СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Контрольная работа по теме: Лексика для 6 класс Русский язык

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Контрольная работа по теме: Лексика для 6 класс Русский язык»

ФИ:_________________________ Класс:_________

«Контрольная работа» - по теме «Лексика»

1. Что такое неологизм:

А) это слова или словосочетания, которые не так давно появились в языке для обозначения новых предметов, понятий и явлений.

Б) слова, употребляемые жителями в той или иной местности.

В) устойчивые неделимое сочетание слов, употребляемое в переносном смысле.

Г) это придание явлению или предмету каких- либо индивидуальных, точнее личностных признаков.

Д) слова или выражение, свойственные речи той или иной профессиональной группы.

2. Какой раздел лексикологии изучает устойчивые речевые обороты?

А) Этимология

Б) Фразеология

В) Семантика

Г) Лексикография

3. Прочитайте текст и выпишите из него все устаревшие слова:

«На следующий день гусару стало хуже. Холоп его поехал в город за лекарем. Прошёл день, и гусар совсем оправился. Он был чрезвычайно весел, без умолку шутил то с Дуней, то со смотрителем: насвистывал песни, разговаривал с прохожими, вписывал их подорожные в почтовую корзину… Гусару подали кибитку, холоп вскочил на облучок, ямщик свистнул, и лошади поскакали»

4. Замените фразеологизмы обычными словами:

Пример: он намотал себе на ус правило по русскому языку – запомнил/выучил.

А) Я так ждал этого письма! Получив его, я был на седьмом небе - ______________________

Б) Старуха, у которой денег куры не клюют, сильно согнулась - _________________________

В) Миша сломя голову бежал по коридору - _________________________

Г) Таня чувствовала себя на катке как рыба в воде - ____________________________

5. Укажите предложение, в котором слово «холодный» используется в переносном значении?

А) Его затрясло, на лбу выступил холодный пот.

Б) Снова холодный ветер, снежная буря, зги не видать.

В) Он стоял холодный, равнодушный, неподвижный, словно камень.

Г) Все сидели за столом, уничтожая холодный паштет из дичи.

6. Укажите вариант, в котором синоним подобран неправильно:

А) Красивый – великолепный

Б) Искристый – лучезарный

В) Добрый – невежливый

Г) Талантливый – выдающийся

7. Соедините правильно профессионализм и сферу деятельности к которой он относится:

А) Портрет

1) Живопись

Б) Эпитет

2) Театр

В) Аккорд

3) Литература

Г) Гуашь

4) Музыка



8. Определите слово у которого только одно лексическое значение:

А) Иголка

Б) Ветка

В) Бинокль

Г) Глаз

9. Подчеркните ТОЛЬКО архаизмы:

Новый цари собрал свою армию.

Серо-голубые глаза сверкали в смехе открывались жемчужные зубы, румянец покрывал ланиты.

И вдруг объявился какой-то пришлый иноземец, который пытался учить его!

Откинув свои длинные плащи, они появились в простых зелёных кафтанах, а некоторые – в толстых кожаных куртках.

10. Выпишите метафору из предложения:

Зимы последние кусочки чуть - _____________________

Всхлипывают под ногой - _________________

11. Какое определение верное?

Лексикология – это раздел науки о языке, изучающий…

А) части речи

Б) употребление и происхождение слов

В) морфемный состав слов

Г) произношение слов








12. Прочитайте текст.


В старой землянке нашли временное убежище пятеро наших солдат.  (2) Здесь они укрылись от яростной вражеской бомбёжки. (3) Вдруг входной проём чем-то закрыло. (4) Солдаты увидели лису, держащую в пасти лисёнка. (5)Она стояла в нерешительности и не знала, как поступить. (6) Бойцы как по команде потеснились. (7) Лисица юркнула проход и забилась в угол.

(8) Над лесом налегке пронесся последний фашистский стервятник. (9) Весь груз бомб он сбросил.

        (10) Солдаты вылезли из землянки, вслед за ними покинула убежище и рыжая. (11) На какой-то миг она приостановилась около сидящих солдат  внимательно на них посмотрела. (12) Так она благодарила воинов в серых шинелях за приют.

( По В. Перову)

  1. Выпишите в столбик из первого предложения все имена прилагательные. Через тире запишите к ним антонимы.

  2. Замените слово ПОТЕСНИЛИСЬ синонимом.

  3. Подберите к слову СТЕРВЯТНИК из предложения 8 близкое по контекстному значению слово и запишите его.

  4. Из предложений 1-7 выпишите формы одного и того же слова.

  5. Выпишите из текста  однокоренные слова.

  6. Выпишите из текста 3 слова со значением «военнослужащий».

  7. Выпишите грамматические основы из предложения 10.

  8. Из предложений 10 -12 выпишите номер предложения, в котором допущена пунктуационная ошибка.