Автор: Межина Ирина Васильевна, учитель биологии МБОУ «Черлакская СОШ» Нововаршавского муниципального района Омской области 2020 год
Программа внеурочной деятельности для обучающихся 5-9 классов
«Юный растениевод»
Земля от века учит жить правдиво,
Её уроки не забыть вовек…
Пояснительная записка
В программе раскрываются подходы организации выращивания рассады овощных и декоративных культур на пришкольном участке. Для детей сельской и городских школ тема актуальна, так как многие школы имеют пришкольные участки, где выращивают овощи, цветы во время летней трудовой практики. Учитывая то, что наша местность (Омская область) находится в определенных климатических условиях, где теплое время года ограничено, для получения будущего урожая необходимо выращивать рассаду заранее.
Курс будет полезен многим ученикам, имеющим в личном хозяйстве собственные огороды и дачные участки, помогающим родителям в выращивании овощей.
Данный курс предполагает проведение опытнических исследовательских работ и проектов в области растениеводства.
Курс рассчитан на включение практических работ по биологии5-6 класса из школьной программы в темах изучения растений, классов растений и их семейств, так как часов на изучение предмета мало (всего 1 час в неделю). Ведение данного курса может помочь учителю при планировании программы биологии увеличить количество часов на обучение других основных тем предмета.
Отличительная особенность курса заключается в том, что в нем происходит воспитание интереса к профессиям аграрного направления. Предлагаемый курс «Юный растениевод» позволяет через организованную собственную деятельность, через личный опыт приобщить обучающихся 5-9 классов к работе на земле, способствует развитию навыков исследовательской деятельности, интереса к профессиям аграрного направления.
Главная цель, которую преследуют педагоги при этом-это привить любовь к земле, способствовать тому, чтобы сельские дети возвращались в село, развивали современный бизнес в сельском хозяйстве.
Курс краткосрочный, представляет вариант организации внеурочной деятельности школьников 5-9 классов.
Курс рассчитан на 18 часов и предполагает распределение часов на апрель – май месяц (4 четверть).
Проведение занятий - 2 раза в неделю.
Программа курса позволяет учителю:
- задать предполагаемый конечный результат обучения;
- оперативно вносить изменения непосредственно в процессе обучения;
- позволяет отследить предварительную оценку качества знаний и прогнозировать качество образования на заключительном этапе курса.
Цель курса: способствовать получению навыков у обучающихся по выращиванию рассады овощных и цветочных культур.
Задачи:
1.приобщить детей к сельскохозяйственному труду;
2. показать возможность применения знаний, полученных на уроках «Биологии»;
3.повышать мотивацию к исследовательской и проектной деятельности в области растениеводства;
4.способствовать повышению интереса обучающихся на выбор профессий сельскохозяйственного направления;
5.способствовать развитию экологического воспитания обучающихся, экологически грамотной личности.
Для реализации поставленных задач курса в дальнейшем, после изучения курса предполагается работа школьников на пришкольном участке в весенне-летний и осенний периоды.
С детьми под руководством учителя организуются разные виды деятельности:
коллективная, парная
групповая, звеньевая
индивидуальная работа.
Формы работы:
- теоретические занятия;
- практические работы;
- закладка опытов;
- самостоятельные наблюдения;
- исследовательские работы;
- проектные работы по изучению условий выращивания рассады овощей и цветов.
Формы контроля:
1. Научно-практические конференции школьников (школьные, муниципальные ит.д.)
2. Конкурс исследовательских работ
3. Конкурс на оформление цветочных клумб, (конкурс проектов)
4.Качество выращенной рассады.
Предполагаемые результаты освоения курса
Учащиеся получат знания:
что такое почва, плодородие, её структура и химический состав;
способы повышения плодородия почвы с помощью внесения удобрений;
разнообразие овощных и цветочных культур, выращиваемых рассадным способом;
агротехнические приемы выращивания рассады;
Учащиеся научатся:
отбирать необходимые семена, производить калибровку, проверять их всхожесть, производить посев;
использовать органические удобрения для повышения плодородия и качества почвы;
проводить работу по проведению агротехнических приемов выращивания рассады;
проводить прореживание и пересадку растений;
проводить закалку семян и рассады;
проводить опыты с растениями на учебно-опытном участке, наблюдать, анализировать, сравнивать, объяснять полученные результаты;
уважать сельскохозяйственный труд.
Учащиеся получат возможность:
- приобрести опыт деятельности, направленной на использование полученных знаний и умений по выращиванию рассады для будущих овощей для собственного дома и школьной столовой;
- приобрести опыт организации совместной деятельности с другими детьми и работы в звеньях, группах, команде;
- приобрести опыт в проведении исследовательской и проектной деятельности;
- опыт представления результатов своей работы на школьных и муниципальных учебно-практических конференциях школьников;
Содержание программы
1.Раздел «Отбор овощных и цветочных культур для получения рассады с учетом местных климатических условий» - 3 часа
Особенности выращивания томатов, перца, баклажан (каждый учитель может на свой выбор подбирать растения)
Агротехнические приемы и правила выращивания рассады
2.Раздел «Подготовка почвы и емкостей для выращивания рассады» - 3 часа
Изучение состава почвы
Внесение в почву органических удобрений
Подготовка емкостей для выращивания рассады
Закладка опытов для исследовательских работ (можно темы менять в зависимости от возраста, уровня обученности школьников):
- Влияние состава почвы на появление всходов и рост рассады разных культур
3.Раздел «Отбор семенного материала» - 2 часа
Механическая выбраковка семян
Закладка опытов для исследовательских работ:
-Влияние качества семенного материала (размер семени, всхожесть семени и т.д.)для получения рассады
4.Раздел «Посев семян» - 4 часа
Правила посева семян в зависимости от размера семени.
Сроки посева семян овощных и цветочных культур
Посев семян разных культур
Закладка опытов для исследовательских работ):
- Влияние сроков посадки семян для получения рассады
-Влияние глубины заделки семян на прорастание семени
5.Раздел «Уход за рассадой» - 6 часов
Полив рассады
Пикировка рассады
Прореживание рассады
Закалка рассады
Закладка опытов для исследовательских работ):
-Влияние густоты проростков на рост и развитие растений
- Влияние закалки рассады (выращивание рассады при разной температуре) для дальнейшего развития растений
- Влияние частоты полива на рост и развитие рассады
Календарно – тематическое планирование
Дата | Тема занятия | Кол-во часов | Содержание занятия |
1.Раздел «Отбор овощных и цветочных культур для получения рассады с учетом местных климатических условий» - 3 часа |
| Особенности выращивания томатов, перца, баклажан | 1 | Теоретическое занятие-беседа |
| Особенности выращивания томатов, перца, баклажан и цветов (каждый учитель может на свой выбор подбирать растения) | 1 | Теоретическое занятие-беседа |
| Агротехнические приемы и правила выращивания рассады | 1 | Теоретическое занятие-беседа |
2.Раздел «Подготовка почвы и емкостей для выращивания рассады» - 3 часа |
| Изучение состава почвы | 0,5 | Практическое занятие |
| Внесение в почву органических удобрений (перегноя) | 0,5 | Практическое занятие |
| Подготовка емкостей для выращивания рассады | 2 | Практическое занятие |
3.Раздел «Отбор семенного материала» - 2 часа |
| Механическая выбраковка семян | 2 | Лекция, практика |
4.Раздел «Посев семян» - 4 часа |
| Правила посева семян в зависимости от размера семени | 0,5 | Теоретическое занятие-беседа |
| Сроки посева семян овощных и цветочных культур Посев семян разных культур | 0,5 3 | Теоретическое занятие- лекция Практическая работа |
5.Раздел «Уход за рассадой» - 6 часов |
| Полив рассады | По мере необходимости | Практическая работа |
| Пикировка рассады | 2 | Лекция и практика |
| Прореживание рассады | 2 | Лекция и практика |
| Закалка рассады | 2 | Лекция и практика |
В каждом разделе курса ведется работа по закладке опыта для исследовательской работы или проекта (по решению учителя и ученика). |
Практические работы рекомендовано проводить в звеньях по 3-4 человека.
В течение летнего периода ученики в разное время отрабатывают на пришкольном участке, и поэтому каждый участник звена в свой календарный период ведет наблюдение за опытом.
Все наблюдения ученики фиксируют в дневник наблюдений, который может содержать следующие графы:
Тема опыта | Даты | Проводимые работы | Что наблюдаю |
| | | |
| | | |