Концепция учебного предмета –«Биология» Я, Мамедова Гюльнара Магомедагаевна закончила в 2012 году биологический факультет Южного Федерального Университета. Педагогический стаж составляет 11 лет. В МКОУ «ООШ имени Г. Давыдовой» - учителем биологии работаю третий год.
В процессе педагогической деятельности стремлюсь быть высококвалифицированным специалистом, хорошо знающим предмет, владеющим методикой преподавания естественных дисциплин в общеобразовательной школе. На уроках поддерживаю благоприятный психологический климат, чтобы уроки были содержательными и интересными. Постоянно работаю над повышением своего профессионального мастерства, регулярно обучаюсь на курсах повышения квалификации, самостоятельно изучая методическую литературу и передовой педагогический опыт.
Основанием для участия на муниципальном этапе республиканского конкурса профессионального мастерства «Учитель года Дагестана – 2020»
считаю следующие результаты работы:
рост качества знаний обучающихся;
хорошие результаты сдачи экзаменов в форме ОГЭ;
выбор выпускников профессий, связанных с естественными дисциплинами с дальнейшим успешным поступлением в вузы (медицинские, химико - биологические экологические);
оказание методической помощи педагогам школ
обмен опытом с коллегами школы, района, республики и России;
участие в обсуждениях и изучение творческих работ своих коллег в интернете ;
Характеристика условий, в которых работает педагог
Нет кабинета биологии оснащённого техническими средствами обучения. Поэтому приношу ноутбук из дома либо время от времени провожу занятия в других кабинетах, оснащённых в техническом плане лучше.
Сведения о реализуемых программах, их уровень, направленность
УМК (5 класс)
Плешаков А.А.
Биология. Введение в биологию. 5 кл. : учебник / А.А. Плешаков, Н. И. Сонин. –
7-е изд., стереотип. – М. : Дрофа, 2019. – 158, [2] с. : ил. – (Российский учебник)
Биология. Введение в биологию. 5 кл. (Рабочая тетрадь к учебнику Н. И. Сонина, А.А. Плешакова. )
УМК (6 класс)
Сонин Н.И.
Биология : Живой организм. 6 кл. : учебник / Н. И. Сонин, В. И. Сонина. –
4-е изд., стереотип. – М. : Дрофа, 2016.
Биология : Живой организм. 6 кл. : (Рабочая тетрадь к учебнику Н. И. Сонина и В. И. Сониной).
УМК (7 класс)
Сонин Н. И.
Биология : Многообразие живых организмов : Бактерии, грибы, растения. 7 кл. :
Учебник / Н. И. Сонин, В. Б. Захаров. – 5-е изд., испр. – М. Дрофа, 2018.
Биология : Многообразие живых организмов : Бактерии, грибы, растения. 7 кл. : (Рабочая тетрадь к учебнику Н. И. Сонина и В. Б. Захарова. )
УМК (8 класс)
Сонин Н. И.
Биология : Многообразие живых организмов : Животные. 8 кл. : учебник / Н. И. Сонин, В. Б. Захаров. – 6-е изд., стереотип. – М. : Дрофа, 2019.
Биология : Многообразие живых организмов : Животные. 8 кл. : (Рабочая тетрадь к учебнику Н. И. Сонина и В. Б. Захарова.)
УМК (9 класс)
Сапин М. Р.
Биология : Человек. 9 кл. : учебник / М. Р. Сапин, Н. И. Сонин. – 6-е изд., стереотип. – Дрофа, 2019.
Биология : Человек. 9 кл. : (Рабочая тетрадь к учебнику М. Р. Сапина и Н. И. Сонина).
Оборудование:
- световой микроскоп;
- плакаты и таблицы;
- компьютер;
- проектор;
- гербарий;
- Красные книги.
Биология (от греч. биос — жизнь, логос — слово, наука) — это комплекс наук о живой природе.
Предметом биологии являются все проявления жизни: строение и функции живых существ, их разнообразие, происхождение и развитие, а также взаимодействие с окружающей средой. Основная задача биологии как науки состоит в истолковании всех явлений живой природы на научной основе, учитывая при этом, что целостному организму присущи свойства, в корне отличающиеся от его составляющих.
Биологические науки
В настоящее время в состав биологии включают целый ряд наук, которые можно систематизировать по таким критериям: по предмету и преобладающим методам исследования и по изучаемому уровню организации живой природы. По предмету исследования биологические науки делят на бактериологию, ботанику, вирусологию, зоологию, микологию.
Ботаника — это биологическая наука, комплексно изучающая растения и растительный покров Земли. Зоология— раздел биологии, наука о многообразии, строении, жизнедеятельности, распространении и взаимосвязи животных со средой обитания, их происхождении и развитии. Бактериология — биологическая наука, изучающая строение и жизнедеятельность бактерий, а также их роль в природе. Вирусология — биологическая наука, изучающая вирусы. Основным объектом микологии являются грибы, их строение и особенности жизнедеятельности. Бактериология, вирусология и некоторые аспекты микологии часто рассматриваются в составе микробиологии — раздела биологии, науке о микроорганизмах (бактериях, вирусах и микроскопических грибах). Систематика— биологическая наука, которая описывает и классифицирует по группам все живые и вымершие существа. Анатомия — это раздел биологии (точнее — морфологии), наука, изучающая внутреннее строение и форму отдельных органов, систем и организма в целом. Физиология — биологическая наука, изучающая процессы жизнедеятельности растительных и животных организмов, их отдельных систем, органов, тканей и клеток. Объектом генетики являются закономерности наследственности и изменчивости. Цитология— биологическая наука, объектом изучения которой являются клетки как одноклеточных, так и многоклеточных организмов
Биологические исследования являются фундаментом медицины, фармации, широко используются в сельском и лесном хозяйстве, пищевой промышленности и других отраслях человеческой деятельности.
Значительная часть современных лекарственных препаратов производится на основе природного сырья. Не менее значимы биологические исследования для сохранения окружающей среды и разнообразия живых организмов, угроза исчезновения которых ставит под сомнение существование человечества.
Самооценка результатов педагогической деятельности в форме информационно-аналитической справки
1.1 Образовательные достижения в ОГЭ учащихся 9 классов
(за последние 2 года)
Одним из важнейших показателей учебного процесса являются результаты ОГЭ. Традиционно образовательный процесс связан с передачей получением знаний, отработкой навыков. Основные задачи, которые я ставлю перед собой при организации учебного процесса: ярко и доходчиво объяснить сложное, научить обучающихся принимать решения, самостоятельно мыслить и обрести уверенность в своих силах.
Анализ результатов моей педагогической деятельности показал позитивную динамику уровня обученности учащихся школы по предмету биология .
Таблица №1 «Результаты ОГЭ» за последние два года
Год | 2017-2018 у.г | 2018-2019 у.г |
Класс | 9 | 9 |
Количество учащихся в классе | 11 чел | 8 чел |
«2» | - | - |
«3» | 10 | 4 |
«4» | 1 | 4 |
«5» | | |
СОУ | 39 % | 50 % |
Средний балл | 3,09 | 3,5 |
Средний балл по региону | 3,09 | 3,5 |
Качество знаний | 9 % | 50 % |
Успеваемость | 100 % | 100 % |
Как видно из таблицы, последние два года уровень успеваемости составил100%.
Положительная динамика учебных достижений обеспечивалась через индивидуальный подбор заданий к урокам, к дополнительным занятиям по подготовке к ОГЭ, использование инновационных педагогических технологий и современных технических средств обучения на уроках.
Формирование межпредметных связей и раскрытие прикладного характера предмета помогают добиваться высоких результатов в работе. Мониторинг результативности моей работы показывает, что уровень успеваемости, качество знаний, средний балл, средний балл по региону и СОУ у учащихся по моему предмету достаточно повысился: я работаю без неуспевающих, состав учащихся обучающихся по моему предмету на 4 и 5 постоянен, качество знаний за последние 2 года растет, что свидетельствует о стабильно высоком уровне учебной мотивации учащихся. Считаю, что каждый ребенок может овладеть программным материалом хотя бы на базовом уровне.
Таблица №2 «Качество знаний учащихся по предмету»
Степень обученности учащихся по предмету | 2017-2018у.г | 2018-2019у.г |
Биология | 86 % | 88 % |
При рассмотрении качества знаний обучающихся за последние два года наблюдается положительная динамика. На протяжении последних лет заметна тенденция увеличения качества знаний (таблица №2) с 86 % до 88 %.
Диаграмма№ 2
1.2 Результаты освоения обучающимися, воспитанниками образовательных программ и показатели динамики их достижений за последние 2 года в сравнении со средними региональными;
Таблица №3. Показатели успеваемости за два года в (%).
| 2017/2018г. | 2018/2019г. |
5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
Биол. | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 |
Анализируя диаграммы успеваемости и качества знаний биологии за последние два года, прослеживается позитивная динамика качества знаний.
Таблица №4 . Показатели качества знаний за два года в (%).
| 2017/2018г. | 2018/2019г. |
5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
Биол-я | 82 | 78 | 74 | 75 | 83 | 86 | 84 | 77,5 | 82 | 88 |
Таблица №5. Показатели ВПР в 5-х классах за 2 года обучения
| 2017/2018г. | 2018/2019г. |
Успеваемость | 61,54 % | 92,86 % |
Качество знаний | 15% | 21% |
СОУ | 32,62 % | 40,57 % |
Средний балл | 2,77 | 3,14 |
Средний балл по региону | 3,49 | 3,56 |
Важным показателем результативности деятельности учителя является качество обучения. Для достижения высокого уровня знания учащихся стараюсь создавать на уроках микроклимат сотворчества и взаимопомощи, что позволяет формировать у них познавательный интерес к предмету.
Данные таблицы позволяют судить о том, что качество обучения по биологии растет. На диаграмме №2 видно, что с уменьшением количества обучающихся (так как школа малокомплектная) в классах по предмету биология наблюдается стабильность в пропорциях количества учеников, имеющих «4» и «5», что подтверждает положительную динамику качества знаний.
Диаграмма№2
1.3.Количество учащихся, испытывающих интерес к изучению предмета
Интерес к изучению предмета «биология» с каждым годом растет и это прослеживается в анализе результатов психологического исследования
(по методике диагностики направленности учебной мотивации (Дубовицкая Т.Д.) . (Приложение № 3)
Выводы сделаны на качественных показателях одного и того же класса.
Таблица №6. «Доля учащихся испытывающих интерес к предмету биология»
Год | Класс | Общее количество обучающихся в классе | Количество обучающихся, испытывающих интерес к изучению предмета | % от общего количества |
2017-2018 | 7 | 15 | 9 | 60 % |
2018-2019 | 8 | 7 | 4 | 57 % |
Ср. показатель за два года | | | | 59 % |
Диаграмма № 3
Диаграмма №4
Интерес к предмету выражается в участии ребят во многих видах деятельности. Это выборы экзамена, кружков, внеурочная деятельность и т.д. и в конечном виде профессии.
Таблица№7
«Мониторинг количества учащихся, испытывающих интерес к изучению предмета 9 класса 2018/2019уч.г.»
Сфера интереса | Количество задействованных учеников | %участия от общего количества |
Кружок | 8 | 100% |
Выборы экзамена | 8 | 100% |
Поступление учебные заведения по профилю « биология» | 4 | 50% |
Вывод: положительная динамика мотивации изучения биологии прослеживается по следующим показателям:
рост качества знаний,
поступающих в вузы с базовым предметом «биология»,
выбирающих экзамен по биологии, и является бесспорным свидетельством роста положительной мотивации со стороны учащихся к изучению учебной дисциплины «биология».
2. Организация и результативность внеурочной деятельности по предмету
2.1. Количество учащихся ежегодно вовлеченных во внеурочную деятельность по предмету.
Вряд ли найдётся учитель биологии, который не занимается тем или иным видом внеклассной работы. Она рассматривается как мощное дополнительное средство формирования у школьника интереса к предмету, как средство расширения и углубления знаний, приобретённых на уроках, тем самым помогая лучше усвоить программный материал, расширять кругозор, а это непременное условие улучшения качества обучения. Внеклассная работа помогает решить задачи формирования мировоззрения учащихся, а также сформировать стойкий интерес к предмету.
Формы внеклассной работы: конкурсы рисунков , выставка – конкурс поделок из природного материала , экологические акции по уборке территории , фоторепортажи, организация работы по изготовлению кормушек и подкормки птиц зимой, игры, походы и экскурсии.
Внеурочная деятельность направлена не только на обучение школьников на уроках, но и на создание условий по организации деятельности обучающихся вне уроков. Такая деятельность не просто расширяет и углубляет полученные в школе знания, но, прежде всего, формирует человека, даѐт ему возможность раскрыться, найти себя, попробовать свои силы в самых разных областях творчества, сделать жизнь детей насыщеннее и ярче. Внеурочная деятельность по биологии, являясь средством повышающим познавательную активность обучающихся, имеет огромное образовательное и воспитательное значение. Внеурочная деятельность планируется мною на основе плана школьных мероприятий.
Вовлекаются в работу все учащиеся школы, а также члены кружковой деятельности по биологии.
Организуя такую работу, я ставлю основные задачи:
привитие интереса к биологии;
развитие творческой активности школьников.
развитие индивидуальности школьника.
В процессе моей педагогической деятельности сложилась система внеурочной деятельности по биологии.
Таблица №8. «Мониторинг вовлеченных во внеурочную деятельность
по биологии в школе».
Учебный год | 2017/18 | 2018-19 | 2019-2020 |
количество учащихся по школе с 6 по 9 класс | 10 | 15 | 20 |
Вовлеченных из общего количества с 6 по 9 класс (по участию в мероприятиях и кружках) | 10 | 15 | 20 |
Количество участников (в % от общего количества учащихся ) | 16 % | 24 % | 34 % |
Диаграмма №5 «Доля вовлеченных во внеурочную деятельность
по предмету по школе»
Вывод: Ежегодно количество испытывающих интерес и участвующих во внеурочных мероприятиях по биологии растет, что демонстрирует диаграмма №5. Благодаря различным формам проведения таких мероприятий, думаю вовлеченных во внеурочную деятельность по предмету будет только увеличиваться.
2.2 Систематичность внеурочной деятельности по предмету.
Предлагаемые учащимися творческие работы становятся с каждым годом интереснее, ребята для их подготовки применяют компьютерные технологии. Выполненные работы используются при оформлении тематических стендов, как раздаточного материала на уроке, как демонстрационный материал на уроке, как дополнительную информацию для углублённого изучения отдельных тем по биологии, для проведения внеурочных мероприятий.
Одним из способов достижения поставленных целей является организация творческих работ по предмету.
При изучении стало традиционным проведение творческих работ:
8 класс – составление кроссвордов, состоящих из биологических терминов, знаменитые ученые – биологи и др.
9 класс – написание рефератов на различные темы;
9 класс – создание мультипликаций, презентаций к урокам биологии, тестов. Ученики активно включаются в процесс создания творческих работ. Работы имеют инновационные формы, такие как компьютерные презентации, электронные кроссворды, тесты и т.д.
Таблица№9. Виды и количество творческих работ, выполняемых учащимися систематически.
Виды творческих работ | Количество творческих работ в 2017/2018 уч. году | Количество творческих работ в 2018/2019 уч. году |
-Компьютерные презентации -Составление электронных кроссвордов на заданную тему -Создание электронных тестов -Создание рефератов | 5 3 3 10 | 8 5 6 16 |
В своей работе важным считаю выявление и развитие творческого потенциала ребенка. Есть много методов, способов и приемов, которые помогают это сделать, и один из них - творческие работы учащихся. Считаю, что творческие работы – это достаточное яркое проявление ученика как личности, его талантов, склонностей. Уровень выполнения таких работ, их сложность возрастает при переходе от класса к классу.
Мои ученики выполняют разнообразные творческие работы:
Таблица №10. Перечень мероприятий обеспечивающих систематичность внеурочной деятельности по биологии.
Учебно-воспитательный процесс | Виды творческих работ | Примеры работ |
Учебный процесс | Сообщения | «Клонирование животных», «Витамины», «Ч. Дарвин», «Вирусные заболевания человека, животных и растений», «Спид» и др. |
| Рефераты | «Заповедники России», «Человеческие расы», «Экологические проблемы », «Живые ископаемые планеты». |
| Памятки | О поведении в природе, вреде курения, алкоголя, наркотиков |
| Тематические кроссворды | «Клетка», «Фотосинтез», «Селекция», «Генетика», «Великие биологи» и др. |
| Тематические альбомы | «Достижения селекции», «Ученые-эволюционисты» |
| Слайд-презентации | «Достижения селекции», «СПИД», «Состояние атмосферы на территории Республики Дагестан», К Дню воды- «Состояние водных ресурсов России и Республики Дагестан», К Дню птиц- «Красная Книга Животных Республики Дагестан и Дербентского района. Птицы», |
Внеурочная деятельность | Проекты | «Влияние комнатных растений на здоровье человека», «Экологическая тропа Дербентского района» |
| Исследовательские работы | «Экологическое состояние нашей местности» «Шаг в будущее»- «Биосфера и проблемы Земли» |
| Творческие проекты | Фотографии природных объектов, презентации: «Каспийское море» «Природа - наш дом. Берегите природу» |
Внеклассная работа | Стенгазеты и плакаты | В рамках биолого-экологических праздников и недель, пропаганды ЗОЖ, «Твоя жизнь - в твоих руках!» |
| стенды | «Биология для всех», « Биогенные элементы» |
Выставки | «Палеонтология» «Минералогия» «Полезные ископаемые Республики Дагестан» |
Кружковая работа | кружок | « Зелёная планета» |
2.3. Наличие особых достижений учащихся по предмету при позитивной динамике количества призеров, победителей.
Для повышения мотивации к углубленному изучению предмета, для обеспечения высокого уровня образования учащихся ежегодно в школе проводятся предметные олимпиады.
Число учащихся, принимающих участие в олимпиадах муниципального уровня ежегодно остается на низком уровне, ввиду малокомплектности классов, а также малого количества одаренных детей от общего количества, которые на расхват в день олимпиад.
Участие во Всероссийских конкурсах по биологии
Результаты во Всероссийском конкурсе
Грамота за I место
на Муниципальном этапе
Всероссийского детского
экологического конкурса
«Зелёная планета – 2019»
Грамота за III место
на Муниципальном этапе конкурса
День птиц» в номинации
«Лучший скворечник»
в номинации «Эко-объектив
Таблица№11.
Конкурс | Количество участников | Количество призовых мест |
2018 | 2 | I и III места |
Грамота за I место на Муниципальном этапе Всероссийского детского экологического конкурса «Зелёная планета – 2019» в номинации «Эко-объектив» | Грамота за III место на Муниципальном этапе конкурса День птиц» в номинации «Лучший скворечник» | | |
3.Обеспечение высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования современных образовательных технологий .
3.1. Владение современными педагогическими технологиями, ИКТ
Продуктивность педагогической деятельности по использованию технологий
В современном информационном мире словосочетание «научить учиться» обретает очень глубокий смысл. Это означает вооружить детей навыками свободной работы как с традиционными источниками информации (книга, справочник, словарь, энциклопедия), так и с новыми информационными технологиями (компьютер, медиатехника, проектор).
Одна из приоритетных задач, которую ставлю перед собой – активизация познавательной деятельности обучающихся. А это значит, что назрела необходимость включения в образовательный процесс современных образовательных технологий.
1)Технология проблемного обучения способствует созданию проблемной ситуации и организации активной самостоятельной деятельности обучающихся по их разрешению. Происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками, развивает мыслительные способности. . Любимый девиз: “Подвергай все сомнению” для формирования у детей собственных, индивидуальных представлений об объектах и явлениях окружающего мира.
2)Игровые технологии. Игра как элемент обучения имеет важное значение не только на начальной стадии образовательного процесса, но и на старшей ступени, поскольку даже старшие школьники испытывают психологическую необходимость в осуществлении подобного вида деятельности. Конечно, игровая деятельность как элемент урока должна быть мотивирована, школьники интеллектуально должны быть готовы к игре. Классный коллектив должен обладать такими качествами, которые будут способствовать результативности данного вида обучения, а учитель отдавать себе отчет в целесообразности проведения игры.
Один из примеров использования данной технологии.
Игра «ДА - НЕТКА». Учитель загадывает нечто (процесс, термин и т.д.). Обучающиеся пытаются найти ответ, задавая вопросы. На эти вопросы преподаватель отвечает только словами: «да» или «нет». Эту игру я использую в 5 – 9 классах.
3)Технологии проектной деятельности формирует у обучающихся навыки самостоятельной проектной деятельности, способствует развитию индивидуальных творческих способностей, проходит осознанный подход к самообразованию.
4) Технология модульного обучения позволяет усовершенствовать образовательный процесс, организовать самостоятельную работу, развивает критическое мышление, подходит для дистанционного обучения.
5)Метод инцидента.
Например, для изучения современных представлений о многообразии живого можно предложить учащимся следующую ситуацию: «Алевтина Григорьевна всегда отличалась аккуратностью, благодаря чему она заслужила титул самой чистоплотной домохозяйки в своём подъезде. И вот однажды она обнаружила на кафеле в ванной неприятный налёт.
- Что это?!! – с ужасом спрашивала Алевтина Григорьевна у соседки по лестничной клетки.
Соседка сказала, что, скорее всего это грибы».
Вопросы к тексту: Могут ли это быть грибы? А другие организмы (например, растения)?
6) Метод разбора деловой корреспонденции.
Например, по теме «Витамины» можно рассмотреть такой случай: Работая тюремным врачом на острове Ява, Н.И. Лунин обратил внимание, на то, что среди заключенных практически не встречалась болезнь бери-бери, которая была широко распространена в этом регионе. В чем загадка?
7) Метод ситуационного анализа. Позволяет глубоко и детально исследовать сложную ситуацию. Ученику предлагается текст с подробным описанием ситуации и задача, требующая решения. В тексте могут описываться уже осуществленные действия, принятые решения, для анализа их целесообразности.
Кроме текста документа учащиеся получают вопросы к нему:
В чем заключается проблема?
Какие причины ее возникновения указаны в тексте?
Как вы можете объяснить возникшую ситуацию?
Перечислите возможные способы решения проблемы и выберите наилучшие.
В конце урока ученики представляют свои идеи и решения в дискуссии с другими.
8) Технология критического мышления. Цель технологии критического мышления научить ученика самостоятельно мыслить, выделять главное и передавать информацию.
9) Технология уровневой дифференциации позволяет повысить уровень мотивации к обучению, каждый обучается на уровне его возможностей и способностей. Реализуется желание сильных обучающихся быстрее и глубже продвигаться в образовании, слабые получают возможность испытать учебный успех.
10) Тестовые технологии позволяют проверить значительный по объёму учебный материал. Это даёт возможность быстро оценить уровень усвоения материала каждым учеником. У меня имеются тестовые задания для всех классов и по всем темам.
Формы и методы использования ИКТ на уроках биологии.
ИКТ могут использоваться на факультативных, на индивидуальных занятиях, для организации проверочных уроков, тестирования, при проведении лекций, входе выполнения домашнего задания, при написании рефератов, докладов, исследовательских работ.
В свете решений Правительства РФ и президента В.В. Путина до 2012 года в стране должен быть завершён переход на информационно-коммуникативное обеспечение общества. Пусть не так быстро, но ИКТ внедряется и в нашей школе. Школа подключена к сети интернет. Есть проектор и можно проводить презентации видео и слайдов. Всё это позволяет внедрять ИКТ в образовательный процесс. В своей работе я использую следующие КОП:
Информатизация обучения требует от учителя компьютерной грамотности, которую можно рассматривать как особую часть содержания компьютерной технологии. Я самостоятельно овладела компьютерной грамотностью, продолжаю совершенствовать свой образовательный путём обмена опытом со своими коллегами, участвую сама в конкурсах и мои ученики тоже. Также используем информационные технологии при выполнении творческих работ с обучающимися. Таким образом, необходимо отметить следующие моменты:
применение информационных технологий на уроке в настоящее время является достаточно актуальным;
имеющиеся материалы достаточно объёмны и информативны, предполагают комбинации новых форм и подходов;
возможности практического использования ИКТ на уроках биологии ограничены возможностями учебного заведения.
Уроки с использованием ИКТ повышают интерес учащихся к учебной деятельности, способствуют совершенствованию профессионализма педагога, творческому подходу к работе.
Деятельность педагога в области здоровьесбережения.
Педагогика здоровьесбережения предусматривает гигиенические критерия к уроку:
Факторы урока | Рациональный урок | Недостаточно рациональный урок |
Плотность урока | Не менее 60% и не более 75-80% | 85-90% |
Число видов учебной деятельности | 4-7 | 2-3 |
Средняя продолжительность различных видов деятельности | Не более 10 минут | Более 15 минут |
Число видов преподавания | Не менее 3 | 2 |
Применение ТСО | В соответствии с гигиеническими нормами | С частичным преобладанием гигиенических норм |
Физкультминутка | 2 за урок | 1 за урок |
Психологический климат | Преобладают положительные эмоции | Имеются случаи отрицательных эмоций |
Момент наступления усталости | Не менее чем через 40 минут | Не ранее чем через 35-37 минут |
Можно предположить, что при выполнении описанных выше рекомендаций, урок будет соответствовать условия здоровьесберегающей педагогики. Подобные рекомендации я использую при подготовки к уроку и во время проведения занятий с обучающимися. Ещё одно не менее важное обстоятельство, которое способствует здоровьесбережению – это пример самого педагога, ведущего здоровый образ жизни и только тогда ученики поверят и будут принимать педагогику здоровьесбережения должным образом. Профилактика здорового образа жизни среди обучающихся ведётся не только на уроках, но и в воспитательной работе. Регулярно проводятся беседы по охране жизни и здоровья, противопожарной безопасности, правилам дорожного движения, опасности взрывчатых предметов, ядовитых веществ и т.д.(в школе разработана циклограмма бесед по охране жизни и здоровья учащихся на год).
Моя ученица выбрала тему своей исследовательской работы - Естественные науки и современный мир.: «Биосфера и проблемы Земли» и участвовала с ней на Муниципальном этапе XXV Республиканской научной конференции молодых исследователей «Шаг в будущее».
Кроме того использую следующие здоровье сберегающие технологии:
а) Проведение ежедневной утренней гимнастики.
Более быстрому переходу организма от состояния сна к бодрствованию способствует утренняя гимнастика, комплекс которой разработан совместно с учителем физической культуры и согласован с медицинским работником. Утренняя гимнастика проводится перед первым уроком. Это помогает ученикам взбодриться и настроиться на рабочий лад.
б) Гимнастика для глаз.
Учитывая специфику своего класса, т.е. наличие большого количества детей с нарушением зрения, я ознакомилась с большим количеством литературы по вопросам профилактики нарушения зрения.
Многие современные учёные рекомендуют применение следующих видов деятельности:
в) Упражнения на формирование правильной осанки.
Нарушение осанки является одним из наиболее часто встречающихся заболеваний опорно-двигательного аппарата школьников. С приходом в школу снижается двигательная активность детей, так как для учебного труда характерен малоподвижный режим и однообразие поз, что часто приводит к нарушению у детей осанки и появлению сколиоза. Поэтому я уделяю много времени профилактике нарушений осанки, используя для этого разные виды работ:
Рассаживание детей в классе в соответствие с нормами СанПиНов,
один раз в триместр меняю обучающихся местами, не нарушая принципов правильной посадки.
Специальные упражнения, направленные на укрепление осанки.
Результатом проводимой работы являются стабильно ровные показатели состояния опорно-двигательного аппарата (нарушение осанки), основанные на сравнении результатов ежегодных медицинских осмотров детей.
г) Пальчиковая гимнастика.
В своей работе я уделяю много времени развитию мелкой моторики. Для этого я использую такие виды упражнений, как:
Самомассаж.
Пальчиковая гимнастика
д) Физминутки.
Разнообразные физминутки, многие из которых проходят в игровой или стихотворной форме.
Проводимая мною работа по развитию двигательной активности во время учебного процесса помогает снять усталость на любом этапе урока, поддерживать высокую работоспособность в течение всего учебного дня.
Информация о теме самообразования педагога:
«Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках биологии»
Активизация познавательной деятельности учащихся – это создание такой атмосферы учения, при которой учащиеся совместно с учителем активно работают, сознательно размышляют над процессом обучения, отслеживают, подтверждают, опровергают или расширяют наши знания, новые идеи, чувства или мнения об окружающем мире. Активизация познавательной деятельности учащихся была и остается одной из вечных проблем педагогики, так как наблюдается снижение интереса к учебе, интеллектуальная пассивность. Этим и объясняется все более настойчивое внимание учителя к использованию методов и приемов, требующих активной мыслительной деятельности, с помощью которых формируются умения анализировать, сравнивать, обобщать, видеть проблему, формировать гипотезу, искать средства решения, корректировать полученные результаты (собственно обучение этим умениям и есть приобщение к творческой деятельности).
Методы активизации познавательной деятельности учащихся:
1)Поворот от обучения в условиях класса к обучению в малых группах. Учащиеся работают индивидуально, в парах или в группах по 3-4 человека.
2)Поворот от сообщения знаний и их запоминания к самостоятельному поиску и кооперированию усилий. Учитель руководит поиском нужной информации, стимулируя учащихся на поиск и овладение знаниями, далеко выходящими за рамки школьной программы и требований учителя.
3)Поворот от работы с более успевающими учениками к работе со всеми учащимися. Группа учеников, работая над проектом, выполняют большую часть работы самостоятельно, освобождая учителя для работы с отдельными учениками или группами.
4)Поворот к значительному увеличению активности учащихся. Метод проектов и кооперирование существенно повышает активность каждого ученика его занятость, степень осмысления материала.
5)Контроль знаний, базирующийся на тестировании, может использовать и результаты работы над проектом, отслеживанием промежуточных результатов. Компьютер может оказать помощь учителю для наблюдения динамики процесса овладения каждым учеником определенной темы.
6)Соревновательный подход заменяется кооперированием, сотрудничеством. Такое обучение существенно повышает положительный настрой учащихся, их мотивацию.
7)Метод эвристических вопросов. Эвристический вопрос должен стимулировать мысль, но не подсказывать идею решения для развития интуиции и тренировки логической схемы в поиске решения задач. 8)Метод инверсии. На поиск решения творческой задачи используются противоположные процедуры мышления: анализ и синтез, логическое и интуитивное, конкретное и абстрактное, разъединение и объединение для развития диалектики мышления учащихся.
9)Проблемное обучение. Основано на создании учителем проблемных ситуаций и на самостоятельном поиске вариантов их решения: 1.создание проблемной ситуации; 2.формирование гипотез разрешения; 3.проверка решения с систематизацией полученной информации. Главное условие – наличие мотивации учащихся.
10)Технология “обучения в диалоге”. Примером может быть исследовательская работа. Любимый девиз: “Подвергай все сомнению” для формирования у детей собственных, индивидуальных представлений об объектах и явлениях окружающего мира.
11)Метод проектов. Метод открытий. Создаются подвижные группы детей по интересам, уровню подготовки, способностям, где каждый ребенок идет своим темпом для психического, социального, духовного развития, повышения общеобразовательного уровня. Личность ребенка развивается своеобразно и ярко в развивающих играх.
12)Поворот от традиционного урока к нетрадиционным формам и методам урока. Это может быть урок: аукцион, сочинение по биологии, деловая игра, пресс-конференция, диспут, общественный смотр знаний, турнир, эстафета, семинар, диспут, путешествие, зачет, игра и др.. Особый интерес представляют формы работы с учебником: репродуктивно-поисковая (составление плана, схемы, конспекта,…по тексту), сравнительно-аналитическая (таблиц, схем, рисунков) и творческая (тексты с ошибками, тесты, кроссворды,…).
13)ИКТ как средство активизации познавательной деятельности учащихся
Способы активизации познавательной деятельности учащихся на уроках биологии
Одной из важнейших проблем дидактики является проблема активизации познавательной деятельности учащихся на уроке. Под этим подразумевается целенаправленная деятельность учителя по стимулированию у школьников учебной активности. Активная мыслительная работа ученика на уроке, познавательная самостоятельность – залог успешного обучения. Для поддержания интереса учащихся в изучаемому материалу необходимо оптимальное сочетание активных и пассивных методов, соотнесение их выбора с содержанием материала, дидактическими целями урока, возрастными особенностями учащихся, уровнем подготовленности и способностями школьников.
Варианты развития самостоятельной познавательной деятельности учащихся:
Дидактические игры
Приведу некоторые примеры познавательных игр, которые применяю на практике:
а) «Свиток» - класс делится на несколько команд (можно по рядам). Члены команды сидят друг за другом. На первую парту кладется лист бумаги и дается задание, например, написать на листе бумаги по одному признаку семейства Крестоцветных (или любого другого) и передать сидящему сзади. Когда последний игрок закончит он поднимает руку. Оценивается правильность и скорость выполнения задания, зачитываются признаки написанные командой, оказавшейся самой быстрой. Другие команды вычеркивают названные признаки из своих листов. Победители те, у кого остались не вычеркнутыми правильные признаки и которые раньше других закончили игру.
б) «Третий лишний» - на доске написаны столбиками названия организмов или явлений живой природы, которые сгруппированы по определенному признаку. Одно название лишнее, надо определить эту запись. Например, 1-дрофа, 2-сипуха, 3-стрепет (лишнее 2-отряд Совы, 1,3 – отряд Дрофы)
в) «Продолжи ряд» - дана последовательность слов, которые относятся к одной теме, но в ней не хватает нескольких понятий, которые надо дописать.
г) «Цепочка» - хорошо применять при изучении темы «Пищевые связи». Один игрок называет организм, способный к фотосинтезу, второй игрок называет организм, который питается предыдущим (растительноядный), следующий называет плотоядный организм и т.д. Тот, кто не сможет назвать следующего члена цепочки, получает штрафное очко и начинает игру сначала. Выигрывает тот, кто наберет наименьшее число штрафных очков.
д) «Фоторобот» - группа школьников – это отделение милиции. Ведущие игры обращаются за помощью в отделение милиции за помощью отыскать пропавшее растение (при изучении ботаники) или животное (при изучении зоологии). Надо описать объект или составить его фоторобот учитывая особенности внешнего строения или физиологии.
е) «Познавательные игры – путешествия» - Путешествие в страну Грибов.
Проблемные ситуации
Для активизации познавательной деятельности возможно создание проблемной ситуации на основе высказываний или фактов. Предлагаю учащимся прокомментировать высказывания:
1) «Кто не любит природу, тот не любит человека». Ф. Достоевский
2) «Грандиозные вещи делаются грандиозными средствами. Одна природа делает великое дело даром». А. Герцен
3) Известный географ и путешественник А. Гумбольт утверждал, что «человеку предшествуют леса, а сопровождают пустыни». Почему так считает ученый?
4) Великий русский ученый М.В.Ломоносов Утверждал: «Умеренное употребление пищи – мать здоровья». Верно ли это утверждение?
5) Древнегреческий философ Аристотель говорил: «Ничто так сильно не разрушает человека, как продолжительное безделье». Обосновать данное высказывание с научной точки зрения.
На уроках биологии использую следующие типы задач:
а) Задачи, способствующие развитию логического мышления.
б) Задачи на распознавание натуральных объектов.
в) Задачи на формирование умений выдвигать и доказывать гипотезы.
г) Задачи, способствующие развитию исследовательских навыков.
д) Задачи, помогающие устанавливать связь теоретических знаний с практическими.
е) Задачи, связанные с самонаблюдением.
ж) Задачи, содержащие новую для учащихся информацию.
На уроках ботаники часто использую стихи-загадки, пословицы, сказки. Во-первых их достаточно большая подборка, во-вторых эффект их применения всегда ощутим, в – третьих они снижают усталость на любых этапах урока.
Домашний эксперимент (мини-проект по изучаемой теме)
Разминки
Разминки – короткие, емкие и информативные задания – упражнения, расширяющие кругозор учащихся. Они позволяю заинтересовать учащихся и заставить размышлять, наиболее подходят для отработки ключевых понятий, терминов урока.
Д) «Верю – не верю» - предлагаемые на обсуждение примеры либо заведомо ложны, либо истинны. Необходимо определить, достоверна ли содержащаяся в них информация, и объяснить свой выбор.
Е) «Да-нетка» - по условию игры задумавший слово на все вопросы собеседника имеет право отвечать только «да» или «нет», учащийся отгадывающий слово должен задавать соответствующие этому требованию вопросы. Можно использовать на уроках ботаники и зоологии при изучении многообразия живых объектов.
Ж) «Кроссвординки» - предлагается разгадать мини-кроссворд по определенной теме (изученной ранее или новой0) Кроссворды могут быть приготовлены детьми как домашнее задание.
Заключение
Активизация познавательной деятельности в обучении биологии, позволяет мне достигать определенных результатов:
активизируется познавательная деятельность,
возникают новые мотивы познавательной деятельности и, как следствие, растет интерес к предмету;
формируется творческое мышление;
развиваются коммуникативные способности;
выполняют задания исследовательского характера;
применяют полученные знания в жизни;
работают с дополнительной литературой.
Выводы:
1. Только стимулируя познавательную деятельность самих ребят и повышая их собственные усилия в овладении знаниями на всех этапах обучения, можно добиться развития познавательного интереса к биологии;
2. В обучении надо активно работать над развитием всех учащихся, как сильных по успеваемости, так и слабых;
3. Использование рассмотренных приемов в учебном процессе способствует развитию познавательного интереса, углублению знаний учащихся по курсу биология;
4. Педагогическая теория приобретает действенную силу только тогда, когда она воплощается в методическое мастерство учителя и стимулирует это мастерство. Поэтому система методических средств и приемов активизации познавательной активности школьников нуждается в практическом освоении каждым учителем, в выработке соответствующих умений и навыков.
Метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся, однако этот метод сочетается и с групповым подходом к обучению. Работая над проектом учащиеся проходят множество этапов работы. В проектном обучении ценны не только результаты, а в большей степени сам процесс. При такой работе учащихся меняются функции учителя:
Он помогает ученикам в поиске нужной информации;
Координирует весь процесс;
Отслеживает результаты работы.
3.2.Использование ИКТ в образовательном процессе
Использование информационно - коммуникационных технологий открывает для учителя новые возможности в преподавании предмета. Одним из достоинств использования информационных технологий в обучении является повышение качества обучения за счет новизны деятельности, интереса к работе с компьютером. Урок с использованием информационных технологий – это наглядно, красочно, информативно, экономит время, позволяет каждому ученику работать в своем темпе, формирует навыки самостоятельной деятельности, позволяет учителю работать с учеником дифференцированно и индивидуально, дает возможность оперативно проконтролировать и оценить результаты обучения.
Работа с мультимедийными пособиями дает возможность разнообразить формы работы на уроке за счет одновременного использования иллюстративного, статистического, методического, а также аудио- и видеоматериала, и позволяет сформировать умение: обобщать, анализировать, систематизировать информацию по интересующей теме.
В условиях работы нашей школы, столкнулась с проблемой недостатка наглядности на уроках, а что имеем находиться совершенно в недемонстративной форме и работать с ней совершенно не хочется. Альтернативой является сейчас Интернет, который позволяет найти любую информацию, картинку, фотографию, видео. На помощь приходят ИТ , позволяющие включить в учебный курс одновременно видео, звуковое сопровождение, фото, рисунки, картины, схемы, опорные конспекты. Разнообразие источников информации создает ситуацию новизны и разнообразия и, несмотря на большую информационную насыщенность, такое занятие воспринимается учащимися с интересом.
Использование наглядности:
Фото – коллекции- на уроке изучения нового материала, обобщении;
Анимация процессов жизнедеятельности- используя компьютерную программу, учащиеся наблюдают за физиологическими процессами, происходящими в организмах растений и животных (например, процесс двойного оплодотворения у цветковых растений)
Коллекции видеозаписей- позволяют увидеть невидимые глазу процессы, что непосредственно повышает познавательный интерес к предмету;
демонстрации презентаций - при изучении нового материала - что позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов, наполненных информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия. Презентация дает возможность учителю проявить творчество, индивидуальность, избежать формального подхода к проведению уроков. На уроках использую как готовые мультимедийные учебные пособия «Биология 6 - 9», «Экология» и другие.
Преимущество использования своих презентаций заключается в том, что я сама могу подбирать наглядный материал в необходимом объёме, корректировать его, удалять ненужные слайды, добавлять новые, заменять иллюстрации более удачными и т.д.
4. Профессиональное развитие учителя (за последние 2 года).
Совершенствование профессионального мастерства продолжаю на протяжении всего периода осуществляемой педагогической деятельности на основе углубления моего профессионального, творческого, рефлексивного потенциала, самосовершенствования. Самообразование планирую исходя из задач, над которыми работает школа и образовательных потребностей учащихся. Активно участвую в работе методического объединения учителей естественно- математического цикла по теме: «Использование современных технологий в преподавании естественных учебных дисциплин».
Самостоятельно создала свой сайт
Мои публикации размещены на многих сайтах:
https://infourok.ru/urok-prezentaciya-po-biologii-mir-biologii-obobschenie-znaniy-28952556.html
http://videouroki
http://www.maam.ru/users/1918046
http://multiurok.ru/id97994767/
https://multiurok.ru/files/vserossiiskii-detskii-konkurs-zelionaia-planeta.html
https:// multiurok.ru/files/den-ptits-stsenarii-vnek-meropriia.html
https:// multiurok.ru/files/aktsiia-vesenniaia-nedelia-dobra.html
http://solncesvet.ru/
https:// multiurok.ru/files/stsenarii-na-temu-profilaktika-spida.html
infourok.ru/standart
https:// multiurok.ru/files/narkomaniia-iavliaetsia-odnoi-iz-vazhneishikh-prob.html
https:// multiurok.ru/files/na-konkurs-po-lesnichestvu.html
http://videouroki.net/razrabotki/vnieurochnoie-mieropriiatiie-1.html
https:// multiurok.ru/id97994767/
1