой маленький рот, что больше двух кусочков никак не может пропустить; другой имеет рот величиною в арку главного штаба, но увы! должен довольствоваться каким-нибудь немецким обедом из картофеля. (Н.Гоголь)



4. Но никогда ни один начальник не решался закричать на юнкера или оскорбить его словом. Тут щетинилось все училище. (И.Куприн)



5. Предки были, вероятно, какие-нибудь скороходы при дворе русских бояр. Или татарских мурз.(Ю.Трифонов)



а) Парцелляция;

б) анафора, эпифора;

в) бессоюзие;

г) метонимия, метафора;

д) литота, гипербола.



IV. Самопроверка работы

V. Итог урока

1. Какие трудности и на каких этапах урока испытывали?

2. Какие задания вызвали наибольший интерес?

3. Оцените свою успешность на уроке.


VI. Домашнее задание

Прорешать трудные задания из контрольной работы, пользуясь дидактическими материалами