СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Концепция самообразования учителя истории "Формирования духовного, нравственного и физического здоровья подрастающего поколения на уроках истории"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Концепция самообразования раскрывает основные проблемы духовно - нравственного воспитания, показывает отношение государства к данному вопросу и методы решения на уроках истории и во внеурочное время.

Просмотр содержимого документа
«Концепция самообразования учителя истории "Формирования духовного, нравственного и физического здоровья подрастающего поколения на уроках истории"»

Добрый день, уважаемое жюри, добрый день, гостеприимные хозяева, добрый день дорогие коллеги и конечно же добрый день самым главным участникам – это детям. За короткие пять минут я постараюсь рассказать о себе и своей педагогической концепции.

Ахматова Татьяна Владимировна родилась в красивейшем уголке нашего Эртильского района под чудесным названием пос. Израильский. Окончила Тамбовское педагогическое училище, затем Воронежский педагогический университет. И вот уже 25 лет работаю в Ростошинской средней школе. Ставшей для меня родной. Здесь учились мои дети, здесь мои друзья-коллеги, здесь я живу и творю.

Что должен уметь, каким должен быть педагог,
Чтоб в сказочный мир взять ребенка он смог?
Чтоб души свои не отдав никому,
Доверились дети ему одному?

Он должен корректным и грамотным быть,
Проблемы понять, а печали – забыть,
На творчество, радость ребят вдохновлять,
Поддержкой, вниманием их поощрять.

Он должен быть личностью мудрой и чуткой:
Уметь разрядить климат доброю шуткой,
Оплошности сгладить, успех поощрить,
Конфликты уладить, проступки простить…

В Федеральной целевой программе развития образования на 2011-2015 гг. перед историческим и обществоведческим образованием поставлена главная цель: социализация подростка, его приобщение к ценностям демократии, правового государства, гражданского общества, воспитание патриотизма и толерантности.

Сейчас особую роль приобретают проблемы формирования духовного, нравственного и физического здоровья подрастающего поколения, воспитания нового типа граждан – истинных патриотов, самостоятельно мыслящих, активно действующих, обладающих интеллектуальным потенциалом и нравственными принципами. Создание условий для духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения – одна из приоритетных задач в деятельности правительства и Президента Российской Федерации. В посланиях Президента России Федеральному собранию Российской Федерации было подчеркнуто: «Духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности – это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность…».

Также были определены базовые национальные ценности. Ппрежде всего это:




Патриотизм

Социальная солидарность

Гражданственность

Семья

Труд и творчество

Наука

Традиционные российские религии

Искусство

Природа

Человечество

Организация социально открытого пространства духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, нравственного уклада жизни обучающихся осуществляется на основе:

- нравственного примера педагога;

-социально-педагогического партнёрства;

-индивидуально-личностного развития;

-интегративности программ духовно-нравственного воспитания;

-социальной востребованности.


И именно сегодня, когда все эти качества постепенно выходят из моды, история способна воскресить эти понятия и решить проблему современности.

Чтобы реализовать данную концепцию моей педагогической деятельности:

- постоянно прохожу курсовую переподготовку, работаю по самообразованию. Ведь известно, что учитель живет пока учится сам.

- широко использую современный информационные технологии на всех этапах урока.

Роль компьютера в историческом образовании учащихся, по моему мнению многообразна:

  • помощь учащимся в эффективном условии освоении исторической информации, её систематизации;

  • предоставление ученику максимально возможной свободы в определении способов и темпов усвоения программного материала;

  • содействие становлению объемных и ярких представлений о прошлом;


- активизирую познавательную активность обучающихся через систему нетрадиционных уроков.

Это урок – лекция, урок - дискуссия, урок «Историческая викторина», урок-экскурсия,» урок- соревнование. Такие уроки развивают творческие способности детей.


- развиваю умение рассуждать и мыслить

На своих уроках я часто задаю детям вопросы: Как вы считаете? Как вы думаете? Почему? Механическое заучивание материала малоэффективно. Полезней поставить задачу оценить того или иного деятеля, событие. Ребятам интересно, поставить себя на место какого-то исторического деятеля и ответить на вопрос: «А как поступил бы ты? Эффективно срабатывает постановка задачи в начале урока и возвращение к ней в конце, когда материал уже изучен.
- применяю систему индивидуальных и коллективных творческих заданий

- организую работу на уроке с различными текстами (учебника, исторических источников, документов).

Важно знакомить обучающихся с текстами современных документов: Конвенции о правах ребёнка, Конституцией РФ, статьями из кодексов (семейного, трудового, гражданского и т.д

- активно использую проблемный метод обучения.
Я стараюсь так сформулировать тему урока, чтобы она заставляла ребят задуматься, сделать свой собственный вывод по изучаемой на уроке проблеме.

Очень эффективными методами являются:

1. Ролевые игры.

2. Дискуссии, поощрение нравственных размышлений учеников.

3. Рассматривание нравственных духовных проблем из реальной жизни учеников.

4. Рассказы учителя из личной жизни.

5. Использование ситуаций – задач на нахождение правильного морального решения, на упражнений в моральном выборе поступка.

7. Создание доверительной атмосферы между учеником и учителем.

Глубоко убеждена, что моя педагогическая концепция актуальна в современном педагогическом процессе, ведь в простых истинах заложена программа педагогического труда, его общественная польза и значимость.

Пытаюсь зажечь в них хотя бы свечу –

Не худшая все - таки участь.

Мне кажется, я их чему-то учу,

А ЭТО ОНИ МЕНЯ УЧАТ.

Поэтому, Уважаемые коллеги позвольте пожелать здоровья, терпения и творческих успехов на пути служения детям, делу образования, добру во имя светлого будущего России.









Использованная литература:


  1. Леонтович А.В. К проблеме развития исследований в науке и образовании / Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М.; Народное образование, 2001.

  2. Обухов А.С. Исследовательская деятельность как возможный путь вхождения подростка в пространство культуры / Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М.; Народное образование, 2001.

  3. Алексеев Н.Г., Леонтович А.В. Критерии эффективности обучения учащихся исследовательской деятельности / Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М.; Народное образование, 2001

  4. Гурвич Е.М. Исследовательская деятельность детей как механизм формирования представлений о поливерсионности мира и создания навыков поливерсионного исследования ситуаций / Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М.; Народное образование, 2001.

  5. Демин И.С. Использование информационных технологий в учебно-исследовательской деятельности / Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М.; Народное образование, 2001.

  6. Фомина Т.Ю.Проблемы формирования исследовательских навыков учителя истории // Преподавание истории и обществознания в школе – 2009 - № 5

  7. Закон об образовании РФ

  8. Конституция РФ

  9. http://festival.1september.ru/articles/569355/

  10. Данилюк А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект/ А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Рос. акад. образования. ― М.: Просвещении, 2009

  11. http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=985

  12. Потороев А.В. «Развитие познавательного интереса к истории России через изучение истории малой Родины».

  13. Н.А. Строганова «Организация системы духовно-нравственного воспитания в условиях внедрения ФГОС»