СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

КОС по биологии

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«КОС по биологии»





Комплект контрольно-оценочных средств



для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации в форме дифференцированного зачета

по учебной дисциплине « Биология»

для профессий технического профиля































Аткарск

2019


I. Паспорт комплекта контрольно-оценочных средств



1. 1. Область применения комплекта контрольно-оценочных средств

Контрольно-оценочные средства (КОС) предназначены для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу учебной дисциплины Биология

КОС включают контрольные материалы для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации в форме дифференцированного зачёта



      1. Освоение, знаний умений соответствующих виду деятельности, и общих компетенций (ОК):




Результаты освоения дисциплины, подлежащие проверке:



Умения:

У1

объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование соврем. естественно-научной картины мира; родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на эмбриональное и постэмбриональное развитие человека; влияние эколог факторов на живые организмы, влияние мутагенов на растения, животных и человека; нарушения в развитии организмов, мутации и их значение в возникновении наследственных заболеваний; устойчивость, развитие и смены экосистем; необходимость сохранения многообразия видов;

У2

решать биологические задачи; составлять схемы скрещивания и схемы переноса веществ и передачи энергии в экосистемах (цепи питания); описывать особенности видов по морф критерию;

У3

выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники и наличие мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;

У4

сравнивать биологические объекты: химический состав тел живой и неживой природы, зародышей человека и других животных, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности; процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы и обобщения на основе сравнения и анализа;

У5

анализировать и оценивать различные гипотезы о сущности, происхождении жизни и человека, глобальные экологические проблемы и их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;

У6

изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;

У7

находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебниках, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах сети Интернет) и критически ее оценивать;


Знания:

З1

основные положения биологических теорий и закономерностей: клеточной теории, эволюционного учения, учения В.И.Вернадского о биосфере, законы Г.Менделя, закономерностей изменчивости и наследственности;

З 2

строение и функционирование биологических объектов: клетки, генов и хромосом, структуры вида и экосистем;

З3

сущность биологических процессов: размножения, оплодотворения, действия искусственного и естественного отбора, формирование  приспособленности, происхождение видов, круговорот веществ и превращение энергии в клетке, организме, в экосистемах и биосфере;

З4

вклад выдающихся (в том числе отечественных) ученых в развитие биологической науки;

З5

биологическую терминологию и символику;

ОК 1

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2

Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

ОК3

Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК4

Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК5

Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК6

Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

Ок7

Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей)















1.12. Матрица логических связей между видами аттестации, формами и объектами контроля

Результаты освоения

(объекты оценивания)


Основные показатели оценки результата и их критерии

Тип задания


Форма аттестации


В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

  • объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественно-научной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на эмбриональное и постэмбриональное развитие человека; влияние экологических факторов на живые организмы, влияние мутагенов на растения, животных и человека; взаимосвязи и взаимодействие организмов и окружающей среды; причины и факторы эволюции, изменяемость видов; нарушения в развитии организмов, мутации и их значение в возникновении наследственных заболеваний; устойчивость, развитие и смены экосистем; необходимость сохранения многообразия видов;

  • Описывает развитие природы и общества

  • Приводит эмбриологические доказательства эволюционного родства животных

  • Описывает отрицательное влияние курения, употребления алкоголя и наркотиков на организм и на эмбриональное развитие ребенка

  • Приводит примеры влияния окружающей среды и её загрязнений на развитие организма

  • Отличает фенетическую и генетическую изменчивости

  • Приводит примеры успехов современной генетики в медицине и здравоохранении

Подготовка реферата

Фронтальный опрос

Текущий контроль: оперативный контроль

Промежуточная аттестация – диф. зачет


  • Перечисляет источники мутагенов в окружающей среде и описывает их влияние на организм человека

  • Выявляет черты приспособленности организмов к среде обитания и устанавливает их относительный характер

  • Приводит примеры антропогенных изменений в естественных природных ландшафтах своей местности

Практическая работа





Текущий контроль: контроль на практической работе

  • решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и передачи энергии в экосистемах (цепи питания); описывать особенности видов по морфологическому критерию;

Составляет простейшие схемы моногибридного и дигибридного скрещивания

Решает генетические задачи

Описывает особей одного вида по морфологическому критерию

Составляет схемы передачи веществ и энергии по цепям питания

Решает экологические задачи

Практическая работа






Текущий контроль: контроль на практической работе


Промежуточная аттестация – диф. зачет

  • выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники и наличие мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;

  • Перечисляет источники мутагенов в окружающей среде и описывает их влияние на организм человека

  • Приводит примеры ландшафтов своей местности, приспособленности организмов к среде обитания.


Практическая работа





Текущий контроль: контроль на практической работе, оперативный контроль.

  • сравнивать биологические объекты: химический состав тел живой и неживой природы, зародышей человека и других животных, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности; процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы и обобщения на основе сравнения и анализа;

Приводит примеры бесполового и полового размножения, сравнивает их и делает вывод

Проводит сравнительную характеристику естественного и искусственного отборов

Подготовка реферата

Фронтальный опрос

Текущий контроль: оперативный контроль

Зарисовывает строение живой и растительной клеток

Выявляет и описывает признаки сходства зародышей человека и других позвоночных

Называет черты сходства и различия естественных и искусственных экосистем

Практическая работа





Текущий контроль: контроль на практической работе

Промежуточная аттестация – диф. зачет

анализировать и оценивать различные гипотезы о сущности, происхождении жизни и человека, глобальные экологические проблемы и их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;

Сравнивает эволюционные идеи Ч.Дарвина, К.Линея, Ж.Б.Ламарка и современные представления о механизмах и закономерностях эволюции

Имеет представление о различных гипотезах происхождения жизни

Описывает экологические кризисы и экологические катастрофы и имеет представление о методах предотвращения их возникновения

Подготовка реферата

Фронтальный опрос

Текущий контроль: оперативный контроль

Анализирует и оценивает различные гипотезы происхождения жизни и человека

Практическая работа





Текущий контроль: контроль на практической работе

Промежуточная аттестация – диф. зачет

  • изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;

Сравнивает природные и искусственные экосистемы (лес и пшеничное поле)

Прослеживает изменения, происходящие при воздействии условий окружающей среды в искусственной экосистеме

Практическая работа



Текущий контроль: контроль на практической работе

  • находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебниках, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах сети Интернет) и критически ее оценивать;

Находит и извлекает нужную информацию по заданной теме в адаптированных источниках различного типа: прокариотические организмы, клетки, митахондрии, строение и функции рибосом, ядро, фотосинтез, хемосинтез, половое и бесполое размножение, партеногенези гиногенез, группы ландшафта, природные ресурсы, эволюционные идеи, мутагены и их воздействие на организм человека, фенетическая и генетическая изменчивости.

Подготовка реферата

Практическая работа



Текущий контроль: оперативный контроль

контроль на практической работе

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

  • основные положения биологических теорий и закономерностей: клеточной теории, эволюционного учения, учения В.И.Вернадского о биосфере, законы Г.Менделя, закономерностей изменчивости и наследственности;

Перечисляет органические вещества растительной клетки. Описывает клеточную теорию строения.

Перечисляет закономерности фенетической и генетической изменчивости

Подготовка реферата

Текущий контроль: оперативный контроль

Демонстрирует владение терминологией и символами генетики, понимает законы Менделя

Имеет представление о биосфере и учении Вернадского

Владеет такими понятиями, как наследственность, селекция и ей методы


Практическая работа





Текущий контроль: контроль на практической работе; оперативный контроль

Промежуточная аттестация – диф. зачет

  • строение и функционирование биологических объектов: клетки, генов и хромосом, структуры вида и экосистем;

Описывает строение растительной и живой клетки, химическую организацию клетки, функционирование генов и хромосом.

Описывает особей одного вида по морфологическому критерию.

Характеризует естественные и искусственные экосистемы

Практическая работа

Подготовка реферата




Текущий контроль: контроль на практической работе; оперативный контроль

Промежуточная аттестация – диф. зачет

  • сущность биологических процессов: размножения, оплодотворения, действия искусственного и естественного отбора, формирование  приспособленности, происхождение видов, круговорот веществ и превращение энергии в клетке, организме, в экосистемах и биосфере;

Перечисляет признаки приспособленности животного

Правильно определяет такие биологические процессы, как размножение, оплодотворение.

Описывает естественный и искусственный отбор


Подготовка реферата

Текущий контроль: оперативный контроль

Приводит примеры приспособленности организмов к среде обитания

Практическая работа





Текущий контроль: контроль на практической работе

Промежуточная аттестация – диф. зачет

  • вклад выдающихся (в том числе отечественных) ученых в развитие биологической науки;

Называет основателей современной эмбриологии, генетики, учения о биосфере

Имеет представление об эволюционных идеях Ч.Дарвина и Ж.Б.Ламарка, системы природы К.Линея

Называет ученых и философов

Фронтальный опрос

Подготовка реферата

Практическая работа

Текущий контроль: оперативный контроль ; контроль на практической работе


Промежуточная аттестация – диф. зачет

  • биологическую терминологию и символику;

Применяет биологическую терминологию и символику в ходе выполнения практических работ, текущем контроле знаний: клетка, фотосинтез, хемосинтез, цитоплазма, ядро, пластиды, митоз, бактерии, размножение, решетка Пеннетта, селекция, антогенез, бионика, фенетическая и генетическая изменчивость, природные ресурсы, антропогенные изменения, цепи питания, экосистема

Подготовка реферата

Практическая работа

Текущий контроль: оперативный контроль ; контроль на практической работе

Промежуточная аттестация – диф. зачет









1.13. Распределение типов контрольных заданий при текущем контроле знаний

Содержание учебного материала по программе учебной дисциплины

Практическая работа


Тестовые задания


Контрольная работа


Введение

Раздел 1. Учение о клетке

Пр.1



Раздел 2. Организм. Размножение и индивидуальное развитие организмов

ПР.2



Раздел 3. Основы генетики и селекции

Пр.3, ПР.3.2, Пр.3.4



Раздел 4. Эволюционное учение




Раздел 5. История развития жизни на земле

Пр. 4.3, Пр. 5



Раздел 6. Основы экологии

Пр. 6.1, Пр. 6.2, Пр. 6.3



Раздел 7. Бионика














II. Комплект оценочных средств 2.1. Задания для проведения текущего контроля.



2.2. Задания для проведения промежуточной аттестации

2.2. Задания для проведения промежуточного контроля в форме диф.зачета
  1. ТЕКСТ ЗАДАНИЯ:

  1. Критерии жизни. Уровни организации живой материи.

  2. Химический состав клетки: неорганические вещества, значение и строение.

  3. Органические вещества клетки: углеводы и липиды.

  4. Белки: состав, строение молекул, значение.

  5. Нуклеиновые кислоты: виды, строение, значение.

  6. Прокариотическая клетка: строение и функционирование.

  7. Бактерии.

  8. Вирусы.

  9. Органоиды эукариотической клетки.

  10. Цитоплазматическая мембрана: строение, мембранный транспорт веществ.

  11. Наследственный аппарат клетки: ядро, набор хромосом.

  12. Энергетический обмен в клетке.

  13. Пластический обмен на примере биосинтеза белков.

  14. Жизненный цикл клетки. Митоз.

  15. Образование гамет. Мейоз.

  16. Эмбриональное развитие животных.

  17. Постэмбриональное развитие.

  18. Генетика как наука. Методы изучения наследственности.

  19. Основные закономерности наследования и понятия генетики.

  20. Первый и второй законы Г.Менделя.

  21. Генетические законы Г. Менделя.

  22. Сцепленное наследование

  23. Наследование признаков, сцепленных с полом.

  24. Взаимодействие генов.

  25. Виды изменчивости. Модификации.

  26. Наследственная изменчивость. Мутации.

  27. Селекция как наука. Одомашнивание. Методы селекции.

  28. Закон гомологических рядов. Современные достижения селекции.

  29. Теория эволюции живого на Земле.

  30. Эволюционная теория Ч.Дарвина.

  31. Естественный отбор: формы и механизмы.

  32. Приспособленность и ее относительный характер.

  33. Критерии и структура вида.

  34. Популяция как единица эволюции: дрейф генов, популяционные волны.

  35. Главные направления эволюции. Макро- и микро-эволюция

  36. Эволюция растительного мира на Земле.

  37. Эволюция животного мира на Земле.

  38. Теория происхождения жизни.

  39. Происхождение человека.

  40. Биосфера: состав и строение.

  41. Состав и функционирование биогеоценозов. Пищевые цепи и сети.

  42. Изменение биосферы под действием человеческой деятельности.




2.3. Пакет экзаменатора



ПАКЕТ ЭКЗАМЕНАТОРА

Задание : Промежуточная аттестация в форме – зачета

Составляются билеты по 2 вопроса.


Условия выполнения задания



1. Место (время) выполнения задания: задание выполняется в аудитории

2. Максимальное время выполнения задания: ____90 минут

3. Вы можете воспользоваться справочным материалом

4. Требования охраны труда: ____________________

5. Оборудование: _____



Шкала оценки образовательных достижений (для всех заданий)

Критерии оценки:

- оценка «отлично» выставляется обучающемуся, если ответ на вопрос полный, логичный, грамотно изложен.

- оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, если допущены незначительные погрешности в ответе на вопрос.

- оценка «удовлетворительно»выставляется обучающемуся, если ответ на вопрос нелогичный, не полный.

- оценка «неудовлетворительно» выставляется обучающемуся, если нет ответа на поставленный вопрос.