Корригирующаягимнастика,
каксредствопрофилактикинарушенийосанки.
Корригирующая гимнастика – это комплекс специальных упражнений,направленныхнаформированиеправильнойосанкииустранениедеформацийопорно-двигательногоаппарата.Чтобыкорригирующиеупражнениябылиэффективны,тоестьмоглиобеспечитьребенкуполноценнуютренировку,подбиратьихнеобходимо,учитываяуровеньфизическогоразвития,подготовленностии состояния здоровья.
Целью корригирующих упражнений является восстановление балансанапряжения мышц. Если они слишком зажаты, их потребуется расслабить.Если их тонус слишком слабый, потребуется их укрепить. Именно мышцыподдерживаютпозвоночник,позволяяемузаниматьправильноеположение.
На занятияхкорригирующей гимнастикой решаютсяследующиезадачи:
Воспитание правильнойосанки детей старшегодошкольноговозраста
Тренировкамышечногокорсетадетей
Общееоздоровлениедетскогоорганизма.
Корригирующаягимнастика -показанавсемдетямс нарушениемосанки,таккакэтоединственное средство,позволяющееэффективноукреплятьмышечныйкорсет,выравниватьмышечныйтонуспереднейизаднейповерхноституловищаибедер.Основнымисредствамикорригирующей гимнастики, используемые при нарушении осанки у детей -это физическиеупражненияимассаж.
Физическиеупражнения-ведущеесредствоустранениянарушенийосанки. Упражнения используются при всех видах нарушения осанки. ОРУиспользуютсяизразличныхисходныхположений,длявсехмышечныхгрупп,регулируяобщуюнагрузкузанятия.Особоевниманиеуделяетсяупражнениям, вызывающим активную работу разгибателей спины и мышцживота.Этиупражненияпредпочтительнеевыполняютсяизположениялежа
истояначетвереньках.Всвоейработемыиспользуемупражненияспредметами (палкой, мячом, обручем, гантелями, мешочками с песком и безних,сиспользованиемтренажеров).
Новое современное спортивное физкультурное оборудование позволяетпроводить работу по профилактике и коррекции отклонений в здоровье детейвигровойформе.Благодаряэтомуповышаетсяэффективностьлечебноговоздействия на детский организм, улучшается эмоционально - психическоесостояниедошкольников.
Детям до5 лет:
Малышам,начинающимосваиватьспортивныеупражнения,рекомендуютсяподвижныеигрыигимнастическиеупражнения.Предпочтение отдается кувыркам, стойкам, прыжкам, которые дети всегдавыполняют с удовольствием. Одновременно они способствуют умственному,эмоциональномуразвитию.Занятияможнопроводитьсиспользованиемверевок,мячей,обручей,другихпредметов.Музыкавнесетватмосферугимнастики комфортный эмоциональныйфон.
Комплексупражненийдлядошкольников3-4лет:Развестиногинаширинуплеч,стоянаполу.Производитьнаклонысподнятымивверхруками. Выполнить 6 раз. Присесть и выполнять имитацию сбора цветов,грибовилиягод,выпрямиться.Повторить6раз.Лечьнаспину.Перевернуться на живот, опять на спину. Повтор 6 раз, чередуя стороны. Вположениистоярукисвестипередгрудью.Прыгатьнаместе.Упражнение
«велосипед»,лежанаспине.Присесть,показатьрукамиклеваниезеренптичками.Затемвыпрямиться.Выполнить6 раз.
Важно!Необходимоконтролироватьосанку,правильнуюпостановкуног.Спинумаксимально выпрямлять,опоранаполнуюстопу.
Комплексупражненийдлядошкольников4-5лет:Позициястоя,рукинапоясе.Поворачиватьтуловищевразныесторонысодновременнымразведением рук. Сесть на пол, скрещивая ноги «по-турецки». Наклонитьсявперед, хлопая руками по полу, прогнуться еще ниже с повторным хлопком,выпрямиться.Лечьнаспину,рукизазатылком,локтиподнятьвверх.Выполнятьповоротынабокиобратнонаспину.Встать,рукинапояс.Прыжки с одновременным поворотом вокруг своей оси. В положении стоядержать перед собой мяч в опущенных руках. Приседания с подниманиеммяча в вытянутых вперед руках. Держать спину прямо, смотреть на мяч. Вэтом же положении держать мяч в одной руке. Поднимая руки прямо передсобой,перекладыватьмячвдругую руку.
Важно!Особоевниманиерекомендуетсяуделитьупражнениямдляпрофилактикиплоскостопия.Дляэтогоначинатьгимнастикунужносхождениянаносочках,затем–напятках.
Детям 5-7лет:
В старшем дошкольном возрасте задачи физкультуры меняются. Онадолжнапомочьподготовитьорганизмкшкольнымнагрузкам.Детиужевладеют всеми видами движений, хорошо координированы, могут выполнятьусложненныеупражнения.Норазвитиеопорно-двигательнойсистемы
продолжается. Гимнастический комплекс должен содержать наклоны, бег,прыжки, приседания и т. д. Занятия нужно строить в увлекательной форме,чтобыдетиполучалимаксимумудовольствияотфизкультуры.
Комплекс упражнений для дошкольников 5-7 лет:Встать, развести ногина ширину плеч, руки опустить. Наклон вперед с попыткой достать пяткуправойноги.Послевыпрямления–пяткудругойноги.Привыполненииупражнения ноги можно слегка сгибать в коленях. Руки протянуть вперед.Поднятьногу,согнутуюподпрямымуглом,носокоттягиватьвниз.Одновременно руки отводятся назад махом. Повторять 5 раз, чередуя ноги.Позиция–стоялицомкстене,рукамиуперетьсявстенупередгрудью.Наклон до пола с перебором руками по стене, выпрямиться аналогичнымобразом. Стоя лицом к стене, руки держать на поясе. Поднять согнутую ногу,коснуться стены ступней, выпрямиться, повторить с другой ногой. Встатьспиной к стене, руки в стороны. Спина и ладони должны прикасаться к стене.Прямыерукиножницамискреститьвпереди,вернутьсявпервоначальноеположение.
Важно! Обращать внимание на правильное дыхание. Выдохпроизводитьнаусилии, вдохнавозвратевпервоначальноеположение.
Для формирования правильной осанки необходимо особое вниманиеуделятьупражнениям,вызывающим активную работу мышц разгибателейспиныимышцживота.Этиупражнениявыполняютсяизисходногоположениясидяилежа.Приэтомнеобходимоследить,чтобыдетинезадерживалидыхание,держалиголовупрямо,плечирасправляли,животподтягивали.Положениесподнятойголовойувеличиваеттонусмышц,улучшаеткровообращениевголовноммозге.Предпочтениесоставляютсимметричныеупражнения.
Упражнениядляформированияизакреплениянавыкаправильнойосанки
Принять правильную осанку,стояу стены или гимнастическойстенки.
Приэтомзатылок,лопатки,ягодицы,икроножныемышцыипяткидолжны касатьсястены.
Принятьправильнуюосанку,отойтиотстенынанесколькошаговвперед,сохраняя принятоеположение.
Принятьправильнуюосанкуустены,сделать
2-3шагавперед,присесть,встать.Вновьпринятьправильнуюосанку.
И.п.-о.с.устены,касаясьеезатылком,спиной,ягодицами.1-2- поднятьрукичерезсторонывверх;
3-4-вернутьсяви.п.(вмедленномтемпе);
Упражнениядляукреплениямышцспины
И.п.-лежанаживоте,рукивверху.
1-поднятьплечи,голову,рукикплечам,прямыеноги;2-3-держатьэто положение,
4-и.п.
И.п.–лёжанаживоте,гимнастическаяпалкалежитнаплечах.
1-приподнятьплечи,голову,соединитьлопатки,ногизафиксированынаполу;
2-3- держать это положение;4-И.п.
И.п.-тоже,подбородокнатыльнойповерхностикистейрук,положенныхдругнадруга.
1-2-поднятьправуюногу, стараясьнеотрыватьтазаотпола;3-4- опуститьв и.п.
5-8-повторитьлевойногой.
И.п.тоже.
Приподниманиеобеихпрямыхногсудержаниемихдо4-6счетов.
И.п. -тоже.
Выполнениерукамииногамидвиженийкакприплавании«брассом».
Упражнения для мышц брюшного пресса1.И.п.-лежа на спине,рукивстороны.
1- согнутьправуюногу,рукамиобхвативколено;2- опуститьв и.п.;
3-4-левойногой.
И.п.—тоже,рукизаголову.1 -2 - согнуть ноги в коленях;3-4-выпрямитьвверх;
5-6-согнуть;
7-8-опуститьви.п.
И.п.-лежанаспине,упорнапредплечья.1- приподнятьпрямые ногиотпола;
2-7-поочередноеразведениеискрещиваниеногнавесу-«ножницы».
И.п.-тоже.
Работаногкакприездена«велосипеде».
И.п.—лежанаспине.
1-4- перейти в положение спины и головы;5-8-лечьв и.п.
И.п. - лежа на спине, руки за голову или вдоль туловища. Ногификсированынижнейрейкойгимнастическойстенкиилипартнером.Медленно принятьположениесидяи вернутьсяв и.п..
Упражнениядляукреплениясводастопы
Ходьбананоскахипятках.
Ходьбанавнешнейивнутреннейсторонестоп.
Ходьбаперекатомспяткинаносок.
Ходьбананоскахсвысокимподниманиемколеней.
Ходьбанаребристойдоске.
Ходьбапокамешкам.
Ходьбананоскахвверхивнизпонаклоннойплоскости.
Ходьбапогимнастическойпалке,обручу,шнуру.
Стоянарейкегимнастическойстенки,хватрукаминауровнегруди.Приподниманиенаноскии возвращениеви.п.
Катаниемалогомяча,гимнастическойпалкистопой.
Захватывание пальцами стоп мелких предметов (карандаши,платки,шнуры,и т.д.)и перекладываниеихнадругое место.
Вположениисидяодновременноеипоочередноесгибаниеиразгибаниестоп.
Сжиманиеиразжиманиепальцевног.
Стоянаполупоочередноеподниманиеиопусканиепяток.
Ходьбасподжатымииподнятымипальцаминог.
Выполняяупражнения,ребенокдолженпочувствоватьизапомнитьправильноеположениетела.