КОНСПЕКТ НОД
«КОСМИЧЕСКОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ»
(подготовительная группа)
(образовательная область «Познавательное развитие»)
Цель: формирование представлений о космосе
Задачи:
Систематизировать представления детей о космосе, сведения из истории развития космонавтики; учить детей оперировать сведениями о солнечной системе; уточнить представления о модели солнечной системы.
Формировать потребность выражать свое отношение к миру, умения и навыки вести беседу (рассуждать, высказывать свое мнение, задавать вопросы и отвечать на них), речевые умения (обогащение словаря за счет активизации в речи знакомых слов и эпитетов), навыки включения в игру -моделирования, умение входить в предложенную или выбранную роль.
Развивать любознательность, внимание, память, творческое воображение. Стимулировать познавательный интерес.
Воспитывать чувство патриотизма, гордость за свою страну, доброжелательное отношение друг другу и окружающему.
Оборудование:
Плакат «Солнечная система», планеты-картинки на липучках;
Эмблемы для детей: «Ракеты», «Космонавты»;
Два мольберта, две магнитные доски, две ракеты - разрезные картинки (по 15 частей), два столика;
Кубы, обручи…;
Калоши;
Две корзины, мячики;
Два больших мяча-хопы;
Материал для оформления помещения.
Предварительная работа:
Разучивание песен, игр, литературного материала;
Рассматривание картин, иллюстраций, фотографий Ю.А.Гагарина, о космосе;
Чтение рассказов «Первый в космосе» В.Бороздина, «Шаги над планетой» А.Леонова;
Просмотр презентаций о космосе, мультфильма: «Астрономия для самых маленьких».
Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое Развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Ход:
Дети заходят в зал под музыку «Космонавт» М.Н.Протасова и выстраиваются на полукруг.
Вед.: День сегодня не простой,
Это в мире знает каждый.
Впервые в космос полетел
Человек с земли отважный.
12 апреля 1961 года – первый полет человека в космос.
Вед.: Сегодняшний праздник считают своим
И физики, и математики.
А также все люди встретить спешат
Великий День космонавтики.
Вед.: Сейчас мы покоряем космос,
Наука может многое, но…
Внимание на экран…
Чтение стихотворений сопровождается показом слайдов на компьютере:
(Плоская Земля, Земля на трех китах, фото ученых – Г.Галилей, Д.Бруно, первый самолет, спутник Земли, запуск ракеты, фото Ю.Гагарина, космонавты в открытом космосе, планеты, космическая станция).
Вед.: Давным-давно считали люди, что наша плоская земля,
Ну а над ней висят все время все звезды, Солнце и Луна.
Вед.: И даже люди полагали, что землю на своих плечах
Несут Атланты-великаны или Земля на-трех китах.
Вед.: Был ученый средь людей- Галилео Галилей.
Он первым доказал тогда, что наша вертится Земля.
Вед.: Доказал Джордано Бруно что кроме «матушки Земли»
В космосе таком огромном и другие есть миры.
Реб.: Время быстро пролетало, и наука шла вперед.
И поднялся вскоре в небо самый первый самолет.
Реб.: Покорить простор вселенной очень человек хотел.
И тогда в далекий космос первый спутник полетел.
Реб.: А потом поднялся в космос и прославился навек
Вслед за спутником в ракете самый первый человек.
Реб.: Всем в мире хорошо знаком отважный русский парень.
Он первым в космос полетел, его зовут – Гагарин!
Реб.: Люди космос покоряют, даже на Луну летают.
И в открытый выйти космос космонавту очень просто.
Реб.: Наука движется вперед, освоив скорость света,
Мы в дальний космос полетим к чужим другим планетам.
Вед.: Каждый ребенок – это мечтатель,
В будущем врач, ученый, писатель,
Физик, биолог или артист,
Химик, учитель или таксист.
Вед.: Ну, а пока дети просто мечтают
И кем угодно себя представляют.
Я предлагаю вам помечтать
И в космонавтов всем поиграть.
Вед.: Капитаны космических кораблей,
Свои экипажи представьте скорей.
Каждый капитан по очереди представляет свою команду:
Команда «Ракета»: До Луны не может птица долететь и приземлиться,
Но зато умеет это делать быстрая ракета.
Команда «Космонавты»: У ракеты есть водитель
Невесомости любитель.
По-английски астронавт,
А по-русски космонавт.
Вед.: Ну, что же, команды готовы, а что же нам нужно для того, чтобы полететь в космос?
Дети: Ракеты!
Вед.: Тогда две команды из ребят
Становитесь дружно в ряд.
Чтобы нам полет устроить,
Надо всем ракеты строить.
Конкурс «Построй ракету»
Вед.: Что ж, ракеты построены. Но мы с вами, прежде, чем отправимся в полёт, проведём разминку.
Интерактивная игра
Вед.: Все готово? Ключ на старт!
Отправляемся в полет, нам пора начать отсчет.
Дети: Десять, девять, восемь, семь, шесть, пять, четыре, три, два, один…Пуск!
Звучит фонограмма песни «Трава у дома» ансамбля «Земляне».
Дети музыкально-образными движениями передают полет ракеты.
Вед.: Летим к ближайшей к Солнцу планете Меркурий.
А познакомит нас с этой планетой ….(берет планету и прикрепляет ее на плакат)
Ребёнок: Меркурий – ближайшая к Солнцу планета,
Залит он лучами горячего света
Так много ему достается лучей,
Что эта планета других горячей.
Так быстро Меркурий бежит по орбите,
Как будто торопит «Меня догоните».
Вед.: Да, Меркурий самая быстрая планета в Солнечной системе. Днем на планете жарко, а ночью идет ледяной дождь. Ой, что это?
Звучит сигнал тревоги.
Вед.: Внимание! Внимание! Звучит сигнал тревоги:
В метеоритном поле мы – скорее на подмогу!
Должны мы правильно суметь препятствия преодолеть.
Игра «Преодолей препятствия»
Вед.: Препятствия преодолели, продолжаем путешествие во Вселенной и к следующей планете ракету поведет …. (прикрепляет планету на плакат).
Вед.: Наша ракета приближается ко второй от Солнца планете Венера. Она окружена густыми облаками. Воды на этой планете нет.
Реб.: Венера - самая яркая планета и сияет она голубоватым светом.
В честь богини красоты названа Венера ты!
В темных небесах сияешь, красотой нас одаряешь.
Вед.: Ну, что ж, ребята, на этой планете ждут задания для капитанов, пусть не совсем логические, но вполне космические.
Капитанам надо двух помощников себе взять
И космические картинки собрать.
Вед.: Молодцы, с заданием вы справились. А наша ракета приближается к самой нами любимой, родной планете – Земля. Наша Земля третья от Солнца планета. На ней сложились благоприятные условия для жизни растений, животных и людей.
Ребёнок: От Солнца третья по счету планета
Наша Земля поменьше звезды.
Но ей хватает тепла и света,
Чистого воздуха и воды.
Ребёнок: Жизнь на Земле это же чудо!
Бабочки, птицы, жучок на цветке…
Жизнь на Земле вы найдете повсюду
В самом далеком, глухом уголке.
Вед.: У Земли есть естественный спутник - Луна. На Луне нет воздуха и воды, следов жизни не обнаружено.
Вед.: Наша ракета вышла на орбиту четвертой планеты Солнечной системы – Марс. Он вдвое меньше Земли. Планета покрыта красно-оранжевым песком. На Марсе много вулканов, самый большой называется Олимп.
Ребёнок: Марс таинственная планета.
Она по размерам чуть больше Луны.
Из-за кроваво-красного цвета
Назвали планету в честь бога войны.
Вед.: Ребята, если планета Марс, то как называют её жителей? (Марсиане). Правильно, и они приглашают вас с ними потанцевать.
Танец Инопланетян.
Вед.: Здорово повеселились, прошу занять свои места. Пока наша ракета приближается к новой планете, мы предлагаем вам отгадать загадки.
«Закончи строку»
Что за чудная машина смело по Луне идет?
Вы ее узнали, дети? Ну, конечно…(луноход).
Он вокруг Земли плывет и сигналы подает.
Этот вечный путник под названьем…(спутник)
Чтобы глаз вооружить и со звездами дружить.
Млечный путь увидеть, чтоб нужен мощный…(телескоп)
С Земли взлетает в облака, как серебристая стрела,
Летит к другим планетам стремительно…(ракета)
Он космос покоряет, ракетой управляет,
Отважный, смелый астронавт зовется просто…(космонавт)
Знает этот звездочет звезды все наперечет.
Дарит Солнце жизнь планетам, нам тепло, хвосты…(кометам)
Вед.: Пока вы отгадывали загадки, наша ракета приблизилась к планете Юпитер. Юпитер самая большая планета Солнечной системы, состоит из жидкости и газа.
Ребёнок: Юпитер больше всех планет,
Но суши на планете нет.
Повсюду жидкий водород
И лютый холод круглый год.
Вед.: Да, на планете Юпитер вода и слякоть. А вам, наверное, очень хочется по ней походить. Тогда давайте наденем вот такие планетоходы и попробуем передвигаться на них по этой планете.
«Соревнования в калошах»
Вед.: Пришло время перемещаться на другую планету. Сатурн расположен далеко от Солнца и поэтому его температура на поверхности всегда низкая.
Ребёнок: Сатурн красивая планета
Желто-оранжевого цвета
И кольцами камней из льда
Окружена она всегда.
Вед.: На планете много кратеров, давайте разделимся на две команды и побросаем камнями в космические кратеры.
Игра-соревнование со зрителями – «Попади в кратер»
Воспитатель: Ну, что же. Славно вы поиграли. А нас ждут быстрые ракеты для прогулок на планеты. И предлагаю послушать шуточную песню
«Улетаем на Луну» муз. В.Витлина, сл. П.Кагановой.
Воспитатель: И следующая цель нашего путешествия планета Уран. Это единственная планета, которая вращается на боку. Атмосфера ее – холодный туман.
Ребёнок: Уран лежебока, и встать ему лень
Подняться планете невмочь.
Сорокалетие длится там день и сорокалетие – ночь.
Воспитатель: На Уране сильный туман, по погодным условиям она не может нас принять, поэтому сразу летим на следующую планету Нептун. Она кажется темно-голубой, потому что ее окружает газ метан. Я, кажется, вижу эту планету и приглашаю рассказать о ней.
Ребёнок: Планета Нептун от Земли далеко,
Увидеть ее в телескоп нелегко.
От Солнца планета по счету восьмая
Парит на ней всегда зима ледяная.
Поверхность состоит из жидкости и газа, имеет форму шара.
Воспитатель: Ребята, а сейчас нас ждет самая далекая планета Плутон. Эта планета крошка, она меньше Луны, у нее есть спутник Харон.
Ребёнок: Несется в пространстве далекий Плутон,
От Солнца лучами едва освещен.
А чтоб не скучал в одиночестве он,
С ним спутник летит под названием Харон.
Воспитатель: Жители этой планеты передвигаются на плутоноболах, которые они их нам оставили, чтобы мы с вами прогулялись по этой планете.
Игра-соревнование на хопах.
Воспитатель: Время путешествия подошло к концу. Мы возвращаемся на планету Земля. Вы многое повидали на своем пути, многое узнали, показали сноровку. Вот мы и на родной планете Земля.
Ребёнок: Есть одна планета сад в этом космосе холодном
Только здесь леса шумят птиц скликая перелетных.
Лишь на ней одной цветут ландыши в траве зеленой
И стрекозы только тут в речку смотрят удивленно.
Береги свою планету ведь другой, похожей, нету!
Воспитатель: Теперь давайте вместе вспомним, на каких планетах мы побывали.
Дети: По порядку все планеты назовет любой из нас
Раз-Меркурий, два-Венера, три-Земля, четвертый-Марс,
Пять-Юпитер, шесть-Сатурн, семь-Уран, за ним Нептун,
Он восьмым идет по счету, а за ним уже потом
И девятая планета под названием Плутон.
Воспитатель: Молодцы! Все вы, ребята, готовы к полетам.
Скоро-скоро наступит ваш час,
Когда будут дороги открыты
На Луну, на Венеру, на Марс.
Исполняется песня «Космонавт» муз. М.Протасова, сл. В. Степанова.
Воспитатель: Вы показали себя дружными, смелыми, сильными. Таким был первый космонавт Юрий Гагарин. Я думаю, что кто-то из вас, конечно же, мечтает стать космонавтом, и я уверена, что обязательно эта мечта сбудется.