Добрый день, уважаемое жюри, добрый день, гостеприимные хозяева, добрый день дорогие коллеги и конечно же добрый день самым главным участникам – это детям. За короткие пять минут я постараюсь рассказать о себе и своей педагогической концепции.
Ахматова Татьяна Владимировна родилась в красивейшем уголке нашего Эртильского района под чудесным названием пос. Израильский. Окончила Тамбовское педагогическое училище, затем Воронежский педагогический университет. И вот уже 25 лет работаю в Ростошинской средней школе. Ставшей для меня родной. Здесь учились мои дети, здесь мои друзья-коллеги, здесь я живу и творю.
Что должен уметь, каким должен быть педагог,
Чтоб в сказочный мир взять ребенка он смог?
Чтоб души свои не отдав никому,
Доверились дети ему одному?
Он должен корректным и грамотным быть,
Проблемы понять, а печали – забыть,
На творчество, радость ребят вдохновлять,
Поддержкой, вниманием их поощрять.
Он должен быть личностью мудрой и чуткой:
Уметь разрядить климат доброю шуткой,
Оплошности сгладить, успех поощрить,
Конфликты уладить, проступки простить…
В Федеральной целевой программе развития образования на 2011-2015 гг. перед историческим и обществоведческим образованием поставлена главная цель: социализация подростка, его приобщение к ценностям демократии, правового государства, гражданского общества, воспитание патриотизма и толерантности.
Сейчас особую роль приобретают проблемы формирования духовного, нравственного и физического здоровья подрастающего поколения, воспитания нового типа граждан – истинных патриотов, самостоятельно мыслящих, активно действующих, обладающих интеллектуальным потенциалом и нравственными принципами. Создание условий для духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения – одна из приоритетных задач в деятельности правительства и Президента Российской Федерации. В посланиях Президента России Федеральному собранию Российской Федерации было подчеркнуто: «Духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности – это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность…».
Также были определены базовые национальные ценности. Ппрежде всего это:
Патриотизм
Социальная солидарность
Гражданственность
Семья
Труд и творчество
Наука
Традиционные российские религии
Искусство
Природа
Человечество
Организация социально открытого пространства духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, нравственного уклада жизни обучающихся осуществляется на основе:
- нравственного примера педагога;
-социально-педагогического партнёрства;
-индивидуально-личностного развития;
-интегративности программ духовно-нравственного воспитания;
-социальной востребованности.
И именно сегодня, когда все эти качества постепенно выходят из моды, история способна воскресить эти понятия и решить проблему современности.
Чтобы реализовать данную концепцию моей педагогической деятельности:
- постоянно прохожу курсовую переподготовку, работаю по самообразованию. Ведь известно, что учитель живет пока учится сам.
- широко использую современный информационные технологии на всех этапах урока.
Роль компьютера в историческом образовании учащихся, по моему мнению многообразна:
помощь учащимся в эффективном условии освоении исторической информации, её систематизации;
предоставление ученику максимально возможной свободы в определении способов и темпов усвоения программного материала;
содействие становлению объемных и ярких представлений о прошлом;
- активизирую познавательную активность обучающихся через систему нетрадиционных уроков.
Это урок – лекция, урок - дискуссия, урок «Историческая викторина», урок-экскурсия,» урок- соревнование. Такие уроки развивают творческие способности детей.
- развиваю умение рассуждать и мыслить
На своих уроках я часто задаю детям вопросы: Как вы считаете? Как вы думаете? Почему? Механическое заучивание материала малоэффективно. Полезней поставить задачу оценить того или иного деятеля, событие. Ребятам интересно, поставить себя на место какого-то исторического деятеля и ответить на вопрос: «А как поступил бы ты? Эффективно срабатывает постановка задачи в начале урока и возвращение к ней в конце, когда материал уже изучен.
- применяю систему индивидуальных и коллективных творческих заданий
- организую работу на уроке с различными текстами (учебника, исторических источников, документов).
Важно знакомить обучающихся с текстами современных документов: Конвенции о правах ребёнка, Конституцией РФ, статьями из кодексов (семейного, трудового, гражданского и т.д
- активно использую проблемный метод обучения.
Я стараюсь так сформулировать тему урока, чтобы она заставляла ребят задуматься, сделать свой собственный вывод по изучаемой на уроке проблеме.
Очень эффективными методами являются:
1. Ролевые игры.
2. Дискуссии, поощрение нравственных размышлений учеников.
3. Рассматривание нравственных духовных проблем из реальной жизни учеников.
4. Рассказы учителя из личной жизни.
5. Использование ситуаций – задач на нахождение правильного морального решения, на упражнений в моральном выборе поступка.
7. Создание доверительной атмосферы между учеником и учителем.
Глубоко убеждена, что моя педагогическая концепция актуальна в современном педагогическом процессе, ведь в простых истинах заложена программа педагогического труда, его общественная польза и значимость.
Пытаюсь зажечь в них хотя бы свечу –
Не худшая все - таки участь.
Мне кажется, я их чему-то учу,
А ЭТО ОНИ МЕНЯ УЧАТ.
Поэтому, Уважаемые коллеги позвольте пожелать здоровья, терпения и творческих успехов на пути служения детям, делу образования, добру во имя светлого будущего России.
Использованная литература:
Леонтович А.В. К проблеме развития исследований в науке и образовании / Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М.; Народное образование, 2001.
Обухов А.С. Исследовательская деятельность как возможный путь вхождения подростка в пространство культуры / Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М.; Народное образование, 2001.
Алексеев Н.Г., Леонтович А.В. Критерии эффективности обучения учащихся исследовательской деятельности / Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М.; Народное образование, 2001
Гурвич Е.М. Исследовательская деятельность детей как механизм формирования представлений о поливерсионности мира и создания навыков поливерсионного исследования ситуаций / Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М.; Народное образование, 2001.
Демин И.С. Использование информационных технологий в учебно-исследовательской деятельности / Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М.; Народное образование, 2001.
Фомина Т.Ю.Проблемы формирования исследовательских навыков учителя истории // Преподавание истории и обществознания в школе – 2009 - № 5
Закон об образовании РФ
Конституция РФ
http://festival.1september.ru/articles/569355/
Данилюк А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект/ А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Рос. акад. образования. ― М.: Просвещении, 2009
http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=985
Потороев А.В. «Развитие познавательного интереса к истории России через изучение истории малой Родины».
Н.А. Строганова «Организация системы духовно-нравственного воспитания в условиях внедрения ФГОС»