СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Краеведческая работа в школе как средство формирования географических компетенций школьников

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Краеведческая работа в школе как средство формирования географических компетенций школьников 

Просмотр содержимого документа
«Краеведческая работа в школе как средство формирования географических компетенций школьников»

Краеведческая работа в школе как средство формирования географических компетенций школьников



Педагогическая ценность обучения географии на основе изучения родного края была осознана давно. Уже достаточно отчетливо эта идея формулировалась в «Великой дидактике» Я. Коменского в первой половине XVII в. В краеведении, также, как и в географии, предметом изучения является местность, территория. Сам термин «краеведение» означает, что изучается территория, определяемая понятием «родной край». В школьном краеведении главная роль в изучении принадлежит учащимся под руководством учителя.

Сущность школьного краеведения заключается во всестороннем изучение учащимися в учебно-воспитательных целях определенной территории своего края по разным источникам и главным образом на основе непосредственных наблюдений под руководством преподавателя. В процессе краеведческой работы учащиеся самостоятельно усваивают учебный материал и приобретают навыки, необходимые в жизни, готовятся к практической деятельности и расширяют общеобразовательные знания. В изучение географии краеведения – одно из средств осуществления воспитывающего обучения.

Работы, связанные с изучением родного края, помогают формированию географических понятий. Материал о природе края, хозяйственной деятельности местного населения может использоваться в качестве примеров и иллюстраций на уроках, в своем краю имеется больше возможностей и условий для практического применения приобретенных знаний. Таким образом, школьное краеведение необходимо рассматривать не только как деятельность учащихся, направленную на изучение края, но и как одно из условий, обеспечивающих изучение географии на конкретном жизненном материале.

Краеведение преследует две задачи: одна из них – всестороннее изучение своей местности и накопление краеведческого материала, другая – использование этого материала в преподавании. Они друг с другом очень связанны: решение первой открывает путь второй. Обязательное использование в преподавании приобретенных краеведческих знаний – главное назначение школьного краеведения. Главное назначение краеведения состоит в том, чтобы дать возможность 59 учащимся в знакомой местности, в повседневной обстановке наблюдать географическую действительность в соотношениях и связях ее отдельных компонентов и результаты наблюдений на уроках для формирования понятий, составляющих основу географической науки. Благодаря этому устраняется абстрактность географических понятий и механическое их усвоение. В школьном курсе географии немало таких понятий, которые могут быть усвоены только на основе краеведческого материала. Опыт работы показывает, что понятие о расходе реки, строении долины, почве и другие хорошо усваиваются, если их изучение самостоятельно проводится учащимися в реальной действительности.

Обучение с использованием краеведческого материала значительно облегчает усвоение географических понятий. Опираясь на конкретные знания о родном крае, учащиеся расширяют свои представления до понимания научных закономерностей. Велико значение школьного краеведения в охране природы. Занимаясь краеведением, учителя знакомят учащихся с конкретными примерами преобразования природы края, а учащиеся обычно активно включаются в работу по ее охране. В процессе краеведения могут быть учтены все ценные природные объекты, исторические памятники и места отдыха. А это первое условие для осуществления работы по охране природы и рациональному использованию ее богатств. Изучение своей местности открывает школьникам возможность активно включаться в общественно полезный труд, принять участие и в дальнейшем обогащении родного края.

При этом различный характер содержания краеведения и многообразие форм его осуществления позволяет учащимся найти для себя применение в соответствии со своими интересами, склонностями и силами. Краеведение – самая доступная и очень обширная сфера применения приобретаемых учащимися знаний и умений. Особенно оно способствует развитию навыков общественной работы. В краеведении возникают общие интересы и ответственность, которые укрепляются сознанием полезности дела и реальными результатами работы. Краеведение помогает видеть красоту природы, находить прекрасное в народном творчестве, с чем навсегда свяжутся незабываемые образы родного края. А это имеет огромное значение для воспитания патриотизма.