Контрольная работа по теме:
«Устное народное творчество».
Вариант № 1.
Определите, пословицы это или поговорки:
А) «Хороша кашка, да мала чашка»
Б) «Медведь на ухо наступил»
В) «После драки кулаками не машут»
2. В пословицах и поговорках часто упоминаются животные. Вам нужно догадаться, о каких животных идет речь в словосочетаниях.
А. Голоден, как ___
Б. Здоров, как _____
Продолжите пословицы:
Один в поле _________________________________
Корень учения горек, да________________________
Век живи_____________________________
Большому кораблю__________________
Без труда не вытащишь__________________
Терпение и труд____________________
Что такое колядки?
В чем особенность летних песен? Какие праздники они сопровождали?
Вспомните пословицы, вставляя вместо точек антонимы:
А. Не было бы …, да … помогло
Б. …сторона – мать, … - мачеха.
В. На голове - …., а в голове - ……
Г. .…дело лучше… безделья.
Д. Ученье - … , а неученье - …..
7.Установите соответствие песен и времени года, когда они исполнялись
Время года | Календарно-обрядовые песни |
А) Лето | 1)Песни жатвы |
Б) Осень | 2)Колядки |
В) Весна | 3)Троицкие песни |
Г) Зима | 4)Заклички |
8. Краткое мудрое изречение, содержащее законченную мысль – это…
С чем это изречение сравнивает автор учебника?
9.Какие пословицы спрятались в приведённых ниже искажённых фразах?
А.Враги не знают друг друга в счастье
Б.На своей родине и зима прекрасна
10. Объясни значение следующих выражений:
Ума палата
Рвёт и мечет
При царе Горохе
Лёгок на помине
11. Внимательно прочитай произведения обрядовой поэзии и укажи их правильную последовательность в соответствии с народным сельскохозяйственным календарём.

12. Прочитай описание обряда «кликанья Коляды» и найди предложение, которое является лишним в представлении этого обычая. Выпиши цифру, под которой находится лишнее предложение.
1)Под окнами каждого дома пелись колядки с пожеланиями благополучия в будущем году. 2) Обычно сооружали чучело в виде женской фигуры, которое сначала окружали почётом, а потом сжигали. 3) Хозяева в ответ одаривали колядующих (чаще всего это молодёжь или дети) пряниками, блинами, которые были символическим знаком солнца, фигурками животных, которые специально пеклись к новому году.
13. Когда празднуется Масленица?
А) на первой неделе Великого поста;
Б) на первой неделе после Великого поста;
В) в середине Великого поста;
Г) на последней неделе перед Великим постом
14. Для проводов какого праздника сооружали страшное чучело, носили его с песнями по деревне, а потом сжигали, распевая песни?
А) Нового года? Б) Троицы; В) Масленицы; Г) Рождества
Контрольная работа по теме:
«Устное народное творчество».
Вариант № 2.
Определите, пословицы это или поговорки:
А) «Работать с огоньком»
Б) «Не умеешь шить золотом, так бей молотом»
В) «При царе Горохе»
2. В пословицах и поговорках часто упоминаются животные. Вам нужно догадаться, о каких животных идет речь в словосочетаниях.
А. Упрям, как ____
Б. Хитра, как ____
Продолжите пословицы:
Говорил день до вечера, а _____________________________
Пуганая ворона______________________________
Встречают по одежке_________________________
Делу время_________________________________
Под лежачий камень._________________________
Старый друг____________________________
В чем заключалось содержание колядок?
5. Какие обряды сопровождали весенние песни?
6. Вспомните пословицы, вставляя вместо точек антонимы:
А. Не было бы …, да … помогло
Б. …сторона – мать, … - мачеха.
В. На голове - …., а в голове - ……
Г. .…дело лучше… безделья.
Д. Ученье - …, а неученье - …..
7.Установите соответствие песен и времени года, когда они исполнялись
Время года | Календарно-обрядовые песни |
А) Лето | 1)Песни жатвы |
Б) Осень | 2)Колядки |
В) Весна | 3)Троицкие песни |
Г) Зима | 4)Заклички |
Меткое, яркое народное выражение, часть суждения без вывода, без заключения – это… С чем это изречение сравнивает автор учебника?
9. Какие пословицы спрятались в приведённых ниже искажённых фразах?
А. Великое безделье хуже крошечного бизнеса
Б. Безделье неумеху не страшится
10. Объясни значение следующих выражений:
Заткнуть за пояс
У чёрта на куличках
Яблоку негде упасть
Как снег на голову
11. Внимательно прочитай произведения обрядовой поэзии и укажи их правильную последовательность в соответствии с народным сельскохозяйственным календарём.
А. Широкорожая Масленица!
Мы тобою хвалимся,
На горах катаемся,
Блинами объедаемся!
Б. Ты нас будешь дарить —
Мы будем хвалить,
А не будешь дарить —
Мы будем корить!
Коляда, коляда!
Подавай пирога!
В. Уж мы вьем-вьем бороду
У Василья на поле,
Завиваем бороду
У Ивановича нашего,
На ниве великой,
На полосе широкой!
Г. Березка, березка,
Завивайся, кудрявая!
К тебе девки пришли,
К тебе красны пришли,
Пирога принесли
Со яишницею!
12. Задание 5. Прочитай описание обряда «кликанья Коляды» и найди предложение, которое является лишним в представлении этого обычая. Выпиши цифру, под которой находится лишнее предложение.
1)Под окнами каждого дома пелись колядки с пожеланиями благополучия в будущем году. 2) Обычно сооружали чучело в виде женской фигуры, которое сначала окружали почётом, а потом сжигали. 3) Хозяева в ответ одаривали колядующих (чаще всего это молодёжь или дети) пряниками, блинами, которые были символическим знаком солнца, фигурками животных, которые специально пеклись к новому году.
13. Какой праздник был связан с расцветающей, входящей в силу природой?
А) Новый год; Б) Троица; В) Масленица; Г) Рождество
14. Как назывались песни, которые люди кликали(выкликали, выкрикивали), взобравшись на пригорки, крыши?
А) колядки; Б) масленичные песни; В) веснянки; Г) осенние песни