«Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».
В.А.Сухомлинский
АКТУАЛЬНОСТЬ АВТОРСКОЙ КОНЦЕПЦИИ.
Дверь, через которую человечество вступает в будущее, - дверь школы. Школа – это «волшебная шкатулка», на входе которой стоит ребенок, а на выходе юный гражданин, подготовленный к жизни в нашем сложном мире. В этой «волшебной шкатулке» происходит таинство образования – там образуется личность. И этот процесс, в отличии от семьи и социальной среды,- не спонтанен, он всегда системен и задан определенной программой. Следовательно, педагог не может осуществлять процесс обучения без целостной системы. Все чего он добивается, есть частица огромной всегда развивающей системы. Но эта система строится, далеко не сразу, постепенно год за годом учитель совершенствуется в своей педагогической практике, добивается все больших и лучших результатов.
В рамках реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», в связи с переходом школы на федеральные государственные стандарты нового поколения, раскрытие личностного потенциала детей, воспитание в них интереса к учёбе и знаниям, их подготовка к профессиональной деятельности стали приоритетными задачами образования. В наши дни учителя пересматривают арсенал воздействия на умы, волю, эмоции учащихся с целью их введения в богатый мир культуры и традиций страны изучаемого языка. Пересматриваются пути и способы формирования всех видов речевой деятельности. Для того, чтобы привить детям интерес, необходимо использовать в обучении современные методы и технологии. Причем на каждом занятии нужно вводить что-то новое, делать уроки разнообразными и непохожими друг на друга.
Последние годы свидетельствуют о значительном повышении интереса к английскому языку. Он признан языком профессионального общения в разных сферах деятельности. Самой главной задачей учителя является повышение мотивации к его изучению.
Но, однако, следует отметить, что при сохранении достаточно высокой мотивации возникает снижение познавательного интереса к изучению иностранного языка. Данное явление происходит в связи с тем, что учащиеся сталкиваются с некоторыми трудностями, которые кажутся им непреодолимыми. Стремясь повысить мотивацию у учащихся, в своей работе я использовала разные приемы, разные виды упражнений и постепенно понимала, что наибольший результат дают ролевые игры и игровые приемы. Игровая же деятельность, являясь одним из методов, стимулирующих учебно-познавательную деятельность, позволяет использовать все уровни усвоения знаний. Следовательно, не случаен интерес к использованию на уроках иностранного языка игровых технологий.
Все мы знаем, что играть – весело, однако некоторые считают, что веселье – единственный смысл игр и в них нет никакой педагогической ценности. Заблуждение! Игры – это активный (и веселый) способ достичь многих образовательных целей.
Игра как одно из удивительнейших явлений человеческой жизни привлекала к себе внимание философов и исследователей всех эпох. Уже Платон считал игру одним из полезнейших занятий, а Аристотель видел в игре источник душевного равновесия, гармонии души и тела. Определенные этапы развития обусловили негативное отношение к игре и сделали почти невозможной направленность теоретической мысли на исследование этой деятельности. Однако с последней трети XIX века интерес к игровой деятельности появляется вновь, появляются первые научные теории игры. Игра начинает рассматриваться как важное средство тренировки навыков, необходимых для психофизического и личностного развития, как первичная форма приобщения человека к социуму, а также как один из способов формирования способности к обучению и воспитанию чувства ответственности за свои поступки и свою группу. В психологической концепции игра определяется как деятельность, предмет и мотив которой лежат в самом процессе её осуществления. Многие выдающиеся педагоги справедливо обращали внимание на эффективность использования игр в процессе обучения.
Моя педагогическая концепция это результат моей педагогической деятельности и практики преподавания. В ней я бы хотела рассказать об использование игровых технологий на уроках английского языка , потому что именно использование различных игр, включая разгадывание загадок, кроссвордов, инсценирование песен, стихов, сказок, обеспечивает постоянный интерес к иностранной речевой деятельности, к предмету "Иностранный язык".
ЛИЧНАЯ КОНЦЕПЦИЯ АВТОРА.
Игровая деятельность применима, в основном, в младших классах. В младшем школьном возрасте происходит постепенная смена ведущей деятельности, переход от игровой деятельности к учебной. При этом игра еще сохраняет свою ведущую роль. Исходя из этой особенности, игра должна стать основой для развития у учащихся навыков учебной деятельности. На начальном этапе обучения иностранному языку наблюдается большая тяга к этому предмету, однако по ряду объективных и субъективных причин предмет теряет свою привлекательность, многие считают его одним из самых трудных, а, следовательно, нелюбимых.
Главной своей задачей считаю добиваться того, чтобы не пропадал интерес у учащихся к предмету, чтобы материал урока был доступен по трудности. Большую помощь в решении данных вопросов оказывают игры. Учитель выступает в другой роли: он или ведущий, или судья, или участник игры. С радостью играют школьники всех возрастов (дети, подростки, юноши и девушки). Особенно если игра принимает форму соревнования, требующего смекалки, быстрой реакции, хорошего знания предмета. Игра является одним из наиболее сильных мотивов в овладении учащимися иностранным языком. Игры, на мой взгляд, — это самое лучшее, что имеет человечество в арсенале образования. Слова: «Сейчас мы с вами ознакомимся…» некоторых учащихся вводят в состояние нервного напряжения, некоторых — в состояние апатии, некоторых — просто повергают в сон. Фраза «Давайте поиграем!» не только расслабляет и будит тех, кто спал, но и возвращает нас в детство на несколько мгновений, где все было интересно, просто и весело.
«Игра - важный метод, и несколько ошибочно считать игру одним из занятий ребенка, так, как в детском возрасте игра-это норма, и ребенок должен играть, даже когда делает серьезное дело. Вся его жизнь – это игра». А. С. Макаренко. Для учащихся младших классов характерно: повышенная восприимчивость психики, наглядно – образное мышление, быстрая утомляемость, преобладание непроизвольного внимания. Эти особенности являются основанием для включения в мои учебные занятия с учащимися элементов игры и достаточной смены форм деятельности. Известно, усваивают дети то, что им интересно. Игровые технологии применяю на разных этапах учебных занятий Обучая посредством игры, я учу детей не так, как нам, взрослым, удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его взять. При планировании игры дидактическая цель, превращается в игровую задачу, учебная деятельность подчиняется правилам игры, учебный материал используется как средства для игры, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую, а успешное выполнение дидактического задания связывается с итоговым результатом.
Учащиеся обычно лучше запоминают то, что им приятно делать. Поэтому игры дают возможность глубоко и надолго запомнить материал. Игры усиливают мотивацию к учению.
Использование игровых методов:
1. Оправдывает необоснованное требование общаться на английском языке с учителем и одноклассниками.
2. Позволяет найти способы сделать для учащихся коммуникативно-значимыми фразы, в основе которых лежат простейшие грамматические модели.
3. Психологически оправдывает и делает эмоционально привлекательным повторение одних и тех же речевых моделей и стандартных диалогов.
4. Развивает способность анализировать, сравнивать и обобщать.
5. Позволяет активизировать резервные возможности обучаемых.
6. Знания применяются практически.
7. Вносит разнообразие в учебный процесс.
8. Развивает творчество школьников.
9. Учит организовывать свою деятельность.
ТЕХНОЛОГИЯ ОПЫТА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОНЦЕПЦИИ.
Для того чтобы сформировать нужные компетенции, я выбираю формы и методы организации образовательного процесса, работающие на формирование необходимых качеств личности. Реализовать поставленные цели и задачи мне больше всего помогает использование игровых технологий в обучении иностранному языку .Но невозможно отделить данную технологию от других педагогических технологий. На своих уроках я использую игровые, здоровьесберегающие, информационно-коммуникативные технологии. Все они взаимосвязаны. Так, например, проведение физминутки в игровой форме совмещает в себе игровые и здоровьесберегающие технологии. А чтение сказки про волшебный остров и выполнение заданий по ней с использованием презентации PowerPoint - игровые и информационно-коммуникативные технологии.
Игра — это несерьезно, это понарошку, полагают взрослые, требуя от детей: «Перестань играться, будь серьезней». Мы с вами совершенно забыли, что именно игра помогла нам стать теми, кем мы стали. Именно в игре мы примеряли различные социальные роли и решали с легкостью первые взрослые проблемы так, играючись. Тот, кто был «отличником» в этих играх, чувствует себя как рыба в воде во взрослой жизни, остальные либо до сих пор учатся общению, либо вообще «выпали» из жизни, став почти отшельниками. Так что же дают игры на уроках английского языка? Прежде всего, помогает преодолеть барьер, будь то языковой или обыкновенный страх перед общением даже на родном языке. Ведь игра — это не по-настоящему, можно и побаловаться.
В игре все равны. Она посильна практически каждому ученику, даже тому, кто не имеет достаточно прочных знаний в языке. Боле того, слабый в языковой подготовке ученик может стать первым в игре: находчивость и сообразительность здесь оказываются более важными, чем знания в предмете. Чувство равенства, атмосфера увлеченности и радости, ощущение посильности заданий- все это дает возможность ученику преодолеть стеснительность, мешающую свободно употреблять в речи слова чужого языка, снижает боязно ошибок, и благотворно сказывается на результатах обучения. В игре все «понарошку», есть возможность спрятаться за маску кого-то другого, т.е. снять с себя ответственность за допущенные ошибки и представить ситуацию в свете того, что «я- это не я, а герой, которого я изображаю». В этом случае снимается часть психологического стресса при общении. Языковой материал усваивается незаметно, а вместе с тем возникает чувство удовлетворения.
Игра формирует устойчивый интерес к дальнейшему изучению английского языка, а также уверенность в успешном овладении им. Но хочется отметить, что игра имеет не только мотивационные функции.
Использование на уроках и во внеклассной работе игровых моментов способствует активизации познавательной и творческой деятельности учащихся, развивает их мышление, память, воспитывает инициативность, позволяет преодолеть скуку в обучении иностранному языку. Игры развивают сообразительность и внимание, обогащают язык и закрепляют запас слов учащихся, сосредотачивают внимание на оттенках их значения. Игра может заставить ученика вспомнить пройденное, пополнить свои знания.
Как сделать каждый урок интересным, увлекательным и добиться того, чтобы он развивал познавательный интерес, творческую, мыслительную активность учащихся? Именно обучающие игры дают возможность создать атмосферу увлечённости, снимают усталость у детей, помогают самому скучному занятию приобрести увлекательную форму.
Всегда во время работы на уроке есть моменты, когда внимание учеников рассеивается. Тогда любая спонтанная игра повышает внимание детей, оживляет и улучшает восприятие учебного материала.
Игры на уроке иностранного языка могут быть очень полезны, но они должны учитывать целый ряд требований:
- Быть экономными по времени и направленными на решение определенных учебных задач;
- Быть «управляемыми»; не сбивать заданный ритм учебной работы на уроке и не допускать ситуации, когда игра выходит из-под контроля и срывает все занятие;
- Снимать напряжение урока и стимулировать активность учащихся;
- Оставлять учебный эффект на втором, часто неосознанном плане, а на первом, видимом месте всегда реализовывать игровой момент;
- Не оставлять ни одного ученика пассивным или равнодушным;
- Вывод: Игра подвижна, ребята охотно в неё играют. Повторили как названия дней недели, так и порядковые числительные. Активизировались зрительная и слуховая виды памяти. Привлечены к работе слабые учащиеся.
- При использовании ролевых игр создается благоприятная эмоциональная атмосфера, ведь недаром говорят « лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Еще одна неопровержимая китайская мудрость, которую использую как девиз в своей работе:
-
- «Скажи мне – и я забуду,
- Покажи мне – и я запомню,
- Дай мне действовать самому – и я научусь»
- Этому я следую на каждом своем уроке, помня о том, что посредственный учитель рассказывает, хороший учитель объясняет, замечательный – показывает, а гениальный учитель вдохновляет.Моя профессия призвана вдохновить учеников на изучение иностранного языка.
- В современных условиях главной задачей образования является не только получение учащимися определенной суммы знаний, но и формирование у них навыков самостоятельной работы. При использовании информационных технологий в сочетании с игрой повышается мотивация учения, стимулируется познавательный интерес учащихся, возрастает эффективность работы. Поэтому и важна роль учителя в раскрытии возможностей компьютерных технологий. К своим урокам я и учащиеся готовим различные презентации. Презентация позволяет учителю иллюстрировать изучаемый материал, использовать электронный учебный материал, видеофрагменты по всем темам. Работу с интерактивной доской использую для проверки домашнего задания, различных заданий при закреплении и в ведении материала, для формирования всех видов речевой деятельности: чтения, говорения, аудирования, письма. Использование богатых графических, звуковых и интерактивных возможностей компьютера создаёт благоприятный эмоциональный фон на уроках, внеклассных занятиях, способствуя развитию учащегося как бы незаметно для него, играючи.