СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Кружок "Цветоводство"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Планирование по дополнительному образованию

Просмотр содержимого документа
«Кружок "Цветоводство"»



«Утверждаю»

Директор Т.Н.Мацкевич

от «..»____________





Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

экологической направленности



возраст обучающихся 11-12 лет


нормативный срок освоения программы:1




« Азбука цветов»

144 часа







автор Мартынова В.А.

учитель биологии


принята на заседании методического совета

Протокол№__ от ____






.



Пояснительная записка

Создание курса «Азбука цветов» в школе реализует учебно-воспитательные и развивающие цели. Опыт работы многих кружков юных цветоводов показал, что правильно поставленная работа учащихся с растениями помогает им закрепить знания по многим вопросам школьного курса ботаники и общей биологии, лучше понять связь растения с внешней средой, убедиться в возможности управления ростом и развитием растений.

Возможность выращивания на малых площадях, доступность проведения наблюдений за ростом и развитием растений в течение круглого года, быстрота получения результатов, возможность использования живых растений на уроках биологии делают цветочно-декоративные растения объектом учебной, внеклассной и внешкольной работы с учащимися.

Программа соблюдает требования САНпин во время выполнения практических работ .

Цель: формирование практических умений и навыков в работе с декоративными и комнатными растениями

Задачи:

1. В области образования:

- расширить и углубить знания учащихся о комнатных растениях, их биологических особенностях и агротехнике выращивания;

- обучить практическим приемам ухода за комнатными растениями;

- обучить работе со специальной литературой;

- обучить основам флористики и цветочного дизайна.

2. В области воспитания:

- повышать экологическую грамотность личности;

- воспитывать бережное отношение к природе, чувство прекрасного;

- развивать пространственное представление, творчество, воображение.

Основная практическая задача курса – участие в озеленении здания школы




Планируемые результаты обучения:

  • Личностные

- эстетическое отношение к живым объектам;

- чувство доброго и милосердного отношения к окружающей природе;

- потребность в общении с природой;

- освоение новых видов деятельности;

- самостоятельность и ответственность в выборе решений;

- участие в творческом, созидательном процессе;

- коммуникативные: работать в группе – устанавливать рабочие отношения,

интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;

- потребность в здоровом образе жизни

  • Предметные

Получат знания о:

- эстетическом и гигиеническом значении комнатных растений;

- основных правилах и инструкциях по безопасности труда при проведении работ по цветоводству;

- многообразии комнатных растений;

- условиях жизни комнатных растений (свет, тепло, воздух);

- основных приемах ухода за комнатными растениями;

- некоторых заболеваниях растений и мерах помощи растениям;

Будут уметь:

- пользоваться определителями комнатных растений и справочной литературой;

- определять комнатные растения;

- наблюдать за ростом растений;

- правильно ухаживать за комнатными растениями: протирать, опрыскивать, удалять сухие листья, вносить удобрения по всем правилам техники безопасности, приготавливать почвенные смеси, рыхлить почву;

- размножать комнатные растения различными способами вегетативного размножения;

- осуществлять действия по озеленению;

- составлять рекомендации по уходу за комнатными растениями.

  • Метапредметные

- овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, классифицировать, наблюдать, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

- умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках, анализировать и оценивать ее, преобразовывать информацию из одной формы в другую;

- способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью, своему и окружающих;

- участие в различной социально значимой деятельности, в том числе творческого характера.


Предполагаемые уровни результатов обучения:

Первый уровень результатов работы по программе - приобретение школьниками соответствующих знаний (о значении растений в природе и жизни человека; основных правилах и инструкциях по безопасности труда при проведении работ; многообразии комнатных растений; основных правилах ухода за комнатными растениями и т. п.).

Второй уровень результатов - получение школьником опыта проведения работ по цветоводству (использование справочной литературы, определение комнатных растений, выполнение работ по уходу за растениями и т.п.)

Третий уровень результатов – самостоятельная работа школьников по цветоводству (озеленение помещения; оформление результатов работы в виде рекомендаций по уходу, «паспортов» растений и т. п.)

Объем программы-144 часа

Уровень-стартовый


Методы работы.

1. Поисково - исследовательский метод (самостоятельная работа кружковцев с выполнением различных заданий, выбор самостоятельной темы для оформления отчета о проделанной работе)

2. Метод самореализации, самоуправления через различные творческие дела (составление «паспортов» растений, работа по озеленению помещения).

3. Метод контроля: самоконтроль, контроль успеваемости и качества усвоения программы.

4. Метод коллективного творчества (совместная работа по озеленению выбранного помещения школы)

5. Наглядно-практический метод (наблюдение за ростом растений; проведение практических работ по уходу за растениями)


Формы работы:

  1. работа с определителями и справочной литературой ресурсами Интернет;

  2. профилактический осмотр растений;

  3. уход за комнатными растениями;

  4. размещение растений в помещении;

  5. озеленение помещений школы;

  6. практические занятия по пересадке, выращиванию, размножению растений;

  7. паспортизация растений, создание тематических папок;

  8. лекции, беседы;

  9. экскурсии

  10. онлайн -занятие

Возраст-11-12 лет


Этапы и сроки реализации программы.

1. Подготовительно-организационный - сентябрь.

2. Основной (теоретический и практический) - сентябрь - май.

3. Заключительный — май


Новизна отличительными особенностями являются:

- определение видов организации деятельности учащихся, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса;

- в основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты.

1.Учебный план.

№п/п

Тема раздела.

Тема

Общее количество часов

Часы аудиторных занятий

Часы внеаудиторных занятий, активных занятий.

(4 час в неделю 144 часа в год)

введение1

Введение

4

1

1



Ознакомление с планом работы. Инструктаж ТБ.



2

1

1


Экскурсия в фитоуголок. Ознакомление с оборудованием и инструментами.

2

1

1

раздел2

Комнатные растения и их роль в жизни человека

34

22

12


История комнатного цветоводства. Комнатные растения и астрология.

20

13

7


Декоративная функция растений.Многообразие растений

14

9

5

раздел3

Особенности строения и жизнедеятельности растений

14

8

6


Общие  сведения о строении растений. Основные органы растения.

10

6

4


Облик комнатных растений. Жизненные формы..

2

1

1


Процессы жизнедеятельности растений.

2

1

1

Раздел 4

Выбор растений и условия их содержания

10

6

4


Условия содержания комнатных растений. Особенности жизнедеятельности.

8

5

3


Требования к содержанию комнатных растений. Емкости. Почва, земляные смеси.

2

1

1

раздел5

Уход за комнатными растениями

24

12

12


Полив комнатных растений.

2

1

1


Опрыскивание и гигиенические процедуры.

2

1

1


Питание комнатных растений. Подкормка. Виды удобрений.

2

1

1


Перевалка, пересадка растений.

2

1

1


Формирование комнатных растений.Геотропизм

12

6

6


Выгонка растений.

2

1

1


Составление памяток по уходу за комнатными растениями.

2

1

1

6

Размножение комнатных растений

26

15

11


Способы размножения растений: семенное, споровое и вегетативное. Значение, особенности, преимущества и недостатки разных способов размножения.

3

2

1


Вегетативное размножение черенками, отводками, отпрысками, усами, детками.

3

2

1


Комнатные луковичные растения. Размножение луковицами, делением клубней, корневищ.

3

2

1


Семенное размножение. Строение семян. Подготовка семян к посеву.

17

9

8

7

Вредители и болезни комнатных растений

8

6

3


Вредители комнатных растений. Меры борьбы с ними.

3

2

1


Болезни комнатных растений, связанные с неправильным уходом.

3

2

1


Паразитарные болезни. Причины и меры борьбы.

2

1

1

8

Растения в интерьере

24

15

7


Правила размещения растений в интерьере.

4

2

2


Подбор и подготовка комнатных растений для выбранного школьного помещения.

8

6

2


Аранжировка школьного помещения. Составление композиций из комнатных растений.

6

4

2


Красивоцветущие комнатные растения.

6

5

1


Всего

144

89

55




3. Содержание

Тема 1. Введение (4ч).

Ознакомление с планом работы, с видами общественно полезного труда по озеленению, с проводимыми мероприятиями. Правила безопасности труда и гигиены при работе с горшечными растениями и сельхозяйственным инструментом.

Практическая работа: Ознакомительная экскурсия в фитоуголок. Ознакомление с оборудованием и инструментами, необходимыми для комнатного цветоводства.

Тема 2. Комнатные растения и их роль в жизни человека (34 ч).

Происхождение комнатных растений. История комнатного цветоводства, комнатное цветоводство в России. Обычаи и традиции людей разных исторических эпох по отношению к цветам. Легенды и предания о цветах. Комнатные растения и астрология. Декоративная функция растений. Санитарно-гигиеническое значение растений. Многообразие комнатных растений. Лекарственные комнатные растения. Ядовитые комнатные растения.

Практическая работа. Составление памяток «Ядовитые комнатные растения». Подбор информации на тему «Зеленый доктор на подоконнике». Экскурсия в библиотеку.  Ознакомление и работа с литературными источниками о комнатном цветоводстве (каталоги, энциклопедии, атласы и т.п.).

Тема 3. Особенности строения и жизнедеятельности растений (14ч).

Общие  сведения о строении растений. Особенности внешнего строения растений. Основные органы растения: корень, лист, понятие о побеге, строение и функция стебля, цветка. Облик комнатных растений: злаковые, кустистые, растения с прямостоячими стеблями, лианы и ампельные растения, розеточные растения, шаровидные растения. Жизненные формы. Процессы жизнедеятельности растений: минеральное питание, фотосинтез, дыхание растений.

Практическая работа: Определение формы корневых систем. Типы побегов. Многообразие листьев. «Пикировка как способ формирования корневой системы»

Тема 4. Выбор растений и условия их содержания (10ч).

Условия выращивания комнатных растений. Температура, температурный режим, шкала температур. Световой режим: шкала освещенности; естественное и  искусственное освещение. Влажность воздуха. Шкала влажности воздуха. Особенности жизнедеятельности растений разных экологических групп. Требования к содержанию комнатных растений. Содержание растений дома. Емкости. Типы емкостей: горшки, кашпо, контейнер. Устойчивость, практичность, цвет, материал  емкостей. Почва, земляные смеси.

Практическая работа: Работа с литературой по теме «Экологические группы растений». Определение условий, необходимых для выращивания конкретных растений. Изучение состава различных земляных смесей. Подбор и самостоятельное приготовление субстрата для конкретной группы растений.

Тема 5. Уход за комнатными растениями (24ч).

Полив. Правила соблюдения режима полива. Полив из лейки. Метод погружения. Гидропоника. Питание растений. Основные питательные вещества для растения. Виды удобрений, их характеристика. Подкормка. Сроки и правила подкормки комнатных растений. Доза удобрения. Покой. Опрыскивание и гигиенические процедуры. Свежий воздух. Внешний вид растений. Мытьё. Полировка. Очистка. Перевалка и пересадка растений. Формирование комнатных растений. Бонсай. Обрезка. Прищипка. Выгонка растений.

Практическая работа:

Наблюдение и уход за растениями. Пересадка растений. Составление календаря подкормки для комнатных растений. Приготовление растворов для подкормки. Подкормка комнатных цветов. «Обрезка – управление ростом растений» Составление памяток по уходу за растениями. Определение комнатных растений, составление паспортов растений.

Тема 6. Размножение комнатных растений( 26ч).

Особенности размножения растений. Вегетативное размножение комнатных растений. Размножение отводками, отпрысками, усами, детками. Размножение черенками. Комнатные луковичные растения, их многообразие. Размножение луковицами. Деление корней, клубней, корневищ. Семенное размножение. Значение семенного размножения, его особенности, преимущества, недостатки. Внешнее строение семян. Приемы подготовки семян к посеву: стратификация, намачивание и др. Споровое размножение.

Практическая работа:

Подготовка земли для черенкования. Черенкование комнатных растений. Размножение растений делением куста, клубнями, луковицами. Наблюдение за объектами.

Тема 7. Вредители и болезни комнатных растений (8ч).

Вредители: ложноножки, щитовки, клещи, тли, трипсы, листовые нематоды, белокрылки, червецы. Паразитарные болезни комнатных растений и болезни, связанные с неправильным уходом за растениями. Болезни: мучнистая и ложная мучнистая роса, корневая гниль, серая гниль, ржавчина, черная ножка, пятнистость листьев. Признаки заболеваний. Неотложная помощь комнатным растениям. «Хирургические» методы лечения корневой гнили. Народные средства для борьбы с болезнями и вредителями. Профилактика заболеваний.

Практическая работа:

Работа с определителем, со справочником и другой литературой по определению причины болезни, вида вредителя. Работа с увеличительными приборами. Уход и наблюдение за комнатными растениями. Проект «Борьба с вредителями и болезнями комнатных растений народными средствами»

Тема 8. Растения в интерьере (24ч).

Растения в интерьере. Правила размещения растений в помещении. Особенности аранжировки гостиной, ванной комнаты, столовой, прихожей, лестничной площадки, спальни, кухни, балкона. Комнатные растения для северного окна, для южного окна. Подвесные кашпо. Одиночные растения. Лианы. Красивоцветущие комнатные растения (каланхоэ, розовый жасмин, спатифиллум, антуриум, гибикус, олендр и др.). Составление композиций. Композиция из горшечных растений. Стандартная композиция. Зеленое окно. Поддон с галькой. Вертикальное расположение. Комнатный садик. Подвесная корзинка. Сложная цветочница. Сад в плошке. Сад в аквариуме.

Практическая работа:

Работа с различными источниками информации. Составление календаря цветения комнатных растений. Размещение растений в комнате. Подвешивание к потолку. Расположение на полу. Размещение на подставке. Размещение на стене. Работа по озеленению выбранного в школе помещения.

В конце разделов проводится подведение итогов в виде проектов.

Подведение итогов. *Выставка работ. *Защита проектов.

В ходе прохождения курса возможна

1) подготовка фотовыставки «В мире комнатных растений»

2) проектно- исследовательская деятельность по следующим темам:

  1. О чем говорят названия растений?

  2. Самые популярные комнатные растения в России.

  3. Растения и астрология.

  4. Ядовитые комнатные растения

  5. Лекарственные комнатные растения

  6. Народные методы борьбы с болезнями и вредителями комнатных растений.

  7. Вегетативное размножение растений.

  8. Размножение луковичных комнатных растений.

  9. Размножение папоротников (вегетативное, споровое. «Живородящие»  папоротники.)

  10. Влияние удобрений на рост и развитие растений.

  11. Сад в бутылке.

  12. Как сохранить растения в ваше отсутствие?

  13. Наша зеленая школа.

  14. Оформление помещения при помощи комнатных растений (растения в спальне; растения в детской комнате;  растения в кухне …)



Материально-техническое оснащение:

1.Гербарий растений.Живые растения.

2.Коллекции образцов почв, насекомых.

3.Набор удобрений.

4.Таблицы.

5.Муляжи.

6.Микроскоп.

7.Лупы. Стаканы,мензурки.

8.Семена.

9.Цветочные горшки.

10.Компьютер и принтер









Календарно-тематическое планирование 144 часа



Тема занятия

Количество часов

Дата проведения

план

Дата проведения

факт


корректировка

1-2



Введение.1.Ознакомление с планом работы. Инструктаж ТБ.

2.Знакомство с темами проектов по цветоводству


2

4.09



3-4

1.Экскурсия в фитоуголок. 2.Т.Б Практическая работа. Ознакомление с оборудованием и инструментами.


2

7.09



5-6

Раздел 1.Комнатные растения и их роль в жизни человека ( 34 )

1. История комнатного цветоводства.

2.По страницам названий комнатных цветов: цикламен, бегонии, хлорофитум, драцена.

2

11.09



7-8

1.По страницам комнатных названий: сансивьера, фиалки, фикус.

2.Практическая работа.

Уход за комнатными растениями

2

14.09



9-10

1.По страницам названий декоративных растений: купена, анютины глазки, астра.

2. Практическая работа.Работа с источниками Интернет и литературой.


2

18.09



11-12

3.По страницам истории названий кустарников: жасмин, сирень.

4.Практическая работа. Уход за комнатными растениями.

2

21.09



13-14

5.Цветы в символах государств и торговых компаний.

6.Практическая работа Работа с источниками Интернет и литературой.


2

25.09



15-16

Защита проекта

« Названия комнатных растений»

2

28.09



17-18

Комнатные растения и астрология.

2.Практическая работа. Уход за комнатными растениями.

2

2.10



19-20

1.Цветок по зодиаку.

2.Практическая работа Работа с литературой и Интернет ресурсами.

2

5.10



21-22

1.Цветочный гороскоп.

2.Практическая работа .Работа с литературой и Интернет ресурсами.

2

9.10



23-24

Защита проекта «Цветочный гороскоп»

2

12.10



25-26

Многообразие цветов в жизни человека.

2.Практическая работа. Уход за растением

2

16.10



27-28

1.Декоративная функция цветоводства

2.Викторина.


2

19.10



29-30

1.Растения очистители воздуха

2.Практическая работа. Уход за растением

2

23.10



31-32

1.Растения очистители воды

2. Практическая работа абота с литературой и ресурсами Интернет

2

26.10



33-34

1.Лекарственные растения

2.Практическая работа. Уход за растением


2

30.10



36-38

1.Ядовитые растения

2.Практическая работа. Уход за растением

2

2.11



39-40

Защита проекта «Многообразие цветов в жизни человека»

2

6.11



41-42

Раздел 3 Особенности строения и жизнедеятельности растений(14 )

.Особенности строения и жизнедеятельность растения

2.Практическая работа. Уход за растением

2

9.11



43-44

1.Разнообразие стеблей

2.Практическая работа. Изучение растений

2

13.11



45-46

1.Разнообразие листьев

2.Практическая работа Изучение растений

2

16.11



47-48

1.Разнообразие корней работа. 2.Практическая работа. Изучение растений и уход за растениями.

2

20.11



49-50

1.Жизнненые формы растений

2.Практическая работа. Определение жизнненых форм

2

23.11



51-52

1.Процессы жизнедеятельности растений.

2.Практическая работа.Уход за растениями.

2

27.11



53-54

Творческая работа

« Органы растения -дружная семья»

(написание сказки, рисунок)

2

30.11



55-56

Тема 3. Выбор растения и условия их содержания(10 )

1.Условия содержания комнатных растений. Начало проекта«Свет, воздух и температура в жизни растения»

2.Пр. Условия ,влияющие на растения.-закладка опытов

2

4.12



57-58

1.Особенности жизнедеятельности растений разных экологических групп.

2.Пр Растения разных экологических групп

2

7.12



59-60

1.Требования к содержанию комнатных растений. Емкости. Почва, земляные смеси.

2.Пр Классификация смесей почвы

2

11.12



61-62

1.Памятки по уходу за растениями.

2.Наблюдение за опытами.

Влияние света, температуры

2

14.12



63-64

Защита проекта

«Свет, воздух и температура в жизни растения»

2

18.12



65-66

Раздел4. Уход за комнатными растениями (24)

1.Полив комнатных растений.

2.Пр работа.Температура полива-опыт

2

21.12



67-68

1.Опрыскивание и гигиенические процедуры.

2.Пр работы.Опрыскивание и гигиенические процедуры.

2

25.12



69-70

1.Питание комнатных растений. Подкормка. Виды удобрений.

2.Пр Подкормка растений

2

28.12



71-72

1.Перевалка, пересадка растений.

2.Пр работа Правила посадки в горшки

2

11.1



73-74

1.Геотропизм.

2.Пр работа Геотропизм корней

2

15.1



75-76

1.Геотропизм побегов

2.Пр Геотропизм побегов

2

18.1



77-78

3.Наблюдение за опытами.

4.Практическая работа.Работа с литературой .


2

22.1



79-80

Формирование комнатных растений.

Пр работа Бонсай. Выращивание и уход.

2

25.1



81-82

Выгонка растений

Пр работа Выгонка растений

2

29.1



83-84

ПРНаблюдение за результатами опытов. Фиксация результатов.

2

1.2



85-86

Составление памяток по уходу за комнатными растениями.

Пр работа Условные обозначения по уходу за растениями

2

5.2



87-88

Защита проекта « Уход за растениями»

2

8.2



88-89

Раздел 5 Размножение за комнатными растениями (26)

Способы размножения растений: семенное, споровое и вегетативное.


2

12.2



90-91

1.Значение, особенности, преимущества и недостатки разных способов размножения.

2.Пр работа.Глубина посадки семян.

2

15.2



92-93

1.Вегетативное размножение черенками.

2.Пр работа Вегетативное размножение черенками

2

19.2



94-95

1.Вегетативное размножение усами.

2.Пр работа Вегетативное размножение

2

26.2



96-97

1.Вегетативное размножение отводками.

2.Пр работа Вегетативное размножение

2

1.3



98-99

1.Вегетативное размножение луковицами

2.Пр работа Вегетативное размножение

2

5.3



100-101

1.Наблюдение за опытами. Фиксация результатов

2.Пр Уход за растениями

2

12.3



102-103

1.Подготовка семян к посеву.

2.Пр Определение всхожести семян

2

15.3



104-105

1.Косточковые семена

2.Пр Посадка семени авокадо

2

19.3



106-107

1.Семена хвойных

2.Пр Посадка семян кедра.

2

22.3



108-109

1.Наблюдение за опытами.

2.Фиксация результатов

2

26.3



110-112

1.Размножение папоротников

2.Пр Вегетативное размножение

2

29.3



113-114

Защита проекта «Размножение комнатных растений»

2

2.4



115-116

Раздел 6 « Вредители растений» (8)

1.Вредители комнатных растений. Меры борьбы с ними.

2.Пр.Определение зараженных растений

2

5.4



117-118

1.Болезни комнатных растений, связанные с неправильным уходом.

2.Пр.Определение причин болезни

2

9.4



119-120

1Паразитарные болезни. Причины и меры борьбы.

2.Пр.Паразитарные болезни(грибковые)

2

12.4



121-122

Фотоотчет исследований.

Пр Уход за растениями.


2

16.4



123-124

Раздел 7Растения в интерьере (21ч)

1.Интерьер.

2.Пр Изучение информации по теме


2

19.4



125-126

1.Правила размещения растений в интерьере.

2.Пр. Проекты размещения растений в кабинете

2

23.4



127-128

3.Подбор и подготовка комнатных растений для выбранного школьного помещения.

Пр Изучение литературы

2

26.4



129-130

Аранжировка школьного помещения.

Пр.Составление композиций из комнатных растений в реакреациях

2

30.4



131-132

1.Флористика

2.ПР.Изучение литературы по правилам составления композиций в букете

2

3.5



133-134

ПрСоставление композиций своими руками

2

7.5



136-137

Просмотр видео- урока мастер-класса по составлению букетов

2

10.5



138-139

Защита проекта « Цветочные композиции»

2

14.5



140-141

Весенние цветы.

Викторина. «Язык цветов»

2

17.5



142-143

ПР Высадка растений , полученных в опытах

2

21.5



144

Подведение итогов работы в кружке

1

24.5



Итого:

144 часа







4.Методические материалы

4.1.Методы и формы работы:

1.1.По источнику передач и восприятию информации:

- словесный (лекции, беседа, объяснение);

- наглядный (использование в работе иллюстраций, таблиц);

- практический (применяется для закрепления знаний на практике);

- проверка результатов обучения (в устной форме - с целью повторения и закрепления полученного материала, в практической форме – выполнение практической работы, для выявления приобретенных знаний).

1.2. По дидактическим задачам:

- приобретаются знания через сообщение информации и передачу личного опыта;

- формируются умения и навыки через выполнение практических заданий;

- творческая деятельность (показ работ на выставках, создание собственных изделий на основе традиционных образцов).

1.3. По характеру деятельности:

- репродуктивный (для приобретения необходимых умений и навыков обучающиеся повторяют за педагогом);

1.4. Методы, развивающие творческие способности обучающихся:

- научно-исследовательская деятельность (научный комментарий, собственные выводы);

- поисковая деятельность (сбор собственного материала, его анализ и обобщение).

На занятиях используются следующие педагогические технологии, направленные на разностороннее развитие обучающихся с учетом их творческих способностей. Среди них:

Технология личностно-ориентированного обучения – организация воспитательного процесса на основе глубокого уважения к личности ребёнка, учёте особенностей его индивидуального развития, отношения к нему как к сознательному, полноправному и ответственному участнику образовательного процесса. Это формирование целостной, свободной, раскрепощённой личности, осознающей своё достоинство и уважающей достоинство и свободу других людей.

Игровые технологии (загадки, тематические игры, конкурсы).

Информационные технологии – все технологии, использующие специальные технические информационные средства: компьютер, аудио-, видео-, теле- средства обучения.

Технологии сотрудничества реализуют равенство, партнерство в отношениях педагога и ребенка. Педагог и обучающиеся совместно вырабатывают цели, содержание, дают оценки, находясь в состоянии сотрудничества, сотворчества.

Технология развивающего обучения – это такое обучение, при котором главной целью является не только приобретение знаний, умений и навыков, сколько создание условий для развития психологических особенностей: способностей, интересов, личностных качеств и отношении между людьми, при котором учитываются и используются закономерности развития, уровень и способности индивидуума. Под развивающим обучением понимается новый, активно-деятельный способ обучения, идущий на смену объяснительно-иллюстративному способу.

Здоровьесберегающие технологии – создание комплексной стратегии улучшения здоровья обучающихся, разработка системы мер по сохранению здоровья детей во время обучения и выработка знаний и навыков, которыми должен овладеть обучающийся.

Использование перечисленных выше технологий характеризует целостный образовательный процесс детского объединения и является формой организации творчества детей, где каждый ребенок не только обеспечивается полной свободой творческой инициативы, но и нуждается в продуманной стратегии, отборе средств выражения, планировании деятельности.

Материально-техническое оснащение

Дидактический материал:

Наглядный материал:

Таблицы: «Вегетативное размножение растений»; «Половое размножение растений»; «Органы цветочных растений»

Условия реализации программы

Техническое оснащение занятий:

1) Учебный кабинет.

2) Учебная мебель соответствует возрастным особенностям и требованиям СанПина.

3) Поддержка санитарно-гигиенического состояния кабинета.

4) Необходимый наглядный материал: готовые изделия, иллюстрации.

5) Материалы, инструменты и приспособления:

- краски: гуашь, акварель, тушь, кисти, бумага большого формата;

- наборы для квилинга;

- цветная бумага;

- прессы для сушки;

- сухоцветы;

- термометр;

- гидрометр;

-микроскопы;

- лупы;

- коллекции вредителей растений;

- коллекция удобрений;

- настои табачной пыли, чеснока, мыльный раствор;

- ящики для рассады;

- цветочные горшки;

- опрыскиватели;

- почвосмеси;

- проектор;

- ноутбук;

- колонки.



4.2. Требования техники безопасности в процессе реализации программы

1.Вводный инструктаж по технике безопасности.

2.Инструктаж в начале каждой практической работы.


4.3.Организация мероприятий с обучающимися и родителями вне учебного плана

1.Проектная деятельность может реализоваться в работах научного общества школьников и конкурсов.



5.Оценочные материалы


5.1Дата (контроля)____________________________________________

Форма( проект,практическая работа)____________________________________________________результат___



Фамилия, имя ребёнка

Предметные результаты


Метапредметные результаты

Знание биологических особенностей растений.

Знание способов выгонки многолетников.

Способы семенного размножения комнатных растений

Способы вегетативного размножения растений

Дикорастущие цветочно-декоративные растения.

Художественная обрезка декоративных кустарников. Умение работать с садовым инструментом.

Коммуникативные способности и умение работы в коллективе


Использование различных способов поиска и сбора материала


Умение слушать и слышать педагога

Стремление к совершенству и законченности в работе

Проявление творчества

и фантазии в создании работ

Навыки соблюде-ния в процессе деятельности правил безопас-ности



.

Критерии оценки (могут быть различными, в зависимости от формулировок параметров):

1 – низкий уровень (нет, навык отсутствует);

3 – средний уровень;

5 – высокий уровень (да).





5.2 Оценочный материал.

Защита проектов

« Названия комнатных растений», «Цветочный гороскоп»,» Цветочные композиции»

критерии оценки: творчество, коммуникабельность, оригинальность, познавательность, практичность.



Приложение:

Т.Б. №1 Общие правила техники безопасности.

1.Работу начинай только с разрешения учителя. Когда учитель обращается к тебе, приостанови работу. Не отвлекайся во время работы.

2.Не пользуйся инструментами, правила обращения с которыми не изучены.

3.Употребляй инструмент только по назначению

4.При работе держи инструмент так, как показал учитель

5.Содержи в чистоте и порядке рабочее место.




Литература

  1. Ганичкина О. Любимые домашние цветы. – М.: Издательство Оникс, 2010. – 112с.

  2. Д-р Д.Г.Хессайон Все о комнатных растениях. – М.: «Кладезь-Букс», 2003. – 256с.

  3. Дятченко Т.И. Растения на балконе и террасе. – М.: Изд-во Эксмо, 2005. – 184с.

  4. Комнатные растения. – М.: АСТ – ПРЕСС КНИГА, 2003. – 672с.

  5. Родина В.А. Цветоводство в школе. – М.: Учпедгиз, 1955. – 144с. (http://pedagogic.ru/books/item/f00/s00/z0000029/index.shtml)

  6. Сергиенко Ю.В. Полная энциклопедия комнатных растений/ Ю.В. Сергиенко. – М.: АСТ, 2007. – 319с.

  7. Степура А.В., Степура М.Ю. Комнатные растения. Практическая энциклопедия. – М.: Мир книги, 2004. – 368с.

  8. Чуб В.В., Лезина К.Д. Полная энциклопедия комнатных растений. – М.: Изд-во Эксмо, 2003. – 416с.

  9. http://www.florets.ru/komnatnoe-tsvetovodstvo/

  10. http://www.openclass.ru/node/251729

http://nsportal.ru/shkola/vneklassnaya-rabota/library/kruzhok-komnatnoe-cvetovodstvo