Контрольная работа №1, «Устное народное творчество», 3 класс
Вариант 1
Прочитай произведение.
Солдатская шинель
Говорил барин с солдатом; стал солдат хвалить свою шинель:
— Когда мне нужно спать, постелю я шинель, и в головах положу шинель, и покроюсь шинелью.
Стал барин просить солдата продать ему шинель. Вот они за двадцать пять рублей сторговались. Пришел барин домой и говорит жене:
— Какую я вещь-то купил! Теперь не нужно мне ни перины, ни подушек, ни одеяла: постелю шинель, и в головах положу шинель, и оденусь шинелью.
Жена стала его бранить:
— Ну, как же ты будешь спать?
И точно, барин постелил шинель, а в головах положить и одеться нечем, да и лежать-то ему жестко.
Пошел барин к полковому командиру жаловаться на солдата. Командир велел позвать солдата.
Привели солдата.
— Что же ты, брат, — говорит командир, — обманул барина?
— Никак нет, ваше благородие, — отвечает солдат. Взял солдат шинель, расстелил, голову положил на рукав и накрылся полою.
— Куда как хорошо, — говорит, — на шинели после походу спится!
Полковой командир похвалил солдата и дал ему еще на чарочку. А барину сказал:
— Кто поработает да устанет, тот и на камне спит, а кто ничего не делает, тот и на перине не уснет!
(Русская народная сказка)
Почему барин купил простую солдатскую шинель. Запиши.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Почему барин пожаловался на солдата командиру? Запиши.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Запиши качества двух главных героев произведения.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
За что командир похвалил солдата?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Раздели текст сказки на части, озаглавь их и запиши план.
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
Контрольная работа №1, «Устное народное творчество», 3 класс
Вариант 2
Прочитай произведение.
Лев, щука и человек
Раз на реке лев со щукой разговаривал, а человек стоял поодаль и слушал.
Только щука увидала человека, сейчас же ушла в воду. Лев ее после спрашивает:
— Чего ты ушла в воду?
— Человека увидела.
— Ну так что же?
— Да он хитрый.
— Что за человек? — спрашивает лев. — Подай мне его, я его съем.
Пошел лев человека искать. Идет навстречу мальчик.
— Ты человек?
— Нет, я еще не человек. Я мальчик. Еще когда буду человеком-то!
Лев его не тронул, прошел мимо. Идет навстречу старик.
— Ты человек?
— Нет, батюшка лев! Какой я теперь человек! Был когда-то человеком.
И этого лев не тронул.
— Что за диковина! Не найдешь человека нигде!
Шел, шел лев, встретил солдата с ружьем и с саблей.
— Ты человек?
— Человек.
— Ну, я тебя съем!
— А ты погоди, — говорит ему солдат. — Отойди от меня, я сам тебе в пасть кинусь. Разинь пасть пошире!
Лев отошел, разинул пасть. Солдат наметился да как бабахнет из ружья! Потом подбежал да саблей ухо у льва отсек. Лев — бежать.
Прибегает к реке. Выплывает щука, спрашивает:
— Ну что, видел человека?
— Да что, — говорит лев, — хитёр человек! Сразу-то я его не нашел: то говорит, что был человеком, то говорит, что еще будет человеком, а как нашел человека — так я и не обрадовался. Он мне велел отойти да раскрыть пасть, потом как плюнет мне в пасть, и сейчас еще жжет, а потом как высунет язык, да ухо мне и слизнул!
— То-то же, я тебе говорила, что хитёр человек… (Русская народная сказка)
Зачем лев пошёл искать человека?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Сколько человек на самом деле встретил лев? Запиши их.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Чем закончилась встреча льва с человеком?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Чему учит сказка?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Раздели текст сказки на части, озаглавь их и запиши план.
___________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________