Контрольная работа по теме «Смута в России»
Вариант 1.
1. Установите соответствие между событиями (процессами) и их участниками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
СОБЫТИЯ (ПРОЦЕССЫ) | | УЧАСТНИКИ |
А) «Славная революция» в Англии Б) Смута в России В) отмена местничества | | 1) Федор Алексеевич 2) протопоп Аввакум 3) Д. Т. Трубецкой 4) Генрих VII 5) Яков II Стюарт |
2. Прочтите отрывок из исторического источника и выполните задание.
«Овладев городом, он поместился в Кремле, во дворце, все священники и подданные пришли принести присягу, он был венчан и объявлен царём и великим князем всея Руси, хотя и был обманщиком и самозванцем, сыном попа, бродившего по стране и продававшего водку. Наступившая перемена возбуждала ропот в народе, особенно недовольном грубостью и самовольством поляков; завладев городом, он повелел прекратить толки, недовольства и выступления. Это усмирение проводил воевода, поддерживавший самозванца и возглавлявший польскую армию; он выдал за него свою дочь, надеясь укрепиться и выдвинуться, его дочь стала царицей. Поляки стали главенствовать, показывая свою власть над русскими знатными, вмешиваться в их религию и извращать законы, тиранить, угнетать и притеснять, расхищать казну и вообще вели себя как завоеватели...»
Укажите названия периода русской истории, к которому относятся описываемые события.
Укажите имя, под которым вступил на престол упоминаемый в отрывке самозванец.
3. Какой из приведённых исторических фактов можно использовать для аргументации следующей точки зрения: «Россия в годы правления царя Михаила Фёдоровича не имела достаточно сил, чтобы вести активную внешнюю политику на нескольких направлениях одновременно»? Укажите порядковый номер этого факта в списке.
1) захват и оборона Азова донскими казаками
2) подписание Андрусовского перемирия
3) присоединение Казани к Московскому царству
Объясните, как с помощью выбранного Вами факта можно аргументировать данную точку зрения.
4. Запишите термин, о котором идёт речь.
«Явление, получившее развитие в период Смуты, когда отдельные лица присваивали себе имена умерших царевичей или царей и заявляли о своем чудесном спасении с целью претендовать на престол».
5. Назовите короля Речи Посполитой, при котором осуществлялась интервенция в Русское царство в период Смуты.
6. Создание какого из приведённых памятников культуры непосредственно связано с событиями Смутного времени? Укажите порядковый номер этого памятника культуры.
1) «Большая челобитная» Ивана Пересветова
2) «Сказание» Авраамия Палицына
Какие из приведённых памятников культуры были созданы в XVI в.? Выберите два памятника культуры и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
7. Используя знание исторических фактов, объясните, почему это событие (процесс) имело большое значение (важные последствия) в истории нашей страны.
Прочтите перечень из четырёх событий (процессов). Выберите ОДНО событие (процесс) из перечня. Перед выполнением каждого из заданий укажите букву, которой выбранное событие (процесс) обозначено в перечне.
Перечень событий (процессов)
А) внутренняя политика Василия Шуйского В) политическая деятельность Василия III | Б) созыв первого Земского собора Г) внутренняя политика Фёдора Алексеевича Романова |
Укажите год (годы), к которому(-ым) относится выбранное Вами событие (процесс). Приведите два любых факта, характеризующие ход этого события (процесса).
Год (годы):
Факты:
Контрольная работа по теме «Смута в России»
Вариант 2.
Установите соответствие между событиями (процессами) и их участниками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
СОБЫТИЯ (ПРОЦЕССЫ) | | УЧАСТНИКИ |
А) присоединение Рязани к Московскому государству Б) оборона Смоленска в годы Смуты В) завоевание Испанией государства ацтеков | | 1) Фрэнсис Дрейк 2) А. Ф. Адашев 3) Василий III 4) М. Б. Шеин 5) Эрнан Кортес |
Прочтите отрывок из исторического источника и выполните задание.
«В день св. Михаила канцлер и Перемышльский подступили под крепость, остерегаясь, чтобы им не подвергнуться какой-нибудь опасности; гетман с теми ротами, которые находились при нём, тоже на другой день явился под ____________. Его величество король, дождавшись роты воеводы Брацлавского и некоторых других, на третий день потом прибыл в лагерь, через неделю, две или три пришло ещё несколько других рот.
Сперва мы посылали письма, желая склонить защитников к сдаче крепости; но это было напрасно, потому что Михаил Борисович Шеин, тамошний воевода, не хотел входить с нами в переговоры и совещания. Это была правда, что не мало бояр и стрельцов вышло с князем Яковом Борятинским к войску Скопина и что Борятинский с боярами присоединился к войску Скопина, под Торжком. Но несмотря на то, в ______________ осталось также не малое число стрельцов и бояр».
Укажите название периода русской истории, к которому относятся описываемые события.
Укажите название города, дважды пропущенное в отрывке.
Какой из приведённых исторических фактов можно использовать для аргументации следующей точки зрения: «Россия в годы правления царя Михаила Фёдоровича не имела достаточно сил, чтобы вести активную внешнюю политику на нескольких направлениях одновременно»? Укажите порядковый номер этого факта в списке.
1) захват и оборона Азова донскими казаками
2) подписание Андрусовского перемирия
3) присоединение Казани к Московскому царству
Объясните, как с помощью выбранного Вами факта можно аргументировать данную точку зрения.
Запишите термин, о котором идёт речь.
В годы Смуты в начале XVII в. добровольное объединение представителей разных сословий для освобождения страны от иноземных захватчиков.
Назовите короля Речи Посполитой, при котором осуществлялась интервенция в Русское царство в период Смуты.
Создание какого из приведённых памятников культуры непосредственно связано с событиями Смутного времени? Укажите порядковый номер этого памятника культуры.
1) «Большая челобитная» Ивана Пересветова
2) «Сказание» Авраамия Палицына
Какие из приведённых памятников культуры были созданы в XVI в.? Выберите два памятника культуры и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
Используя знание исторических фактов, объясните, почему это событие (процесс) имело большое значение (важные последствия) в истории нашей страны.
Прочтите перечень из четырёх событий (процессов). Выберите ОДНО событие (процесс) из перечня. Перед выполнением каждого из заданий укажите букву, которой выбранное событие (процесс) обозначено в перечне.
Перечень событий (процессов)
А) отмена кормлений В) Медный бунт | Б) воцарение Бориса Годунова Г) заключение Андрусовского перемирия |
Укажите год (годы), к которому(-ым) относится выбранное Вами событие (процесс). Приведите два любых факта, характеризующие ход этого события (процесса).
Год (годы):
Факты: