СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Крестьянская реформа 1861г.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В условиях дистанционного обучения работа обучающихся по технологической карте (конспекту) урока позволяет обратить внимание на наиболее важные аспекты темы, ставит перед обучающимися конкретные цели и задачи, позволяет подготовиться к проверке знаний, ориентируясь на конкретные положения технологической карты урока.  

Просмотр содержимого документа
«Крестьянская реформа 1861г.»

П.16. Крестьянская реформа 1861г.

  1. Работа с понятиями:

  • Реформы – повторение.

  • Крепостное право – повт.

  • Рентабельность.

  • Реформа, осуществлённая сверху – повторение.

  • Реформа, осуществлённая снизу – повторение.

  • Секретный комитет 1857г.

  • Помещики.

  • Рескрипт.

  • «рескрипт Назимову».

  • Губернские комитеты – с.119

  • Главный комитет по крестьянскому делу.

  • Редакционные комиссии.

  • Манифест.

  • Личная свобода (для крестьян) – с.119

  • Выкупные платежи (выкупная операция) – процесс выкупания крестьянами у помещика земельных наделов по реформе 1861г. Правительство выплачивало помещикам 80%стоимости надела, остальную сумму крестьянин выплачивал сам . Долг государству крестьяне должны были погасить в течение 49 лет (по 6% ежегодно до 1907г.)

  • Временнообязанные крестьяне – лично свободные крестьяне, которые несли повинности в пользу помещика за пользование наделами до их выкупа.

  • «Отрезки» (читайте с. 120) – часть земель, находившихся в пользовании крестьян до 1861г, отрезанные после крестьянской реформы 1861г. В пользу помещика; отрезки производились, если крестьянский надел превышал высшую норму по положению 19.02.1861г.

  • Мировые посредники (читайте с. 120) – должность, учреждённая после 19.02.1861г.; из дворян и местных помещиков назначались Сенатом посредники, которые в течение 2-х лет совместно с сельскими старостами составляли уставны́е грамоты, в которых определялись условия освобождения каждой конкретной крестьянской семьи.

  • Уставна́я грамота (с. 120) – документ, устанавливающий размер надела и повинности за пользование им, заключённый между помещиком и временнообязанными крестьянами.

  • Сельский сход.

  • Волостной сход – с.121


  1. Исторические личности:

  • Александр II Освободитель,

  • В.А.Жуковский,

  • М.М.Сперанский – повт.

  • Е.Ф.Канкрин – повт.

  • Великий князь Константин Николаевич.

  • В.И.Назимов

  • Я.И.Ростовцев



  1. Исторические факты:

  • 1855-1881гг,

  • 1857г. – с. 118

  • 1859г. – с.119

  • 19.02.1861г.



  1. Обратите внимание: крестьяне освобождались с землёй, НО земля не сразу становилась их полной собственностью, свой надел они должны были выкупить у помещика, по-прежнему работая на барщине или выплачивая оброк. Государство помогало совершить выкуп земли – см. стр. 120

  2. Причины отмены крепостоного права в России – пункт 2 (см. свои план, подготовленный для пересказа). Аргументируйте точку зрения: «Для отмены крепостного права Александром II сложились очевидные причины».

  3. Аргументируйте точку зрения: «Отмена крепостного права Александром II была подготовлена правителями России конца XVIII – первой половины XIXвв».

  4. По алгоритму охарактеризуйте роль Александра II как исторической личности.

  5. В чём состоит значение крестьянской реформы 1861г.?