III. Осмысление новой информации. С помощью метода «Подумать – сговориться - обсудить» осуществляет усвоение нового материала. -С чем сравнивает родничок? Ученики демонстрируют свои знания. Проводят игру «Хочу спросить». Ученики задают вопросы, читать текст. - О какой осени рассказывает автор? - Что представили, слушая стихотворение? -Прочтите стихотворение самостоятельно молча и дополните картину Чтение 1 части. 1 группа Дети читают 1 часть вслух. - Что представили? - Что сказано о ласточках? - Что значит «пропали»? - О каких ещё птицах говорится в этой части? - Когда грачи летали? - Что такое заря? - В этом стихотворении автор говорит о вечерней заре. ( Слайд) - Почему следующая строчка начинается со слова «всё» (Значит, только грачи летали.) -С чем сравнивает автор стаю грачей? ( С сетью) - Почему используется такое сравнение? (показ слайда) - Сравнивая стаю с сетью, автор использует приём, который называется – сравнение. - Как летала стая, похожая на сеть? - Что значит «мелькала»?( Работа со словарём) ( Показ действия на слайде) - Где мелькала стая? - Для чего автор использует слово «вон»? - Как прочитаете это слово? - Мы закончили разбор первой части стихотворения. Теперь нужно подготовить выразительное чтение этой части. 2 группа: Чтение 2 части. - Прочитаем 2 часть вслух. - Какую картину увидели? - Что услышали? - Прочитайте 1 и 2 строчки. - О каком явлении природы говорит автор? - Как автор сказал об этом? - Что значит спится? - Прочитайте 3 строчку. - Почему лист, а не листья? - Почему лист сухой? - Что значит валится? - Обратите внимание на ударение в этом слове. - Ещё раз прочитайте строчку, в которой говорится о листе. - Что услышали? ( Повторяется звук [с]) - Автор, подобрав такие слова, создаёт шорох листьев звуками. Такой приём называется – звукопись. - Прочитайте последние строчки этой части. - Какой образ появился? ( Образ ветра) - Что сказано о ветре? - О ком можно так сказать? - Ветер, как человек – злится. Здесь автор использует приём – олицетворение. -Какое слово в этой строчке подскажет, как читать эти слова? - Как ветер может стучать в окно? - Подготовьте выразительное чтение этой части по плану самостоятельно. - Кто попробует прочитать? - Почему прозвучало по-разному? 3 группа: Чтение 3 части. - Прочитаем 3 часть вслух. - В предыдущих частях автор рисует картину природы, а в этой части он говорит о своих чувствах. - Докажите. Найдите эти строчки, прочитайте. - О чём просит автор? - Почему? - Какой знак стоит в конце предложения? - Для чего автор использует этот знак? - Автор просит зиму поскорее наступить. - Какие птицы уносят на крыльях последние дни осени? (Журавли) - Как они летят? - Почему они кричат? - Они, действительно, испугались? - Автор сравнивает. Определите, какой прием использовал автор? (Сравнение) - Почему журавли кричат? - Куда летят птицы? - Обратите внимание на постановку запятых в этих строчках. После слова «раскричавшись», необходимо сделать паузу, почему? - Подготовьте выразительное чтение этой части плану самостоятельно. - Обратите внимание на знак, который стоит в конце 3 части. Как он называется (Многоточие) - Как вы думаете, почему здесь поставлен этот знак? - Я думаю, что вам будет интересно узнать, как заканчивается это стихотворение. Работа для группы: Отгадай загадку - Это кто такой садовник? Полил вишню и крыжовник, Полил сливы и цветы, Вымыл травы и листы. - Бежал по тропинке луговой Кивали маки головой Бежал по речке голубой Речка сделалась рябой. (Ветер) | А как сумерки настали Нам по радио сказали Что и завтра он придет И польет наш огород. (Дождь) - Утром бусы засверкали Всю траву собой заткали, А пошли искать их днем, Ищем, ищем, не найдем. (Роса) | . Игра “Угадай-ка!” Детям готовлю карточки с отрывками стихотворений, которые изучали в этом разделе. Учащиеся выходят к доске, выбирают карточку, выразительно читают отрывки из стихотворений, называют автора и название стихотворения. Карточка № 1 Ласточки пропали, А вчера зарей Все грачи летали Да как сеть мелькали Вон над той горой (А. Фет) | Карточка № 2 Осень наступила, Высохли цветы, И глядят уныло Голые кусты Вянет и желтеет Травка на лугах. Озимь на полях. (А.Плещеев) | Карточка № 3 Закружилась листва золотая В розоватой воде на пруду, Словно бабочек легкая стая С замиранием летит на звезду. (С. Есенин) | Карточка № 4 Есть в осени первоначальной Короткая, но дивная пора – Весь день стоит как бы хрустальный, И лучезарны вечера… | Карточка № 5 Поспевает брусника Стали дни холоднее, И от птичьего крика В сердце стало грустнее. Стаи птиц улетают Прочь, за синее море. Все деревья блистают В разноцветном уборе. (К. Бальмонт) | |