Программа кружка цветоводство в школе
Программа рассчитана на 2 года по 68 часов в 6-7 классах. Она опирается на знания учащихся, полученные при изучении естествознания 5 классе и биологии 6 классе.
Содержание и структура курса «Цветоводство» обеспечивает получение дополнительных знаний о жизни комнатных растений, развитие творческих и натуралистических умений, научного мировоззрения, гуманности, экологической культуры, а также привития самостоятельности, трудолюбия и заботливого обращения с природой. В программе большое внимание уделено этическим нормам и правилам отношения к природе. Показано практическое применение биологических знаний.
Программа ориентирована на активное познание мира цветочно-декоративных растений. В этой связи в нее включены темы практических работ, опытов и наблюдений. Предусмотренные теоретический материал и практическая деятельность учащихся предоставляет им возможности для саморазвития и самореализации, для наиболее полного раскрытия своих творческих способностей.
Данная программа отличается большой экологизацией всего курса, широким охватом биоразнообразия.
Цель курса: Расширить представления учащихся о морфологии и физиологии растений. Дать дополнительные знания о комнатных, цветочно-декоративных растениях, их классификации, биологии и уходе. Способствовать формированию у учащихся ответственного отношения к миру растений. Воспитывать экологическую грамотность и художественно-эстетическое восприятие мира.
В результате прохождения курса «Цветоводство» ученики должны
знать:
основные группы комнатных растений, особенности их организации, многообразие, экологическую, эстетическую и практическую роль;
принципы размещения растений в помещении;
правила ухода за растениями (световой и температурный режим, полив, подкормка, пересадка и перевалка);
основные болезни комнатных растений;
правила составления зимних букетов и икебан;
уметь:
составлять паспорт растений, проекты оформления клумб и рабаток, зимние букеты и икебаны;
готовить почвенные смеси;
пересаживать и переваливать растения;
вносить удобрения и подкармливать растения;
размножать растения семенами и вегетативно;
описывать собственные наблюдения или опыты, различать в них цель,
условия проведения и полученные результаты;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни для:
составления простейших рекомендаций по содержанию и уходу за комнатными и другими культурными растениями;
размножения растений семенами и вегетативно: черенками, отводками, делением куста, дочерними луковицами-детками и т.д.
Тематическое планирование
Название темы | Кол-во часов |
всего | теория | практика |
1 год обучения | | | |
1. Роль зеленых растений в жизни человека. | 2 | 2 | |
2. Календарь основных работ по комнатному цветоводству. | 4 | 4 | |
3.Основные группы комнатных растений. | 12 | 6 | 6 |
4. Правила ухода за комнатными растениями. Пересадка и подкормка. | 6 | 2 | 4 |
5. Паспортная книга и паспорт растений. | 4 | 1 | 3 |
6. Пересадка и подкормка комнатных растений. | 4 | 1 | 3 |
7. Вегетативное размножение растений. | 2 | 1 | 1 |
2 год обучения | | | |
1. Календарь основных работ по комнатному цветоводству и на школьной клумбе. | 2 | 1 | 1 |
2. Декоративные растения цветника. Летники. Многолетники. Уход за растениями. | 6 | 2 | 4 |
3. Опыты и наблюдения за цветочно-декоративными растениями. | 4 | 1 | 3 |
4. Составление проектов оформления клумб и рабаток. | 2 | 1 | 1 |
5. Паспортная книга и паспорт растений. | 6 | - | 6 |
6. Защита растений от болезней и вредителей. | 2 | 1 | 1 |
7. Почвенные смеси. | 2 | 1 | 1 |
8. Приемы художественного озеленения интерьеров. Приемы планировочных решений. | 2 | 1 | 1 |
9. Правила и приемы составления икебан. | 4 | 2 | 2 |
10. Содержание в комнате цветущих растений, купленных в магазине и сохранение срезанных цветов. | 4 | 2 | 2 |
«Комнатные растения»
1. | Роль зеленых растений в жизни человека. Комнатные растения вчера и сегодня. | 2ч. | |
2. | Экологические факторы роста растений и микроклимат помещений. Категории растений, применяемые в интерьерном озеленении, их требования к микроклимату. | 2ч. | |
3. | Уход за растениями. Отношение к свету. | 2ч. | |
4. | Жизнь комнатных растений и их требования к теплу и воде. Правила полива. | 2ч. | |
5. | Четыре времени года в жизни комнатных растений. Осень и зима. Календарь основных работ по комнатному цветоводству (сентября, октябрь, ноябрь, декабрь, январь) | 2ч. | |
6. | Правила составления паспорта растений. Составление паспортной книги растений. | 2ч. | |
7. | Декоративно-лиственные растения. Правила ухода. Составление паспорта для данной группы растений. | 2ч. | |
8. | Висячие (ампельные) и вьющиеся растения (лианы). Правила ухода. Составление паспорта для данной группы растений. | 2ч. | |
9. | Красивоцветущие растения. Правила ухода. Составление паспорта для данной группы растений. | 2ч. | |
10. | Суккуленты. Правила ухода. Составление паспорта для данной группы растений. | 2ч. | |
11. | Луковичные и клубненосные растения. Правила ухода. Составление паспорта для данной группы растений. | 2ч. | |
12. | Домашние лекари. Правила ухода. Составление паспорта для данной группы растений. | 2ч. | |
13. | Оформление стенда в кабинете биологии «Комнатные растения». | 2ч. | |
14. | Четыре времени года в жизни комнатных растений. Весна. Календарь основных работ по комнатному цветоводству (февраль-май). | 2ч. | |
15. | Вегетативное размножение. Черенкование. | 2ч. | |
16. | Удобрения. Правила внесения удобрений. Подкормка. | 2ч. | |
17. | Пересадка комнатных растений. | 2ч. | |
«Декоративные растения»
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Дата |
1. | Календарь основных работ по комнатному цветоводству и на школьной клумбе. | 2ч. | |
2. | Уход за растениями цветника. Пересадка комнатных растений. | 2ч. | |
3. | Декоративные растения для школьного участка. Многолетники. Уход за растениями цветника. | 2ч. | |
4. | Опыты и наблюдения за цветочно-декоративными растениями. | 2ч. | |
5. | Составление проектов оформления клумб и рабаток. | 2ч. | |
6. | Почвенные смеси. | 2ч. | |
7. | Защита растений от болезней и вредителей. | 2ч. | |
8. | Обновление паспортной книги растений. Составление паспортов комнатных растений. | 2ч. | |
9. | Работа со стендом «Комнатные растения». | 2ч. | |
10. | Современные приемы художественного озеленения интерьеров. Примеры планировочных решений. | 2ч. | |
11. 12. | Правила и приемы составления зимних букетов и икебан. | 4ч. | |
13. | Содержание в комнате цветущих растений, купленных в магазине. | 2ч. | |
14. | Сохранение срезанных цветов. Подготовка участка для грунтовой рассады. Посев семян для оформления цветника. | 2ч. | |
15. | Декоративные растения для школьного цветника. Летники и многолетники. | 2ч. | |
16. | Опыты и наблюдения за цветочно-декоративными растениями. Опытный участок. | 2ч. | |
17. | Уход за растениями цветника. | 2ч. | |
Список использованной литературы
Комнатные растения в школе
Комнатное цветоводство: советы профессионалов. Практическая энциклопедия. М., издательство «ЭКСМО», книжный дом, 2005г.
Комнатное цветоводство. С.Я. Файзуллина.
Комнатные растения в интерьере. Н.Н. Капранова.