Внеклассное мероприятие «Праздник цветов ».
Учитель начальных классов: Костенкова Наталья Николаевна
МБОУ «Заревская ОШ»
Цель: формирование у младших школьников интереса к миру цветов.
Задачи:
образовательные: расширить представления детей о многообразии мира цветов, познакомить учащихся с удивительными фактами о цветах, расширить кругозор детей о языке цветов, закрепить названия цветов,
воспитательные: воспитывать чувство прекрасного, прививать интерес к изучению природы родного края, прививать бережное отношение к полевым;
развивающие: развивать логическое мышление и память учащихся, развивать познавательные способности.
Ход мероприятия
1.Вступительная беседа.
Ведущий: Всё в зелени.
Ручей бежит во рву
И день последний наступает в мае
Я падаю в высокую траву,
Как будто бы Россию обнимаю.
Пью запах леса, словно молоко,
И из земли в меня такая сила,
Что даже от России далеко
Во мне останется Россия.
Меня, наверно удивит Париж,
Заставив Рим торжественно склониться.
В лесах российских благодать и тишь,
Трава зелёная от капелек искрится.
Приду сюда, приеду, как домой,
Остановлюсь у двух берёз знакомых,
Запахнет земляникой и рекой.
И я в России, это значить — дома.
Ведущий: Вы любите цветы? Кто же их не любит. Ведь каждый цветок – это упавшая с неба звезда. Нет ничего на земле прекраснее и нежнее цветов.
Цветы всегда были любимы людьми. Даря друг другу цветы, они выражали свои чувства: любовь, уважение, признательность, почтение.
И сегодня мы с вами совершим увлекательное путешествие в мир цветов, и вы узнаете много нового и интересного из жизни этих прекрасных созданий природы.
Ведущий: Вот и летняя пора.
Наступила, детвора!
Оглянитесь, там и тут
Разные цветы цветут!
Цветы можно встретить везде: в лесу, на берегу реки, в поле, в горах и даже в пустынях.
Каждый цветок – уникален и является настоящей загадкой природы. С древних времен люди, восхищаясь этой красотой и неповторимостью, складывали легенды о цветах.
Цветы, как люди, на добро щедры.
И щедро нежность людям отдавая,
Они цветут, сердца отогревая,
Как маленькие, теплые костры.
Ведущая. У славян тоже раз в году был праздник, когда цветам посвящались песни, пляски, весёлые шутки. Это — праздник Ивана Купалы.
Посмотрите, сколько здесь цветов. Давайте познакомимся с ними.
Ведущий: А о каком первом цветке вы узнаете, когда отгадаете загадку.
Стоит в саду кудряшка —
Белая рубашка,
Сердечко золотое.
Что это такое? (Ромашка)
На доску прикрепляем картинку с цветком ромашки.
Ведущий: Давным-давно жила на свете прекрасная девушка Мария, которая любила молодого человека по имени Роман. Он ее тоже очень любил. И приснился Роману сон, что какой-то старец преподносит ему цветок необычайной красоты с солнечной серединкой и белоснежными вытянутыми лепестками. Проснулся Роман и увидел рядом с собою этот цветок. Преподнес волшебный цветок он своей возлюбленной. Мария восхитилась им и попросила своего любимого принести ей букет этих удивительных цветов. Назвала она их ромашками в честь своего любимого. Не знал Роман, где собрать ему таких цветов и пошел странствовать по Белу Свету. Долго странствовал и нашел Страну Снов, где он увидел старца из своих сновидений. Тот согласился подарить его Марии целое поле ромашек при условии, что сам Роман останется в стране снов навсегда. Не дождалась Мария своего Романа, но одним прекрасным утром увидела под своим окном целое поле волшебных цветов с белоснежными лепестками. С тех времен стала ромашка символом любви.
По ромашке в шутку загадывают судьбу: "Любит – не любит!”
Мы тоже предлагаем вам испытать судьбу на нашей ромашке, на каждом лепестке написаны загадки, попробуйте их отгадать.
Ведущий: Ромашка может не только поведать о девичьих тайнах. Ромашка хороший медонос, используется она и в парфюмерии. Известно, что волосы, промытые в ромашковом отваре, приобретают красивый золотистый оттенок.
Ведущий: А теперь следующая загадка.
Луг как будто в синих точках,
В нежных маленьких цветочках.
Будто глазки у Анютки,
Нам мигают … (Незабудки)
На доску прикрепляем картинку с цветком незабудки.
Ведущий: Однажды богиня цветов Флора спустилась на землю и стала одаривать цветы именами. Всем цветам дала имя, никого не обидела и хотела удалиться, но вдруг услышала за спиной слабый голосок:
- Не забудь меня, Флора! Дай и мне какое-нибудь имя!
Оглянулась Флора - никого не видно. Снова захотела уйти, но голосок повторился:
- Не забудь меня, Флора! Дай мне, пожалуйста, имя! И тут только Флора заметила в разнотравье маленький голубой цветок.
- Хорошо, - сказала богиня, - будь незабудкой. Вместе с именем я наделяю тебя чудесной силой - ты будешь возвращать память тем людям, которые начнут забывать своих близких или свою родину.
Ведущий: Молодцы ребята. О каких цветах мы с вами узнали?
Ученики: (ответы детей)
Ведущий: Следующая загадка.
Мы в солнечной сказке,
Как бабочек стая.
"Анютины глазки" - нас все называют.
На доску прикрепляем картинку с цветком Анютины глазки.
Одна из легенд рассказывает печальную историю о девочке Анюте. В одной деревеньке жила — была добрая и доверчивая девушка Анюта. Со всеми была приветлива и ласкова. На беду приехал в эту деревню молодой человек, которого и полюбила девушка. А он оказался человеком ненадежным, обещал вернутся за Анютой, но уехал и забыл о ней. Ждала, ждала его Анюта и от тоски умерла. На месте ее погребения выросли цветы, лепестки которых были трех цветов, отражающих Анютину жизнь: белый цвет — надежда, желтый — удивление, фиолетовый — печаль.
Физминутка «Цветы»
Раз, два, три выросли цветы. (Дети встают.)
К солнцу потянулись высоко. (Тянутся на носочках.)
Стало им приятно и тепло! (Смотрят вверх.)
Ветерок пролетал, стебелечки качал (Раскачивают руками влево - вправо над головой.)
Влево качнулись - низко прогнулись. (Наклоняются влево.)
Вправо качнулись – низко пригнулись. (Наклоняются вправо.)
Ветерок убегай! (Грозят пальчиком.)
Цветочки не сломай! (Приседают.)
Пусть они растут, растут,
Детям радость принесут! (Приподнимают руки вверх.)
Ведущий: А о каком цветке пойдет сейчас речь.
Что за фокус новый:
Листик, а лиловый!
Не собьёт ли с толку
Он шмеля и пчёлку? (Иван-да-марья)
На доску прикрепляем картинку с цветком Иван-да-марья.
Родились когда-то в одной семье близнецы – мальчик и девочка, Купала и Кострома. Когда они были еще маленькими детьми, Купалу унесла в далекие края птица Сирин. Спустя много лет молодой человек плыл по реке на лодке, странствуя в незнакомых землях. Тем часом мимо его лодки проплывал девичий венок. Купала подобрал его, а сойдя на берег, встретил и его хозяйку – красавицу Кострому. Молодые люди всем сердцем полюбили друг друга. Они поженились по славянскому обычаю. И лишь потом, придя в родную деревню, узнали о том, что приходятся друг другу родными братом и сестрой.
Иван-да-марья – один из главных символов праздника Ивана Купалы, знак нерушимой любви.
Кроме того, считается, что желтый цвет символизирует огонь, а фиолетовый – воду (росу). Таким образом, иван-да-марья – символ единения противоположностей, знак огня и воды.
Ведущий: И последний цветок, о котором мы сегодня поговорим. Отгадайте загадку.
Вырос во поле цветочек:
Сверху — синий огонечек,
Снизу — тонкий стебелек.
Что за цветик? (Василек)
На доску прикрепляем картинку с цветком Иван-да-марья.
В одной из легенд рассказывается о том, как красивый стройный юноша Василек и русалка полюбили друг друга. Но не сложилось у них счастье: Василек не мог жить без земли, а русалка – без воды. Превратила русалка своего любимого в цветок, надеясь, что когда-нибудь дождевой поток принесет его в реку, но он крепко держится корнями за родную землю.
Ведущий: Подведем итог. О каких цветах вы узнали сегодня нового?
Помните ли вы, почему они так называются?
Ученики: (ответы детей)
Ведущий: Ребята, а теперь послушаем стихи, которые подготовили ваши товарищи.
Ученик 1: Знакомые с детства родные ромашки
Мы рвём на лужайке у тихой реки.
Как белые звёзды средь розовой кашки
Они развернули свои лепестки.
Вся в белое наша полянка одета.
Качает цветы ветерок на лугу.
Ромашки! Ромашки! Я знойного лета
Без вас и представить себе не могу!
Ученик 2: Голубые незабудки
На полянке–там и тут.
Их совсем не ради шутки
Незабудками зовут.
Потому их так назвали,
Чтоб от Родины вдали
Мы с тобой не забывали
Красоту родной земли!
Ученик 3: Покрылось небо грозовою хмарью
Склонясь, трава купается в пыли.
И лишь один цветок - иван-да-марья.
Почуяв дождь не гнется до земли.
Он с любопытством тянет к небу листья.
За всем вокруг внимательно следя.
И две души в его цветущей кисти.
С волненьнем ждут июльского дождя.
Ученик 4: Анютины глазки —
Цветочки из сказки,
В зелененькой травке.
Пестреют они.
Анютины глазки —
Цветочки-раскраски,
И солнечной ласки
Их глазки полны.
Ученик 5: Я василёк, мне часто так говорят:
Ты красив в венке душистом.
А никак не пахнешь сам
Свежим венчиком лучистым
Часто нравишься ты нам.
Твой глазок на ножке твёрдой
Затерялся в колосках
Всё же ты, красавец гордый,
Пусть не нужный на полях
В дни, когда пылает лето,
А в лугах блестит река,
Годен ты лишь для букета
И нарядного венка.
Вопросы для детей:
1. Какие цветы растут на полянках и лугах? (Ромашка, колокольчик, одуванчик, мать-и-мачеха, василёк.)
2. Как называются цветы, растущие на полях и лугах? (Полевые цветы.)
3. Какие цветы цветут в саду? (Роза, гладиолус, пион, астра, георгин.)
4. Как называются цветы, растущие в садах? (Садовые цветы.)
5. Какие цветы выращивают дома на подоконниках? (Герань, бегония, фиалка, кактус, фуксия.)
6. Как называются цветы, за которыми ухаживают дома? (Комнатные цветы.)
Ведущий: Мир цветов удивителен и велик. На земле десятки тысяч цветов – и у каждого своё назначение, свой характер, своя история. Человеку не хватит всей жизни на то, чтобы понять сокровенные тайны цветов. Мы желаем вам просто любить их.
За красоту цветы мы любим,
Их дивный запах, аромат.
Ученик 1:
За радость, что приносят людям,
Им дарим мимолетный взгляд!
Ученик 2:
Цветы не губите, понапрасну не рвите!
Творенье природы всегда берегите!
Ученик 3:
Заботься о Земле своей и продлевая её век.
Береги все цветы – если ты ЧЕЛОВЕК!
Ведущий: Вот и подошло к концу наше увлекательное путешествие в мир цветов.
Мы надеемся, что вам понравилось наше мероприятие, и вы всегда будете не только любоваться этими удивительными созданиями природы - цветами, но и беречь их, чтобы наша земля с каждым годом становилась все краше!
Ученик 1:
Цветы нам дарят настроенье,
И пробуждают вдохновенье,
Как символ чистой красоты,
Ведь очень трудно без мечты!
Ученик 2:
Цветы, как люди, на добро щедры
И, щедро нежность людям отдавая,
Они цветут, сердца отогревая,
Как маленькие теплые костры!
Песня «Цвети, земля моя» (музыка П. Ермишева, слова М. Суворова)