Просмотр содержимого документа
«Критериальное оценивание на уроках математики»
Критериальное оценивание на уроках математики
Основной принцип педагогических действий – способствовать развитию учащихся. Обучение и развитие ребенка постоянно находятся в процессе изменения. Для достижения учебной самостоятельности, инициативности и ответственности школьника особое значение имеет контрольнооценочная самостоятельность ребенка, то есть умения самостоятельно контролировать и оценивать свою деятельность и деятельность своих одноклассников, устанавливать и устранять причины возникающих при обучении трудностей. Востребованным оказывается такой подход к оцениванию достижений учащихся, который позволил бы устранить негативные моменты в обучении, способствовал бы индивидуализации учебного процесса, повышению учебной мотивации и учебной самостоятельности учащихся. Эти умения возможно сформулировать, систематически используя в повседневной практике критериальное оценивание.
До сегодняшнего дня существовали самые различные способы проверки знаний и умений. В традиционной системе оценивания менялись лишь формы, приемы выставления отметок, частотность проведения контрольно-измерительных мероприятий и их содержание, меры воздействия на учащихся, мотивационные элементы и многие другие факторы.
На протяжении многих десятилетий традиционное оценивание заключалось в сравнении достижений учащегося с результатами других учащихся, и такой подход к оцениванию имеет целый ряд недостатков:
Отсутствуют четкие критерии оценки достижения планируемых результатов обучения, понятные учащимся, родителям и педагогам;
Педагог выставляет отметку, ориентируясь на средний уровень знаний класса в целом, а не на достижение каждым учеником единых критериев,
Отметки, выставляемые учащимся, не дают представления об усвоении конкретных элементов знаний, умений, навыков по отдельным разделам учебной программы, что не позволяет определить индивидуальную траекторию обучения каждого ученика;
Отсутствует оперативная связь между учеником и учителем в процессе обучения, что не способствует высокой мотивации учащихся к обучению.
Дети, которые сталкиваются с реальностью и трудностями, в лучшем случае замыкаются, становятся неразговорчивыми, которые делают все по образцу или «люди – исполнители», для которых неважно, что будет дальше. Но есть и другая проблема, учительская. Учитель, давая урок, не всегда задумывается о качестве преподавания, чаще всего он старается «выложить» изучаемый материал, а не донести его до каждого ученика. Современный урок стал похож на соревнование по использованию количества материала, его ценности и значимости, но никоим образом он не нацелен на ученика, который должен осмыслить, пропустить через себя и понять: нужен ли этот материал ему на практике? На сегодняшний день учителя мало мотивируют учеников, т.к. обучение стало больше принуждением, нежели стимулом для познания чего – либо. Так, наблюдая на практике за учениками, замечаешь, что мы, учителя, больше используем глаголы повелительного наклонения, такие как «выполните», «откройте», « определите», «решите» и так далее, то есть мы используем «инструмент принуждения», хотя понимаем, что мотивация «обычно концентрирует ум и действия некоторых учеников и учителей» (Руководство для учителя).
В настоящее время основной целью образования является развитие конкурентно - способной личности, готовой к взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию. Особое значение имеет контрольно - оценочная деятельность ученика, то есть готовность и способность контролировать и оценивать свою деятельность, уметь устранять причины возникающих трудностей.
Для решения данных проблем в школах необходимо разработать и внедрить новую систему оценивания учебных достижений учащихся в соответствии с ожидаемыми результатами обучения. Одной из объективных и достоверных систем оценивания учебных достижений является критериальное оценивание.
Критериальная система оценивания - процесс, основанный на сравнении учебных достижений учащихся с четко определенными, коллективно выработанными, заранее известными всем участникам процесса критериями, соответствующими целям и содержанию образования, способствующими формированию учебно-познавательной компетентности учащихся. Внедрение новой системы оценивания – процесс долгий, кропотливый. Причины стрессов школьного обучения всем известны – это и неоправданно завышенная учебная нагрузка, и авторитарное поведение учителей, и несоответствие методик обучения возрастным возможностям школьников, субъективное отношение учителя при оценивании ученических работ. Необъективная оценка может отрицательно повлиять на весь образовательный процесс. Получив хорошую оценку слишком легко, ученик теряет побудительный мотив к учению. Незаслуженно плохая оценка может привести к такому же эффекту: ученик вообще перестанет учиться.
Объективные оценки не вызывают стресс. Поэтому среди различных здоровьесберегающих разработок, сегодня вызывают интерес и те, которые пытаются изменить систему оценивания. Реальным здоровьесберегающим фактором может стать то обстоятельство, что критерии оценки вырабатываются совместно учителем и учащимися во время открытого диалога, между двумя сторонами заключается своеобразный общественный договор.
Одним из достоинств и преимуществ критериального оценивания является здоровьесберегающий потенциал, потенциал для сохранения здоровья учеников и учителей.
Поэтому в последние годы одним из основных направлений методической деятельности является внедрение критериального оценивания в учебный процесс. За годы работы по этой системе, я пришла к выводу, что именно она позволит решить многие проблемы современного образования.
В чём преимущества критериального оценивания:
1. Соответствует предметным учебным целям и не зависит от настроения учителя (способствует повышению объективности оценивания);
2. Предоставляет чётко сформулированные уровни достижения;
3. Делает оценивание более “прозрачным” и понятным для всех участников образовательного процесса (учеников, родителей, учителей);
4. Способствует развитию навыков самооценивания;
5. Воспитывает ответственность учащихся за результат своего труда;
6.Сспособствует росту мотивации к обучению;
7.Пповышает качество образования.



1