СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Корригирующая гимнастика

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

программа по коррегирующей гимнастики для учащихся 5-7 классов. Тематическое планирование по коррегирующей гимнастике. 

Просмотр содержимого документа
«Корригирующая гимнастика»


Содержание

Пояснительная записка………………………………………………………

Планируемые результаты реализации программы………………………... Содержание программы……………………………………………………... Учебно-тематический план ……………………………………………….








































4

9

10

15



Пояснительная записка


Рабочая программа по внеурочной деятельности «Коррегирующая гимнастика» составлена на основе _________---

Новые ФГОС ориентированы на сохранение и укрепление здоровья учащихся, для чего требуется наиболее полная реализация имеющихся резервов для формирования гармонично развитой личности, способной заботиться о своем здоровье.

Особенно актуальной является проблема физического воспитания в настоящее время, так как существенного улучшения здоровья и физического развития детей и подростков за последние годы не отмечается. В нашем лицее 17% детей состоят на диспансерном учете. Детям, которые перенесли какие либо заболевания или часто и длительно болеющим, особенно необходима двигательная активность, соответствующая функциональному состоянию организма.

Сколиоз, нарушение осанки и плоскостопие являются наиболее распространенными заболеваниями опорно-двигательного аппарата у детей и подростков и относятся к числу наиболее сложных и актуальных проблем современной ортопедии. Эти заболевания служат предпосылкой для возникновения ряда функциональных и морфологических расстройств здоровья в детстве и оказывают отрицательное влияние на течение многих заболеваний у взрослых. Поэтому программа корригирующей гимнастики является частью спортивно-оздоровительной деятельности воспитательно-образовательного процесса лицея.

Цель программы внеурочной спортивно-оздоровительной деятельности (корригирующая гим­настика) укрепление здоровья учащихся, содействие правильному физическому развитию и закаливанию организма.

Задачи

  1. Повышение у учащихся мышечного тонуса, вырабатывание навыка правильной осанки, мобильности всех отделов позвоночника.

  2. Освоение техники рационального дыхания.

  3. Формирование практических умений в проведении самостоятельной работы по коррекции здоровья (осанка, стопа, зрение и т.д.).

  4. Повышение выносливости, физической и умственной работоспособности обучающихся средствами корригирующей гимнастики.

  5. Воспитание сознательного отношения к занятиям корригирующей гимнастики и внедрение ее в повседневный режим.








Общая характеристика внеурочной спортивно-оздоровительной деятельности (корригирующей гимнастики)

Данная программа является продолжением программы внеурочной деятельности спортивно-оздоровительной направленности основного общего образования.

Осанка — интегральная характеристика состояния организ­ма. Неправильно сформированная осанка не только является косметическим дефектом, но и затрудняет деятельность внут­ренних органов, что, в свою очередь, может привести к серь­ёзным заболеваниям.

Традиционная организация учебного процесса при доми­нировании сидячей рабочей позы учащегося требует проведе­ния специальных мероприятий, направленных на профилак­тику нарушений опорно-двигательного аппарата. Среди мер по профилактике нарушений осанки и плоскостопия, помимо правильного подбора мебели, обуви и одежды, своевременного отдыха, важная роль отво­дится организации двигательного режима школьника. Нема­ловажную роль играют и физические упражнения корриги­рующей направленности для мышц спины, брюшного пресса, плечевого пояса, стопы и голени. Целесообразны и регулярные занятия корригирующей гимнастикой.

Известно, что профилактика нарушений осанки и плоско­стопия должна проводиться среди учащихся всех медицинских групп. Однако традиционный программный материал в основ­ном предназначен для занятий с учащимися, отнесёнными по состоянию здоровья к специальной медицинской группе. В этой связи остро стоит вопрос о занятиях с учащимися основной и подготовительной медицинских групп. И это ещё одна особенность дан­ной программы.

Программа предусматривает широкое использование на за­нятиях с учащимися спортивных упражнений, что способ­ствует эмоциональности занятий и, как следствие, повышает их эффективность. В качестве спортивных упражнений пред­лагается использовать наиболее доступные упражнения худо­жественной гимнастики: они имеют ярко выраженный оздоро­вительный эффект, техника их выполнения способствует разви­тию статической мускулатуры и требует поддержания правильной осанки, которая в данном виде спорта является рабочей. По­вышению мотивации к занятиям способствует и выполнение контрольных испытаний, подготовка и участие в показатель­ных выступлениях (на физкультурных праздниках, праздниках здоровья и т. п.).

Данная программа составлена на основании федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Программа составлена на основе Программы для учащихся специальных медицинских групп, авторы Матвеев А.П., Петрова Т.В., Каверкина Л.В., М.: Дрофа, 2004; на основе учебного пособия Организация и методика проведения занятий в специальных медицинских группах, авторы Медведева Л.Е., Куценко И.П., Полуструев А.В., Якименко С.Н, Омск: СибГАФК, 2001; на основе учебника Занятие физической культуры со школьниками, отнесенными к специальной медицинской группе, авторы М.Д. Рипа, В.К. Велитченко, С.С. Волкова, М.: Просвещение, 2004 г.

Программа ориентирована на учащихся 5-9-х классов и имеет общий объём 34 часа.

Наполняемость групп детей, занимающихся корригирующей гимнастикой, 13 - 15 человек.

Режим занятий - 1 раз в неделю.

Фор­ма одежды – футболка светлых тонов, шорты или спортивные брюки; обувь - гимнастические чешки (балетки), надетые поверх смен­ных носков. Упражнения для стопы выполняются босиком, что благотворно влияет также на закаливание организма.

Программа может быть реализована как с отдельно взятым классом, так и с группой учащихся из раз­ных классов.

Место проведения занятий: спортивный зал школы.





































Методические особенности занятий

корригирующей гимнастики.


К методическим особенностям занятия относятся физиологические и педагогические принципы его проведения.

С точки зрения физиологических особенностей мышечной работы и воспитательных задач занятие подразделяется на три части.

Подготовительная часть занятия длится 10 минут. Здесь осуществляется подготовка организма к повышенному уровню физической нагрузки.

С помощью построения, перестроения, упражнения на внимание, упражнения на координацию движений обеспечивается организация детей. Затем включаются физические упражнения, способствующие быстрому переходу до уровня интенсивности физической нагрузки, определяемого лечебными задачами. С позиции физиологии мышечной деятельности, во время вводной части занятия происходит врабатывание, т.е. мобилизация вегетативных функций, отстающих в начальном периоде работы от двигательного аппарата.

Вводная часть занятия при правильной методике ее проведения ускоряет процесс врабатывания, устанавливает наилучшие взаимоотношения между нервной системой учащегося, его двигательным аппаратом и вегетативными функциями, обеспечивающими активные движения.

Темп выполнения – медленный, умеренный и средний, дозировка – 4-6 повторений.

В основной части занятия, которая длится 20 минут, решаются ведущие лечебные и лечебно-воспитательные задачи, заключающиеся в воздействии, как на отдельные части тела, так и на весь организм ребенка. Для их решения включаются как специальные, так и общеразвивающие физические упражнения (корригирующие, дыхательные, на координацию, на растягивания). На протяжении всей основной части занятия поддерживается оптимальный уровень деятельности физиологических систем.

Дозировка упражнений зависит от самочувствия, в среднем – 7-10 повторений.

В заключительной части занятия физическая нагрузка постепенно снижается до уровня, соответствующего двигательному режиму, на котором находится занимающейся.

Упражнения на растяжку, релаксация, приемы массажа, используемые в заключительной части, способствуют ускорению процесса восстановления. Кроме того, в заключительной части используются упражнения в игровой форме, закрепляющие лечебный эффект, достигнутый ранее.

Длительность заключительной части 10 минут.

Один раз в 3 недели (месяц) комплекс упражнений совершенствуется, усложняется, увеличивается нагрузка с помощью увеличения: темпа, количества повторений и количества специальных упражнений.


Место внеурочной спортивно-оздоровительной деятельности (корригирующей гимнастики) в учебном плане

Данная программа является составной частью учебного плана МБНОУ школы № 8 города Белово; реализует спортивно-оздоровительное направление, нацелена на выполнение задач формирования условий успешной адаптации к жизни в обществе и формирования здорового образа жизни. Программа соотносится с учебным предметом физическая культура и направлена на обеспечение двигательной активности учащихся и осуществление профилактических мероприятий по предупреждению и коррекции заболеваний опорно-двигательного аппарата. Особенность реализации программы в выполнении физических упражнений корригирующей направленности для мышц спины, брюшного пресса, плечевого пояса, стопы и голени.


Ценностные ориентиры спортивно-оздоровительной деятельности (корригирующей гимнастики)

Для повышения эмоциональности занятий, соз­дания яркого эмоционального фона в программе используются упражнения на релаксацию и мобилизацию, приёмы самоконтроля и са­мооценки физического и эмоционального состояния. Освоение приёмов самоконтроля влияет и на развитие функции внима­ния, которая, в свою очередь, позволяет эффективнее выпол­нять саморегуляцию и способствует повышению работоспособ­ности, снижению энергозатрат организма.

Помимо задач физического и психического оздоровления, программа решает и задачи духовно-нравственного воспита­ния и развития. Известно, что нынешнее подрастающее поко­ление ослаблено не только физически, оно незрело и с точки зрения нравственности, дезориентировано духовно и, как следст­вие, дезадаптировано к трудностям реальной действительности. В систему жизненных ориентиров современных школьников, как правило, не входят трудолюбие, целеустремлённость, упорство, без которых невозможно движение по тернистому жизненному пути. Данная программа предусматривает привитие важных со­циальных ценностей: любви и уважения ко всему живому — к природе, людям, самому себе. Это, в свою очередь, влияет на чистоту помыслов и поступков, формирование чувства ответст­венности и сопричастности ко всему происходящему.




















Планируемые результаты реализации программы

Планируемые результаты освоения данной программы отслеживаются по трем компонентам: предметный, метапредметный и личностный.

Предметные результаты – приобретение учащимися знаний, умений и навыков о гигиене, о профилактике травматических повреждений и правилах поведения на занятиях, правилах самоконтроля; знание и понимание оздоровительного значения ходьбы, бега, упражнений; управление дыханием при различных видах нагрузки; владение терминологией разучиваемых упражнений и используемого оборудования.

Метапредметные результаты – учащиеся владеют знаниями о физическом, психическом, нравственном здоровье; умеют выполнять дыхательные упражнения, упражнения на расслабление, выполнять самомассаж и взаимомасаж; выбирать целевые установки для своих действий и поступков; разрабатывать комплексы и презентовать свои работы.

Личностные результаты – ответственность за своё физическое и нравственное здоровье, за поступки, слова и мысли; знания о неразрывной связи внутреннего мира че­ловека и его внешнего окружения; сформировано сознательное отношение к здоровью вообще и к занятиям корригирующей гимнастики в частности; внедрение упражнений коррегирующей гимнастики в повседневный режим.


























Содержание программы

5 класс

Раздел 1. Вводное занятие (1 ч).

Правила техники безопасности. Общие требования безопасности; требование безопасности перед началом занятий, во время занятии, при несчастных случаев и экстремальных ситуациях, по окончанию занятий. Правила подбора и хране­ния инвентаря.

Раздел 2. Теоретические сведения (основы знаний) (2 ч).

Тема 1. Определение терминологии «лечебная физическая культура», «корригирующая гимнастика»; история возникновения; влияние занятий на здоровье занимающихся.

Тема 2. Точечный массаж. Способы нахождения точек; техника и приемы точечного массажа; общие правила воздействия на точки; о точках и зонах ушной раковины, стопы и ладони.

Раздел 3. Общая физическая подготовка (6 ч).

Тема 1. Упражнения в ходьбе и беге.

Строевые упражнения. Упражнения в ходьбе с соблюдением правильной осанки; на носках, на пятках, наружном крае стопы; с перекатом с пятки на носок; с высоким подниманием бедра; в полуприсяде; сочетание ходьбы с дыханием. Упражнения в беге на месте и в передвижении; на носках; с высоким подниманием бедра; с захлестом голени; боковым приставным и окрестным шагом; спиной вперед; с различными движениями рук; с подскоками; с изменением темпа.

Тема 2. Упражнения для плечевого пояса и рук.

На месте в различных исходных положениях (и.п.); в движении; с предметами и без предметов; в парах.

Тема 3. Упражнения для ног.

На месте в различных исходных положениях; у опоры; в движении; с предметами и без предметов; в парах.

Тема 4. Упражнения для туловища.

На месте в различных исходных положениях (стоя, сидя, лежа на спине, на животе, на боку); у опоры; в движении; с предметами и без предметов; в парах.

Тема 5. Комплексы общеразвивающих упражнений (ОРУ).

Упражнения с предметами и без предметов направленные на активизацию всех групп мышц. Движение рук вперед, в стороны, вверх; движение ног вперед, в стороны, назад; наклоны туловища вперед, вправо, влево, повороты головы; сочетания движений рук и ног (например, руку вверх, прямую ногу назад на носок); тыльное и подошвенное сгибание стоп в положении лежа и сидя; лежа на спине поднимание согнутых и прямых ног; движение ногами вверх, вниз.

Тема 6. Комплексы общеразвивающих упражнений (ОРУ).

Проявление творческих способностей учащихся посредством самостоятельного составления комплексов ОРУ (под музыкальное сопровождение).

Раздел 4. Специальная физическая подготовка (18 ч).

Тема 1. Формирование правильной осанки (3 ч).

Упражнения в различных и.п.; с чередование и.п.; у стены; у зеркала; с закрытыми глазами; с самоконтролем и взаимоконтролем; с предметами и без предметов.

Тема 2. Укрепление мышечного корсета (4 ч).

Упражнения без предметов и снарядов, с предметами и снарядами (гимнастические палки, обручи, мячи, фито мячи, гантели и др.) для создания естественного мышечного корсета.

Тема 3.Укрепление мышечно-связочного аппарата стопы и голени (3 ч)

Упражнения у опоры; в движении; с предметами и без предметов.

Тема 4. Упражнения на равновесие (2 ч).

Упражнения в равновесии на полу и скамейке; тренировка основных исходных положений.

Тема 5. Упражнения на гибкость (4 ч).

Упражнения на активное и пассивное растяжение позвоночника (в положении лежа, сидя, стоя); упражнения для развития подвижности во всех отделах позвоночника (наклоны и повороты туловища в стороны, ползание); на развитие «мышечно-суставного чувства» (упражнения у вертикальной стены, стоя перед зеркалом).

Тема 6. Акробатические упражнения (2 ч).

Стойка на лопатках; мост; перекаты; кувырки; стойка на руках у стены; соединение элементов.

Раздел 5. Дыхательные упражнения (2 ч).

Тема 1. Упражнения для овладения полным дыханием.

Тема 2. Овладение смешанным типом дыхания (грудобрюшным или полным) в положении «лежа» и «стоя».

Раздел 6. Упражнения на расслабление (1 ч).

Тема 1. Метод подражания (имитации); метод удобного положения тела. Приложение №1.

Раздел 7. Самоконтроль и взаимоконтроль (1 ч).

Тема 1. Самоконтроль по общей двигательной активности и самочувствию; ЧСС; внешним признакам.

Раздел 8. Самомассаж и взаимомассаж (1 ч.).

Тема 1. Техника выполнения точечного массажа; ходьба по тропинке здоровья.

Раздел 9. Игры для укрепления мышц туловища, формирования правильной осанки и укрепления мышц свода стопы: «Снежинки», «Восточный официант», «Муха и лягушка», «Сидячий футбол», «Переправа».

Раздел 10. Контрольные испытания и показательные выступления (1 ч)

Тема 1. Тестовые упражнения. Приложение 2.

6 класс

Раздел 1. Техника безопасности на занятиях корригирующей гимнастики (1 ч).

Общие требования безопасности; требование безопасности перед началом занятий, во время занятии, при несчастных случаев и экстремальных ситуациях, по окончанию занятий.

Раздел 2. Образ жизни как фактор здоровья (1 ч.).

Гигиена питания; гигиена дыхания; гигиена кожи; гигиена труда; гигиена сна.

Раздел 3. Строение позвоночника (1 ч.).

Как устроен позвоночник; азбука движений позвоночника; великая роль мышц и связок в благополучии позвоночника; тест на эластичность связок. Как беречь позвоночник: поднимать и переносить тяжести; как следует сидеть; как следует стоять; как следует вставать со стула; как сидеть за обеденным или рабочим столом; как следует лежать; как следует вставать с постели.

Раздел 4. Плоскостопие (1 ч.).

Виды плоскостопия; причины плоскостопия; тест на плоскостопие; негативные факторы плоскостопия; приемы исправления нарушений.

Раздел 5. Общая физическая подготовка (6 ч).

Тема 1. Упражнения в ходьбе и беге.

Упражнения в ходьбе с соблюдением правильной осанки; на носках, на пятках, наружном крае стопы; с перекатом с пятки на носок; с высоким подниманием бедра; в полуприсяде; сочетание ходьбы с дыханием. Упражнения в беге на месте и в передвижении; на носках; с высоким подниманием бедра; с захлестом голени; боковым приставным и окрестным шагом; спиной вперед; с различными движениями рук; с подскоками; с изменением темпа.

Тема 2. Упражнения для суставов.

Упражнения в различных и.п.; с предметами и без предметов; тыльное и подошвенное сгибание стоп в положении стоя, лежа и сидя.

Тема 3. Упражнения для плечевого пояса, рук и ног.

Упражнения с предметами. Движение рук вперед, в стороны, вверх; движение ног вперед, в стороны, назад; наклоны туловища вперед, вправо, влево, повороты головы; сочетания движений рук и ног (например: руку вверх, прямую ногу назад на носок); лежа на спине поднимание согнутых и прямых ног; движение ногами вверх, вниз.

Тема 4. Упражнения для гибкости позвоночника.

Упражнения без предметов и с предметами в различных и.п.: наклоны, повороты, скручивания.

Тема 5-6. Комплекс общеразвивающих упражнений.

Упражнения с предметами и без предметов, направленные на активизацию всех групп мышц.

Раздел 6. Специальные (корригирующие) упражнения (18ч).

Тема 1. Упражнения без предметов, направленные на укрепление мышечного корсета (3 ч).

Тема 2. Упражнения с гимнастическими палками на активное и пассивное растяжение позвоночника в и.п. сидя, стоя, лежа (2 ч).

Тема 3. Упражнения с мячами и фитомячами на активное и пассивное растяжение позвоночника в и.п. сидя, стоя, лежа (1 ч).

Тема 4. Упражнения с гантелями на активное и пассивное растяжение позвоночника в и.п. сидя, стоя, лежа (1 ч).

Тема 5. Упражнения для развития подвижности во всех отделах позвоночника (наклоны и повороты туловища в стороны, ползание) - 3 ч.

Тема 6. Упражнения в равновесии на полу и скамейке (2 ч).

Тема 7. Упражнения на развитие «мышечно-суставного чувства» (упражнения у вертикальной стены, стоя перед зеркалом) – 3 часа.

Тема 8. Упражнения для укрепления мышечно-связочного аппарата стопы (3 ч).

Раздел 7. Дыхательные упражнения (2 ч).

Тема 1. Динамические дыхательные упражнения. Приложение №3.

Тема 2. Принцип динамических дыхательных упражнений.

Раздел 8. Упражнения на восстановление и упражнения на расслабление (1 ч).

Тема 1. Метод подражания (имитации); метод удобного положения тела; метод смены напряжения и расслабления мышц. Приложение №1.

Раздел 9. Самомассаж стоп (1 ч.).

Тема 1. Техника выполнения самомассажа стоп. Приложение №4. (1 ч.)

Раздел 10. Подвижные коррекционные игры (1 ч.).

Игры на развитие координации, равновесия, укрепления мышечного «корсета» позвоночника, укрепление свода стопы: «Тир», «Коршун и наседки», «Лягушонок», «Юный художник», «Канатоходец Тибу».

Раздел 11. Тестовые упражнения (1 ч.). Приложение №2.




7 класс

Раздел 1. Техника безопасности на занятиях корригирующей гимнастики (1 ч).

Общие требования безопасности; требование безопасности перед началом занятий, во время занятии, при несчастных случаев и экстремальных ситуациях, по окончанию занятий.

Раздел 2. Правильная осанка и здоровье (1 ч).

Рост и пропорции тела; что собой представляет осанка человека; тест, позволяющий оценить правильность осанки; правильная осанка; нарушение осанки; влияние осанки на здоровье человека; основные мероприятия по исправлению осанки.

Раздел 3. Закаливание и здоровье (1ч).

Средства закаливания; влияние тепла и холода на организм; влияние солнца и воздуха на организм; босохождение.

Раздел 4. Правила чередования нагрузки и отдыха, значение в физических упражнениях (1 ч).

Понятие о нагрузке и отдыхе и значении в физических упражнениях.

Раздел 5. Общеразвивающие упражнения (6ч).

Тема 1.Полуприседы и приседы. (1 ч).

Тема 2. Упражнения с различным положением рук: вперед, на пояс, за голову (1ч).

Тема 3-4. Упражнения в и.п. лежа на животе, поднимание рук, головы, туловища, держать, увеличивая счет (2 ч).

Тема 5-6. Упражнения в и.п. лежа на спине, поднимание и опускание прямых и согнутых ног (2 ч).

Раздел 6. Специальные (корригирующие) упражнения (18).

Упражнения без предметов и снарядов, с предметами и снарядами (гимнастические палки, обручи, мячи, фито мячи, гантели и др.) для создания естественного мышечного корсета; упражнения на активное и пассивное растяжение позвоночника (в положении лежа, сидя, стоя); упражнения для развития подвижности во всех отделах позвоночника (наклоны и повороты туловища в стороны, ползание); упражнения в равновесии на полу и скамейке; тренировка основных исходных положений; упражнения на развитие «мышечно-суставного чувства» (упражнения у вертикальной стены, стоя перед зеркалом); упражнения для укрепления мышечно-связочного аппарата стопы. Приложение №5.

Раздел 7. Упражнения на восстановление (2ч).

Тема 1. Метод удобного положения тела; метод смены напряжения и расслабления мышц;

Тема 2. Дыхательные упражнения: дыхание «по кругу». Словесный метод. Приложение №1.

Раздел 8. Дыхательная гимнастика по А.Н. Стрельниковой (1 ч).

Тема: Предварительная тренировка дыхания; базовый комплекс упражнений дыхательной гимнастики по методики А.Н. Стрельниковой. Приложение №6.

Раздел 9. Самомассаж (1ч).

Тема: Техника выполнения самомассажа стоп; хождение босиком по тропе здоровья

Раздел 10. Подвижные игры (1ч.)

Тема: Игры на развитие координации, равновесия, укрепления мышечного «корсета» позвоночника, укрепление свода стопы: «Полоса препятствий», «Юный художник», «Змейка», «Воздушный волейбол».

Раздел 11. Тестовые упражнения (1 ч). Приложение №2.



8 класс

Раздел 1. Техника безопасности на занятиях корригирующей гимнастики (1 ч).

Общие требования безопасности; требование безопасности перед началом занятий, во время занятии, при несчастных случаев и экстремальных ситуациях, по окончанию занятий.

Раздел 2. Правильная осанка и здоровье (1 ч).

Рост и пропорции тела; что собой представляет осанка человека; тест, позволяющий оценить правильность осанки; правильная осанка; нарушение осанки; влияние осанки на здоровье человека; основные мероприятия по исправлению осанки.

Раздел 3. Закаливание и здоровье (1ч).

Средства закаливания; влияние тепла и холода на организм; влияние солнца и воздуха на организм; босохождение.

Раздел 4. Правила чередования нагрузки и отдыха, значение в физических упражнениях (1 ч).

Понятие о нагрузке и отдыхе и значении в физических упражнениях.

Раздел 5. Общеразвивающие упражнения (6ч).

Тема 1.Полуприседы и приседы. (1 ч).

Тема 2. Упражнения с различным положением рук: вперед, на пояс, за голову (1ч).

Тема 3-4. Упражнения в и.п. лежа на животе, поднимание рук, головы, туловища, держать, увеличивая счет (2 ч).

Тема 5-6. Упражнения в и.п. лежа на спине, поднимание и опускание прямых и согнутых ног (2 ч).

Раздел 6. Специальные (корригирующие) упражнения (18).

Упражнения без предметов и снарядов, с предметами и снарядами (гимнастические палки, обручи, мячи, фито мячи, гантели и др.) для создания естественного мышечного корсета; упражнения на активное и пассивное растяжение позвоночника (в положении лежа, сидя, стоя); упражнения для развития подвижности во всех отделах позвоночника (наклоны и повороты туловища в стороны, ползание); упражнения в равновесии на полу и скамейке; тренировка основных исходных положений; упражнения на развитие «мышечно-суставного чувства» (упражнения у вертикальной стены, стоя перед зеркалом); упражнения для укрепления мышечно-связочного аппарата стопы. Приложение №5.

Раздел 7. Упражнения на восстановление (2ч).

Тема 1. Метод удобного положения тела; метод смены напряжения и расслабления мышц;

Тема 2. Дыхательные упражнения: дыхание «по кругу». Словесный метод. Приложение №1.

Раздел 8. Дыхательная гимнастика по А.Н. Стрельниковой (1 ч).

Тема: Предварительная тренировка дыхания; базовый комплекс упражнений дыхательной гимнастики по методики А.Н. Стрельниковой. Приложение №6.

Раздел 9. Самомассаж (1ч).

Тема: Техника выполнения самомассажа стоп; хождение босиком по тропе здоровья

Раздел 10. Подвижные игры (1ч.)

Тема: Игры на развитие координации, равновесия, укрепления мышечного «корсета» позвоночника, укрепление свода стопы: «Полоса препятствий», «Воздушный волейбол».

Раздел 11. Тестовые упражнения (1 ч). Приложение №2.







9 класс

Раздел 1. Техника безопасности на занятиях корригирующей гимнастики (1 ч).

Общие требования безопасности; требование безопасности перед началом занятий, во время занятии, при несчастных случаев и экстремальных ситуациях, по окончанию занятий.

Раздел 2. Правильная осанка и здоровье (1 ч).

Рост и пропорции тела; что собой представляет осанка человека; тест, позволяющий оценить правильность осанки; правильная осанка; нарушение осанки; влияние осанки на здоровье человека; основные мероприятия по исправлению осанки.

Раздел 3. Закаливание и здоровье (1ч).

Средства закаливания; влияние тепла и холода на организм; влияние солнца и воздуха на организм; босохождение.

Раздел 4. Правила чередования нагрузки и отдыха, значение в физических упражнениях (1 ч).

Понятие о нагрузке и отдыхе и значении в физических упражнениях.

Раздел 5. Общеразвивающие упражнения (6ч).

Тема 1.Полуприседы и приседы. (1 ч).

Тема 2. Упражнения с различным положением рук: вперед, на пояс, за голову (1ч).

Тема 3-4. Упражнения в и.п. лежа на животе, поднимание рук, головы, туловища, держать, увеличивая счет (2 ч).

Тема 5-6. Упражнения в и.п. лежа на спине, поднимание и опускание прямых и согнутых ног (2 ч).

Раздел 6. Специальные (корригирующие) упражнения (18).

Упражнения без предметов и снарядов, с предметами и снарядами (гимнастические палки, обручи, мячи, фито мячи, гантели и др.) для создания естественного мышечного корсета; упражнения на активное и пассивное растяжение позвоночника (в положении лежа, сидя, стоя); упражнения для развития подвижности во всех отделах позвоночника (наклоны и повороты туловища в стороны, ползание); упражнения в равновесии на полу и скамейке; тренировка основных исходных положений; упражнения на развитие «мышечно-суставного чувства» (упражнения у вертикальной стены, стоя перед зеркалом); упражнения для укрепления мышечно-связочного аппарата стопы. Приложение №5.

Раздел 7. Упражнения на восстановление (2ч).

Тема 1. Метод удобного положения тела; метод смены напряжения и расслабления мышц;

Тема 2. Дыхательные упражнения: дыхание «по кругу». Словесный метод. Приложение №1.

Раздел 8. Дыхательная гимнастика по А.Н. Стрельниковой (1 ч).

Тема: Предварительная тренировка дыхания; базовый комплекс упражнений дыхательной гимнастики по методики А.Н. Стрельниковой. Приложение №6.

Раздел 9. Самомассаж (1ч).

Тема: Техника выполнения самомассажа стоп; хождение босиком по тропе здоровья

Раздел 10. Подвижные игры (1ч.)

Тема: Игры на развитие координации, равновесия, укрепления мышечного «корсета» позвоночника, укрепление свода стопы: «Полоса препятствий», «Воздушный волейбол».

Раздел 11. Тестовые упражнения (1 ч). Приложение №2.









































Учебно-тематический план


5 класс



п/п



Сроки



Наименование разделов и тем

Общее кол-во часов

Теоретич.

Практич.



Примечание

1.


Раздел 1. Вводное занятие. Правила техники безопасности

1

1



2.


Раздел 2. Теоретические сведения (основы знаний)

2




2.1.


Тема 1. Определение терминологии


1



2.2.


Тема 2. Точечный массаж.


1



3


Раздел 3. Общая физическая подготовка

6




3.1.


Тема 1.Упражнения в ходьбе и беге.



1


3.2.


Тема 2. Упражнения для плечевого пояса и рук.



1


3.3.


Тема 3. Упражнения для ног.



1


3.4.


Тема 4. Упражнения для туловища.



1


3.5.


Тема 5. Комплексы общеразвивающих упражнений



2


4.


Раздел 4. Специальная физическая подготовка

18




4.1.


Тема 1. Формирование правильной осанки.



3


4.2.


Тема 2. Укрепление мышечного корсета



4


4.3.


Тема 3. Укрепление мышечно-связочного аппарата стопы и голени.



3


4.4.


Тема 4. Упражнения на равновесие.



2


4.5.


Тема 5. Упражнения на гибкость.



4


4.6.


Тема 6. Акробатические упражнения.



2


5.


Раздел 5. Дыхательные упражнения

2




5.1.


Тема 1. Упражнения для овладения полным дыханием.



1


5.2.


Тема 2. Овладение смешанным типом дыхания (грудобрюшным или полным) в положении «лежа» и «стоя».



1


6


Раздел 6. Упражнения на расслабление.

1




6.1.


Тема 1. Метод подражания (имитации); метод удобного положения тела.



1


7


Раздел 7. Самоконтроль и взаимоконтроль.

1




7.1.


Тема 1. Самоконтроль по общей двигательной активности и самочувствию; ЧСС; внешним признакам.



1


8


Раздел 8. Самомассаж и взаимомассаж.

1




8.1.


Тема 1. Техника выполнения точечного массажа; ходьба по тропинке здоровья.



1


9


Раздел 10. Игры

1


1


10


Раздел 10. Контрольные испытания и показательные выступления.

1




10.1.


Тема 1. Тестовые упражнения.



1











Всего часов

34

3

31






6 класс



п/п



Сроки



Наименование разделов и тем

Общее кол-во часов

Теоретич.

Практич.



Примечание

1


Раздел 1. Техника безопасности на занятиях корригирующей гимнастики

1

1



2


Раздел 2. Образ жизни как фактор здоровья

1

1



3


Раздел 3. Строение позвоночника

1

1



4


Раздел 4. Плоскостопие

1

1



5


Раздел 5. Общая физическая подготовка

6




5.1.


Тема 1. Упражнения в ходьбе и беге



1


5.2.


Тема 2. Упражнения для суставов.



1


5.3.


Тема 3. Упражнения для плечевого пояса, рук и ног.



1


5.4.


Тема 4. Упражнения для гибкости позвоночника.



1


5.5.


Тема 5-6. Комплекс общеразвивающих упражнений.



2


6


Раздел 6. Специальные (корригирующие) упражнения

18




6.1.


Тема 1. Упражнения без предметов, направленные на укрепление мышечного корсета



3


6.2.


Тема 2. Упражнения с гимнастическими палками на активное и пассивное растяжение позвоночника в и.п. сидя, стоя, лежа



2


6.3.


Тема 3. Упражнения с мячами и фитомячами на активное и пассивное растяжение позвоночника в и.п. сидя, стоя, лежа



1


6.4.


Тема 4. Упражнения с гантелями на активное и пассивное растяжение позвоночника в и.п. сидя, стоя, лежа



1


6.5.


Тема 5. Упражнения для развития подвижности во всех отделах позвоночника (наклоны и повороты туловища в стороны, ползание)



3


6.6.


Тема 6. Упражнения в равновесии на полу и скамейке



2


6.7.


Тема 7. Упражнения на развитие «мышечно-суставного чувства» (упражнения у вертикальной стены, стоя перед зеркалом)



3


6.8.


Тема 8. Упражнения для укрепления мышечно-связочного аппарата стопы



3


7


Раздел 7. Дыхательные упражнения

2




7.1.


Тема 1. Динамические дыхательные упражнения



1


7.2.


Тема 2. Принцип динамических дыхательных упражнений



1


8


Раздел 8. Упражнения на восстановление и упражнения на расслабление

1




8.1.


Тема 1. Метод подражания (имитации); метод удобного положения тела; метод смены напряжения и расслабления мышц



1


9


Раздел 9. Самомассаж стоп

1




9.1.


Тема 1. Техника выполнения самомассажа стоп.



1


10


Раздел 10. Подвижные игры

1


1


11


Раздел 11. Тестовые упражнения

1


1




Всего часов

34

4

30





7 класс



п/п



Сроки



Наименование разделов и тем

Общее кол-во часов

Теоретич.

Практич.



Примечание

1


Раздел 1. Техника безопасности на занятиях корригирующей гимнастики

1

1



2


Раздел 2. Правильная осанка и здоровье

1

1



3


Раздел 3. Закаливание и здоровье

1

1



4


Раздел 4. Правила чередования нагрузки и отдыха

1

1



5


Раздел 5. Общеразвивающие упражнения

6




5.1.


Тема 1.Полуприседы и приседы.



1


5.2.


Тема 2. Упражнения с различным положением рук: вперед, на пояс, за голову



1


5.3.


Тема 3-4. Упражнения в и.п. лежа на животе, поднимание рук, головы, туловища, держать, увеличивая счет



2


5.4.


Тема 5-6. Упражнения в и.п. лежа на спине, поднимание и опускание прямых и согнутых ног



2


6


Раздел 6. Специальные (корригирующие) упражнения

18




6.1.


Тема 1. Упражнения без предметов, направленные на укрепление мышечного корсета



3


6.2.


Тема 2. Упражнения с гимнастическими палками на активное и пассивное растяжение позвоночника в и.п. сидя, стоя, лежа



2


6.3.


Тема 3. Упражнения с мячами и фитомячами на активное и пассивное растяжение позвоночника в и.п. сидя, стоя, лежа



1


6.4.


Тема 4. Упражнения с гантелями на активное и пассивное растяжение позвоночника в и.п. сидя, стоя, лежа



1


6.5.


Тема 5. Упражнения для развития подвижности во всех отделах позвоночника (наклоны и повороты туловища в стороны, ползание)



3


6.6.


Тема 6. Упражнения в равновесии на полу и скамейке



2


6.7.


Тема 7. Упражнения на развитие «мышечно-суставного чувства» (упражнения у вертикальной стены, стоя перед зеркалом)



3


6.8.


Тема 8. Упражнения для укрепления мышечно-связочного аппарата стопы



3


7


Раздел 7. Упражнения на восстановление

2




7.1.


Тема 1. Метод удобного положения тела



1


7.2.


Тема 2. Словесный метод



1


8


Раздел 8. Дыхательная гимнастика по А.Н. Стрельниковой

1




8.1.


Тема: Предварительная тренировка дыхания; базовый комплекс



1


9


Раздел 9. Самомассаж

1




9.1.


Тема: Техника выполнения самомассажа стоп; хождение босиком по тропе здоровья



1


10


Раздел 10. Подвижные игры

1


1


11


Раздел 11. Тестовые упражнения

1


1




Всего часов

34

4

30



8 класс



п/п



Сроки



Наименование разделов и тем

Общее кол-во часов

Теоретич.

Практич.



Примечание

1


Раздел 1. Техника безопасности на занятиях корригирующей гимнастики

1

1



2


Раздел 2. Правильная осанка и здоровье

1

1



3


Раздел 3. Закаливание и здоровье

1

1



4


Раздел 4. Правила чередования нагрузки и отдыха

1

1



5


Раздел 5. Общеразвивающие упражнения

6




5.1.


Тема 1.Полуприседы и приседы.



1


5.2.


Тема 2. Упражнения с различным положением рук: вперед, на пояс, за голову



1


5.3.


Тема 3-4. Упражнения в и.п. лежа на животе, поднимание рук, головы, туловища, держать, увеличивая счет



2


5.4.


Тема 5-6. Упражнения в и.п. лежа на спине, поднимание и опускание прямых и согнутых ног



2


6


Раздел 6. Специальные (корригирующие) упражнения

18




6.1.


Тема 1. Упражнения без предметов, направленные на укрепление мышечного корсета



3


6.2.


Тема 2. Упражнения с гимнастическими палками на активное и пассивное растяжение позвоночника в и.п. сидя, стоя, лежа



2


6.3.


Тема 3. Упражнения с мячами и фитомячами на активное и пассивное растяжение позвоночника в и.п. сидя, стоя, лежа



1


6.4.


Тема 4. Упражнения с гантелями на активное и пассивное растяжение позвоночника в и.п. сидя, стоя, лежа



1


6.5.


Тема 5. Упражнения для развития подвижности во всех отделах позвоночника (наклоны и повороты туловища в стороны, ползание)



3


6.6.


Тема 6. Упражнения в равновесии на полу и скамейке



2


6.7.


Тема 7. Упражнения на развитие «мышечно-суставного чувства» (упражнения у вертикальной стены, стоя перед зеркалом)



3


6.8.


Тема 8. Упражнения для укрепления мышечно-связочного аппарата стопы



3


7


Раздел 7. Упражнения на восстановление

2




7.1.


Тема 1. Метод удобного положения тела



1


7.2.


Тема 2. Словесный метод



1


8


Раздел 8. Дыхательная гимнастика по А.Н. Стрельниковой

1




8.1.


Тема: Предварительная тренировка дыхания; базовый комплекс



1


9


Раздел 9. Самомассаж

1




9.1.


Тема: Техника выполнения самомассажа стоп; хождение босиком по тропе здоровья



1


10


Раздел 10. Подвижные игры

1


1


11


Раздел 11. Тестовые упражнения

1


1




Всего часов

34

4

30




9 класс



п/п



Сроки



Наименование разделов и тем

Общее кол-во часов

Теоретич.

Практич.



Примечание

1


Раздел 1. Техника безопасности на занятиях корригирующей гимнастики

1

1



2


Раздел 2. Правильная осанка и здоровье

1

1



3


Раздел 3. Закаливание и здоровье

1

1



4


Раздел 4. Правила чередования нагрузки и отдыха

1

1



5


Раздел 5. Общеразвивающие упражнения

6




5.1.


Тема 1.Полуприседы и приседы.



1


5.2.


Тема 2. Упражнения с различным положением рук: вперед, на пояс, за голову



1


5.3.


Тема 3-4. Упражнения в и.п. лежа на животе, поднимание рук, головы, туловища, держать, увеличивая счет



2


5.4.


Тема 5-6. Упражнения в и.п. лежа на спине, поднимание и опускание прямых и согнутых ног



2


6


Раздел 6. Специальные (корригирующие) упражнения

18




6.1.


Тема 1. Упражнения без предметов, направленные на укрепление мышечного корсета



3


6.2.


Тема 2. Упражнения с гимнастическими палками на активное и пассивное растяжение позвоночника в и.п. сидя, стоя, лежа



2


6.3.


Тема 3. Упражнения с мячами и фитомячами на активное и пассивное растяжение позвоночника в и.п. сидя, стоя, лежа



1


6.4.


Тема 4. Упражнения с гантелями на активное и пассивное растяжение позвоночника в и.п. сидя, стоя, лежа



1


6.5.


Тема 5. Упражнения для развития подвижности во всех отделах позвоночника (наклоны и повороты туловища в стороны, ползание)



3


6.6.


Тема 6. Упражнения в равновесии на полу и скамейке



2


6.7.


Тема 7. Упражнения на развитие «мышечно-суставного чувства» (упражнения у вертикальной стены, стоя перед зеркалом)



3


6.8.


Тема 8. Упражнения для укрепления мышечно-связочного аппарата стопы



3


7


Раздел 7. Упражнения на восстановление

2




7.1.


Тема 1. Метод удобного положения тела



1


7.2.


Тема 2. Словесный метод



1


8


Раздел 8. Дыхательная гимнастика по А.Н. Стрельниковой

1




8.1.


Тема: Предварительная тренировка дыхания; базовый комплекс



1


9


Раздел 9. Самомассаж

1




9.1.


Тема: Техника выполнения самомассажа стоп; хождение босиком по тропе здоровья



1


10


Раздел 10. Подвижные игры

1


1


11


Раздел 11. Тестовые упражнения

1


1




Всего часов

34

4

30





Материально-техническое обеспечение


Место проведения занятий: спортивный зал.



Тема


Дидактический материал, техническое обеспечение занятий

Техника безопасности на занятиях корригирующей гимнастики;

правильная осанка и здоровье; закаливание и здоровье; нагрузка и отдых во время занятия.

Плакаты, телевизор, DVD, диски.

Общеразвивающие упражнения


Телевизор, DVD, диски.

Специальные (корригирующие) упражнения

Гимнастические палки, обручи, мячи, фито мячи,

гимнастические скамьи, маленькие мячики, мешочки, деревянные палочки, гантели, массажные мячи, платочки, беговая, массажная дорожка, DVD, телевизор, диски, проигрыватель.

Упражнения в расслаблении

Коврики, проигрыватель, диски.

Дыхательная гимнастика

Коврики.

Самомассаж.

Крем, валик, салфетки, тропа здоровья

Игры

Мячи, воздушные шары, мешочки, канат, гимн. скамья, мелкие игрушки, фломастеры, альбомные листы.

Тестовые упражнения

Сантиметровая лента, коврик, секундомер.








Литература для учителя

  1. Дубровский, В.И. Лечебная физическая культура. Учебник для вузов. [Текст] / В.И. Дубровский. – М.: Просвещение, 2004 г.

  2. Галанов, А.С. Игры, которые лечат. [Текст] / А.С. Галанов. – М.: Творческий центр-сфера, 2001 г.

  3. Лях, В.И., Зданевич А.А. Комплексная программа физического воспитания учащихся I-XI классов. [Текст] / В.И. Лях, А.А. Зданевич – М.: Просвещение, 2006 г. – 127 с.

  4. Матвеев, А.П., Петрова, Т.В., Каверкина, Л.В. Программа для учащихся специальных медицинских групп. [Текст] / А.П. Матвеев, Т.В. Петрова, Л.В. Каверкина. – М.: Дрофа, 2004 г.

  5. Медведева, Л.Е., Куценко, И.П., Полуструев, А.В., Якименко, С.Н. Организация и методика проведения занятий в специальных медицинских группах. Учебное пособие [Текст] / Л.Е. Медведева, И.П. Куценко, А.В. Полуструева, С.Н. Якименко. – Омск: СибГАФК, 2001г.

  6. Милюкова, И.В., Евдокимова, Т.А. Лечебная дыхательная гимнастика. [Текст] / И.В. Милюкова, Т.А. Евдокимова. – М.: Эксмо, 2004 г.

  7. Рипа, М.Д., Велитченко, В.К., Волкова, С.С. Занятие физической культуры со школьниками, отнесенными к специальной медицинской группе, авторы. Учебник [Текст] / М.Д. Рипа, В.К. Велитченко, С.С. Волкова, М.: Просвещение, 2004 г.





Литература для обучающихся

  1. Брэгг, П. Позвоночник – основа здоровья (Текст)/Поль Брегг.-СПб.,2003.

  2. Долженков, А.В.Практический курс здоровья для вашего аозвоночника (Текст)\А.В.Долженков.-Екатеринбург:У-фактория,2007.

  3. Кацудзо, Ниши.Золотые правила здоровья (Текст) \ Кацудзо Ниши. СПб.,2002.

  4. Тюрин , А. Самомассаж (Текст) : Наглядное пособие \А.Тюрин.-СПб.,1997.














Содержание

Пояснительная записка………………………………………………………

Общая характеристика внеурочной спортивно-оздоровительной деятельности (корригирующая гимнастика)………………………………...

Методические особенности занятий корригирующей гимнастики ……

Место внеурочной спортивно-оздоровительной деятельности (корригирующей гимнастики) в учебном плане……………………………..

Ценностные ориентиры спортивно-оздоровительной деятельности (корригирующей гимнастики)………………………………………………..

Планируемые результаты реализации программы………………………... Содержание программы……………………………………………………... Учебно-тематический план ……………………………………………......... Материально-техническое обеспечение…………………………………… Литература……………………………………………………………………. Приложение…………………………………………………………………..

4


5

7


8


8

9

10

15

20

21

22