Копилка интересных приёмов в работе классного руководителя
Овчинникова Маргарита Игоревна,
учитель русского языка и литературы,
классный руководитель 6 класса
Когда была ещё совсем ребёнком,
Любила в школу я играть и день и ночь.
И помню, объясняла я сестрёнкам,
Как правильно писать, читать им смочь.
Но время шло, и вот сама за партой.
Мой первый класс, учитель, и звонок,
И пышный бант, и белоснежный фартук,
И первый настоящий мой урок.
Учителя учили очень многому,
Не только лишь гранит науки грызть,
Но помогали открыть сердце новому,
Душевными людьми по жизни быть.
Промчались годы эти безвозвратно,
И на уроки нас не позовут звонки.
Но только вспомнить всем нам столь приятно,
Как жили мы в те светлые деньки.
Как мы знакомились, общались и дружили,
И на кого стремились походить …
Мы плакали, смеялись, жили!
И в школе научились мы любить.
И вот опять стою я у порога.
Куда пойти? И где учиться? И кем стать?
Куда теперь ведёт меня дорога?
И что теперь мне нужно открывать?
Свердловский колледж, СОПК в народе,
Радушно принял меня в свой приют,
И в этом новом жизни эпизоде
Я постигала всю преподаванья суть.
О, сколько здесь открытий новых, знаний
Поведали нам мудрые учителя.
О ЗУНах и методике преподавания
Я узнавала всё с нуля.
Но вот я снова в школе оказалась.
Теперь уж не за партой, у доски.
И Маргаритой Игоревной величают
Меня теперь мои ученики.
Мой первый урок. Первый опыт бесценный.
Улыбки детей, запах свежих цветов.
И в этот момент сердце трепет священный
Меня наполнял. Был мой выбор таков:
Чтоб стать мне учителем мудрым и добрым,
Быть детям примером, уваженья достойным,
Я сердце своё им дарую любя
Сегодня и завтра, на жизнь, на года!
Как бы ни был огромен опыт педагога, начиная работу с новым классом, всё приходится выстраивать заново. Начав работу с моим нынешним 6 «В» классом, я столкнулась со многими проблемами. Пожалуй, самой главной я определила пассивность. Пассивность в учёбе, во внеурочной деятельности и даже в труде.
В любой ситуации я привыкла спрашивать с себя, всё остальное только попутные факторы. Таким образом, в ходе своей работы я выработала несколько приёмов, которые действительно работают. С удовольствием делюсь своими наработками.
1. «Пчёлки».
Класс полностью оправдывает своё название, поэтому мы оставили его прежним и в этой тематике стали оформлять классный уголок.
Каждый ученик собственноручно раскрашивал свою пчёлку. Таким образом, мы отметили не только каждого ученика, но и дни рождения.
2. «Какие мы?»
Поскольку наш класс под литерой «В», то все наши характеристики начинаются именно на эту букву. Качества мы выбирали сами, сообща. В 5 классе лучиков было 5, а вот до 6го мы доросли только в этом году. На следующий год добавится 7 лучик с тем качеством, которое мы приобретём.
3. «Наши КЛАССНЫЕ дела».
Данный стенд рабочий. Дети сами отслеживают выполнение поручений и заданий. Не стоит надеяться только на память. У детей перед глазами должны быть напоминания.
4. «Доска почёта».
За хорошее поведение, успехи в учёбе и школьной жизни отмечаем учащихся. Всем приятно оказаться на доске почёта, а вот доски позора у нас попросту нет.
5. «Уголок гражданственности».
Собственно говоря, появлению данного уголка мы обязаны Разговорам о важном. Дети очень прониклись сложившейся в стране ситуацией. Класс патриотов. Так мы первым делом приняли участие в конкурсе «Символика РФ». Оставшиеся поделки разместили в уголке. Затем создали свою Конституцию и даже нарисовали портрет президента.
6. «Почта России».
Почта создана по инициативе учащихся. Таким образом, можно передать пожелания одноклассникам или классному руководителю, пожелать хорошего дня, предложить идею или подать жалобу.
7. «Дежурство».
Как известно, без труда рыба бы осталась в пруду, а человечество и вовсе не зародилось. Труд был и остаётся важной частью воспитания. Поэтому наш класс дежурит после уроков. Дежурство оценивается:
| Плохо, не дежурил | |
| Удовлетворительно, но можно лучше |
| Хорошо, молодец! |
| Ты просто умница! |
8. Проверка дневников на оценку.
Думаю, это делают если не все, то многие. Но современным детям нужна практическая значимость любого дела. Они должны чётко понимать, где им пригодится тот или иной навык. Конечно, мы, взрослые, понимаем, что из-за незаполненного дневника дети не знают домашнего задания, расписания, как следствие, не готовы к урокам, тем самым снижая успеваемость. Но не для всех детей это проблема.
Лично я требую росписи родителей, слова «мама дневник смотрела, но роспись поставить забыла» не для меня. Я хоть и не Станиславский, но тоже не верю! Будьте уверены: однажды вам скажут, что оценок в дневнике не видели, да и ваших замечаний тоже.
Итак, проблема есть, а где же решение?
Признаюсь, я не сторонник наказаний. Я за мотивацию. Именно поэтому за ведение дневников я ставлю оценку. Дневники проверяются каждую неделю, по субботам. За «5» вклеиваю баллы (наклейки-смайлики). Далее эти баллы считаются вместе с баллами в таблице (пояснения в следующем пункте).
Кроме того, для всех моих учащихся действует акция «Освобождение от домашнего задания». Если в течение четверти в дневнике прописано расписание и домашнее задание, нет замечаний по поведению и учёбе, то за 1,5-2 недели до окончания четверти действует освобождение от д/з по всем моим предметам (русский язык, литература, родная литература, родной язык).
9. Конкурс «Лучший ученик».
За участие во внеурочных мероприятиях учащихся получают баллы. Такая таблица висит на стенде, и дети могут наблюдать свой прогресс. Итоги подводятся ежемесячно. Тот, кто набрал наибольшее количество баллов, включая баллы в дневнике, получает приз.
10. «Покорми Тигрюшу!»
Вот такой талисман класса у нас появился. Назвали Тигрюшей. Дети от него в восторге. Суть в том, что кормим мы этого зверя пятёрками. Каждый раз, получив 5, ученик подходит ко мне за жетончиком «5», а затем опускает его в копилку. Большинство приговаривают: «Кушай, Тигрюша», - и гладят по голове.
Количество пятёрок чётко фиксируется на стенде. Каждая поездка класса имеет определённую стоимость. Так, например, поездка в кино в нашем городе стоит 500 пятёрок, в аквапарк Екатеринбурга 1000 «5».
Детям идея нравится, ведь это не просто поездка, а поездка заслуженная, добытая своим трудом. Не верите? Вспомните «Чучело» Железникова.
11. Работа в командах.
Изначально я придумала эту систему для своего класса, поскольку устала собирать дневники с половины неготовых детей. Затем эта идея разрослась, и мы стали использовать её и с другими ребятами.
Каждый ряд – это команда. Посредством голосования выбирается капитан команды. В течение месяца он будет следить за внешним видом своих подопечных, готовностью к урокам и дисциплиной и отмечать прогресс (для этого чертим таблицу, вклеиваем в дневник). Таким образом, у меня появляются 3 помощника. Поскольку дети сами выбирают капитанов, те имеют авторитет и значимость в коллективе.
Выдвинуть свою кандидатуру в командиры может любой желающий. Для этого ему необходимо выступить с речью, обосновав, почему именно его должны избрать участники команды. Приветствуется программа, агитационные плакаты, группа поддержки. Голосовать за себя нельзя!
После выборов каждая команда определяется с названием и девизом, рисует плакат и/или выбирает талисман (по желанию), затем представляют свои визитки.
В таком составе ребята будут работать сообща целый месяц. За каждое выполненное домашнее задание, ответ у доски, четвёрку (1) или пятёрку (2) за самостоятельные, проверочные, контрольные работы каждый учащийся получает балл. За внешний вид: школьная форма, сменная обувь – ряд получает по 1 баллу, если ВСЕ участники в надлежащем виде. Баллы дети сдают капитанам, а те в свою очередь отмечают «+» в своих таблицах.
Капитана участники могут переизбрать, но для этого аргументы должны быть вескими.
Баллы для каждого класса свои. Так, например, 6 «В» класс «Пчёлки», поэтому их жетончики называются жужиками, а у 6 «Б», раз они «Котики», жетоны-мурзики. 6 «А» назвали свои жетоны «Бабкины тапки».
ЖУЖИК 5 |
МУРЗИК 5 |
БАБКИНЫ ТАПКИ |
Каждая из команд должна накопить не менее 350 баллов к окончанию соревнования. Если команда с заданием не справилась, она выбывает из игры. Команда-победитель в полном составе получает сертификаты. Каждый из капитанов также получает сертификат при выполнении всех условий.
Помимо «+», есть и «–». Нет сменной обуви, формы, домашнего задания – ставим минус. Если домашнее задание объёмное, количество минусов будет больше. За опоздание ставим 3 минуса, за прогул урока без уважительной причины 5 минусов. 5 минусов – 2 в дневник. Исправить один минус можно тремя плюсами.
Среди остальных учащихся выбираются наиболее активные. За 1 место по плюсам учащийся получает 6 звёздочек на выбор, 2 место – 5 звёздочек, 3 место – 4.
На следующий месяц ребят пересаживаю, и они учатся работать в новых командах. Таким образом, уже за полгода отношения между детьми выравниваются, они становятся сплочённее, дружнее. Кроме того, ребята учатся работать в команде, творчески мыслить, ответственно выполнять поручения, грамотно и убедительно говорить (агитационная речь).
Количество невыполненных домашних заданий сократилось в разы. Дети от идеи в восторге, все с удовольствием участвуют в соревновании, включая ребят постарше, например, 8 класс.
Дети даже отказались от освобождения от д/з, чтобы накопить больше баллов.
Система работает ещё и потому, что дети видят практическую значимость своего труда. Сертификаты не просто выданы им, а реально действуют.
12. «Звёздочки».
Звёздочки дети получают за оценки. «5» – звёздочки по выбору, «4» – обычные. Иногда за особые отличия в труде и внеурочной деятельности.
Звёздочки дети могут использовать для отмены от домашнего задания или проверочных работ.
5 звёзд – отмена домашнего задания
7 / 12 звёзд – отмена более сложного/объёмного домашнего задания
20 звёзд – отмена словарного диктанта
25-30 звёзд – отмена проверочной работы
40 звёзд – отмена контрольной работы
А ещё дети с радостью коллекционируют звёздочки.
Для тех, кто пишет словарные диктанты на «5», есть лимитированная коллекция звёздочек. Определённое количество, без повторов в других коллекциях.
Примечание. Звёздочки на «5» многообразны, поэтому примеры не привожу. Это смешарики, мстители, покемоны, мультяшные персонажи и другие персонажи, интересные современным детям.
Звёздочки на «4»