СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Кружок "Юные друзья леса"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Кружок "Юные друзья леса"»

Министерство образования и науки Республики Бурятия

Администрация МО «Селенгинский район»

МКУ «Селенгинское районное управление образованием»

Муниципальное автономное учреждение

дополнительного образования «Сэлэнгэ»





ПРИНЯТО

на заседании Педагогического совета

Протокол № _______

от «____»________20___ г.

СОГЛАСОВАНО

Методическим советом


Протокол № _______

от «____»________20___ г.

УТВЕРЖДЕНО

Директор МАУ ДО «Сэлэнгэ»

____________ Е.А. Батуева

Приказ № ________

от «____»________20___ г.









Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

естественнонаучной направленности

«Юные друзья леса»

Базовый уровень




Возраст обучающихся – 8-14 лет

Срок реализации программы – 1 год




Составитель: Цырендоржиева С.Д., педагог дополнительного образования















г. Гусиноозерск

2021


Оглавление

Пояснительная записка……………………………………………………………………


Учебный план ……………………………………………………………………………..


Календарный учебный график ……………………………………………………………


Рабочая программа………………………………………………………………………….


























































Пояснительная записка

Актуальность программы. В настоящее время обостряется проблема сохранения лесов – лёгких нашей планеты, имеющих глобальное значение в сохранении жизни на ней. Невозможно переоценить значение леса для человека. Лес является сложной экологической системой, где взаимосвязь между её составляющими компонентами прочна и многогранна. Нарушение хотя бы одной из связей разрушает целостность системы, приводит её к гибели.

Лес содержит в себе высокоэнергетический потенциал, находясь в котором человек защищён от негативного воздействия антропогенных факторов. К сожалению, леса вырубаются, выгорают, отступают из-за неразумного использования человеком природных богатств до такой степени, что можно сказать: естественные леса находятся сейчас под угрозой исчезновения.

Охрана лесов в наши дни стала серьёзной социально-экономической проблемой, волнующей всё человечество. Для того чтобы охранять леса сознательно, необходимо изучить закономерности развития и роста лесов, видовой состав лесной растительности, влияние антропогенного фактора на состояние леса и т.д. Эти знания необходимы каждому человеку, проживающему в столь богатой лесами стране, независимо от его возраста, выбранной профессии и должны закладываться ещё со школьной скамьи.

Школьное лесничество – это объединение обучающихся, которое является самой эффективной формой эколого-просветительской деятельности, подготовки отраслевого кадрового потенциала, активной формой патриотического воспитания детей на лучших традициях лесного хозяйства.

Создание и поддержка школьных лесничеств инициируется правительством нашего государства – по Поручению Правительства РФ разработан план мероприятий по развитию школьных лесничеств на 2018-2027 годы. Данный план координируется межведомственной рабочей группой: Рослесхоз, Министерство природы России, Министерство просвещения России, субъекты РФ.

Программа «Школьное лесничество» актуальна для учащихся, которые планируют в перспективе связать свою будущую жизнь с лесом, выбрать профессию лесного профиля.

Работа школьного лесничества организуется и ведётся   в соответствии с действующим законодательством:

  1. Федеральным законом  от 29 декабря 2012 года № 12-ФЗ «Об образовании» (с изменениями и дополнениями);

  2. "Конвенция о правах ребенка" (принята 20 ноября 1989 года резолюцией 44/25);
  3. Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение правительства РФ от 4 сентября 2014 г. №1726-р)

  4. Закон Республики Бурятия от 13 декабря 2013 года №240-V "Об образовании в Республики Бурятия";

  5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 г. №41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;

  6. Приказ Министерства просвещения Российской от 9 ноября 2018 г. № 196 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам»;

  7. Приказ МОиН РБ №693 от 09.04.13 г. «Об утверждении стандарта качества предоставления государственной услуги «Предоставление дополнительного образования детей в республиканских государственных учреждениях дополнительного образования детей»;

  8. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) Письмо Минобрнауки от 18 ноября 2015 года №09-3242.

  9. Лесным кодексом Российской Федерации от  4 декабря 2006 года N 200-ФЗ.

Цель: формирование базовых знаний в области биологии, лесоведения и других естественных наук, направленных на воспитание ценностного отношения к природе и мотивацию природоохранной деятельности средствами школьного лесничества.

Задачи:

Обучающие:

- раскрыть особенности леса как экосистемы, среды обитания многих растений и животных, показать его роль в жизни человека;

- изучить основы лесоводства, лесовосстановления, лесной таксации, природные особенности своего района;

- научить правилам рационального использования лесов для нужд человека;

- сформировать первоначальные навыки посадки деревьев и ухода за ними, сбора семян, проведения фенологических наблюдений;

- мотивировать природоохранную деятельность обучающихся, способствующих дальнейшему улучшению охраны окружающей среды.

Развивающие:

- совершенствовать умения практической работы и основ учебно-исследовательской деятельности;

- развивать умение проводить разъяснительную работу среди учащихся о пользе леса для человека и необходимости бережного отношения к природе.

Воспитательные:

- формировать экологическую культуру, воспитать у подростков ценностное отношение к природе и жизни в целом;

- научить навыкам безопасного поведения в окружающей среде;

- научить сотрудничеству и оказанию посильной практической помощи лесохозяйственному предприятию в улучшении ведения лесного хозяйства, проведению социально-полезных акций природоохранного направления;

- сплотить коллектив, развивать взаимоуважение, взаимопонимание, взаимопомощь, научить коллективно-групповым формам работы.

Здоровьесберегающие:

- приобщать к здоровому образу жизни;

- обеспечивать эмоциональное благополучие детей;

- укреплять психическое и физическое здоровье воспитанников.


Отличительные особенности Программы и педагогическая целесообразность

Программа естественнонаучной направленности способствует формированию ценностных ориентаций и социально значимых качеств личности подростка. Она сочетает учебно-познавательную, эколого-биологическую и учебно-исследовательскую направленность. Изучение Программы предполагается на основе интеграции знаний из курса ботаники, биологии, расширяет знания учащихся о лесе, как особой экосистеме, способной оказывать жизненно важное влияние на человека, а также о среде обитания многих растений и животных: развитие природоохранной деятельности учащихся и профессиональной ориентации.

При разработке Программы учитывались также психолого-педагогические закономерности усвоения знаний, их доступность для учащихся.

Программа носит вариативный характер, что позволяет изменить некоторые темы с учётом педагогической ситуации.




Адресат программы

Программа рассчитана на учащихся 8 – 14 лет.

Срок реализации – 1 год.

Общее количество часов – 144 часа

Теоретические знания подкрепляются экскурсиями, практическими работами в лесничестве и практическими занятиями по обработке собранного материала. Обязательно участие подростков в природоохранной и просветительской деятельности, в соревнованиях и конкурсах.

Формы организации образовательного процесса и методы обучения

1. Теоретические занятия (беседы, лекции, рассказы, игровые формы подачи материала, поиск и обработка информации с использованием ИТК, занятия с лесниками).

2. Практические занятия (практические работы в лесничестве, практикумы по обработке собранного материала, работа с гербариями, определителями, интеллектуальные марафоны, конкурсы сочинений, листовок по темам, КВНы).

3. Экскурсии (в музей Природы, в лес, в лесничество, лесхоз по изучению охраняемых территорий и т.д.).

4. Занятия по созданию коллективных проектов.

Содержание работы детского объединения определяется задачами экологического воспитания, направленностью производственной деятельности лесохозяйственного учреждения, участием в мероприятиях по охране лесов от пожаров, насекомых- вредителей леса, лесонарушений, посадке и посеве леса, проведением фенологических наблюдений, опытнической и научно-исследовательской работой, и другими мероприятиями лесохозяйственного и природоохранного направлений.

Объём программы и режим занятий

Программа рассчитана на 1 год обучения: 144 часа в год.

Периодичность проведения занятий – 2 раза в неделю – 2 часа.

Норма наполнения группы – 15 человек.

Планируемые личностные, метапредметные и предметные результаты освоения Программы курса:

Метапредметные УУД:

Регулятивные:

-умение организовывать свою учебную деятельность: определять цель работы, ставить задачи, работать по плану; самостоятельно контролировать своё время, оценивать результаты работы; соблюдать правила по технике безопасности; соблюдать правила поведения в лесу.

Коммуникативные УУД:

- умение слушать, вести диалог с учителем и с учащимися группы; задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, высказывать свою точку зрения, работать в группе.

Познавательные УУД:

- умение работать с разными источниками информации; анализировать, преобразовывать её из одной формы в другую; овладение составляющими учебно-исследовательской и проектной деятельности, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал. научится различать различные растения своей природной полосы;

Личностные УУД:

- знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;

- реализация установок здорового образа жизни;

- сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы;

- сформированность социальных компетенций, нравственных качеств, основ гражданской идентичности.

Предметными результатами изучения Программы является формирование следующих знаний и умений.

Знать:

  • цели и задачи школьного лесничества;

  • роль лесных богатств в жизни населения региона;

  • каков видовой состав растительности родного края;

  • способы природоохранной деятельности учащихся;

  • правила поведения в лесу, правила пожарной безопасности и санитарные правила в лесах;

  • - основы лесоведения и лесоводства, как правильно посадить дерево;

  • что такое лесопитомник;

  • что такое биогеоценоз;

  • почему нужно озеленять города;

  • какую пользу и вред приносят деревьям птицы, звери и насекомые;

  • видовой состав лиственных и хвойных пород;

  • направления деятельности и задачи местных предприятий лесного профиля.

Уметь:

  • проводить наблюдения, исследования в природе;

  • научиться отличать и определять виды лиственных и хвойных пород на натуральном объекте (включая хвою, шишки и семена);

  • научится различать различные растения своей природной полосы;

  • освоить на элементарном уровне методы геоботанического описания леса;

  • проводить фенологические наблюдения за древесными и травянистыми растениями;

  • определять возраст дерева, иметь навыки посадки саженца и черенка;

  • собрать и составить гербарий;

  • проводить морфометрические исследования древесных пород;

  • пользоваться определителями;

  • использовать различные способы природоохранной деятельности для сохранения экологического равновесия региона.















































Учебный план

Наименование разделов,

модулей

Всего часов

Количество часов теории

Количество часов практических работ и экскурсий

1

Основы организации жизнедеятельности школьного лесничества

8

4

4


2

Значение леса в жизни человека и в мире

8

4

4

3

Лес и флора

28

10

18

3.1

Лесная травянистая растительность

12

4

8

3.2

Лесные деревья и кустарники

12

4

8

3.3

Грибы и ягоды. Правила сбора грибов и ягод

4

2

2

4

Лес и фауна

24

6

18

4.1

Лесные птицы

8

2

6

4.2

Лесные звери

8

2

6

4.3

Лесные насекомые

8

2

6

5

Лес и его структура

36

16

20

5.1

Понятие о лесе. Характерные черты леса

8

4

4

5.2

Элементы и признаки леса

8

4

4

5.3

Лес и луг, как растительное сообщество

20

8

12

6

Лес и среда

16

12

4

6.1

Лес и климат, лес и ветер

2

2

-

6.2

Лес и свет, лес и тепло

2

2

-

6.3

Лес и воздух, лес и влага

2

2

-

6.4

Лес и почва

2

2

-

6.5

Лес и живой напочвенный покров.

2

2

-

6.6

Лес и мертвый напочвенный покров

4

2

2

6.7

Пожар в лесу, как экологический фактор

2


2

7

Основы физиологии растений

12

6

6

7.1

Фотосинтез и дыхание растений

4

2

2

7.2

Минеральное питание древесных растений

4

2

2

7.3

Устойчивость древесных растений к неблагоприятным факторам среды

4

2

2

8

Возобновление леса

12

6

6

8.1

Естественное возобновление леса

4

2

2

8.2

Искусственное возобновление леса

4

2

2

8.3

Рост и развитие леса

4

2

2


Итого

144

58

86

Календарный учебный график (КУГ)


N п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации/ контроля

Месяц

Неделя

Всего

Теория

Практика

1

Основы организации жизнедеятельности школьного лесничества

4

2

2


Сентябрь

1

2

Основы организации жизнедеятельности школьного лесничества

4

2

2



2


Значение леса в жизни человека и в мире

4

2

2



3


Значение леса в жизни человека и в мире

4

2

2



4


Лесная травянистая растительность

4

2

2


Октябрь

5


Лесная травянистая растительность

4

2

2



6


Лесная травянистая растительность

4


4



7


Лесные деревья и кустарники

4

2

2



8


Лесные деревья и кустарники

4

2

2



9


Лесные деревья и кустарники

4


4


Ноябрь

10


Грибы и ягоды. Правила сбора грибов и ягод

4

2

2



11


Лес и фауна. Лесные птицы.

4

2

2



12


Лесные птицы.

4


4



13


Лесные звери.

4

2

2


Декабрь

14


Лесные звери

4


4



15


Лесные насекомые

4

2

2



16


Лесные насекомые

4


4



17


Лес и его структура. Понятие о лесе. Характерные черты леса

4

2

2


Январь

18


Понятие о лесе. Характерные черты леса

4

2

2



19


Элементы и признаки леса

4

2

2



20


Элементы и признаки леса

4

2

2


Февраль

21


Лес и луг как растительное сообщество.

4

2

2



22


Лес и луг как растительное сообщество

4

2

2



23


Лес и луг как растительное сообщество

4

2

2



24


Лес и луг как растительное сообщество

4

2

2


Март

25


Лес и луг как растительное сообщество

4


4



26


Лес и среда.

Лес и климат. Лес и ветер.

Лес и свет. Лес и тепло

2

2

2

2




27


Лес и воздух. Лес и влага.

Лес и почва

2

2

2

2




28


Лес и живой напочвенный покров.

Лес и мертвый напочвенный покров.

2

2

2

2



Апрель

29


Лес и мертвый напочвенный покров.

Пожар в лесу как экологический фактор.

2

2

2

2




30


Основы физиологии растений.

Фотосинтез и дыхание растений.

4

2

2



31


Минеральное питание древесных растений

4

2

2



32


Устойчивость древесных растений к неблагоприятным факторам среды.

4

2

2


Май

33


Возобновление леса.

Естественное возобновление леса.

4

2

2



34


Искусственное возобновление леса.

4

2

2



35


Рост и развитие леса.

4

2

2



36

















































Министерство образования и науки Республики Бурятия

Администрация МО «Селенгинский район»

МКУ «Селенгинское районное управление образованием»

Муниципальное автономное учреждение

дополнительного образования «Сэлэнгэ»





ПРИНЯТО

на заседании Педагогического совета

Протокол № _______

от «____»________20___ г.

СОГЛАСОВАНО

Методическим советом


Протокол № _______

от «____»________20___ г.

УТВЕРЖДЕНО

Директор МАУ ДО «Сэлэнгэ»

____________ Е.А. Батуева

Приказ № ________

от «____»________20___ г.









Рабочая программа


к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе

естественнонаучной направленности

«Юные друзья леса»

Базовый уровень




Возраст обучающихся – 8-14 лет

Срок реализации программы – 1 год




Составитель: Цырендоржиева С.Д., педагог дополнительного образования













г. Гусиноозерск

2021

Учебный план

Наименование разделов,

модулей

Всего часов

Количество часов теории

Количество часов практических работ и экскурсий

1

Основы организации жизнедеятельности школьного лесничества

8

4

4


2

Значение леса в жизни человека и в мире

9

4

5

3

Лес и флора

28

10

18

3.1

Лесная травянистая растительность

12

4

8

3.2

Лесные деревья и кустарники

12

4

8

3.3

Грибы и ягоды. Правила сбора грибов и ягод

4

2

2

4

Лес и фауна

27

9

18

4.1

Лесные птицы

9

3

6

4.2

Лесные звери

9

3

6

4.3

Лесные насекомые

9

3

6

5

Лес и его структура

37

9

28

5.1

Понятие о лесе. Характерные черты леса

6

2

4

5.2

Элементы и признаки леса

6

2

4

5.3

Лес и луг, как растительное сообщество

25

8

17

6

Лес и среда

16

12

4

6.1

Лес и климат, лес и ветер

2

2

-

6.2

Лес и свет, лес и тепло

2

2

-

6.3

Лес и воздух, лес и влага

2

2

-

6.4

Лес и почва

2

2

-

6.5

Лес и живой напочвенный покров

1

1

-

6.6

Лес и мертвый напочвенный покров

1

1

-

6.7

Пожар в лесу, как экологический фактор

2

2

4

7

Основы физиологии растений

9

3

6

7.1

Фотосинтез и дыхание растений

3

1

2

7.2

Минеральное питание древесных растений

3

1

2

7.3

Устойчивость древесных растений к неблагоприятным факторам среды

3

1

2

8

Возобновление леса

10

5

5

8.1

Естественное возобновление леса

4

2

2

8.2

Искусственное возобновление леса

4

2

2

8.3

Рост и развитие леса

2

1

1


Итого

144

56

88

Содержание Программы

Раздел 1. Основы организации жизнедеятельности школьного лесничества (8 часов).

Тема 1.1. Предмет и направления деятельности школьного лесничества (2 ч.).

Знать: Понятие «школьное лесничество», цели и задачи деятельности школьного лесничества, направления деятельности школьного лесничества.

Уметь: Разбираться в структуре деятельности школьного лесничества.

Тема 1.2. Организация школьного лесничества (2 ч.).

Знать: Необходимые условия организации школьного лесничества (закрепление за школьным лесничеством лесного участка), реализация основных направлений деятельности школьного лесничества (образовательная деятельность, учебно-исследовательская деятельность, учебно-практическая деятельность, просветительская деятельность, природоохранная деятельность).

Уметь: Делать выводы в необходимых условиях организации и реализации основных направлений деятельности школьного лесничества.

Практические работы и экскурсии (4 ч.).

Согласно разделу, практические работы и экскурсии по количеству часов, разрабатываются руководителями школьного лесничества.

Раздел 2. Значение леса в жизни человека и в мире (9 часов).

Тема: Значение леса в жизни человека и в мире (4 ч).

Знать: Значение леса для природы, значение леса для человека, значение леса для мира.

Уметь: Беречь и сохранять лес, природу и мир на Земле.

Практические работы и экскурсии (5 ч.).

Согласно разделу, практические работы и экскурсии по количеству часов, разрабатываются руководителями школьного лесничества.

Раздел 3. Лес и флора (28 часов).

Тема 3.1. Лесная травянистая растительность (12 часов).

Тема 3.1.1. Значение травянистых растений в природе, народном хозяйстве и жизни человека – (2ч.).

Знать: Ботаника – наука о растениях. Вида травянистых растений, произрастающих в лесу. Ярусное распределение леса. Основные экологические группы растений. Значение травянистых растений в природе, народном хозяйстве и жизни человека.

Уметь: Применять травянистые растения в природе, народном хозяйстве и жизни человека.

Тема 3.1.2. Органы травянистых растений (2 ч.).

Знать: Органы травянистых растений.

Уметь: Определять и различать органы травянистых растений.

Практические работы и экскурсии (8 ч.).

Согласно разделу и теме, практические работы и экскурсии по количеству часов, разрабатываются руководителями школьного лесничества.

Тема 3.2. Лесные деревья и кустарники (12 ч.)

Тема 3.2.1. Основные хвойные и лиственные породы Республики Бурятия и России (4 ч.).

Знать: Основные хвойные и лиственные породы Республики Бурятия и России, строение этих пород, их хозяйственное значение.

Уметь: Определять и различать хвойные и лиственные породы.

Практические работы и экскурсии (8 ч.).

Согласно разделу и теме, практические работы и экскурсии по количеству часов, разрабатываются руководителями школьного лесничества.

Тема 3.3. Грибы и ягоды. Правила сбора грибов и ягод (4 ч.)

Тема 3.3.1. Грибы и ягоды. Правила сбора грибов и ягод (2 ч.).

Знать: Съедобные грибы и ягоды, их хозяйственное значение.

Уметь: Различать съедобные грибы и ягоды от ядовитых.

Практическая работа «Определение различий съедобных и ядовитых грибов и ягод» (2 ч).

Раздел 4. Лесные животные (27 часов).

Тема 4.1. Лесные птицы (9 часов).

Тема 4.1.1 Лесные птицы (3 ч.).

Знать: Основные лесные птицы Республики Бурятия и России, их значение.

Уметь: Определять и различать лесных птиц.

Практические работы и экскурсии (6 ч.)

Практическая работа «Столовая для пернатых друзей».

Согласно разделу и теме, практические работы и экскурсии, которых не хватает по количеству часов, разрабатываются руководителями школьного лесничества.

Тема 4.2. Лесные звери (9 часов).

Тема 4.2. Лесные звери (3 ч.)

Знать: Основные лесные звери Республики Бурятия и России, их значение.

Уметь: Определять и различать лесных зверей.

Практические работы и экскурсии (6 ч.).

Согласно разделу и теме, практические работы и экскурсии по количеству часов, разрабатываются руководителями школьного лесничества.

Тема 4.3. Лесные насекомые (9 часов).

Тема 4.3. Лесные насекомые (3 ч.).

Знать: Основные лесные насекомые Республики Бурятия и России, их значение.

Уметь: Определять и различать лесных насекомых.

Практические занятия (6 ч.).

Согласно разделу и теме, практические работы и экскурсии по количеству часов, разрабатываются руководителями школьного лесничества.

Раздел 5. Лес и его структура (37 часов).

Тема 5.1. Понятие о лесе. Характерные черты леса (2 ч.).

Знать: Значение леса в отрасли лесного и народного хозяйства, определение леса, понятие о лесной экосистеме, понятие о лесном биогеоценозе, особенности лесных деревьев, характерные черты леса.

Уметь: Определять значение леса в отрасли лесного и народного хозяйства.

Практические работы и экскурсии (4 ч.).

Согласно разделу, практические работы и экскурсии по количеству часов, разрабатываются руководителями школьного лесничества.

Тема 5.2. Элементы и признаки леса (2 ч.).

Знать: Насаждение, древостой, подрост, подлесок, подгон, живой напочвенный покров, внеярусная растительность, опад, отпад, лесная подстилка; лесоводственно- таксационные показатели древостоя: происхождение, форма, состав, возраст, элемент леса, бонитет, полнота, густота, товарность древостоя, сомкнутость крон, сомкнутость полога.

Уметь: Определять элементы, компоненты и признаки леса.

Практические работы и экскурсии (4 ч.).

Согласно разделу, практические работы и экскурсии по количеству часов, разрабатываются руководителями школьного лесничества.

Тема 5.3. Лес и луг, как растительное сообщество (25 часов).

Тема 5.3.1. Растительное сообщество растений луга (2 ч).

Знать: Растительное сообщество растений луга.

Уметь: Определять растительное сообщество растений луга.

Практические работы и экскурсии (4 ч.).

Согласно разделу, практические работы и экскурсии по количеству часов, разрабатываются руководителями школьного лесничества.

Тема 5.3.2. Растительное сообщество хвойного леса (2 ч).

Знать: Растительное сообщество хвойного леса.

Уметь: Определять растительное сообщество хвойного леса.

Практические работы и экскурсии (4 ч.).

Практическая работа «Описание фитоценоза Соснового леса» (2 ч).

Согласно разделу и теме, практические работы и экскурсии, которых не хватает по количеству часов, разрабатываются руководителями школьного лесничества.

Тема 5.3.3. Растительное сообщество лиственного леса (2 ч).

Знать: Растительное сообщество лиственного леса.

Уметь: Определять растительное сообщество лиственного леса.

Практические работы и экскурсии (4 ч.).

Практическая работа «Описание фитоценоза Березового леса» (2 ч).

Согласно разделу и теме, практические работы и экскурсии, которых не хватает по количеству часов, разрабатываются руководителями школьного лесничества.

Тема 5.3.4. Сорные и лекарственные растения нашей местности (2 ч).

Знать: Сорные и лекарственные растения нашей местности.

Уметь: Определять сорные и лекарственные растения нашей местности.

Практические работы и экскурсии (5 ч.).

Практическая работа «Правила сбора и монтировки гербария».

Согласно разделу и теме, практические работы и экскурсии, которых не хватает по количеству часов, разрабатываются руководителями школьного лесничества.

Раздел 6. Лес и среда (16 часов).

Тема 6.1. Лес и климат, лес и ветер (2 ч).

Знать: Экологические факторы среды, понятие о климате, факторы формирования климата, климатические пояса, растительные зоны, горизонтальная зональность, вертикальная зональность, влияние климата на лес, влияние леса на климат; влияние ветра на лес, влияние леса на ветер.

Уметь: Определять взаимосвязи леса и климата, леса и ветра.

Тема 6.2. Лес и свет, лес и тепло (2 ч).

Знать: Значение света в жизни растений, леса, требовательность древесных растений к свету и факторы, влияющие на нее, признаки светолюбия и теневыносливости древесных растений, влияние света на формирование деревьев, рост их в высоту и по диаметру, образование листьев, развитие почек, одревеснение побегов, плодоношение, шкала светопотребности древесных пород и её практическое применение, световой режим в лесу и его регулирование при помощи лесохозяйственных мероприятий; значение тепла в жизни леса, источники тепла, тепловой баланс, период вегетации и вегетационный период, влияние на лес крайних низких температур, влияние на лес крайних высоких температур, влияние на лес заморозков, шкала требовательности древесных пород к теплу и её практической применение, лесоводственные меры борьбы с неблагоприятным влиянием крайних температур.

Уметь: Определять взаимосвязи леса и света, леса и тепла.

Тема 6.3. Лес и воздух, лес и влага (2 ч).

Знать: Состав воздуха, значение составных частей воздуха в жизни древесных растений., содержание углекислого газа в лесу и меры по его регулированию., загрязнение воздуха и его влияние на лес, шкала газоустойчивости древесных растений и её практической применение; значение влаги в жизни леса., источники влаги и их влияние на лес, водный баланс в лесу, шкала требовательности древесных пород к влаге и её практическое использование, гидрологическая роль леса., деление лесов по гидрологическому значению, методы регулирования в лесу водного режима, роль леса в борьбе с водной эрозией.

Уметь: Определять взаимосвязи леса и воздух, леса и влага.

Тема 6.4. Лес и почва (2 ч).

Знать: Значение почвы в жизни леса, её влияние на породный состав лесов, их возобновление, продуктивность, долговечность, технические качества древесины и характер корневой системы; потребность древесных растений в минеральных веществах почвы, шкала требовательности древесных растений к плодородию почвы и её практическое значение, влияние леса на почву, почвоулучшающие и почвоухудшающие породы, лесная подстилка, её виды, свойства, значение; мероприятия по повышению плодородия лесных почв.

Уметь: Определять взаимосвязи леса и почвы.

Тема 6.5. Лес и живой напочвенный покров (2 ч).

Знать: Состав живого напочвенного покрова под пологом леса, на вырубках, факторы на него влияющие; лесоводственное значение живого напочвенного покрова, живой напочвенный покров как показатель лесорастительных условий

Уметь: Определять состав живого напочвенного покрова под пологом леса.

Тема 6.6. Лес и мертвый напочвенный покров (лесная подстилка) (2 ч).

Знать: Состав мертвого напочвенного покрова под пологом леса, на вырубках, факторы на него влияющие; лесоводственное значение мертвого напочвенного покрова, мертвый напочвенный покров как показатель лесорастительных условий.

Уметь: Определять состав мертвого напочвенного покрова под пологом леса.

Тема 6.7. Пожар в лесу, как экологический фактор (2 ч).

Знать: Пирогенный фактор, огнестойкость древесных пород, пожароустойчивость лесных насаждений, адаптации древесных пород к лесным пожарам, влияние пожаров на поведение и эволюцию диких животных, роль пожара в лесной экосистеме.

Уметь: Определять экологический фактор пожара в лесу.

Практические работы и экскурсии (4ч.).

Практическая работа «Метеорологические наблюдения в лесу» (4 ч).

Раздел 7. Основы физиологии растений (9 часов).

Тема 7.1. Фотосинтез и дыхание растений (1 ч)

Знать: Сущность и значение фотосинтеза, хлоропласты, интенсивность фотосинтеза, влияние внутренних условий на фотосинтез, влияние внешних условий на фотосинтез, сущность и значение дыхания, видовая специфика дыхания, внутренние факторы дыхания, влияние внешних факторов на интенсивность дыхания.

Уметь: Определять сущность и значение фотосинтеза.

Практические работы и экскурсии (2 ч.).

Согласно разделу, практические работы и экскурсии по количеству часов, разрабатываются руководителями школьного лесничества.

Тема 7.2. Минеральное питание древесных растений (1 ч).

Знать: Общие представления о минеральном питании растений, необходимые растениям макро- и микроэлементы и их физиологическая рол, распределение минеральных элементов в растении и их потребление, механизм поглощения минеральных элементов растением, влияние внешних факторов на поглощение минеральных элементов, микориза и ее значение в минеральном питании древесных растений.

Уметь: Определять минеральное питание растений.

Практические работы и экскурсии (2 ч.).

Согласно разделу, практические работы и экскурсии по количеству часов, разрабатываются руководителями школьного лесничества.

Тема 7.3. Устойчивость древесных растений к неблагоприятным факторам среды (1ч).

Знать: Общие представления об устойчивости растений, холодостойкость, морозоустойчивость, зимостойкость, жаростойкость, засухоустойчивость, устойчивость к механическим воздействиям.

Уметь: Определять устойчивость древесных растений к неблагоприятным факторам среды.

Практические работы и экскурсии (2 ч.).

Согласно разделу, практические работы и экскурсии по количеству часов, разрабатываются руководителями школьного лесничества.

Раздел 8. Возобновление леса (10 часов).

Тема 8.1. Естественное возобновление леса (2 ч).

Знать: Процесс восстановления леса естественным путём (самовозобновлением)

Уметь: Определять процесс восстановления леса естественным путём (самовозобновлением).

Практические работы и экскурсии (2 ч.).

Практическая работа «Изучение семенного и вегетативного возобновления леса» (2 ч)

Тема 8.2. Искусственное возобновление леса (2 ч).

Знать: Процесс восстановления леса искусственным путём, посевом или чаще посадкой древесных культур.

Уметь: Определять процесс восстановления леса искусственным путём.

Практические работы и экскурсии (2 ч.).

Практическая работа «Посадка леса» (2 ч).

Тема 8.3. Рост и развитие леса (1 ч).

Знать: Рост и развитие леса.

Уметь: Определять рост и развитие леса.

Практические работы и экскурсии (1 ч.).

Согласно разделу, практические работы и экскурсии по количеству часов, разрабатываются руководителями школьного лесничества.







































Список литературы:

1. Митителло К.Б. Лекарственные растения и травы. Определитель трав русских лесов и полей, текст, 2018 ООО Издательство «Эксмо». 2018.

2. Алексеев Ю.И., Вахрамеева М.В., Денисова Л.В., Никитина С.Д. Лесные травянистые растения. Агропромиздат. 1988.

3. Грау Ю. Дикорастущие лекарственные растения. - М.: ООО "Издательство Астрель", 2003. - С. 48.

4. Абаимов В.Ф. Дендрология, 2009.

5. Громадин А.В. Дендрология – М.: Издательский центр «Академия», 2013

6. Жуковский П.М. Ботаника. – М.: Колос, 2002. – 623 с.

7. Культиасов И.М. Экология растений. – М.: МГУ, 2007. – 380 с.

8. Правила сбора и сушки лекарственных растений: сборник инструкций. – М.: Медицина, 1985.

9. Афонькин С.Ю. Грибы и ягоды, 2016.

10. Голь Н. Жизнь замечательных растений, 2017.

11. Бутромеев В. Русский лес. Грибы и ягоды. Олма Медиа Групп, 2013.

12. Бондарцева М. А. Определитель грибов России. Порядок афиллофоровые. 1998.

13. Вишневский М. В. - Несъедобные, ядовитые и галлюциногенные грибы. Справочник-атлас. 2001.

14. Вишневский М. В. - Самые распространенные съедобные грибы. 2010.

15. Юдин А. В. - Большой определитель грибов. 2001.

16. Михайлов К. Лесные птицы России. Фитон +, 2018.

17. Бабенко В. Г. Птицы Красной книги СССР. — М.: Педагогика, 1986.

18. Владышевский Д. В.Экология лесных птиц и зверей: кормодобывание и его биоценотическое значение / Д. В. Владышевский ; отв. ред. Ю. Л. Кондаков. - Новосибирск: Наука, 1980.

19. Медведев Н.Е. Леса и лесное хозяйство Бурятии. 2004.

20. Ю.К. Школьник. Животные наших лесов. Все лесные звери России. 2018.

21. Дикие животные России; Эксмо - Москва, 2011.

22. Животные России; ВАКО - Москва, 2014.

23. Горностаев Г.Н. Насекомые. Энциклопедия природы России, 1998.

24. Мартынов А.Н. Основы лесного хозяйства и таксация леса, 2012.

25. Смирнов А. П. Лесоведение и лесоводство. Изд. «Академия», 2011.

26. Велищанский, В.М. Рубки ухода за лесом / В.М. Велищанский. (Библиотечка лесника). – М.: Лесн. пром-сть, 1976.

27. Щетинский Е.А. Охрана лесов: учебник/ Е.А. Щетинский. – М.; ВНИИЛМ, 2001.

28. Щетинский Е.А. Тушение лесных пожаров: пособие для лесных пожарных. – 3-е изд., перераб. и доп. / Е.А. Щетинский. – М.: ВНИИЛМ, 2002.

29. Крушев, Л.Т. Биологические методы защиты леса от вредителей / Л.Т. Крушев. – М.: Лесная пром-сть, 1973.

30. В.К. Тузов, Э.М. Калинеченко, В.А. Рябинков «Методы борьбы с болезнями и вредителями леса» учебное пособие, Москва 2003 г.

31. Санитарные правила в лесах Российской Федерации. Федеральная служба лесного хозяйства РФ, М., 1998.

32. Блинцов А. И., Ярмолович В. А., Звягинцев В. Б. Охрана и защита леса. Изд. РИПО, 2016.

33. Рулько В. В. Лесоводство и лесная таксация. – М.: Агропромиздат, 1988.

34. В.В.Загреев, Н.Н.Гусев, А.Г. Мошкалев, Ш.А. Селимов. Лесная таксация и лесоустройство: Учебник для лесных техникумов. - М.: Экология, 1991.

35. Тетюхин С.В., Богомолова Л.П., Кострюков А.И. Лесоустройство: Учебное пособие.- СПб.: СПб ЛТА, 2003.

36. Арустамов Э.А., Левакова И. В. , Баркалова Н. В. Экологические основы природопользования: учебник для средне специальных учебных заведений - Москва «Дашков и К », 2003.

37. Чернов Н.Н Лесные культуры: Учебное пособие. - Екатеринбург, 1996

38. Родин А.Р., Родин С.А. Лесные культуры и защитное лесоразведение. Учебное пособие - М.: МГУЛ, 1996.

39. Мищенко, О.Г. Практикум по экономике лесного хозяйства / О.Г. Мищенко. – М.: 2003.

40. Родин, А.Р.. Лесные культуры / А.Р.Родин, Е.А. Калашникова, С.Р. Родин и др. – М.: ВНИИЛМ, 2002.

41. Романов, Е.М. Выращивание сеянцев древесных культур: биоэкологические и агротехнические аспекты: научное издание / Е.М. Романов. – Йошкар – Ола: Мар ГТУ, 2000.

42. Быковский В.К., Жаворонкова Н.Г. Правовые и организационные основы государственного управления лесами. - М; ООО «Юрайт», 2016.

43. Фролова О.В. Правовое регулирование использования лесов в России: учебное пособие. «Знание» 2015.

44. Конституция Российской Федерации.

45. Лесной кодекс Российской Федерации.

46. Бринчук, М.М. Экологическое право: учебник / М.М. Бринчук. – М, 2000.

47. Справочник лесничего / Под общ. ред. А.Н. Филипчука. – 7-е изд., перераб. и доп. – М.:ВНИИЛМ, 2003.