КОУЧИНГ В ОБРАЗОВАНИИ КАК РЕАЛИЗАЦИЯ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС ОО
Основные понятия и вопросы
- Что такое коучинг?
- Философия и основные принципы коучинга.
- Как коучинг связан с новыми ФГОС и стандартом «Педагог»?
- В чем его отличие от других способов профессионального взаимодействия?
- Коучинговый подход и коучинг на разных уровнях компетентности.
- Оптимальные методы обучения и развития на разных уровнях компетентности.
Что такое Коучинг?
Коучинг -это раскрытие потенциала человека с целью максимального повышения его эффективности.
Коучинг не учит, а помогает учиться
Тимоти Голви
Коучинг - это искусство содействовать повышению результативности, обучению и развитию другого человека.
Майлз Дауни
" Профессиональный коучинг " - это непрерывное сотрудничество, которое помогает клиентам добиваться реальных результатов в своей личной и профессиональной жизни. (ICF)
Этический Кодекс ICF Межународной Федерации Коучинга
- Коучингом называется процесс, построенный на принципах партнерства, который стимулирует мышление и творчество клиентов, и вдохновляет их на максимальное раскрытие своего личного и профессионального потенциала.
25,700 членов в более чем в 128 странах
14, 815 сертифицированных членов ICF
(ACC: 9 , 190 ; PCC: 4, 9 59; MCC: 6 64 )
данные на 1 марта 201 5
Философия коучинга Международная Федерация Коучинга
• уважается личный и профессиональный опыт клиента,
• каждый клиент рассматривается как творческая, ресурсная и целостная личность .
Опираясь на этот фундамент, коучи берут на себя ответственность:
- Обнаруживать, прояснять и придерживаться тех целей , которых желает достичь клиент.
- Стимулировать самостоятельные открытия клиента.
- Выявлять разработанные клиентом решения и стратегии.
- Считать клиента ответственным и надёжным.
Коучинг в образовании
Коучинг – это процесс, построенный на принципах партнерства, он стимулирует мышление и творчество учащихся, вдохновляет на максимальное раскрытие своего личностного потенциала.
В образовании коучинг – это инновационная технология, которая позволяет развивать индивидуально-личностные качества обучающихся.
Принципы коучинга
Принципы коучинга
Человек
Живое существо
Человек
Нет неудач и поражений – есть только обратная связь, из которой можно научиться чему-то новому
Принципы коучинга
Система
(все в этом мире взаимосвязано)
Кибернетическая (все взаимодействия двухсторонние)
Голографическая (каждый элемент хранит в себе отпечатки информации )
Мы влияем на окружение, окружение – на нас
Физическая активность - мысли
Принципы коучинга
- Принцип сфокусированности на поиске решения
Для того, чтобы полностью устранить трудность, нет необходимости знать ее причину и ее функцию
Принципы коучинга
подсказывает нам следующее:
Главный принцип коучинга:
«Ты знаешь, ты можешь!»
Компетенции коуча
1) Ясно различает коучинг, консультирование, психотерапию
2) Выказывает истинную заботу о благополучии и будущем клиента
3) Демонстрирует уверенность в работе с сильными эмоциями, способен управлять собой, не позволяя эмоциям клиента доминировать и запутывать себя
4) Позволяет клиенту «выпустить пар» или «разъяснить» ситуацию, не вынося суждений, не принимая какую-либо сторону, чтобы перейти к следующим шагам
5) Задаёт вопросы, провоцирующие совершение открытий, озарение, пробуждающие целеустремлённость и активность
6) Использует подходящий и уважительный по отношению к клиенту язык
7) Раскрывает перед клиентами более широкие перспективы и вдохновляет их на смену точки зрения и нахождение новых возможностей для действий;
8) Отмечает успехи и способности клиента, способствуя их дальнейшему росту;
9) Обобщает собранную информацию и определяет с клиентом план коучинга и цели развития, затрагивающие проблемы и главные области, требующие изучения и развития;
10) Чётко запрашивает от клиента действия, которые продвинут его вперёд к его поставленным целям; Отслеживает происходящее, спрашивая у клиента о тех действиях, за которые клиент взял на себя обязательство на предыдущих сессиях; Узнает, что клиенту удалось сделать, что не удалось, чему он научился, что осознал со времени проведения предыдущей сессии или сессий
Данные компетенции совпадают с профессиональным стандартом «Педагог»
Стандарт Педагог
- Приказ Минтруда России 18.10.2013 №544н
- Владеть формами и методами обучения, в том числе выходящими за рамки учебных занятий: проектная деятельность, лабораторные эксперименты, полевая практика
- Разрабатывать (осваивать) и применять современные психолого-педагогические технологии , основанные на знании законов развития личности и поведения в реальной и виртуальной среде
- Использовать и апробировать специальные подходы к обучению в целях включения в образовательный процесс всех обучающихся , в том числе с особыми потребностями в Образовании…
Стандарт Педагог
- Общаться с детьми, признавать их достоинство, понимая и принимая их
- Находить ценностный аспект учебного знания и информации обеспечивать его понимание и переживание обучающимися
- Владеть профессиональной установкой на оказание помощи любому ребенку вне зависимости от его реальных учебных возможностей, особенностей в поведении, состояния психического и физического здоровья
- Разрабатывать и реализовывать индивидуальные образовательные маршруты, индивидуальные программы развития и индивидуально-ориентированные образовательные программы с учетом личностных и возрастных особенностей обучающихся
ФГОС 5-9, 10-11
Методологической основой Стандарта является системно-деятельностный подход, который обеспечивает:
• формирование готовности обучающихся к саморазвитию и непрерывному образованию;
• проектирование и конструирование развивающей образовательной среды образовательного учреждения;
• активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
• построение образовательного процесса с учётом индивидуальных, возрастных, психологических, физиологических особенностей и здоровья обучающихся.
ФГОС 5-9
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
Вопросы коуча:
-Что ты хочешь?
-Что будет наилучшим результатом?
-Почему это важно?
-Как поймешь, что достиг результата?
-Формат конечного результата
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
(утвержден приказом Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413)
ФГОС 5-9
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать:
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей , в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
Как ты можешь этого достичь?
Техника обратного планирования
Методы выбора (например, Декартовы координаты)
ФГОС 5-9
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать:
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами , осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
Стимулирование осознанности. Шкалирование
ФГОС 5-9
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать:
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
Типичный процесс коучинга (модель GROW):
1.Постановка цели ( goal)
2.Оценка реальности ( reality)
3.Поиск и осуществление выбора (options)
4.Планирование действий ( will)
ФГОС 10-11
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать:
1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях
Фактически, это определение коучинга
ФГОС 10-11
Личностные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать:
6) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми , достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
Коучинг – диалог «на равных», открытый, безоценочный, направленный на достижение осознания и результата
Способ воздействия
- наставничество,
- тьюторство,
- коучинг.
Отличие наставника и тьютора от коуча :
Личностные качества учителя,
отражающие его субъектную статусную позицию в образовательном процессе
Наставник (управленец),посредством властных полномочий, инструктирования, указаний и систематического контроля направляет деятельность на решение сиюминутных педагогических задач
Осуществляя индивидуальный подход с учетом индивидуальных особенностей учащихся (уровень обученности, обучаемости и воспитанности), обеспечивает успешное усвоение базовых знаний, умений и навыков
Тьютор (организатор, советчик), организующий деятельность по решению образовательных и жизненных проблем в конкретных ситуациях и предлагающий способы их решения
Диагностируя образовательные и личностные особенности учащихся и их познавательный и творческий потенциал направляющими советами обеспечивает успешное решение частных проблем в зоне ближайшего развития обучающихся
Коуч (партнер), актуализирующий посредством открытых вопросов, обращенных к внутренним ресурсам, субъектную активность в достижении успеха и сопровождающий в долговременном индивидуально-личностном развитии
Стимулируя рефлексию обучающихся своих образовательных и жизненных потребностей, целей, своих потенциальных возможностей и индивидуальных особенностей, создает условия для самостоятельной успешной, компетентностной деятельности, для проектирования индивидуального образовательного маршрута, для индивидуально-личностного саморазвития
Отличие наставника и тьютора от коуча :
Установки на обучаемость и развитие учащихся
Ребенка нужно всему учить, так как сам он ничему научиться не может. Научить его можно только в зоне его актуального состояния. Уровень его развития предопределен генетически.
Ученик способен сам овладевать знаниями и умениями, если обучение осуществляется под руководством учителя (взрослого) с опережением его актуального состояния, но в зоне ближайшего развития, а содержанием обучения являются способы решения познавательных задач и проблем
Изменения и развитие не только возможны, но и неизбежны. Для этого у каждого есть все необходимые ресурсы. Видеть в ученике только хорошее и обращаться с ним, как с полноценным, умным, сильным, способным, умелым и талантливым.
Каждый ученик делает в данной ситуации наилучший выбор для себя.
В основе любого действия ученика – позитивное намерение
Отличие наставника и тьютора от коуча :
Предпочитаемые методы и технологии обучения
Инструктирование и указания.
Объяснительно-иллюстративное изложение.
Репродуктивные упражнения.
Алгоритмические предписания.
Контроль качества усвоения ЗУНов и нормативного поведения
Задачный метод.
Проблемное изложение.
Проблемно-поисковое и проблемно-исследовательское обучение.
Имитационно-игровое обучение.
Учебная дискуссия.
Метод проектов.
Мозговой штурм.
Метод критического мышления
Беседа посредством открытых и «сильных» вопросов.
Лестница вопросов по логическим уровням и лестница (пирамида, спираль) достижений.
Тоны голоса.
Метод глубинного слушания.
Индивидуальные и групповые коуч-сессии.
Партнерское сотрудничество.
Колесо жизненного баланса.
Шкалирование.
Линии времени.
Метод планирования Гантта.
Стратегия творчества У.Диснея.
Мозговой штурм WORLD CAFE
Коуч (партнер, фасилитатор, сопровождающий) не дает указаний, не советует, не консультирует, не решает чужие проблемы. Он актуализирует посредством открытых вопросов, обращенных к внутренним ресурсам личности, субъектную активность в достижении успеха и сопровождает человека в долговременном индивидуально-личностном развитии.
Уровни компетентности. Лестница мастерства
Коучинговый подход
Коучинг
Практика
Тренировка
Практика
Коучинг
Неосознанная компетентность
Информи-рование
Обучение
Тренинг
Урок
Осознанная компетентность
Опыт
Тестиро-вание
Наставни-чество
Осознанная некомпетентность
Неосознанная некомпетентность
Уровни развития компетенций
Коуч-сессия и урок
Коуч-сессия
Урок
Создание доверительных отношений
Приветствие, позитивный настрой на урок
Постановка цели
Вызов, постановка цели
Опыт
Осмысление содержания
Первые шаги
соотнесение «новой» информации со старой, используя знания, полученные на стадии осмысления
Итоги, ценность
Рефлексия
Благодарность
Благодарность
4 вопроса планирования
Целеполагание на уроке
Формат конечного результата
Целеполагание на уроке
Формат конечного результата
Коуч технологии
- Беседа посредством открытых и «сильных» вопросов.
- Лестница вопросов по логическим уровням и лестница (пирамида, спираль) достижений.
- Тоны голоса.
- Метод глубинного слушания.
- Индивидуальные и групповые коуч-сессии.
- Партнерское сотрудничество.
- Колесо жизненного баланса.
- Шкалирование.
- Линии времени.
- Метод планирования Гантта.
- Стратегия творчества У.Диснея.
- Мозговой штурм WORLD CAFE
Колесо жизненного баланса
10
1
Линия времени
Шкалирование
Поддерживающая среда
Вопросы, расширяющие рамки привычного мышления
Сдвиг точки зрения
- Представьте, что Вы смотрите на ситуацию глазами ____________, что бы он Вам сказал?
- Посмотрите на себя глазами человека, который Вас любит. Что Вы замечаете?
Сдвиг на систему
- Давайте посмотрим с точки зрения всей организации в целом?
- Если бы твоя семья была живым существом, то каковы были ее самые глубинные потребности?
Сдвиг во Времени
- Представьте, что с того момента, как Вы сделали выбор, прошел год, и Вы замечаете результаты – опишите, что происходит?
Диаграмма Ганта
График Ганта — это контрольная схема, на которой по горизонтали отмечают время, а по вертикали — виды деятельности или задания. Горизонтальные квадраты представляют собой сроки выполнения каждого задания, а дополнительные пометки в каждом горизонтальном квадратике означают реальное выполнение задания
Мозговой штурм WORLD CAFE («Мировое кафе»)
Этап
Деятельность
ведущий
Вводный
Начальный раунд обсуждений (разговоров)
«хозяин стола»
- рассказывает об особенностях работы, правилах и ожидаемом результате;
- ставит вопрос или тему на раунды обсуждения;
- знакомит с хозяевами столов
- во время разговора прохаживается вокруг столиков, поддерживает и подталкивает всех к участию;
- вежливо сообщает, что настало время пересесть за другой столик и начать следующий
раунд разговора;
- напоминает участникам, что следует делать заметки ключевых идей, набрасывать схемы и рисовать на скатерти;
- следит за тем, чтобы по возможности все ключевые идеи были записаны и
визуализированы, собраны и обсуждены;
- напоминает участникам, что, если им некомфортно по какой-то причине за столиком, то они могут отойти в сторонку, записать свои мысли на стикере, затем приклеить на скатерть
участники
приглашает гостей за столики;
- фокусирует внимание на теме работы столика
Раунд путешествий
(2 перехода)
- делятся (объединяются) в группы;
- знакомятся с хозяевами столов
- без критики фиксирует идеи;
- направляет вектор обсуждения в нужное русло (без явного вмешательства)
Окончательный раунд обсуждений (разговоров)
-получают время на поиск всех вариантов ответа на вопрос, записывают, зарисовывают и
набрасывают ключевые идеи на скатертях или делают заметки на стикерах.
- приветствует новых «гостей»;
- вводит в тему разговора и рассказывает о том, что наработано предыдущей группой;
- приглашает гостей соединить и
установить связи с идеями, принесенными из предыдущих разговоров;
- внимательно
слушает и встраивает в общую копилку вклады участников;
- напоминает сидящим за столиком о том, что следует кратко записывать ключевые идеи, мысли, как только они «всплывают»;
- фиксирует слоганы, девизы, «крылатые» выражения
Галерея идей
(«Вернисаж бумажных скатертей», «Сбор урожая» - идеи столов озвучиваются и объединяются в общее видение, представляются наглядно и визуально понимаются)
Становятся путешественниками или «послами понимания, значений и смысла».
Путешественники переносят идеи, темы или вопросы в свои новые разговоры.
Новые участники дополняют список своими идеями. Для наглядности новые идеи записывают маркером другого цвета, возможно, в другом секторе листа
Вопросы:
- О чем нам важно помнить?
- Это все, что необходимо для данного вопроса?
- Кто еще может нам помочь?
- Что позволит успешно выполнить задачу?
- Что надо улучшить в следующий раз?
Возвращаются за свои столы и подводят итоги обсуждения, систематизируют идеи, делают выводы и представляют их наглядно на скатерти. Например, выделяют несколько ключевых идей
Презентует результаты работы групп
- участвуют в обсуждении, кластеризация идей, консолидация идей
Спасибо за внимание!