Министерство образования и науки Республики Бурятия
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Бурятский республиканский педагогический колледж»
Кафедра дошкольного образования
Утверждаю
директор ГБПОУ БРПК
__________Нимбуева С.Ц.
«___» _________ 2020 г.
Комплект контрольно-оценочных средств
по профессиональному модулю
ПМ 06 Дошкольная психология
основной профессиональной программы (ОПОП)
по специальности
44.02.01 Дошкольное образование
г. Улан-Удэ, 2020 г.
Разработчики:
Брыкова М.А., Андреева Ю.М., преподаватели кафедры дошкольного образования ГБПОУ «БРПК»
Эксперт от работодателя:
Старший воспитатель МАДОУ № 67 «Подснежник» Колчина Г.Н.
Содержание
1. Паспорт комплекта контрольно-оценочных средств
1.2. Формы контроля и оценивания элементов ПМ
1.3. Результаты освоения модуля, подлежащие проверке на экзамене (квалификационном)
2.Комплект материалов для оценки сформированности общих и профессиональных компетенций по ПМ06 «Дошкольная психология»
2.1.Оценка освоения теоретического курса ПМ (тесты) – в ПМ 02 убирали. Тесты они выполняли на ДЗ в большем объеме.
2.2. Комплект практических заданий
2.3.Критерии оценок к выполнению практических заданий
3. Требования к дифференцированному зачету по учебной и (или) производственной практике
3.1. Виды работ практики и проверяемые результаты обучения по профессиональному модулю
3.1.1. Учебная практика
3.1.2. Производственная практика
4. Форма аттестационного листа и оценочной ведомости
5. Структура контрольно-оценочных материалов для экзамена
(квалификационного)
1. Паспорт
Контрольно – оценочные средства (КОСы) предназначены для контроля и оценки результатов освоения профессионального модуля ПМ 06 «Дошкольная психология».
Результатом освоения профессионального модуля является готовность обучающегося к выполнению вида профессиональной деятельности Дошкольная психология Организация психолого- педагогического сопровождения участников образовательного процесса в ДОО и составляющих его профессиональных компетенций, а также общие компетенции, формирующиеся в процессе освоения ОПОП в целом.
Формой аттестации по профессиональному модулю является экзамен (квалификационный). Итогом экзамена является однозначное решение: «вид профессиональной деятельности освоен/не освоен» с оценкой 5- отлично, 4- хорошо, 3 - удовлетворительно, 2- неудовлетворительно.
1.1. Результаты освоения модуля, подлежащие проверке и средства контроля
Профессиональные компетенции, соответствующие основным видам деятельности педагога – психолога ДОУ, обеспечивающие психологическое сопровождение развития детей:
6.1 Планирование и осуществление психодиагностической, коррекционно- развивающей, консультативной работы;
Анализ процесса и результатов организации психодиагностической, коррекционно- развивающей и консультативной работы;
Ведение документации, обеспечивающей организацию работы педагога - психолога дошкольного образовательного учреждения.
В результате аттестации по профессиональному модулю осуществляется комплексная проверка следующих профессиональных и общих компетенций:
Профессиональные компетенции | Показатели оценки результата | Средства проверки |
ПК 6.1. Планирование и осуществление психодиагностической, коррекционно- развивающей, консультативной работы | Обоснованный выбор диагностических методик в соответствии с направлениями диагностики и проведение диагностического обследования Диагностичность и реалистичность поставленных коррекционно – развивающих целей и задач, обоснованный выбор форм работы и содержания по разным направлениям развития или коррекции в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями¸ условиями ОУ Грамотность организации и проведения коррекционно – развивающих занятий с участниками образовательного процесса в соответствии с требованиями Обоснованный выбор форм, методов и содержания консультативной работы с учетом характера выявленных проблем и особенностей участников образовательного процесса | Учебная и производственная практика Экзамен квалификационный |
ПК 6.2 Анализ процесса и результатов организации психодиагностической, коррекционно- развивающей и консультативной работы | Полнота и грамотность анализа и интерпретации эмпирического материала по количественным и качественным показателям диагностических методик и оформления психолого – педагогического заключения Обоснованнность поставленных коррекционно – развивающих целей и задач, выбора форм работы и содержания по разным направлениям развития или коррекции в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями¸ условиями ОУ Грамотность и полнота анализа деятельности, выявление недостатков и определение путей их устранения | Учебная и производственная практика |
ПК 6.3. Ведение документации, обеспечивающей организацию работы педагога - психолога дошкольного образовательного учреждения. | Грамотность оформления документации психолога: планов диагностики и консультаций, конспектов коррекционно- развивающих занятий | Учебная и производственная практика |
Общие компетенции | Показатели оценки результата | Средства проверки |
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. | - обоснование социальной значимости избранной профессии; - использование в речи категориальной системы наиболее общих понятий и алгоритмов педагогической деятельности; - проявление устойчивого интереса к изучению педагогической литературы; - участие в конкурсах профессионального мастерства; - наличие отзывов по итогам практики. | Учебная и производственная практика Экзамен квалификационный |
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. | - выполнение практических работ, заданий учебной практики в соответствии с образовательным процессом; - выявление педагогических проблем и поиск вариативных методов решения задач профессиональной деятельности; - выбор стратегии решения профессиональных задач; - анализ и оценка эффективности и качества результатов собственной деятельности; - обоснование и рефлексирование результатов собственной профессиональной деятельности. | Выполнение учебных заданий Учебная и производственная практика Экзамен квалификационный |
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. | - реагирование в соответствии с принципами толерантности на изменение состояния ребенка в педагогическом процессе; - оказание педагогической помощи детям в нестандартных ситуациях; - разработка программ коррекционной работы в педагогическом процессе; - рефлексирование решений и способов их реализации в нестандартных ситуациях. | -Выполнение учебных заданий Учебная и производственная практика Экзамен квалификационный |
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. | - обоснованность подбора и оптимальность источников информации, необходимых для решения поставленной задачи; - определение, анализ и оценка содержания информации, необходимого для постановки и решения профессиональных задач. | Выполнение учебных заданий Учебная и производственная практика Экзамен квалификационный |
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности | - использование информационно-коммуникационных технологий в учебно-профессиональной и творческой деятельности; - создание новых информационных продуктов для совершенствования профессиональной деятельности. | Выполнение учебных заданий Учебная и производственная практика Экзамен квалификационный |
ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами. | - взаимодействие с участниками педагогического процесса: воспитанниками, педагогами ДОУ, с родителями и социальными партнерами при разработке учебно-методических материалов и организации методической работы, учебно-воспитательного процесса. | Учебная и производственная практика Экзамен квалификационный |
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса. | - целеполагание, выбор методов и приемов, направленных на формирование мотивации воспитанников ДОУ; - планирование, организация и контроль педагогической деятельности; - проявление ответственности за качество образовательного процесса (занятий, досуговых мероприятий). | Учебная и производственная практика Экзамен квалификационный |
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. | - самооценка уровня профессионального и личностного развития; - использование методов психолого-педагогической диагностики уровня профессиональной подготовки; - определение индивидуальной траектории профессионального и личностного развития; - самообразование и повышение квалификации. | Учебная и производственная практика Экзамен квалификационный Организация воспитательной работы Психодиагностика |
ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий. | - корректировка профессиональной деятельности в условиях изменения целей, содержания, технологий; - готовность к внедрению профессиональных инноваций; - использование инновационных технологий. | Учебная и производственная практика Экзамен квалификационный Участие в семинарах, НПК |
ОК 10. Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей. | - соблюдение правил ТБ и ОТ в профессиональной деятельности; - обеспечение безопасности в образовательном процессе; -использование различных форм и методов профилактики травматизма, обеспечение охраны жизни и здоровья детей. | Учебная и производственная практика Экзамен квалификационный |
ОК 11. Строить профессиональную деятельность с соблюдением регулирующих ее правовых норм. | - соблюдение правовых норм в профессиональной деятельности; - использование нормативных документов в профессиональной деятельности; - разработка учебно-педагогической документации, регулирующей профессиональную деятельность. | Учебная и производственная практика Экзамен квалификационный Организация воспитательной работы |
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными и общими компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:
иметь практический опыт:
определения целей и задач, основных направлений деятельности педагога –психолога дошкольного учреждения;
составления планов и программ по разным направлениям деятельности педагога –психолога дошкольного учреждения;
организации разных направлений деятельности педагога –психолога со всеми участниками образовательного процесса;
оценки и определение путей повышения эффективности оказания психологической поддержки участникам образовательного процесса, совершенствования деятельности дошкольного учреждения.
уметь:
осуществлять психодиагностическую работу;
составлять психологическую характеристику личности;
оказывать психологическую поддержку участникам образовательного процесса: воспитанникам, родителям, педагогам;
осуществлять педагогическую деятельность на основе учета индивидуальных особенностей, возможностей и интересов детей;
знать:
основы организации психодиагностики, психокоррекции и консультирования;
основы семейной психологии;
психофизиологические основы обучения и воспитания;
психологические основы педагогической деятельности;
основы экспериментальной работы в психологии;
основы психологии и этики деловых отношений.
1.2. Формы промежуточной аттестации по профессиональному модулю ПМ 06
Элемент модуля | Формы промежуточной аттестации | Средства проверки |
МДК 06.01. Детская практическая психология | дифференцированный зачет | Тесты, выполнение практических заданий, работа на практике |
МДК 06.02 Психология семьи и семейных отношений с практикумом | дифференцированный зачет | Тесты, выполнение практических заданий, работа на практике |
МДК 06.03. Экспериментальная психология и психодиагностика с практикумом | дифференцированный зачет | Тесты, выполнение практических заданий, работа на практике, выполнении КР и ВКР |
1.2. Формы контроля и оценивания элементов профессионального модуля
Элемент модуля |
|
ПА | Текущий контроль | ИА |
МДК 06.01 Детская практическая психология | Дифференцированный зачет | Анализ демонстрации и проявления организационно-управленческих умений педагога –психолога по организации психологической службы (разработка инструкций, организация работы кабинета и оснащение инструментарием). Защита практических работ по оформлению и оборудованию кабинета психолога или психологического комплекса в ДОУ Защита методических разработок и демонстрация навыков организации разных видов деятельности педагога – психолога: проведение психодиагностики, коррекционно – развивающей работы, психологического консультирования. Анализ деятельности студентов по формированию умения планировать деятельность педагога - психолога. Анализ деятельности студентов в поиске и отборе необходимой информации для эффективного использования и выполнения профессиональных задач Экспертиза деятельности студентов на практических занятиях по организации и проведению разных видов деятельности педагога – психолога Экспертиза и анализ выполнения практических заданий по разработке разных видов документации.. Тестирование | Э (К) |
МДК 06.02 Психология семьи и семейных отношений с практикумом | Дифференцированный зачет | Решение ситуативных задач. Анализ деятельности студентов в поиске и отборе необходимой информации для эффективного использования и выполнения профессиональных задач взаимодействия с родителями Экспертиза деятельности студентов по организации взаимодействия с родителями по вопросам психического развития детей и родительско – детских взаимоотношений Тестирование. |
МДК 06.03. Экспериментальная психология и психодиагностика с практикумом | Дифференцированный зачет | Решение ситуативных задач Защита практических работ: разработка вопросов, заданий к различным диагностическим вербально – коммуникативным методам Защита методических разработок, планов организации наблюдений, проведения исследований по изучению разных сторон психического развития, демонстрация навыков оформления в соответствии с требованиями. Анализ деятельности студентов в поиске и отборе необходимой информации по организации психологического исследования, проведению психодиагностики. Экспертиза деятельности студентов на практических занятиях – проведение фрагментов использования различных диагностических методик, интерпретации и оформления их результатов. Тестирование. | |
УП по ПМ | Зачет | Изучение особенностей организации работы педагога – психолога ДОУ по реализации содержания образовательных программ психолого – педагогического сопровождения развития детей. Хронометраж работы педагога – психолога в течение дня, недели Определение профессионально – личностных качеств педагога – психолога и направлений работы. Ознакомление с опытом организации работы педагога – психолога ДОУ на основе анализа литературы и наблюдения работы. Изучение документации, регулирующей работу педагога – психолога ДОУ Наблюдение и анализ организации работы с детьми, родителями, администрацией и сотрудниками ДОУ, установления сетевого взаимодействия и партнерских отношений Анализ оснащения предметно – пространственной развивающей среды (оснащение кабинета психолога или психологического комплекса ДОО). | |
ПП по ПМ | ДЗ | Проведение психодиагностического обследования ребенка по определенному направлению: определение проблемы развития, отбор и апробирование различных диагностических методик, оформление протоколов, анализ и интерпретация полученных результатов, оформление психологического заключения. Разработка и проведение индивидуальной коррекционно – развивающей программы на основе запроса или результатов психодиагностического обследования и психологического заключения. Проведение совместно с психологом (по согласованию с клиентом) психологического консультирования или тренингового занятия с последующим обсуждением и анализом | |
1.3. Результаты освоения модуля, подлежащие проверке на экзамене (квалификационном)
1.3.1. На экзамене (квалификационном) по профессиональному модулю осуществляется комплексная проверка следующих профессиональных и общих компетенций:
Профессиональные и общие компетенции, которые возможно сгруппировать для проверки | Показатели оценки результата |
ПК 1. ПК 2. ПК 3. ОК 1. ОК 2. ОК 3. ОК 4. ОК 5. ОК 6 ОК 7 ОК 8 ОК9 ОК 10 ОК 11 | Планирование и осуществление психодиагностической, коррекционно- развивающей, консультативной работы; Анализ процесса и результатов организации психодиагностической, коррекционно- развивающей и консультативной работы; Ведение документации, обеспечивающей организацию работы педагога - психолога дошкольного образовательного учреждения. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. Использовать ИКТ для совершенствования профессиональной деятельности Работать в коллективе, в команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами Ставить цели, мотивировать деятельность воспитанников, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации Осуществлять деятельность в условиях обновления целей, содержания, смены технологий Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей Строить свою деятельность с соблюдением регулирующих ее правовых норм | Обоснованный выбор диагностических методик в соответствии с направлениями диагностики Проведение диагностического обследования в соответствии с требованиями Полнота и грамотность анализа и интерпретации эмпирического материала по количественным и качественным показателям диагностических методик и оформления психолого – педагогического заключения Диагностичность и реалистичность поставленных коррекционно – развивающих целей и задач Обоснованный выбор форм работы и содержания по разным направлениям развития или коррекции в соответствии возрастных и индивидуальных особенностей¸ условиями ОУ Грамотность организации и проведения коррекционно – развивающих занятий с участниками образовательного процесса в соответствии с требованиями Грамотность и полнота анализа деятельности, выявление недостатков и определение путей их устранения Обоснованный выбор форм, методов и содержания профилактической и консультативной работы с учетом характера выявленных проблем и особенностей участников образовательного процесса Обоснованность своих действий в процессе объяснения сущности и социальной значимости профессии воспитателя детей дошкольного возраста Обоснованность проявления интереса к психолого - педагогической литературе и педагогическим инновациям, использование их в учебной деятельности и на практике; наличие положительных отзывов по итогам практики; активность и инициативность в процессе освоения профессиональной деятельности Своевременность и адекватность реагирования на изменение ситуации; соответствие принятых решений возникшим ситуациям; Результативность действий по осознанному стремлению к повышению профессиональной компетентности; Обоснованность постановки цели деятельности, выбора методов и способов решения профессиональных задач; Результативность поиска и отбора необходимой информации для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития, отбора и использования ИКТ Сформированность и выполнение правил взаимодействия, соблюдение этикетных норм и правил Обоснованность и соответствие соблюдения правил требованиям безопасного поведения, охраны жизни и здоровья детей; рациональность соблюдения правовых норм в профессиональной деятельности Использование в профессиональной деятельности содержания нормативных документов, определяющих цели, содержание обновления системы образования, современные технологии в дошкольном образовании и психологической науке Реализация форм и методов профилактики травматизма и обеспечения охраны жизни и здоровья детей |
2. Комплект материалов для оценки сформированности профессиональных и общих компетенций по ПМ 06 Дошкольная психология
2.1. Оценка освоения теоретического курса профессионального модуля
Основной целью оценки теоретического курса профессионального модуля является оценка умений и знаний. Оценка освоения теоретического курса профессионального модуля проводится в форме тестирования по завершении изучения каждого МДК.
2.1.1. Тест по теоретическим вопросам МДК 06. 01 Детская практическая психология
Из предложенных вариантов ответов выберите правильный ответ:
1. Основная цель психодиагностики связана с …
А. определением эффективности использования разных методов воспитания и обучения детей;
Б. оценкой созданной предметно – развивающей среды и социальной ситуации развития;
В. оценкой особенностей психического развития детей и определением направления развития.
2. Использование психодиагностики опирается на следующие требования ….
А.целенаправленность, единство обучения и воспитания, изучение личности и коллектива в единстве;
Б. целенаправленность и точность, чувственное познание проявлений психического развития;
В. комплексность изучения и разносторонность, единство обучения и воспитания, личностные особенности психолога и ребенка
3. Применение диагностики в сфере образования позволяет решить следующие задачи :
А.выявление актуального уровня развития, оценить достижения ребенка и уровень притязаний;
Б.выявление относительного уровня развития, анализ изменений уровня развития и характера воздействий, выявление потенциальных возможностей детей
В. выявление относительного уровня развития, отбор современных инновационных программ и технологий развития и воспитания;
4. При отборе диагностических методик следует учитывать …
А.возраст детей, состояние здоровья и эмоциональное благополучие детей, настроение и желания ребенка;
Б. возраст детей, настроения и желания, притязания детей, отношение к исследователю;
В. надежность и проверенность диагностических методик, уровень развития науки и социальную ситуацию развития, возраст детей.
5. Особенности проведения психодиагностики опираются на ….
А. психофизические возрастные особенности; Б. желания и интересы детей;
В. правильный подбор диагностических методик
6. Группа методов, характеризующихся определенной регламентацией, точностью проведения инструкции, одинаковостью условий проведения…
А. формализованные Б. малоформализованные в.вспомогательные
7. К малоформализованным относятся …..
А. наблюдение, беседа, анализ продуктов деятельности и поведения, тест;
Б. наблюдение, анализ продуктов деятельности и поведения, тест, анализ документации;
В. наблюдение, беседа, анализ продуктов деятельности и поведения, анализ документации
8. Возрастная особенность, ограничивающая включение заданий и вопросов, требующих взвешенной адекватной оценки собственных качеств…
А. низкий уровень произвольности; б.низкий уровень самосознания; в. низкий уровень работоспособности
9. Возрастная особенность, определяющая необходимость использования в психодиагностике заданий в форме игры и яркое наглядное оформление….
А. низкий уровень произвольности; б.низкий уровень самосознания; в. низкий уровень работоспособности
10. Диагностическая методика, позволяющая оценить социальную активность ребенка и охарактеризовать его положение в группе, коллективе..
А. анализ продуктов деятельности; б. шкалирование; в. социометрия; г. тест
11. Возрастная особенность, определяющая временное использование диагностических методик…
А. низкий уровень произвольности; б.низкий уровень самосознания; в. низкий уровень работоспособности
12. Показателем умственного развития ребенка может служить…
А.самооценка; б. речь; в. движения; г. притязания
13. Для оценки особенностей межличностных отношений широко используются …
А. проективные тестовые методики; б.тестовые опросники; в. пиктограммы
14. Тест Роршаха позволяет оценить уровень и особенности …
А. мышления; б. памяти; в. сенсорного развития; г. воображения; д. речи
15. Оценка социально – личностной готовности к обучению в школе включает …
А. оценку сформированности познавательных психических процессов;
Б. оценку сформированности компонентов учебной деятельности;
В. оценку сформированности познавательных и социальных мотивов и положительного отношения к школе и учебной деятельности
Ключ правильных ответов: 1-в; 2-а; 3-б; 4-в; 5-а; 6-а; 7-в; 8-б; 9-а; 10-в; 11-в; 12- б; 13-а; 14-г; 15-в
2.1.2. Тест по МДК 06.02 Психология семьи и семейных отношений с практикумом:
1.Брак – это…
а) сложное социальное образование
б) брак одной женщины с несколькими мужчинами
в) легитимное признание взаимоотношений мужчины и женщины, которые сопровождаются рождением детей и ответственностью за физическое и моральное здоровье членов семьи.
г) малая социальная группа, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях.
2. Под функциями семьи понимают …
а) направления ее деятельности, выражающие сущность семьи, ее социальный статус и социальную роль;
б) направление изучения семьи, позволяющее получить целостное представление о семье как о социальном явлении, сочетающим в себе черты социального института и малой группы;
в) важный методологический принцип;
г) дееспособность и активность семьи.
3. К основным функциям семьи можно отнести:
а) общение с друзьями, рекреативная (восстановительная), сохранение потомства, наказание;
б) репродуктивную, экономическую, воспитательную, хозяйственно-бытовую, духовного общения;
в) эмоциональной поддержки, социальной регуляции, предчувствия, физические качества;
4. Нуклеарная семья – это…
а) семья, в которой из-за развода или смерти отсутствует один из супругов;
б) семья, дополненная прародителями и, возможно другими близкими;
в) это супруги и дети
5. Психологическая несовместимость – это…
а) семейный уклад, материальная уровень семьи;
б) семейная травма, часто оставляющая глубокий след, формирующая у ребенка отрицательные взгляды и позиции;
в) эмоциональная сторона супружеских отношений, степень привязанности;
г) невозможность в критических ситуациях понять друг друга.
6. Важнейшие предпосылки будущего семейного, в том числе супружеского, благополучия:
а) политические, культурные, религиозные взгляды;
б) психобиологическая совместимость, факторы, оказывающие косвенное воздействие, образование, трудовая стабильность, возраст, продолжительность знакомства;
в) личные качества, интеллектуальный уровень, социальная незрелость супругов;
г) эгоизм, безответственность, неумение решать всевозможные проблемы. Быть в гармонии.
7. Конфликт – это…
а) осознанное столкновение, противоборство минимум двух людей, групп;
б) традиционная система безопасности;
в) эмоциональная защита;
г) психологический развод.
8. Порядок протекания основных стадий конфликта как процесса:
а) 1 – переход к конфликтному поведению
2 - возникновение объективной конфликтной ситуации
3 - осознание объективной конфликтной ситуации
4- разрешение конфликта;
б) 1 - осознание объективной конфликтной ситуации
2 – переход к конфликтному поведению
3 – возникновение объективной конфликтной ситуации
4 – разрешение конфликта
в) 1 - возникновение объективной конфликтной ситуации
2 - осознание объективной конфликтной ситуации
3 - переход к конфликтному поведению
4 – разрешение конфликта
г) 1 - возникновение объективной конфликтной ситуации
2 - переход к конфликтному поведению
3 – осознание объективной конфликтной ситуации
4 – разрешение конфликта;
9. Модель поведения, к которой относится данное отношение: « один из супругов постоянно поучает другого: как надо себя вести, как надо жить» и пр.
а) «готовность к бою»
б) озабоченность
в) «папенькина дочка», маменькин сынок»
г) дидактическая;
10. Методы социально-психологической диагностики:
а) опрос, наблюдение, эксперимент, метод социометрии, методы поперечных и продольных срезов, количественно-качественный анализ документов, тестирование;
б) интервьюирование, информационное обеспечение, социальная и психологическая помощь;
в) психолого-педагогическая поддержка, помощь в поиске источников поддержки семьи.
Ключ правильных ответов:1-в 2-а 3-б 4-в 5-г 6- б 7-а 8-в 9-г 10-а
2.1.3. Тест по МДК 06.03 Экспериментальная психология и психодиагностика с практикумом
1. Автором диагностической методики- социометрии, исследующей межличностные отношения является …
А. Лазурский Б. Дж. Морено В. Роршах Г. Павлов
2. Открытие психофизического закона дало возможность….
А. изучать внутренний мир человека Б оценивать поступки людей
В. открыть экспериментальные лаборатории Г. измерять психологические явления
3. Автором естественного эксперимента, разработанного в России является …
А. Лазурский Б. Дж. Морено В. Роршах Г. Павлов
4. Наука, представленная в России как комплексная, занимающаяся целостным изучением детей, называется ….
А. психологией Б. педагогикой В. педологией Г. анатомией
5. Основателем первой экспериментальной психологической лаборатории является …
А. Вундт Б. Симон В.Лазурский Г. Роршах Д. Бине
6.Авторами первых тестовых методик оценки личностного уровня развития являются ….
А. Сеченов и Павлов Б. Вунд и Бине В. Кеттелл и Айзенк Г. Бине и Штерн
7. Авторами первых тестовых методик оценки уровня интеллектуального развития являются ….
А. Сеченов и Павлов Б. Вунд и Бине В. Кеттелл и Айзенк Г. Бине и Штерн
Ключ правильных ответов: 1-б 2-г 3-а 4-в 5-а 6-в 7-б
Оценка теоретического курса профессионального модуля 06 предусматривает использование накопительной системы оценивания. Текущий контроль результатов освоения модуля осуществляется в процессе изучения всех составляющих профессионального модуля. При освоении МДК 06.01, 06.02., 06.03 систематически оцениваются показатели, сформулированные в таблице 1.2. Применяются такие методы оценивания как устный опрос, тестирование, решение педагогических ситуаций, защита творческих заданий, оценка самостоятельной работы студента, выполнение домашних заданий и заданий педагогической практики..
Промежуточный контроль по модулю ПМ.06. проводится в соответствии с учебным планом в форме дифференцированных зачетов по МДК и дифференцированного зачета по производственной практике.
Итоговая аттестация по ПМ 06. проводится в форме экзамена (квалификационного).
2.2. Оценка сформированности общих и профессиональных компетенций по ПМ 06 «Дошкольная психология» осуществляется на экзамене (квалификационном) через выполнение практических заданий .
Практические задания выполняются студентами в аудитории (домашних условиях).
Время выполнения задания – 30 минут.
При выполнении практического задания студенты могут пользоваться имеющейся учебно – методической литературой, методическими и дидактическими пособиями, использовать имеющиеся ТСО и ЭОР.
Комплект практических заданий.
Цель: Демонстрация освоения профессиональных компетенции по ПМ06.
Задание№ 1.
Проверяемые компетенции:
6.1 Планирование и осуществление психодиагностической работы
Анализ процесса и результатов организации психодиагностической, работы
Ведение документации, обеспечивающей организацию работы педагога - психолога дошкольного образовательного учреждения.
ОК Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач
ОК Использовать ИКТ для совершенствования профессиональной деятельности
ОКСтавить цели, мотивировать деятельность воспитанников, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса
ОК Осуществлять деятельность в условиях обновления целей, содержания, смены технологий
ОК Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей
Вариант №1
Подберите диагностические методики по изучению особенностей познавательной сферы детей дошкольного возраста: познавательные процессы, познавательные интересы и др.
(на выбор). Составьте план – программу. Проведите 1-2 методики и дайте анализ – интерпретацию.
Инструкция по выполнению:
Внимательно прочитайте задание;
Определитесь с выбором возраста детей или исследуемого компонента;
Сформулируйте цель и задачи проведения диагностического исследования, составьте план – программу;
Определите 1-2 диагностические методики для демонстрации, проведите их;
Дайте интерпретацию выявленных особенностей: психолого – педагогическое заключение .
Воспользуйтесь предложенной литературой, методическими пособиями;
Условия выполнения задания:
1. Форма проведения задания – по СДО.
2. Лимит времени на выполнение задания – 30 минут
Лимит времени на представление задания – 10 минут.
3. Контингент обучающихся – волонтеры (4 -5 чел.)
4. Для выполнения задания можно воспользоваться:
- пакетом нормативных документов, определяющих содержание психодиагностической, коррекционно- развивающей, консультативной работы педагога-психолога,
- Интернет-ресурсами.
Критерии оценки.
- Соответствие диагностических методик целям и задачам диагностики, возрастным, индивидуальным особенностям детей .
- Целесообразность использования методик, отобранных материалов для организации и проведения диагностики
- Полнота реализации поставленных задач в ходе планирования и осуществления психодиагностической работы.
Вариант №2
Подберите диагностические методики по изучению особенностей эмоционально – личностной сферы детей дошкольного возраста: самосознание, самооценка, личностные качества, способности и эмоциональное состояние (на выбор). Продемонстрируйте их проведение (2-3 методики). Дайте интерпретацию выявленных особенностей и психолого – педагогическое заключение.
Вариант №3
Подберите диагностические методики по изучению особенностей взаимодействия детей дошкольного возраста со взрослыми и сверстниками. Продемонстрируйте их проведение (2-3 методики). Дайте интерпретацию выявленных особенностей и психолого – педагогическое заключение.
Задание №2
Проверяемые компетенции:
06.01 Планирование и осуществление коррекционно- развивающей, работы;
06.02 Анализ процесса и результатов организации коррекционно- развивающей работы;
06.03 Ведение документации, обеспечивающей организацию работы педагога - психолога дошкольного образовательного учреждения.
ОК Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач
ОК Использовать ИКТ для совершенствования профессиональной деятельности
ОКСтавить цели, мотивировать деятельность воспитанников, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса
ОК Осуществлять деятельность в условиях обновления целей, содержания, смены технологий
ОК Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей
Вариант №1
Составьте план - конспект коррекционно- развивающего занятия с детьми дошкольного возраста по развитию компонентов познавательной сферы: познавательные процессы, познавательные интересы и др. (на выбор). Продемонстрируйте фрагмент занятия.
Инструкция по выполнению:
Внимательно прочитайте задание;
Определитесь с выбором возраста детей и компонента развития, коррекции;
Сформулируйте цель и задачи проведения коррекционно- развивающего занятия;
Подберите 1-2 методических приема для демонстрации, проведите их;
Воспользуйтесь предложенной литературой, методическими пособиями;
Условия выполнения задания:
1. Форма проведения задания – по СДО.
2. Лимит времени на выполнение задания – 30 минут
Лимит времени на представление задания – 10 минут.
3. Контингент обучающихся – волонтеры (4 -5 чел.)
4. Для выполнения задания можно воспользоваться:
- пакетом нормативных документов, определяющих содержание психодиагностической, коррекционно- развивающей, консультативной работы педагога-психолога,
- Интернет-ресурсами.
Критерии оценки.
- Соответствие методических приемов целям и задачам коррекционно- развивающего занятия, возрастным, индивидуальным особенностям детей .
- Целесообразность использования методик, отобранных материалов для организации и проведения коррекционно- развивающего занятия;
- Полнота реализации поставленных задач в ходе демонстрации фрагмента коррекционно- развивающего занятия,
Вариант 2.
Разработайте конспект коррекционно – развивающего занятия с детьми дошкольного возраста по эмоционально – личностному развитию: развитие самосознания, самооценки, личностных качеств, способностей, эмоционального интеллекта – понимания и проявления эмоциональных реакций. Продемонстрируйте фрагмент занятия.
Вариант 3.
Разработайте конспект коррекционно – развивающего занятия с детьми дошкольного возраста по развитию навыков общения и установления положительных взаимоотношений с взрослыми и сверстниками. Продемонстрируйте фрагмент занятия
Задание № 3
Проверяемые компетенции:
ПК 06.01 Планирование и осуществление консультативной работы;
ПК 06.02 Анализ процесса и результатов консультативной работы;
ПК 06.03 Ведение документации, обеспечивающей организацию работы педагога - психолога дошкольного образовательного учреждения.
ОК Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач
ОК Использовать ИКТ для совершенствования профессиональной деятельности
ОКСтавить цели, мотивировать деятельность воспитанников, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса
ОК Осуществлять деятельность в условиях обновления целей, содержания, смены технологий
ОК Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей
Вариант 1.
Разработайте консультативное занятие по развитию компонентов познавательной сферы: познавательные процессы, познавательные интересы (на выбор для педагогов или родителей). Продемонстрируйте фрагмент занятия. Дайте анализ
Инструкция по выполнению:
Внимательно прочитайте задание;
Определитесь с выбором направления консультативной работы;
Сформулируйте цель и задачи проведения консультативной работы;
Составьте план проведения консультативной работы;
Подберите 1-2 методических приема для демонстрации, проведите их;
Воспользуйтесь предложенной литературой, методическими пособиями;
Условия выполнения задания:
1. Форма проведения задания – по СДО.
2. Лимит времени на выполнение задания – 30 минут
Лимит времени на представление задания – 10 минут.
3. Контингент обучающихся – волонтеры (4 -5 чел.)
4. Для выполнения задания можно воспользоваться:
- пакетом нормативных документов, определяющих содержание психодиагностической, коррекционно- развивающей, консультативной работы педагога-психолога,
- Интернет-ресурсами.
Критерии оценки
- Соответствие содержания, рекомендаций целям и задачам консультации, возрастным, индивидуальным особенностям детей .
- Полнота реализации поставленных задач в ходе проведения фрагмента консультации,
Вариант 2.
Разработайте консультативное занятие по эмоционально – личностному развитию: развитие самосознания, самооценки, личностных качеств, способностей, эмоционального интеллекта – понимания и проявления эмоциональных реакций (на выбор для педагогов или родителей). Продемонстрируйте фрагмент занятия.
Вариант 3.
Разработайте консультативное занятие по развитию навыков общения и установления положительных взаимоотношений с взрослыми и сверстниками (на выбор для педагогов или родителей). Продемонстрируйте фрагмент занятия.
2.3. Критерии оценки выполнения практических заданий ???
- подготовительный процесс:
самостоятельность подбора литературы, стимульного материала для диагностики и дидактического оборудования для занятий
- процесс выполнение задания:
рациональность использования литературы и дидактического оборудования в ходе выполнения задания
качество проведения игр, упражнений, фрагментов занятий, диагностических методик и др.
3. Требования к дифференцированному зачету по учебной и производственной практике
Дифференцированный зачет по учебной и производственной практике выставляется на основе аттестационного листа и характеристики профессиональной деятельности практиканта с указанием видов работ и качества выполнения.
3.1. Виды работ на практике и проверяемые результаты обучения по профессиональному модулю
3.1.1. Учебная практика:
Виды работ | Коды проверяемых результатов (ПК, ОК, ПО, У) |
Изучение особенностей организации работы педагога – психолога ДОУ по реализации содержания образовательных программ психолого – педагогического сопровождения развития детей. Хронометраж работы педагога – психолога в течение дня, недели. Ознакомление с опытом организации работы педагога – психолога ДОУ на основе анализа литературы и наблюдения работы. Изучение документации, регулирующей работу педагога – психолога ДОУ Анализ организации работы с детьми, родителями, администрацией и сотрудниками ДОУ, установления сетевого взаимодействия и партнерских отношений Анализ оснащения предметно – пространственной развивающей среды (оснащение кабинета психолога или психологического комплекса ДОО) и документации. | ПК 06.01. Планирование и осуществление психодиагностической, коррекционно- развивающей, консультативной работы; ПК 06.02. Анализ процесса и результатов организации психодиагностической, коррекционно- развивающей и консультативной работы; ПК 06.03. Ведение документации, обеспечивающей организацию работы педагога - психолога дошкольного образовательного учреждения. ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 2. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях. ОК3.Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач. ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ОК 5. Использовать информационно-коммуникативные технологии для совершенствования профессиональной деятельности. ОК 6.Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами. |
3.1.2. Производственная практика:
Виды работ | Коды проверяемых результатов (ПК, ОК, ПО, У) |
1. Совместно с психологом (методистом или воспитателем) осуществлять диагностическое обследование детей (3-5 человек) по определенному направлению развития: определять диагностические методики, подбирать стимульный материал, проводить диагностическое обследование и интерпретировать полученные результаты, формулировать психолого – педагогическое заключение и оформлять соответствующую документацию. 2. В соответствии с результатами диагностического обследования планировать, разрабатывать и проводить отдельные занятия коррекционо – развивающей работы с детьми, отбирать или пополнять необходимое оборудование. Оформлять необходимую документацию. 3.Разработка консультации для родителей или педагогов по вопросам развития детей, практического применения психологии для решения педагогических задач. | ПК 1. Планирование и осуществление психодиагностической, коррекционно- развивающей, консультативной работы; ПК 2. Анализ процесса и результатов организации психодиагностической, коррекционно- развивающей и консультативной работы; ПК 3. Ведение документации, обеспечивающей организацию работы педагога - психолога дошкольного образовательного учреждения. ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 2.Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач. ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ОК 5. Использовать информационно-коммуникативные технологии для совершенствования профессиональной деятельности ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами. ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность воспитанников, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса. ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий. ОК 10. Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей |
4. Форма аттестационного листа
Характеристика
учебной и профессиональной деятельности
обучающегося во время учебной / производственной практики
ФИО ______________________________________________,
обучающийся(-аяся) по профессии НПО / специальности СПО 44.02.01 Дошкольное образование
успешно прошел(ла) учебную/производственную практику по профессиональному модулю ПМ 06 Дошкольная психология
в объеме: УП-18, ПП- 36 час. с 21.03.2020г. по 01.04.2020г.
В организации (ОУ)_________________________________________________
Виды и качество выполнения работ
Виды и объем работ, выполненные обучающимся во время практики | Качество выполнения работ в соответствии с технологией и (или) требованиями организации, в которой проходила практика |
1. 2. 3. 4. | |
Дата «___»__________2020г.
Подпись руководителя практики
Подпись ответственного лица организации
МП.
Форма оценочной ведомости
оценочная ведомость по профессиональному модулю
_________________ _______________________________________________
код и наименование профессионального модуля
ФИО ____________________________________________________________
обучающийся на _______ курсе по профессии НПО / специальности СПО _________________________________________________________________
код и наименование
освоил(а) программу профессионального модуля ________________________
наименование профессионального модуля
в объеме ______ час. с «__»._____.20__ г. по «___»._______.20__ г.
Результаты промежуточной аттестации по элементам профессионального модуля
Элементы модуля (код и наименование МДК, код практик) | Формы промежуточной аттестации | Оценка |
МДК 0n.01 ________ | | |
МДК 0n.0m ________ | | |
УП | | |
ПП | | |
Итоги экзамена (квалификационного) по профессиональному модулю
Освоен/ не освоен с оценкой ____________________________________________
Дата «___» _________ 2020г.
Подписи членов экзаменационной комиссии _______________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Структура контрольно-оценочных материалов для экзамена (квалификационного)
1. КОС, используемые в процессе проведения промежуточного контроля по МДК 06.01, МДК 06.02, МДК 06.03: тесты, практические задания.
2.КОС, используемые в процессе проведения экзамена (квалификационного) по ПМ06: практические задания.
3. Экзаменационная ведомость, протокол сдачи экзамена (квалификационного).
6.1.Пакет экзаменатора
Тесты (2 варианта)
Практические задания для студентов (3 задания по 3 варианта)
Оценочная ведомость
Форма аттестационного листа по практике
6.2. Пакет для студентов
Количество вариантов задания для экзаменующегося – 1.
Оборудование – дидактические пособия для выполнения практических заданий, литература, необходимая для выполнения практических заданий (по списку РУП)
Технические средства и ЭОР