СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Коучинг в работе современного педагога.

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Одним из требований федерального государственного образовательного стандарта школьного образования является внедрение инновационных форм работы с учащимися, стимулируя педагогов к поиску новых, более эффективных методов работы.

Инновационные технологии в образовании используются, в первую очередь, для решения актуальных проблем, одной из которых является несформированность мотивации – как в учебной, так и внеучебной деятельности.

В педагогической практике используется огромное количество различных инновационных технологий для развития мотивационной сферы.

 коучинг - технология является мощным средством для развития ребенка, так как основана на интерактивном общении, дискуссии (вопрос – ответ, где ребенок сам находит пути решения проблемы.

Коучинг (анг. Coaching – обучение, тренировка) в сфере образования рассматривается, как продолжительное сотрудничество субъектов воспитательно-образовательного процесса, которое помогает достигать высоких результатов во всех сферах жизнедеятельности.

В основе коучинг – подхода при воспитании лежит идея о том, что ребенок является не пустым сосудом, который надо наполнить знаниями и установками. Ребенок более похож на жёлудь, который уже содержит в себе весь потенциал, чтобы стать могучим, прекрасным дубом. Необходимо питание, поощрение, свет, чтобы достичь этого, но способность вырасти — уже заложена в каждом ребенке.

Коучинг — это искусство содействовать обучению и развитию другого человека. Активная форма развития познавательной активности и совместной деятельности.

 Коуч отличается от педагога тем, что не дает советов, жестких рекомендаций и готовых алгоритмов решения. Он не говорит: «надо делать так, а вот так делать не надо», а создает условия для того, чтобы ребенок сам понял, что ему надо делать, стимулирует творческий поиск решений и поддерживает решимость воспитанника достигать целей и осуществлять изменения в своей деятельности. Другими словами, в процессе коучинга ребенок находят свой, уникальный способ достижения цели, а коуч создает креативную атмосферу, особое пространство поиска альтернатив, атмосферу доверия, где ребенок чувствует, что его идеи и предложения не остаются без внимания.

Таким образом, коучинг построен на мотивированном взаимодействии двух сторон.

Коучинг проходит в 7 этапов:

1 этап – установление партнерских взаимоотношений между коучем и ребенком;

2 этап – совместное определение задач для достижения конкретной цели;

3 этап – исследование текущей проблемы (ситуации);

4 этап – определение внутренних и внешних препятствий на пути к результату;

5 этап – выработка и анализ возможностей для преодоления трудностей в решении проблемы;

6 этап – выбор конкретного варианта действий и составление плана действий;

7 этап – договоренность о том, что конкретно должно быть сделано к определенному сроку.

А если сказать это коуч – вопросами, то это будет выглядеть примерно так:

«Чего ты хочешь?»

«Что ты имеешь сейчас? Что сейчас происходит?»

«Что можно сделать?»

«Что ты будешь для этого делать сегодня?»

Детский коучинг отличается от взрослого, имеет свои особенности. Повторюсь, сказав, что коучинг – это метод поиска оптимального решения в какой-либо ситуации с помощью вопросов, которые задает коуч своему собеседнику. То есть у человека есть проблема или вопрос, который он хочет решить и коуч не дает ему советов – сделай так-то и так-то, а задает вопросы, и уже сам человек, отвечая на них, самостоятельно находит решение своей проблемы. Насколько это происходит быстро и эффективно зависит от профессионализма коуча.

Может быть, кому-то показалось, что коучинг – это слишком сложно. Но не переживайте, для профессиональной работы со взрослыми, действительно нужно профессиональное обучение, но для работы с ребенком важно просто понять смысл и сам метод коучинга и просто начать его использовать вместо чтения моралей и наставлений.

Давайте сразу все рассмотрим на примере – так будет проще понять сам метод и его использование.

Ребенок что-то делает не так, например, пытается ложкой есть спагетти.

Стандартное поведение взрослого: «Спагетти надо есть вилкой». При этом ребенок не думает, а просто принимает новую для него догму, спущенную свыше. С точки зрения развития личности – это минус.

Коучинг: взрослые кладут перед ребенком ложку, нож и вилку – и говорят: «Как ты думаешь, чем удобнее есть спагетти?» Тогда ребенок начинает думать. В данной ситуации взрослый выступает в роле коуча и может задавать наводящие вопросы: «Как можно ложкой поднять спагетти? А как можно вилкой? А как еще? и т. д.» И тогда ребенок, думая, исследуя, сам приходит к нужному решению, а когда он пришел к нему сам – это совсем другое, не навязанное сверху без объяснений решение, это его самостоятельное решение, выбор, оно намного весомее, понятнее и полезнее и способствует развитию креативного мышления.

Может быть спагетти слишком примитивный пример, и это не очень повлияет на формирование ребенка, но если этот метод применять в серьезных вопросах, его значение и влияние на личность ребенка сложно переоценить.

Еще несколько коуч – вопросов, которые вы можете использовать в воспитании своих детей:

Как ты думаешь, можно ли это сделать по-другому?

А если бы ты поступил так-то, то какой бы был результат, как ты думаешь?. А если вот так поступить?

Если так часто делать, то к чему это может привести, расскажи несколько вариантов.

Как ты думаешь, то, что ты сделал – это хорошо? Это приносит пользу тебе и окружающим людям? Почему?

«Волшебные вопросы», направляющие ребенка:

Что ты хочешь?

А зачем тебе это?

Как ты думаешь, почему у тебя этого нет?

Что может повлиять на изменение ситуации?

Что ты будешь делать?

Какие могут быть последствия для тебя и других?

Что для тебя в этом самое трудное?

Что бы ты посоветовал другому, окажись он на твоем месте?

Я не знаю, что делать дальше. А ты как думаешь?

Что ты должен уметь? Где и как будешь этому учиться?

Кто и чем может тебе помочь?

Какие знания тебе нужны?

Где и как можешь получить эти знания?

Коучинг на практике.

Коучинг для родителей базируется на принципах позитивного родительства, которые позволяют выстраивать отношения с ребенком на основе сотрудничества и любви, а не подавления и страха. Коучинг позволяет родителям справиться со многими вызовами в воспитании, например, как правильно реагировать, когда ребенок выражает негативные эмоции. А их он должен иметь возможность выражать.

Интересно также, что механизм, который помогает ребенку развиваться и прогрессировать – это механизм сосредоточенности и привязанности к родителям. Механизм любви по отношению к ним. Но собственной самооценки, и любви к самим себе у детей нет, они развивают их позже.

Поэтому дети могут научиться любить себя только благодаря тому, как к ним относятся их родители: что они им говорят, как говорят, что о них думают, что и как делают. Понимание этих особенностей позволяет выделить принципы позитивного родительства, а также возрастные коуч-периоды в работе с детьми: до 7 лет, 7-14 лет и старше 14 лет, каждый из которых характеризуется своими особенностями.

Итак, принципы позитивного родительства Ребенок может быть другим или отличаться от других Ребенок может совершать ошибки Ребенок может выражать негативные эмоции Ребенок может хотеть большего Ребенок может сказать «нет», но последнее слово остается за родителями

Соблюдение этих принципов родителями с поддержкой коуча при общении с ребенком дает возможность ему стать яркой личностью, с пониманием и осознанием им своих желаний, с адекватной самооценкой.

Справедливо будет отметить, что идеи коучинга в большинстве своем провозглашал еще Сократ, но его философия не нашла должного понимания в обществе. "Я не могу никого ничему научить, я только могу заставить думать".

 

Просмотр содержимого документа
«Коучинг в работе современного педагога.»

Коучинг в работе современного педагога.   Самойлова Светлана Алексеевна заместитель директора по ВР МБОУ СОШ №5 им. К.П. Феоктистова

Коучинг в работе современного педагога.

Самойлова Светлана Алексеевна

заместитель директора по ВР

МБОУ СОШ №5 им. К.П. Феоктистова

Знание Творчество учителя ученики родители Совместная работа по преодолению барьеров в обучении и развитию творческих способностей УСПЕХ 2

Знание

Творчество

учителя

ученики

родители

Совместная работа по преодолению барьеров в обучении и развитию творческих способностей

УСПЕХ

2

«Коучинг» — процесс, в ходе которого личность должна самым эффективным способом управлять собой самостоятельно. ученики учителя Гибкость (готовность воспринимать идеи других); Настойчивость (не откладывать трудные задачи); Осознание (отслеживание хода своих рассуждений и рассуждений других людей); Поиск компромиссных решений; Коммуникативность. Усилие и внимание не на своем собственном преподавании, а на развитии у обучающихся умений обучаться  Развитие мотивационной сферы учащихся Content Layouts  Быть самомотивированными обучающимися; Развивать позитивное отношение к обучению ; Развивать позитивное отношение к самим себе. 3

«Коучинг» — процесс, в ходе которого личность должна самым эффективным способом управлять собой самостоятельно.

ученики

учителя

Гибкость (готовность воспринимать идеи других);

Настойчивость (не откладывать трудные задачи);

Осознание (отслеживание хода своих рассуждений и рассуждений других людей);

Поиск компромиссных решений;

Коммуникативность.

Усилие и внимание не на своем собственном преподавании, а на развитии у обучающихся умений обучаться

Развитие мотивационной сферы учащихся

Content Layouts

Быть самомотивированными обучающимися;

Развивать позитивное отношение к обучению ;

Развивать позитивное отношение к самим себе.

3

Качества, необходимые педагогу:  (по К. Роджерсу) Открытость своим мыслям и переживаниям, способность их адекватно выражать в общении с другими; Принятие ученика как личность, уверенность в его творческий потенциал; Педагогический оптимизм; Эмпатическое понимание, т.е. возможность посмотреть на окружающий мир глазами ученика. Критическое мышление2 3

Качества, необходимые педагогу: (по К. Роджерсу)

  • Открытость своим мыслям и переживаниям, способность их адекватно выражать в общении с другими;
  • Принятие ученика как личность, уверенность в его творческий потенциал;
  • Педагогический оптимизм;
  • Эмпатическое понимание, т.е. возможность посмотреть на окружающий мир глазами ученика.

Критическое мышление2

3

Репрезентативные системы

Репрезентативные системы

3

3

Раппорт 3

Раппорт

3

«Волшебные вопросы», направляющие ребенка:   Что ты хочешь? А зачем тебе это? Как ты думаешь, почему у тебя этого нет? Что может повлиять на изменение ситуации? Что ты будешь делать? Какие могут быть последствия для тебя и других? Что для тебя в этом самое трудное? Что бы ты посоветовал другому, окажись он на твоем месте? Я не знаю, что делать дальше. А ты как думаешь? Что ты должен уметь? Где и как будешь этому учиться? Кто и чем может тебе помочь? Как ты думаешь, можно ли это сделать по-другому? А если бы ты поступил так-то, то какой бы был результат, как ты думаешь?. А если вот так поступить? Если так часто делать, то к чему это может привести, расскажи несколько вариантов. Как ты думаешь, то, что ты сделал – это хорошо? Это приносит пользу тебе и окружающим людям? Почему?

«Волшебные вопросы», направляющие ребенка:

  • Что ты хочешь?
  • А зачем тебе это?
  • Как ты думаешь, почему у тебя этого нет?
  • Что может повлиять на изменение ситуации?
  • Что ты будешь делать?
  • Какие могут быть последствия для тебя и других?
  • Что для тебя в этом самое трудное?
  • Что бы ты посоветовал другому, окажись он на твоем месте?
  • Я не знаю, что делать дальше. А ты как думаешь?
  • Что ты должен уметь? Где и как будешь этому учиться?
  • Кто и чем может тебе помочь?
  • Как ты думаешь, можно ли это сделать по-другому?
  • А если бы ты поступил так-то, то какой бы был результат, как ты думаешь?. А если вот так поступить?
  • Если так часто делать, то к чему это может привести, расскажи несколько вариантов.
  • Как ты думаешь, то, что ты сделал – это хорошо? Это приносит пользу тебе и окружающим людям? Почему?
  Комплексные эквиваленты - слова, являющиеся условными обозначениями определенного поведения.   «Каждый человек вкладывает в определенное понятие свой смысл» Комплексный эквивалент Когда проявляю я… Уважение Проявляют по отношению ко мне… 1) Внимательно слушаю его и делаю то, что он попросит 2) Стараюсь быть предельно пунктуальным 3) Стараюсь сделать больше, чем человек просит  Дружба 1. 2. 3. 1) Человек делает то, что я его прошу аккуратно и тщательно 2) Проявляет пунктуальность 3) Не будет говорить за моей спиной обо мне, а будет говорить прямо  1. 2. 3.  Если вы знаете хотя бы шесть поведенческих проявлений одного комплексного эквивалента, то у вас есть шанс наладить эффективную коммуникацию с любым человеком.

Комплексные эквиваленты - слова, являющиеся условными обозначениями определенного поведения.

«Каждый человек вкладывает в определенное понятие свой смысл»

Комплексный эквивалент

Когда проявляю я…

Уважение

Проявляют по отношению ко мне…

1) Внимательно слушаю его и делаю то, что он попросит

2) Стараюсь быть предельно пунктуальным

3) Стараюсь сделать больше, чем человек просит

Дружба

1.

2.

3.

1) Человек делает то, что я его прошу аккуратно и тщательно

2) Проявляет пунктуальность

3) Не будет говорить за моей спиной обо мне, а будет говорить прямо

1.

2.

3.

Если вы знаете хотя бы шесть поведенческих проявлений одного комплексного эквивалента, то у вас есть шанс наладить эффективную коммуникацию с любым человеком.

 Коучинг для родителей базируется на принципах позитивного родительства, которые позволяют выстраивать отношения с ребенком на основе сотрудничества и любви, а не подавления и страха. Принципы позитивного родительства: Ребенок может быть другим или отличаться от других Ребенок может совершать ошибки Ребенок может выражать негативные эмоции Ребенок может хотеть большего Ребенок может сказать «нет»,  но последнее слово остается  за родителями

Коучинг для родителей базируется на принципах позитивного родительства, которые позволяют выстраивать отношения с ребенком на основе сотрудничества и любви, а не подавления и страха.

Принципы позитивного родительства:

  • Ребенок может быть другим или отличаться от других
  • Ребенок может совершать ошибки
  • Ребенок может выражать негативные эмоции
  • Ребенок может хотеть большего
  • Ребенок может сказать «нет»,

но последнее слово остается

за родителями

Коучинг построен на мотивированном взаимодействии двух сторон.   Коучинг проходит в 7 этапов : 1 этап – установление партнерских взаимоотношений между  коучем и ребенком (родителем) ; 2 этап – совместное определение задач для достижения конкретной цели; 3 этап – исследование текущей проблемы  (ситуации) ; 4 этап – определение внутренних и внешних препятствий на пути к результату; 5 этап – выработка и анализ возможностей для преодоления трудностей в решении проблемы; 6 этап – выбор конкретного варианта действий и составление плана действий; 7 этап – договоренность о том, что конкретно должно быть сделано к определенному сроку.

Коучинг построен на мотивированном взаимодействии двух сторон.

  • Коучинг проходит в 7 этапов :
  • 1 этап – установление партнерских взаимоотношений между  коучем и ребенком (родителем) ;
  • 2 этап – совместное определение задач для достижения конкретной цели;
  • 3 этап – исследование текущей проблемы  (ситуации) ;
  • 4 этап – определение внутренних и внешних препятствий на пути к результату;
  • 5 этап – выработка и анализ возможностей для преодоления трудностей в решении проблемы;
  • 6 этап – выбор конкретного варианта действий и составление плана действий;
  • 7 этап – договоренность о том, что конкретно должно быть сделано к определенному сроку.
Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!