СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Контрольное изложение (урок развития речи)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема. Контрольное изложение.

              Цели: – закреплять умения составлять план и подробно излагать содержание текста, грамотно писать слова с изученными орфограммами;  развивать связную, логическую речь обучающихся, каллиграфические и орфографические умения и навыки;  формировать желание помогать животным, заботиться о них в зимний период.

Просмотр содержимого документа
«Контрольное изложение (урок развития речи)»

Урок развития речи


Тема. Контрольное изложение.

Цели:

закреплять умения составлять план и подробно излагать содержание текста, грамотно писать слова с изученными орфограммами;

развивать связную, логическую речь обучающихся, каллиграфические и орфографические умения и навыки;

формировать желание помогать животным, заботиться о них в зимний период.

Оборудование: иллюстрации с изображением зимних пейзажей, зимних кормушек для оленей и лосей; карточки-помощницы для слабых обучающихся.


ХОД УРОКА

I. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЧУВСТВЕННОГО ОПЫТА ОБУЧАЮЩИХСЯ

Беседа с опорой на знания обучающихся и иллюстрации.

– Какое время года наступило?

– Что вы знаете о жизни животных в зимнюю пору?

– Почему зима является самой тяжёлой порой для птиц и зверей?

– Как люди помогают лесным жителям зимой?


II. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЗАДАЧ УРОКА

Для лесных зверей и птиц зима – самая тяжёлая пора. Холод загоняет их в норы, дупла, укромные места. Но самый страшный враг лесных жителей – голод. Зимой даже такие боязливые животные, как олени, приходят к кормушкам с сеном, не боясь встречи с человеком.

Сегодня мы напишем изложение о том, как подружились мальчик п олениха.


III. РАБОТА НАД ТЕКСТОМ ИЗЛОЖЕНИЯ

1. Чтение текста учителем.

Друзья

Стояли сильные морозы. Голодно и холодно было в лесу. Однажды Коля увидел в лесу олениху. Она с трудом передвигалась по снегу. Коля осторожно стал подходить к животному. Скоро олениха взяла из рук мальчика овёс.

Утром Коля принёс ей угощение. Она стала лизать соль. Олениха привыкла к мальчику. На зов она выходила из березняка.


2. Беседа по содержанию текста.

– О чем рассказывается в тексте?

– В какое время года Коля встретил олениху?

– Что делала олениха?

– Как поступил Коля?

– Как завязалась дружба между мальчиком и животным?

– Как вы думаете, почему подружились Коля и олениха?


3. Повторное чтение текста.

– Подумайте, из скольких частей состоит текст.


Физкультминутка


4. Деление текста на части, составление плана.

– Сколько частей можно выделить в тексте? О чем рассказывается в каждой из них? (О трудной поре в лесу; о nepвой встрече мальчика и животного; о том, как Коля помог оленихе.)

– Какой заголовок можно подобрать к первой части текста? ко второй? к третьей?

(Учитель записывает заголовки в виде плана на доске.)

Примерный план

1. Трудная пора в лесу.

2. Первая встреча.

3. Помощь мальчика.


5. Пересказ текста по составленному плану.

6. Орфографическая подготовка.

– Объясните написание следующих слов. (Открывается запись на доске.)

Ст...яли, гол...дно, хол...дно, л...су, передв…галась, подх...дить, вз...ла, л...затъ, бер...зняка.

– Какое правило нужно вспомнить, чтобы правильно написать эти слова? Подберите проверочные слова.

– Назовите орфограмму в словах: м...розы, …вес. (Непроверяемые безударные гласные в корне слова. Это словарные слова.)

– Какими словами можно заменить слова: мальчик, олениха, чтобы избежать повтора? (Коля, он; животное, она.)

В тексте вам встретятся слова, правописание которых мы ещё не изучали. Они будут записаны на доске. Внимательно прочитайте их.

Запись на доске: Олениха, увидел, однажды, угощение, осторожно, скоро.

– Как вы будете начинать писать каждую часть текста? (С aбзаца.)


3. Чтение текста (со слабыми обучающимися).


4. Написание текста изложения. Индивидуальная помощь отдельным обучающимся.

Слабым обучающимся предлагаются индивидуальные карточки.



Карточка-помощница

Друзья


План

Опорные слова и словосочетания

1.

Трудная пора в лесу.

Морозы, голодно и холодно.

2.

Первая встреча.

Увидел, с трудом передвигалась,

3.

Помощь мальчика.

стал подходить, взяла из рук.

Принёс, стала лизать, привыкла, выходила.


IV. САМОПРОВЕР1КА, ИСПРАВЛЕНИЕ ОБНАРУЖЕННЫХ ОШИБОК


V. ИТОГ УРОКА

Рефлексия

– Как мы можем помочь животным пережить тяжёлую зимнюю пору?


VI. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Подобрать картинки к тексту.