РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА
«ВЕСЕЛАЯ МАТЕМАТИКА»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Общая характеристика курса внеурочной деятельности
Курс «Веселая математика» входит во внеурочную деятельность по направлению обще-интеллектуальное развитие личности. Программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации. Это способствует появлению желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности. В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходства и различия, замечать изменения, выявлять причины и характер этих изменений, на этой основе формулировать выводы. Совместное с учителем движение от вопроса к ответу –это возможность научить ученика рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться и самому найти выход – ответ.
Кружок «Веселая математика» учитывает возрастные особенности младших школьников и поэтому предусматривает организацию подвижной деятельности учащихся, которая не мешает умственной работе. С этой целью включены подвижные математические игры. Предусмотрена последовательная смена одним учеником «центров» деятельности в течение одного занятия. Некоторые математические игры и задания могут принимать форму состязаний, соревнований между командами.
Предлагаемый курс предназначен для развития математических способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследования.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные :
развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
развитие внимательности, настойчивости, целеустремлённости, умения преодолевать трудности — качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
воспитание чувства справедливости, ответственности;
развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
Метапредметные :
постановка учебных задач занятия;
оценка своих достижений;
умение действовать по плану.
определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
учиться работать по предложенному учителем плану
находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
уважение к товарищам и их мнению;
понимание значимости коллектива и своей ответственности перед ним;
умение слушать друг друга.
Содержание курса
Что дала математика людям? Зачем её изучать? (2 ч)
Из истории чисел и цифр. Как люди учились считать. Из истории математических открытий.
Математика в доме, на улице, в квартире. Занимательная математика вокруг нас.
Развитие познавательных способностей (16 ч)
Тренировка внимания. Развитие концентрации внимания. Логические задачи.
Тренировка памяти. Логически – поисковые задания.
Тренировка памяти. Тренировка слуховой памяти. Логические задачи.
Тренировка памяти. Тренировка зрительной памяти. Логически – поисковые задания
Поиск закономерностей. Логические задачи.
Совершенствование воображения. Логически-поисковые задания. Ребусы.
Развитие пространственного воображения. Задания по перекладыванию спичек.
Развитие быстроты реакции. Логически-поисковые задания.
Занимательная геометрия (3 ч)
Наглядная геометрия.
Занимательная геометрия. Турнир по геометрии.
Олимпиадные задания по математике (6 ч)
Занимательные задачи.
Логические задачи для юных математиков.
Задачи повышенной трудности.
Решение нестандартных задач.
Математические тренажёры. Блиц - турнир по решению задач
Очень важную науку постигаем мы без скуки (5 ч)
Задачи в стихах.
Экспромт - задачки и математические головоломки.
Логические математические задачки-шутки.
Познавательно-развлекательная программа «Веселый интеллектуал»
Формы организации: Интеллектуальные игры Конкурсы-кроссворды Занимательные уроки Устный журнал Проекты КВНы | Виды деятельности: решение занимательных задач; оформление математических газет; знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой; проектная деятельность самостоятельная работа; работа в парах, в группах; творческие работы. |
Тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Планируемые результаты |
Что дала математика людям? Зачем её изучать? (2 ч) |
1. | Из истории чисел и цифр. Как люди учились считать. Из истории математических открытий. | 1 ч | окунуться в исторические прошлые математики; отвечать на вопрос «зачем изучают математику?» развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера; |
2. | Математика в доме, на улице, в квартире. Занимательная математика вокруг нас. | 1 ч | находить математические символы вокруг себя, в быту, в окружающей действительности; воспитание чувства справедливости, ответственности; учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом, умение слушать друг друга. |
Развитие познавательных способностей (16 ч) |
3. | Тренировка внимания. Развитие концентрации внимания. Логические задачи. | 1ч | развитие внимательности, настойчивости, целеустремлённости, умения преодолевать трудности — качеств весьма важных в практической деятельности любого человека; умение действовать по плану. делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; |
4. | Тренировка внимания. Логически – поисковые задания. | 2ч | научиться решать логически - поисковые задачи, а также сосредотачиваться на нужном объекте; отработать способность вникать в проблему, задачу; |
5. | Тренировка памяти. Тренировка слуховой памяти. Логические задачи. | 1 ч | учиться работать по предложенному учителем плану научиться решать логические задачи, а также пользоваться слуховой памятью, применять специальные приемы, облегчающие запоминание; умение слушать друг друга. |
6. | Тренировка памяти. Тренировка зрительной памяти. Логически – поисковые задания | 2ч | учиться работать по предложенному учителем плану научиться решать логически - поисковые задачи, а также пользоваться зрительной памятью, применять специальные приемы, облегчающие запоминание; уважение к товарищам и их мнению; |
7. | Поиск закономерностей. Логические задачи. | 2 ч | |
8. | Совершенствование воображения. Логически-поисковые задания. Ребусы. | 2ч | развитие любознательности, сообразительности при выполнении логически – поисковых заданий и ребусов; оценка своих достижений; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; |
9. | Развитие пространственного воображения. Задания по перекладыванию спичек. | 1ч | учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом; развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления; |
10. | Развитие быстроты реакции. Логически-поисковые задания. | 5ч | развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления. постановка учебных задач занятия; оценка своих достижений; умение действовать по плану. определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя; понимание значимости коллектива и своей ответственности перед ним; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; |
Занимательная геометрия (3ч) |
11. | Наглядная геометрия | 1 ч | учиться работать по предложенному учителем плану; развитие любознательности, сообразительности при выполнении заданий по геометрии; • находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; |
12. | Занимательная геометрия. Турнир по геометрии | 2 ч | воспитание чувства справедливости, ответственности; развитие любознательности, сообразительности при выполнении заданий по геометрии; умение слушать друг друга. |
Олимпиадные задания по математике (6ч) |
13. | Занимательные задачи | 1 ч | развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера; развитие внимательности, настойчивости, целеустремлённости, умения преодолевать трудности — качеств весьма важных в практической деятельности любого человека; развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления. |
14. | Логические задачи для юных математиков | 1 ч |
15. | Задачи повышенной трудности | 1 ч |
16. | Решение нестандартных задач | 1 ч |
17. | Математические тренажёры. Блиц - турнир по решению задач. | 2 ч |
Очень важную науку постигаем мы без скуки (5ч) |
5.1 | Задачи в стихах | 1 ч | развитие внимательности, настойчивости, целеустремлённости, умения преодолевать трудности — качеств весьма важных в практической деятельности любого человека; воспитание чувства справедливости, ответственности; развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления. оценка своих достижений; учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом; учиться работать по предложенному учителем плану находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; уважение к товарищам и их мнению; умение слушать друг друга. |
5.2 | Экспромт - задачки и математические головоломки | 2 ч |
5.3 | Логические математические задачки-шутки | 1 ч |
5.4 | Познавательная конкурсно - игровая программа «Весёлый интеллектуал» | 1 ч |
| Всего | 32 ч | |
УТВЕРЖДАЮ
директор МБОУ СОШ №9 имени П.А. Столыпина
г. Балашова Саратовской области
_______________ А.Г. Рыжков
Приказ №_______ от «___»__________ 20____ г.
СОГЛАСОВАНО
заместитель директора по УВР
МБОУ СОШ №9 имени П.А. Столыпина г. Балашова Саратовской области
______________Т.В. Селифонова
«___»___________ 20____ г.
РАССМОТРЕНО
на заседании школьного методического объединения учителей ________________
протокол №___ от «___»_________ 20____ г.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
________________________________________________________
(название курса с указанием формы реализации внеурочной деятельности)
В ______ КЛАССЕ
составлено учителем _____________________________
(предмет)
МБОУ СОШ №9 имени П.А. Столыпина г. Балашова Саратовской области
Фамилия, имя, отчество учителя в Т.П.
2018-2019 учебный год
№ | раздел, тема | количество часов | дата проведения курса внеурочной деятельности |
по плану | фактически проведено |
| | | | |
| | | | |