для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации в форме дифференцированного зачета
I. Паспорт комплекта контрольно-оценочных средств
Контрольно-оценочные средства (КОС) предназначены для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу учебной дисциплины Биология
КОС включают контрольные материалы для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации в форме дифференцированного зачёта
| Результаты освоения дисциплины, подлежащие проверке: |
| Умения: |
У1 | объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование соврем. естественно-научной картины мира; родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на эмбриональное и постэмбриональное развитие человека; влияние эколог факторов на живые организмы, влияние мутагенов на растения, животных и человека; нарушения в развитии организмов, мутации и их значение в возникновении наследственных заболеваний; устойчивость, развитие и смены экосистем; необходимость сохранения многообразия видов; |
У2 | решать биологические задачи; составлять схемы скрещивания и схемы переноса веществ и передачи энергии в экосистемах (цепи питания); описывать особенности видов по морф критерию; |
У3 | выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники и наличие мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности; |
У4 | сравнивать биологические объекты: химический состав тел живой и неживой природы, зародышей человека и других животных, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности; процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы и обобщения на основе сравнения и анализа; |
У5 | анализировать и оценивать различные гипотезы о сущности, происхождении жизни и человека, глобальные экологические проблемы и их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде; |
У6 | изучать изменения в экосистемах на биологических моделях; |
У7 | находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебниках, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах сети Интернет) и критически ее оценивать; |
| Знания: |
З1 | основные положения биологических теорий и закономерностей: клеточной теории, эволюционного учения, учения В.И.Вернадского о биосфере, законы Г.Менделя, закономерностей изменчивости и наследственности; |
З 2 | строение и функционирование биологических объектов: клетки, генов и хромосом, структуры вида и экосистем; |
З3 | сущность биологических процессов: размножения, оплодотворения, действия искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, происхождение видов, круговорот веществ и превращение энергии в клетке, организме, в экосистемах и биосфере; |
З4 | вклад выдающихся (в том числе отечественных) ученых в развитие биологической науки; |
З5 | биологическую терминологию и символику; |
ОК 1 | Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. |
ОК 2 | Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем. |
ОК3 | Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы. |
ОК4 | Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач. |
ОК5 | Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. |
ОК6 | Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами. |
Ок7 | Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей) |
Результаты освоения (объекты оценивания) | Основные показатели оценки результата и их критерии | Тип задания | Форма аттестации |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь: |
объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественно-научной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на эмбриональное и постэмбриональное развитие человека; влияние экологических факторов на живые организмы, влияние мутагенов на растения, животных и человека; взаимосвязи и взаимодействие организмов и окружающей среды; причины и факторы эволюции, изменяемость видов; нарушения в развитии организмов, мутации и их значение в возникновении наследственных заболеваний; устойчивость, развитие и смены экосистем; необходимость сохранения многообразия видов; | Описывает развитие природы и общества Приводит эмбриологические доказательства эволюционного родства животных Описывает отрицательное влияние курения, употребления алкоголя и наркотиков на организм и на эмбриональное развитие ребенка Приводит примеры влияния окружающей среды и её загрязнений на развитие организма Отличает фенетическую и генетическую изменчивости Приводит примеры успехов современной генетики в медицине и здравоохранении | Подготовка реферата Фронтальный опрос | Текущий контроль: оперативный контроль Промежуточная аттестация – диф. зачет |
Перечисляет источники мутагенов в окружающей среде и описывает их влияние на организм человека Выявляет черты приспособленности организмов к среде обитания и устанавливает их относительный характер Приводит примеры антропогенных изменений в естественных природных ландшафтах своей местности | Практическая работа | Текущий контроль: контроль на практической работе |
решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и передачи энергии в экосистемах (цепи питания); описывать особенности видов по морфологическому критерию; | Составляет простейшие схемы моногибридного и дигибридного скрещивания Решает генетические задачи Описывает особей одного вида по морфологическому критерию Составляет схемы передачи веществ и энергии по цепям питания Решает экологические задачи | Практическая работа | Текущий контроль: контроль на практической работе Промежуточная аттестация – диф. зачет |
выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники и наличие мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности; | Перечисляет источники мутагенов в окружающей среде и описывает их влияние на организм человека Приводит примеры ландшафтов своей местности, приспособленности организмов к среде обитания. | Практическая работа | Текущий контроль: контроль на практической работе, оперативный контроль. |
сравнивать биологические объекты: химический состав тел живой и неживой природы, зародышей человека и других животных, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности; процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы и обобщения на основе сравнения и анализа; | Приводит примеры бесполового и полового размножения, сравнивает их и делает вывод Проводит сравнительную характеристику естественного и искусственного отборов | Подготовка реферата Фронтальный опрос | Текущий контроль: оперативный контроль |
Зарисовывает строение живой и растительной клеток Выявляет и описывает признаки сходства зародышей человека и других позвоночных Называет черты сходства и различия естественных и искусственных экосистем | Практическая работа | Текущий контроль: контроль на практической работе Промежуточная аттестация – диф. зачет |
анализировать и оценивать различные гипотезы о сущности, происхождении жизни и человека, глобальные экологические проблемы и их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде; | Сравнивает эволюционные идеи Ч.Дарвина, К.Линея, Ж.Б.Ламарка и современные представления о механизмах и закономерностях эволюции Имеет представление о различных гипотезах происхождения жизни Описывает экологические кризисы и экологические катастрофы и имеет представление о методах предотвращения их возникновения | Подготовка реферата Фронтальный опрос | Текущий контроль: оперативный контроль |
Анализирует и оценивает различные гипотезы происхождения жизни и человека | Практическая работа | Текущий контроль: контроль на практической работе Промежуточная аттестация – диф. зачет |
| Сравнивает природные и искусственные экосистемы (лес и пшеничное поле) Прослеживает изменения, происходящие при воздействии условий окружающей среды в искусственной экосистеме | Практическая работа | Текущий контроль: контроль на практической работе |
находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебниках, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах сети Интернет) и критически ее оценивать; | Находит и извлекает нужную информацию по заданной теме в адаптированных источниках различного типа: прокариотические организмы, клетки, митахондрии, строение и функции рибосом, ядро, фотосинтез, хемосинтез, половое и бесполое размножение, партеногенези гиногенез, группы ландшафта, природные ресурсы, эволюционные идеи, мутагены и их воздействие на организм человека, фенетическая и генетическая изменчивости. | Подготовка реферата Практическая работа | Текущий контроль: оперативный контроль контроль на практической работе |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать: |
основные положения биологических теорий и закономерностей: клеточной теории, эволюционного учения, учения В.И.Вернадского о биосфере, законы Г.Менделя, закономерностей изменчивости и наследственности; | Перечисляет органические вещества растительной клетки. Описывает клеточную теорию строения. Перечисляет закономерности фенетической и генетической изменчивости | Подготовка реферата | Текущий контроль: оперативный контроль |
Демонстрирует владение терминологией и символами генетики, понимает законы Менделя Имеет представление о биосфере и учении Вернадского Владеет такими понятиями, как наследственность, селекция и ей методы | Практическая работа | Текущий контроль: контроль на практической работе; оперативный контроль Промежуточная аттестация – диф. зачет |
строение и функционирование биологических объектов: клетки, генов и хромосом, структуры вида и экосистем; | Описывает строение растительной и живой клетки, химическую организацию клетки, функционирование генов и хромосом. Описывает особей одного вида по морфологическому критерию. Характеризует естественные и искусственные экосистемы | Практическая работа Подготовка реферата | Текущий контроль: контроль на практической работе; оперативный контроль Промежуточная аттестация – диф. зачет |
сущность биологических процессов: размножения, оплодотворения, действия искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, происхождение видов, круговорот веществ и превращение энергии в клетке, организме, в экосистемах и биосфере; | Перечисляет признаки приспособленности животного Правильно определяет такие биологические процессы, как размножение, оплодотворение. Описывает естественный и искусственный отбор | Подготовка реферата | Текущий контроль: оперативный контроль |
Приводит примеры приспособленности организмов к среде обитания | Практическая работа | Текущий контроль: контроль на практической работе Промежуточная аттестация – диф. зачет |
| Называет основателей современной эмбриологии, генетики, учения о биосфере Имеет представление об эволюционных идеях Ч.Дарвина и Ж.Б.Ламарка, системы природы К.Линея Называет ученых и философов | Фронтальный опрос Подготовка реферата Практическая работа | Текущий контроль: оперативный контроль ; контроль на практической работе Промежуточная аттестация – диф. зачет |
| Применяет биологическую терминологию и символику в ходе выполнения практических работ, текущем контроле знаний: клетка, фотосинтез, хемосинтез, цитоплазма, ядро, пластиды, митоз, бактерии, размножение, решетка Пеннетта, селекция, антогенез, бионика, фенетическая и генетическая изменчивость, природные ресурсы, антропогенные изменения, цепи питания, экосистема | Подготовка реферата Практическая работа | Текущий контроль: оперативный контроль ; контроль на практической работе Промежуточная аттестация – диф. зачет |
Критерии жизни. Уровни организации живой материи.
Химический состав клетки: неорганические вещества, значение и строение.
Органические вещества клетки: углеводы и липиды.
Белки: состав, строение молекул, значение.
Нуклеиновые кислоты: виды, строение, значение.
Прокариотическая клетка: строение и функционирование.
Бактерии.
Вирусы.
Органоиды эукариотической клетки.
Цитоплазматическая мембрана: строение, мембранный транспорт веществ.
Наследственный аппарат клетки: ядро, набор хромосом.
Энергетический обмен в клетке.
Пластический обмен на примере биосинтеза белков.
Жизненный цикл клетки. Митоз.
Образование гамет. Мейоз.
Эмбриональное развитие животных.
Постэмбриональное развитие.
Генетика как наука. Методы изучения наследственности.
Основные закономерности наследования и понятия генетики.
Первый и второй законы Г.Менделя.
Генетические законы Г. Менделя.
Сцепленное наследование
Наследование признаков, сцепленных с полом.
Взаимодействие генов.
Виды изменчивости. Модификации.
Наследственная изменчивость. Мутации.
Селекция как наука. Одомашнивание. Методы селекции.
Закон гомологических рядов. Современные достижения селекции.
Теория эволюции живого на Земле.
Эволюционная теория Ч.Дарвина.
Естественный отбор: формы и механизмы.
Приспособленность и ее относительный характер.
Критерии и структура вида.
Популяция как единица эволюции: дрейф генов, популяционные волны.
Главные направления эволюции. Макро- и микро-эволюция
Эволюция растительного мира на Земле.
Эволюция животного мира на Земле.
Теория происхождения жизни.
Происхождение человека.
Биосфера: состав и строение.
Состав и функционирование биогеоценозов. Пищевые цепи и сети.
Изменение биосферы под действием человеческой деятельности.