Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Сергачская средняя общеобразовательная школа № 5»
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
технической направленности
«3Д моделирование»
Возраст обучающихся: 8-9 лет
Срок реализации: 1 год
Сергач 2023
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «3D моделирование» составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:
- Федерального Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года № 273- ФЗ;
- «Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (утвержденный приказом Министерства Просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196, с изменениями от 30.09.2020 года);
- «Методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)» (утвержденные письмом Министерства образования и науки РФ от 18.11.15 № 09-3242);
- "Санитарных правил 2.4. 3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" (утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28).
Направленность программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «3D моделирование " имеет техническую направленность.
Уровень освоения программы базовый
Актуальность программы
Актуальность данного курса заключается в том, что он способствует формированию целостной картины мира у школьников, позволяет им определить свое место в мире для его деятельностного изменения. Решающее значение имеет способность к пространственному воображению. Пространственное воображение необходимо для чтения чертежей, когда из плоских проекций требуется вообразить пространственное тело со всеми особенностями его устройства и формы. Как и любая способность, пространственное воображение может быть улучшено человеком при помощи практических занятий. Как показывает практика, не все люди могут развить пространственное воображение до необходимой конструктору степени, поэтому освоение 3D-моделирования в начальной школе призвано способствовать приобретению соответствующих навыков. Данный курс посвящен изучению простейших методов 3D-моделирования с помощью 3D ручки.
Новизна
Новизна дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы заключается в том, что рисование 3Д ручкой – новейшая технология творчества, в которой для создания объёмных изображений используется нагретый биоразлагаемый пластик. Застывающие линии из пластика можно располагать в различных плоскостях, таким образом, становится возможным рисовать в пространстве.
Отличительные особенности
Отличительной особенностью программы является то, что она даёт возможность каждому обучающемуся участвовать в реальных исследованиях, и предлагать собственные методы для решения проблем. Рисование 3Д приучает мыслить не в плоскости, а пространственно. Пробуждает интерес к анализу рисунка и тем самым подготавливает к освоению программ трёхмерной графики и анимации.
Педагогическая целесообразность
Программа обусловлена развитием творческих способностей детей через практическое мастерство. Целый ряд специальных заданий на наблюдение, сравнение, домысливание, фантазирование служат для достижения этого. Программа направлена на то, чтобы через труд приобщить детей к творчеству. Работая над созданием собственной модели учащиеся обучатся основам исследовательской и проектной деятельности.
Адресат программы: обучающиеся 8 - 9 лет. Программа адаптирована для работы с детьми коррекционных классов с сохранностью интеллекта.
Срок реализации программы: 1 год. Общее количество часов - 34часа.
Режим занятий: занятия проводятся 1 раза в неделю по 1 часу (всего 34 часа)
Форма обучения: очная.
Форма организации деятельности: групповая, индивидуальная, фронтальная.
Количество детей в группе: 10 - 15 человек.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
ЦЕЛЬ:
Формирование и развитие у обучающихся интеллектуальных и практических компетенций в области создания пространственных моделей. Освоить элементы основных навыков по трехмерному моделированию.
ЗАДАЧИ:
Образовательные:
- ориентироваться в трехмерном пространстве;
- модифицировать, изменять объекты или их отдельные элементы;
- объединять созданные объекты в функциональные группы;
- создавать простые трехмерные модели.
Развивающие:
- развивать логическое мышление и мелкую моторику;
- развить умение излагать мысли в четкой логической последовательности, составлять план действий и применять его для решения практических задач ;
- развитие умения творчески подходить к решению задач;
- развить умение работать над проектом в команде, эффективно распределять обязанности.
Воспитательные:
- научить действовать сплоченно в составе команды;
- воспитать волевые качества, такие как собранность, терпение, настойчивость;
- выработать стремление к достижению поставленной цели.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1. Личностные результаты:
Готовность и способность к самостоятельному обучению на основе учебно-познавательной мотивации, в том числе готовности к выбору направления профильного образования с учетом устойчивых познавательных интересов. Освоение материала курса как одного из инструментов информационных технологий в дальнейшей учѐбе и повседневной жизни.
2. Метапредметные результаты:
Регулятивные универсальные учебные действия:
• освоение способов решения проблем творческого характера в жизненных ситуациях;
• формирование умений ставить цель – создание творческой работы, планировать достижение этой цели, создавать наглядные динамические графические объекты в процессе работы;
• оценивание получающегося творческого продукта и соотнесение его с изначальным замыслом, выполнение по необходимости коррекции либо продукта, либо замысла.
Познавательные универсальные учебные действия:
• строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям, строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
• формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
3.Предметные результаты:
Учебный курс способствует достижению обучающимися предметных результатов учебного предмета «Геометрия» и «Искусство». Учащийся получит углубленные знания о возможностях построения трехмерных моделей. Научится самостоятельно создавать простые модели реальных объектов.
По итогам реализации программы обучаемые будут:
Знать:
Основы работы с 3D ручкой;
Способы соединения и крепежа деталей;
Способы и приемы моделирования;
Закономерности симметрии и равновесия.
Уметь:
Создавать из пластика изделия различной сложности и композиции;
Выполнять полностью цикл создания трёхмерного моделирования 3D ручкой на заданную тему, от обработки темы до совмещения различных моделей
Создавать рисунки с помощью 3D ручки;
Усовершенствуют:
Образное пространственное мышление;
Мелкую моторику; художественный эстетический вкус.
Формы аттестации планируемых результатов программы:
Выставка, наблюдение, анализ, оценка и взаимооценка, опрос, защита проектов.
Для отслеживания результативности образовательного процесса используются следующие виды контроля:
Входная диагностика результатов обучения проводится с помощью собеседования, определяющего уровень развития интеллектуальных способностей ребенка, его мотивацию и склонность к техническому творчеству.
Текущий контроль результатов обучения осуществляется в процессе систематического наблюдением педагога за практической, творческой и поисковой работой обучающихся.
Итоговая диагностика результатов происходит через организацию мониторинга образовательной деятельности по дополнительной общеобразовательной программе «3D-ручки», выражающейся в количественных и качественных показателях. В процессе мониторинга образовательной деятельности происходит фиксация предметных результатов и анализ их динамики (или её отсутствия). Выявляется высокий, средний или низкий уровень освоения программы обучающимися. Контроль за освоением учебного материала осуществляется после прохождения раздела программы, где отслеживается степень овладения определенным способом конструирования и программирования.
Знания проверяются через беседу, опрос, викторину, тест. Практические результаты оцениваются через просмотр и анализ работ, при этом обсуждаются: отношение к процессу и результату практической работы, творческий замысел авторов, самостоятельность в практической работе, выбор оригинальных средств выразительности. Результаты работы обучающихся (демонстрация моделей, готовых изделий, композиций) представляются на выставках и конкурсах различного уровня в виде готовых моделей, либо их фотографий.
Форма подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы: создание проекта и его защита.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Тема 1.Техника безопасности при работе 3D горячей ручкой (1 ч.)
Правила работы и организация рабочего места. Знакомство с конструкцией горячей 3D ручки. Предохранение от ожогов. Заправка и замена пластика.
Тема 2. Основы работы с 3D ручкой (3ч) Применение различных приемов работы с пластиком. Совершенствование аккуратности и качества изделий. Правильная постановка руки.
Тема 3. Выполнение плоских рисунков (7ч.). Выбор трафаретов. Рисование на бумаге, пластике или стекле. Фотографирование работ. Обсуждение результатов. Создание плоских элементов для последующей сборки. дение результатов.
Тема 4. Сборка моделей из отдельных элементов (3ч.). Фотографирование работ. Обсуждение результатов.
Тема 5. Объемное рисование моделей (10 ч.). Технология, основанная на отвердевающем полимере, не требующем нагрева. Конструкция ручки. Техника безопасности при работе с холодной 3D ручкой. Объемное рисование. Фотографирование работ. Обсуждение результатов.
Тема 6. Создание оригинальной 3D модели (10 ч.). Основные понятия проектного подхода. Выбор темы проекта. Реализация проектирования. Фотографирование работ. Обсуждение результатов.
№ п/п | Название темы | Количество часов | Формы аттестации, контроля |
Всего | Теорет | Практ. |
1. | ТБ с 3D ручкой | 1 | 1 | | |
2. | Основы работы с 3D ручкой | 3 | 1 | 2 | Тест. Практика |
3. | Создание плоских элементов и их сборка | 7 | 1 | 5 | Практика |
4. | Сборка моделей из отдельных элементов | 3 | 1 | 2 | Практика |
5 | Объемное рисование моделей | 10 | 3 | 7 | Тест |
6 | Создание оригинальной 3D модели. | 10 | 2 | 8 | Проект |
| ИТОГО | 34 | 9 | 24 | |
Календарный учебный график
Тема | Количество часов |
Общеобразовательный класс | Коррекционный класс |
История создания 3Д технологии, Техника безопасности при работе с 3D ручкой | 1 | 1 |
3D ручка. Демонстрация возможностей, устройство 3D ручки. Виды 3Д пластика Виды 3Д ручек | 1 | 1 |
Эскизная графика и шаблоны при работе с 3D ручкой | 1 | 1 |
Общие понятия и представления о форме Геометрическая основа строения формы предметов. Способы заполнения межлинейного пространства. | 1 | 1 |
Техника рисования на плоскости Техника рисования в пространстве | 1 | 1 |
Практическая работа « Создание объёмной фигуры, состоящей из плоских деталей «Насекомые» | 2 | 4 |
Практическая работа «Цветок» | 1 | 1 |
Практическая работа «Узоры» | 1 | 1 |
Создание плоской фигуры по трафарету «Ожерелье и браслет» | 2 | - |
Дома на нашей улице | 3 | 3 |
Машинка. | 3 | 5 |
Строим башню. | 3 | 5 |
За синими морями, за высокими горами. | 4 | - |
В мире сказок | 10 | 10 |
Всего | 34 | 34 |
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Для проведения занятий используется оборудованный технологический класс Центра «Точка роста». Занятия проводятся очно. Чтобы не допустить переутомления обучающихся, нервного истощения и статических перегрузок, занятия проводятся в игровой форме с включением двигательного компонента (игра, физкультминутка)
Для реализации программы необходимы:
• 3Д-ручки;
• пластик PLA различных цветов;
• доска магнитно-меловая;
• резиновые, силиконовые наперстки, чтобы не обжечь пальцы при роботе;
• бумага, шаблоны для нанесения пластика и дальнейшего конструирование из получившихся деталей;
• карандаши, ластики, краски акриловые;
• ножницы для обработки изделий от производственного мусора;
• стеллажи для демонстрации работ;
• компьютер, принтер;
Дидактическое обеспечение:
• учебно-методический комплекс: тематические подборки наглядных материалов (статичные и динамичные игрушки и модели, иллюстрации техники, приспособлений, инструментов, схемы, шаблоны, развертки и др.); подборка литературно-художественного материала (загадки, рассказы); занимательный материал (викторины, ребусы), тесты;
• разработки теоретических и практических занятий, раздаточный материал - рекомендации по разработке проектов, инструкции (чертежи) для конструирования.
Список литературы для педагога:
1 . Комарова Т.С. Дети в мире творчества. - М., 2015 год.
2. Большаков В.П. Основы 3D моделирования/ В.П. Большаков, А.Л. Бочков. - СПб.: Питер. 2013.
Список литературы для обучающихся:
1 Кайе В.А. «Конструирование и экспериментирование с детьми». Издательство СФЕРА, 2018 год.
1. Книга трафаретов для 3-Оинга. Выпуск №1- М., UNID, 2018 г.
2. Базовый курс для 3D ручки. Издательство Радужки, 2015 год.
3. http://mfina.ru/chto-takoe-3d-ruchka история изобретения 3D ручки
4. http://lib.chipdip.ru/170/DOC001170798.pdf инструкция по использованию 3D -ручки, техника безопасности
Интернет ресурсы:
https://www.youtube.com/watch?v=dMCyqctPFX0 https://www.youtube.com/watch?v=oK1QUnj86Sc https://www.youtube.com/watch?v=oRTrmDoenKM (ромашка)
http://make-3d.ru/articles/chto-takoe-3d-ruchka/
http://www.losprinters.ru/articles/trafarety-dlya-3d-ruchek (трафареты)
https://make-3d.ru/articles/chto-takoe-3d-ruchka/