Рабочая программа
внеурочной деятельности
Кружок «Нестандартное рисование»
Учитель:
Неустроева Е. В.
2022-2023 учебный год
Пояснительная записка
Данная рабочая (учебная) программа составлена в соответствии с ФГОС Федеральным государственным образовательным стандартом, утвержденного приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 №, примерных программ внеурочной деятельности начального и основного образования под редакцией В. А. Горского, программы развития детей дошкольного и младшего школьного возраста на основе изодеятельности под редакцией С.К. Кожохиной.
Программа рассчитана на 68 ч. (2 часа в неделю).
Цель программы – развитие художественно-творческих способностей детей через нетрадиционную технику изображения.
Задачи.
Раскрыть значение нетрадиционных приемов изобразительной деятельности в работе с детьми для развития воображения, творческого мышления и творческой активности.
Ознакомить детей с техническими приёмами и способам нетрадиционного рисования с использованием различных материалов.
Учить понимать и выделять такие средства выразительности, как композиция и колорит.
Формировать способность наслаждаться многообразием и изяществом форм, красок, запахов и звуков окружающего мира.
Побуждать детей экспериментировать с изобразительными материалами. Придумывать и создавать композиции, образы.
Поощрять и поддерживать детские творческие находки.
Планируемые результаты в сфере УУД
В сфере личностных УУД у учащихся будут сформированы:
положительное отношение к учению;
желание приобретать новые знания;
способность оценивать свои действия;
В сфере познавательных УУД учащиеся научатся:
соблюдать правила по технике безопасности.
соблюдать правила организации рабочего места.
соблюдать правила бережного использования бумаги.
эстетически относиться к окружающему миру и самому себе.
анализировать информацию, полученную из разных источников.
научатся различным приемам работы с живописными материалами.
научатся следовать устным инструкциям,
В сфере регулятивных УУД учащиеся научатся:
принимать и сохранять учебную задачу;
работать по плану;
адекватно оценивать свои достижения.
В сфере коммуникативных УУД учащиеся научатся:
вести диалог с учителем и одноклассниками;
задавать вопросы;
слушать и отвечать на вопросы других;
высказывать свою точку зрения;
Учитывая возраст детей и новизну материала, для успешного освоения программы занятия в группе должны сочетаться с индивидуальной помощью педагога каждому ребенку.
Программа рассчитана на 1 год. Занятия проходят 2 раза в неделю. В течении учебного года предусмотрены самостоятельные работы, развивающие игры.
Содержание программы
1 | Техника «Пуантилизм» | 4 часа |
2 | Рисование пальцами | 4 часа |
3 | Рисунок тычкованием ватными палочками | 2 часа |
4 | Техника «Монотипия» | 4 часа |
5 | Техника «Набрызг» | 2 часа |
6 | Рисование восковыми мелками | 4 часа |
7 | Техника «Граттаж» | 4 часа |
8 | Техника «Кляксография» | 4 часа |
9 | Рисование нитками | 2 часа |
10 | Техника «a la prima»(рисование по-мокрому) | 4 часа |
11 | Клеевая техника. Работа с клеем ПВА | 2 часа |
12 | Рисование на мятой бумаге | 2 часа |
13 | Рисование мыльными пузырьками | 4 часа |
14 | Рисуем животных и птиц | 6 часов |
15 | Рисование с трафаретом | 2 часа |
16 | Техника «гризайль»(одноцветная живопись) | 4 часа |
17 | Соляная техника | 2 часа |
18 | Оттиск смятой бумагой | 2 часа |
19 | Рисуем цветы | 2 часа |
20 | Рисование свечкой | 2 часа |
21 | Рисуем простые иллюзии Оп Арт | 2 часа |
22 | Работа с манной крупой | 2 часа |
23 | Игры | 2 часа |
Содержание данной программы насыщенно, интересно, эмоционально значимо для младших школьников, разнообразно по видам деятельности. При использовании нетрадиционных техник рисования хорошие результаты получаются у всех детей.
Техника «Пуантилизм» (4 часа). Знакомство с техникой. Просмотр работ художников, работающих в данной технике. Введение понятия «композиция» Рисование точками композиций. (Фрукты, овощи, цветы).
Рисование пальцами (4 часа). Знакомство с техникой. Выполнение упражнений для данной техники. Рассматривание репродукций русских художников-пейзажистов. Рисование пальчиками .
Рисунок тычкованием ватными палочками (2 часа). Знакомство с техникой. Сравнение с техникой пуантилизма. Рисование тычкованием. (Ягоды).
Техника «Монотипия» (4 часа). Знакомство с техникой. Введение понятия «симметрия». Просмотр работ, выполненных в данной технике. Выполнение в технике композиций. (Фантазия).
Техника «Набрызг» (2 часа). Знакомство с техникой. Техника «Набрызг» с трафаретом. Выполнение различных вариантов набрызга.
Рисование восковыми мелками (4 часа). Приемы работы с данным материалом. Смешение мелков с другими материалами. Закрепление понятия «композиция».
Техника «Граттаж» (4 часа). Знакомство с техникой. Просмотр работ художников, работающих в данной технике. Последовательность выполнения работы.
Техника «Кляксография» (4 часов). Знакомство с техникой. Особенности работы в данной технике. (Репейник, фантастические цветы, ветки).
Рисование нитками (2часа). Знакомство с техникой. Просмотр работ. Эксперименты с нитками. (Фантазия).
Техника «a la prima». Рисование по – мокрому (4 часа). Знакомство с художниками, работавшими в данной технике. Особенности данной техники. Рисование по-мокрому (Пейзаж, цветы).
Клеевая техника. Работа с клеем ПВА (2 часа). Знакомство с особенностями данной техники. Варианты создания изображения.
Рисование на мятой бумаге (2 часа). Знакомство с техникой.
Рисование мыльными пузырьками (4 часа). Знакомство с особенностями данной техники. Трудности выполнения. Эксперименты с пузырями.
Рисуем животных и птиц (6 часов). Просмотр работ художников. Рисование животных по схемам, по памяти, рисование с учителем. Закрепление умения работать с изученными приёмами рисования.
Техника «гризайль» (4 часа). Одноцветная живопись. Знакомство с техникой. Просмотр работ художников. Выполнение практических заданий. Получение путем смешивания новых оттенков..
Оттиск смятой бумагой (2 часа). Знакомство с техникой. ( Горы, деревья).
Рисование свечкой (2 часа). Знакомство с техникой. Сравнение работы свечой и восковыми мелками.
Рисуем цветы (2 часа). Просмотр работ художников. Рисование цветов по схемам, по памяти, рисование с образца. Закрепление умения работать с изученными приёмами рисования.
Рисуем простые иллюзии Оп Арт (2 часа). Знакомство с искусством Оп Арта. Знакомство с художниками, работавшими в данной технике. Рисование простых оптических иллюзий с образцов.
Работа с манной крупой (2 часа). Знакомство с техникой. Сравнение работы манной крупой и солью. Выполнение работ в данной технике.
Игры (2 часа). Подготовка к новым темам. «Прятки с кляксой», «Дорисуй закорючку», «Я гляжу и нахожу», «Фантастическое животное».
Тематическое планирование
| Тема занятия | Кол-во часов | Характеристика деятельности учащихся |
| Вводное занятие. Техника «Пуантилизм». Рисуем точками. | 1 | Знакомятся с техникой пуантилизма, выполняют работу в данной технике |
| Техника «Пуантилизм». Рисуем точками. | 1 | Выполняют предложенное задание |
| Техника «Пуантилизм». Рисуем точками. | 1 | Закрепляют полученные знания. |
| Самостоятельная работа. Пуантилизм | 1 | Закрепляют полученные знания. Самостоятельно выполняют задание |
| Рисование пальцами. | 1 | Знакомятся с техникой рисования пальцами, узнают о правилах выполнения задания |
| Рисование пальцами. | 1 | Закрепляют полученные знания. выполняют задание на тему |
| Рисование пальцами. | 1 | Закрепляют полученные знания. |
| Рисование отпечатками пальцев. | 1 | Закрепляют полученные знания. |
| Тычкование ватными палочками. | 1 | Знакомятся с техникой тычкования. Последовательно Выполняют предложенное задание |
| Самостоятельная работа. Тычкование ватными палочками | 1 | Закрепляют полученные знания.самостоятельно выполняют задание |
| Монотипия. | 1 | Знакомятся с техникой монотипии и ее разновидностями.Последовательно Выполняют задание в данной технике |
| Монотипия. | 1 | Закрепляют полученные знания. |
| Монотипия. | 1 | Закрепляют полученные знания. |
| Монотипия. | 1 | Закрепляют полученные знания. |
| Набрызг. | 1 | Знакомятся с техникой набрызка. выполняют задание поэтапно |
| Набрызг с трафаретом. Листик, засушенные листья | 1 | Закрепляют полученные знания. |
| Рисование восковыми мелками. | 1 | Знакомятся с техникой рисования восковыми мелками |
| Рисование восковыми мелками. | 1 | Закрепляют полученные знания. |
| Самостоятельная работа. Рисование восковыми мелками | 2 | Закрепляют полученные знания. |
| Граттаж. | 2 | Знакомятся с техникой граттажа и с последовательностями создания работы в данной технике |
| Самостоятельная работа. Граттаж | 2 | Закрепляют полученные знания. |
| Знакомство с кляксой. игра «прятки с кляксой» | 1 | Знакомятся с особенностями техники кляксография. |
| Кляксография. | 1 | Знакомятся с особенностями техники кляксография. |
| Кляксография. | 1 | Закрепляют полученные знания. |
| Самостоятельная работа. Кляксография | 2 | Закрепляют полученные знания. Самостоятельно выполняют работу в технике |
| Игра «Дорисуй закорючку» | 1 | Подготовка к рис0ванию нитками |
| Рисование нитками. Фантазия | 1 | Знакомятся с техникой рисования нитками. Проводят экспериментальные задания |
| Самостоятельная работа. Рисование нитками | 1 | Закрепляют полученные знания. |
| Рисование по мокрому. Пейзаж | 1 | Знакомятся с техникой рисования по-мокрому и особенностями создания работ в данной технике |
| Рисование по мокрому. Цветы | 1 | Закрепляют полученные знания. |
| Самостоятельная работа. Алла прима. | 2 | Закрепляют полученные знания. |
| Клеевая техника. Раб0та с клеем ПВА | 2 | Знакомятся с клеев0й техник0й |
| Рисование на мятой бумаге. | 1 | Знакомятся с техникой рисования на мятой бумаге |
| Самостоятельная работа. Рисование на смятой бумаге | 1 | Закрепляют полученные знания. |
| Рисование мыльными пузырями. | 1 | Знакомятся с техникой рисования мыльными пузырями и с особенностями работы в данной технике |
| Рисование мыльными пузырями. | 1 | Закрепляют полученные знания. |
| Самостоятельная работа. Рисование мыльными пузырьками | 2 | Закрепляют полученные знания. |
| Рисуем жив0тных и птиц | 6 | Учатся рисовать различных животных |
| Игра «фантастическое животное» | 1 | Закрепляют полученные знания. |
| «Соляная техника». Работа с солью | 2 | Знакомятся с техникой рисования солью |
| Рисование свечой. | 1 | Знакомятся с техникой рисования свечой и этапами создания работы |
| Самостоятельная работа. Рисование свечой. | 1 | Закрепляют полученные знания. |
| Оттиск смятой бумагой. | 1 | Знакомятся с техникой рисования смятой бумагой. Последовательно выполняют работу |
| Самостоятельная работа. Оттиск смятой бумагой. | 1 | Закрепляют полученные знания. |
| Техника «Гризайль». 0дн0цветная жив0пись | 4 | Знакомятся с техникой гризайль, учатся получать, путем смешивания, новые оттенки |
| Итоговая работа | 6 | Закрепляют полученные знания. Самостоятельно выполняют работу |
| Подготовка выставочных работ. Подведение итогов | 1 | Учатся оформлять работы к выставке, соблюдая требования |
| итого | 68 | |
Планирование на каникулах
| Тема занятия | Кол-во часов | Дата | Характеристика деятельности учащихся |
1 | Подводное царство. Работа с солью | 4 | | Знакомятся с техникой рисования солью. Учатся рисовать различных животных. Закрепляют полученные знания. |
2 | Работа с манной крупой | 3 | | Знакомятся с техникой рисования манной крупой. Закрепляют полученные знания. |
3 | Рисуем простые иллюзии Оп Арт | 2 | | Знакомятся с техникой рисования простых иллюзий. Закрепляют полученные знания. |
4 | Рисуем цветы | 3 | | Учатся рисовать различные цветы. Закрепляют полученные знания. |
5 | Рисование восковыми мелками | 3 | | Закрепляют полученные знания. |
6 | Техника « Граттаж» | 2 | | Закрепляют полученные знания. |
7 | Рисование мыльными пузырями | 2 | | Закрепляют полученные знания |
8 | Клеевая техника. Работа с клеем ПВА | 4 | | Закрепляют полученные знания |
| Итого | 23 | | |
Классификация результатов внеурочной деятельности учащихся
Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном в дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта. Второй уровень результатов - получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, т.е. в защищенной, дружественной просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить ( или отвергает).
Список используемой литературы
1.Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования Часть 1.- М.:Издательство «С рипторий 2003,2013г.
2. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования Часть 2.- М.:Издательство «Скрипторий 2003,2013г.
3. Лебедева Е.Н. Использование нетрадиционных техник [Электронный ресурс]:http://www.pedlib.ru/Books/6/0297/6_0297-32.shtml\
4. Н.А. Ветлугина Художественное творчество и ребенок. – М., 1990 г.
5. В.В. Гербова В.В. Занятия по изобразительному искусству. – М., 1986 г.
6. Т.А. Цквитария Т.А. «Нетрадиционные техники рисования» - ООО «ТЦ Сфера»,2011 г.
7. К.К. Утробина «Увлекательное рисование методом тычка с детьми».- М.: «Издательство Гном и Д», 2007г.