СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Кружок "Уроки нравственности"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Кружок "Уроки нравственности"»

Программа «Уроки нравственности» составлена на основе программы   Э.Козлова, В. Петровой, И. Хомяковой «Азбука нравственности», и может быть реализована учителем начальной школы в  сотрудничестве с родителями. Возможно привлечение заинтересованных учащихся и педагогов дополнительного образования. Учитель проводит занятия во внеурочное время один раз в неделю.

«Уроки нравственности» должны быть эмоциональными, строиться на непроизвольном внимании и памяти, включать в себя игровые элементы. Необходимо использовать  яркую наглядность и электронные ресурсы. В качестве домашнего задания можно рекомендовать детям завершить рисунок, прочитать книжку или рассказ вместе с родителями.  Важно отметить всех, кто  выполнил  домашнюю работу. На уроках нравственности важна активность школьника, его участие в  обсуждениях жизненных ситуаций. Это уроки разъяснения, объяснения и обучения. Основная задача учителя состоит в том, чтобы пробудить у ребёнка интерес к внутреннему миру человека, заставить задуматься о себе и своих поступках, их нравственной сущности.

Программа включает в себя 135 занятий по 35 - 45 минут и рассчитана на четыре года обучения.

Занятия проводятся в форме уроков, тренингов, внеурочных мероприятий и игровых программ, позволяющих школьникам приобретать опыт  нравственного поведения.

Реализация программы предполагает формирование первоначального представления о базовых ценностях отечественной культуры в процессе проведения бесед, экскурсий, заочных путешествий, участия в творческой деятельности, такой, как театральные постановки, литературно-музыкальные композиции, художественные выставки, просмотр видеофильмов.

.

Планируемые результаты  освоения курса внеурочной деятельности кружка«Уроки нравственности»

Воспитание нравственных чувств и этического сознания  у младших школьников как направление духовнонравственного развития и воспитания обучающихся должно обеспечивать присвоение ими соответствующих ценностей, формирование знаний, начальных представлений, опыта эмоционально-ценностного постижения действительности и общественного действия в контексте становления идентичности гражданина России.

В ходе реализации программы «Уроки нравственности» будет обеспечено достижение обучающимися воспитательных результатов  и эффектов.

Воспитательные результаты распределяются по трём уровням.

Первый уровень результатов — приобретение обучающимися социальных знаний (о нравственных  нормах,  социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и·т.·п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями  как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов — получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной среде, в которой ребёнок получает первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить.

Третий уровень результатов — получение обучающимся начального  опыта самостоятельного общественного действия, формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения. Только в самостоятельном общественном действии человек действительно становится  гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.

С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:

·на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях;

·на втором уровне воспитание осуществляется в контексте жизнедеятельности школьников и ценности могут усваиваться ими в форме отдельных нравственно ориентированных поступков;

·на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности и приобретения ими элементов опыта нравственного поведения и жизни.

Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постепенным, это необходимо учитывать при организации воспитания  социализации младших школьников.

В первом классе дети особенно восприимчивы к новому социальному знанию, стремятся понять новую для них школьную реальность. Задача педагога поддерживать эту тенденцию, способствовать используемыми им воспитательными формами достижению ребенком первого уровня результатов.

Во втором и третьем классе, как правило, набирает силу процесс развития детского коллектива, резко активизируется межличностное взаимодействие  младших школьников друг с другом, что создает благоприятную ситуацию для достижения второго уровня  воспитательных результатов. К четвертому классу у младшего школьника появляется   реальная возможность выхода в пространство общественного действия, то есть достижение третьего уровня воспитательных результатов.

В результате прохождения курса внеурочной деятельности  к концу 1 класса обучающиеся  должны знать:

1. Отличие понятий «этика» и «этикет».

2. Правила вежливости и красивых манер.

3. Заповеди и соответствующие притчи.

Уметь:

1. Уважать себя, верить в свои силы и творческие возможности, признавая это право и за другими.

2. Соблюдать этикет за столом, вести себя достойно в общественных местах.

3. Придерживаться «золотого правила» в общении с другими.

4. Быть доброжелательными.

5. Соблюдать заповеди.

6. Сострадать животным, не обижать их.

7. Придерживаться режима дня, уметь организовать свой труд дома.

8. Быть опрятными, соблюдать порядок на своем рабочем месте, содержать в чистоте свои книги и тетради.

9. Не забывать дома школьные принадлежности, книги, тетради, необходимые для уроков по расписанию.

В результате прохождения   курса внеурочной деятельности к концу 2 класса обучающиеся  должны знать:

1. Требования этикета к устному и письменному приглашению и общению с гостями.

2. Заповеди и правила этикета.

3. О доброте и жестокости, уважительном отношении к старшим и высокомерии, отражённом в сказках («Преданный друг» О. Уайльда, «Мешок яблок» В. Сутеева, «Девочка, наступившая на хлеб» Г. X. Андерсена).

4. Афоризмы.

Уметь:

1. Исполнять заповеди.

2. Соблюдать этикет в театре, кино, на выставке, в музее, на улице.

3. Выполнять общение.

4. Написать приглашение, встречать гостей, развлекать их, правильно вести себя в гостях, дарить и принимать подарки.

5. Исполнять ментальную зарядку как один из способов самоконтроля в самовоспитании.

В результате прохождения курса внеурочной деятельности к концу 3 класса обучающиеся  должны знать:

1. Ранее изученные заповеди и афоризмы.

2. Каким должен быть воспитанный человек.

3. Требования этикета к разговору, в том числе к разговору по телефону.

4. Краткое содержание прочитанных на уроках притч и сказок в подтверждении своих нравственных убеждений.

5. Пословицы о дружбе, верности данному слову, доброте, благодарности.

6. Правила вежливого отказа, несогласия. Как обращаться к разным людям.

Уметь:

1. Соблюдать правила вежливости и красивых манер.

2. На практике применять методы самовоспитания и самоконтроля.

3. Уметь разговаривать по телефону, соблюдая правила этикета.

4. Уважать чужое мнение, будучи несогласным с ним.

5. Проявлять тактичность и доброжелательность в общении.

6. Быть сострадательными к чужому горю.

7. Не обижать животных и птиц.

8. Различать добро и зло, давать правильную оценку поступков литературных героев, уметь мысленно ставить себя в аналогичную ситуацию.

9. Проявлять положительные моральные качества в достойном поведении, поступках.

В результате прохождения  курса внеурочной деятельности к концу 4 класса обучающиеся  должны знать:

1.  Правила этики и культуры речи.

2. Требования к манерам, чем отличается корректное поведение от галантного.

3. Об источниках наших нравственных знаний.

4. О совести как основе нравственности.

5. Заветы предков. «Поучение» В.Мономаха.

6. Стихотворения о родине (на выбор).

7.  Афоризмы.

8. О пользе терпения, выдержки, умения предвидеть последствие своих поступков.

Уметь:

  1. Различать хорошие и плохие поступки.

  2. Воплощать свои этические знания в повседневном поведении, в привычках.

  3. Уважительно относиться к родителям, старшим, сверстникам и младшим.

  4. Исполнять заповеди.

  5. Давать правильную оценку поступков литературных героев и сверстников, уметь мысленно ставить себя в аналогичную ситуацию.

Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы

1 класс

Задачи:

1.  Познакомить детей с общечеловеческими нормами нравственности.

2. Научить приемам и правилам ведения дискуссии, уважать себя и своего    товарища.

 3. Воспитывать у учащихся стремление быть культурным человеком в   обществе, быть опрятным, организованным, вежливым.

п/п

Наименование разделов и тем.

Кол-во

часов

Теоретических

Практических


Раздел № 1

Правила поведения в школе

6



1.

Правила поведения в школе.

1

+


2.

Правила поведения в общественных местах.

1

+


3.

Правила поведения в школьной раздевалке.

1

+


4.

Правила поведения в столовой.

1


+

5.

Правила поведения в библиотеке.

1


+

6.

Правила поведения в школьном дворе.

1

+



Раздел № 2

О добром отношении к людям

10



7.

Добро и зло. Что это такое?

1


+

8.

Добро и зло. Что это такое?

1


+

9.

«Ежели вы вежливы».

1


+

10.

«Ежели вы вежливы».

1


+

11.

Добрые и не добрые дела.

1

+


12.

Добрые и не добрые дела.

1

+


13.

Ты и твои друзья.

1

+


14.

Ты и твои друзья.

1

+


15.

Помни о других – ты не один на свете.

1


+

16.

Помни о других – ты не один на свете.

1


+


Раздел № 3

Как стать трудолюбивым

7



17.

«Ученье-свет, а не ученье - тьма».

1


+

18.

«Как быть прилежным и старательным».

1


+

19.

«Как быть прилежным и старательным».

1


+

20.

Наш труд в классе.

1

+


21.

Наш труд в классе.

1

+


22.

Мой труд каждый день дома.

1

+


23.

Мой труд каждый день дома.

1

+



Раздел №4

Правила опрятности  и  аккуратности.

5



24.

Культура внешнего вида.

1

+


25.

Культура внешнего вида.

1

+


26.

Каждой вещи своё место.

1

+


27.

Каждой вещи своё место.

1

+


28.

Умейте ценить своё и чужое время.

1


+


Раздел №5

Правила поведения  на  улице  и  дома.

2



29.

Как вести себя на улице и дома.

1

+


30.

Как вести себя на улице и дома.

1

+



Раздел №6

Школьный этикет.

3



31.

Как приветствовать людей и знакомиться с ними.

1


+

32.

Как приветствовать людей и знакомиться с ними.

1


+

33.

Чему нас научили уроки нравственности?

1


+

2 класс

Задачи:

1. Познакомить с правилами вежливости и красивых манер.

2. Научить заповедям нравственности, выполнению обещаний, этикету в театре, кино, на выставке, в музее.

3. Научить правилам поведения на дне рождения.

п/п

Наименование разделов и тем.

Кол-во

часов

Теоретических

Практических


Раздел № 1

Культура общения

9



1.

Этикет .

1


+

2.

Устное  приглашение на день рождения.

1


+

3.

 Письменное приглашение на день рождения.

1


+

4.

Встреча и развлечение гостей.

1


+

5.

Встреча и развлечение гостей.

1


+

6.

Поведение в гостях.

1

+


7.

Поведение в гостях.

    1

+


8.

Как дарить подарки.

1


+

9.

Как дарить подарки.

1


+


Раздел № 2

Общечеловеческие  нормы  нравственности

4



10.

Заповеди.

1

+


11.

Заповеди.

1

+


12.

Дал слово держи.

1

+


13.

Дал слово держи.

1

+



Раздел № 3

Дружеские отношения

11



14.

Дружба каждому нужна.

1


+

15.

 Дружба верностью сильна.

1


+

16.

Преданный друг.

1

+


17.

О доброте и бессердечие.

1

+


18.

О доброте и бессердечие.

1

+


19.

Об уважительном отношении к старшим.

1


+

20.

О зависти .

1

+


21.

О  скромности.

1

+


22.

О доброте и жестокосердии.

1

+


23.

В мире мудрых мыслей.

1


+

24.

В мире мудрых мыслей.

1


+


Раздел №4

Понять другого

10



25.

Золотые правила.

1

+


26.

Золотые правила.

1

+


27.

Учимся понимать настроение другого по внешним признакам.

1


+

28.

Учимся понимать настроение другого по внешним признакам.

1


+

29.

О тактичном и бестактном поведении.

1


+

30.

О тактичном и бестактном поведении.

1


+

31.

Учимся находить хорошее в человеке, даже если он нам не нравится.

1

+


32.

Учимся находить хорошее в человеке, даже если он нам не нравится.

1

+


33.

В мире мудрых мыслей.

1


+

34

Обзор курса этики за год.

1


+

3 класс

Задачи:

1. Способствовать усвоению младшими школьниками круга обязанностей и правил поведения в школе и дома.

2. Научить различать добро и зло, давать правильную оценку различным поступкам, уважать чужое мнение, будучи несогласным, с ним.

3. Раскрыть сущность правильного вежливого отказа, несогласия общения с разными людьми, сострадание к чужому горю.

п/п

Наименование разделов и тем.

Кол-во

часов

Теоретических

Практических


Раздел №1

Культура общения

9



1.

Этикет разговора.

1

+


2.

Обращение к разным людям.

1

+


3.

Обращение к разным людям.

1

+


4.

Вежливый отказ, несогласие.

1

+


5.

Этикетные ситуации.

1


+

6.

Этикетные ситуации.

1


+

7.

Афоризмы.

   1


+

8.

Разговор по телефону.

1


+

9.

Играем роль воспитанного человека.

1


+


Раздел № 2

Самовоспитание

7



10.

Что значит быть вежливым?

1


+

11.

Мои достоинства и недостатки.

1


+

12.

Мои достоинства и недостатки.

1


+

13.

Большое значение маленьких радостей.

1

+


14.

О хороших и дурных привычках.

1


+

15.

О хороших и дурных привычках.

1


+

16.

Афоризмы о самовоспитании.

1


+


Раздел № 3

Общечеловеческие нормы нравственности

10



17.

Заповеди: как мы их исполняем.

1

+


18.

О сострадании и жестокосердии.

1

+


19.

О сострадании и жестокосердии.

1

+


20.

Лгать нельзя, но если...?

1

+


21.

Лгать нельзя, но если...?

1

+


22.

Всегда ли богатство счастье?

1


+

23.

Всегда ли богатство счастье?

1


+

24.

Спешите делать добро.

1


+

25.

Спешите делать добро.

1


+

26.

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

1


+


Раздел № 4

Как сердцу высказать себя.

Другому как понять тебя?

8



27.

«Как сердцу высказать себя?»

1


+

28.

В трудной ситуации, попытаемся разобраться.

1


+

29.

В трудной ситуации, попытаемся разобраться.

1


+

30.

«И нам сочувствие даётся, как нам даётся благодать».

1

+


31.

«Думай хорошо - и мысли созревают в добрые поступки».

1


+

32.

Диалоги о хороших манерах, добре и зле.

1


+

33.

Афоризмы.

1

+


34.

Чему мы научились на уроках этики.

1


+

4 класс

Задачи:

1. Познакомить детей с понятием корректного и галантного человека, с нравственным содержанием древних мифов, афоризмами.

2. Научить приемам самоконтроля и самовоспитания.

3. Раскрыть сущность нравственных поступков, поведения и отношений между людьми, положительных моральных качеств в достойном поведении.

п/п

Наименование разделов и тем.

Кол-во

часов

Теоретических

Практических


Раздел №1

Культура общения

9



1.

Традиции общения в русской семье. «Домострой».

1


+

2.

Культура общения в  современной семье.

1


+

3.

Культура общения в  современной семье.

1


+

4.

О терпимости к ближним.

1


+

5.

О терпимости к ближним.

1


+

6.

Культура спора.

1


+

7.

Этикетные ситуации.

    1

+


8.

В мире мудрых мыслей.

1

+


9.

В мире мудрых мыслей.

1

+



Раздел №2

Самовоспитание

7



10.

«Познай самого себя».

1

+


11.

Самовоспитание.

1

+


12.

Определение цели и составление плана самовоспитания на неделю.

1

+


13.

Как я работаю над собой.

1


+

14.

О терпении.

1

+


15.

Конец каждого дела обдумай перед началом.

1


+

16.

«Ты памятью свой разум озари. И день минувший весь пересмотри».

1


+


Раздел №3

Общечеловеческие нормы нравственности

10



17.

Об источниках наших нравственных знаний.

1

+


18.

Совесть - основа нравственности.

1

+


19.

«Чем ты сильнее, тем будь добрее».

1


+

20.

«Досадно мне, что слово честь забыто».

1

+


21.

Заветы предков.

1

+


22.

Россияне о любви к Родине.

1


+

23.

Твоя малая родина.

1


+

24.

«Мой первый друг, мой друг бесценный».

1


+

25.

Афоризмы о совести, о родине, о дружбе.

1

+


26.

«Приветливость - золотой ключик, открывающий сердца людей».

1


+


Раздел №4.

Искусство и нравственность

8



27.

Нравственное содержание  древних мифов.

1

+


28.

За что народ любил Илью Муромца и чтил своих былинных героев.

1

+


29.

Положительные герои в былинах и сказках.

1


+

30.

Отрицательные герои в литературных произведениях.

1


+

31.

«Зло, как и добро, имеет своих героев».

1


+

32.

Искусство и нравственность.

1

+


33.

«Вот человек. Что скажешь ты о нём?»

1


+

34.

Обзор курса этикета.

1


+

Содержание курса внеурочной деятельности

1 класс (33 часа)

Раздел 1: Правила поведения в школе (6ч)

Правила поведения на уроке и на перемене. Правила поведения в гардеробе. Правила поведения в столовой. Правила поведения в библиотеке. Правила поведения в школьном дворе.

Раздел 2: О добром отношении к людям (10ч)

Что такое «добро и зло». «Ежели вы вежливы». Добрые и не добрые дела. Ты и твои друзья. Помни о других – ты не один на свете.

Раздел 3: Как стать трудолюбивым (7ч)

«Ученье - Свет, а неученье тьма». Как быть прилежным и старательным. Наш труд в классе. Мой труд каждый день дома.

Тема 4: Правила опрятности и аккуратности (5ч)

Культура внешнего вида. Каждой вещи своё место. Умейте ценить своё и чужое время.

Раздел 5: Правила поведения на улице и дома (2ч)

Как вести себя на улице и дома.

Раздел 6: Школьный этикет (3ч)

2 класс (34 часа)

Раздел 1: Культура общения (9ч)

Этикет (повторение). Устное и письменное приглашение на день рождения. Встреча и развлечение гостей. Поведение в гостях. Как дарить подарки.

Раздел 2: Общечеловеческие нормы нравственности (4ч)

Заповеди. Дал слово держи.

Раздел 3: Дружеские отношения (11ч)

«Дружба каждому нужна. Дружба верностью сильна». Преданный друг. О доброте и бессердечие. Об уважительном отношении к старшим. О зависти и скромности. О доброте и жестокосердии. В мире мудрых мыслей.

Раздел 4: Понять другого (10ч)

Золотые правила. Учимся понимать настроение другого по внешним признакам. О тактичном и бестактном поведении. Учимся находить хорошее в человеке, даже если он нам не нравится. В мире мудрых мыслей. Обзор курса этики за год.

3 класс (34 часа)

Раздел 1: Культура общения (9ч)

Этикет разговора. Общение к разным людям. Вежливый отказ, несогласие. Этикетные ситуации. Афоризмы. Разговор по телефону. Играем роль воспитанного человека.

Раздел 2: Самовоспитание (7ч)

Что значит быть вежливым? Мои достоинства и недостатки. Большое значение маленьких радостей. О хороших и дурных привычках. Афоризмы о самовоспитании.

Раздел 3: Общечеловеческие нормы нравственности (10ч)

Заповеди: как мы их исполняем. О сострадании и жестокосердии. Лгать нельзя, но если…? Всегда ли богатство счастье? Спешите делать добро. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

Раздел 4: Как сердцу высказать себя. Другому как понять тебя? (8ч)

Как сердцу высказать себя? В трудной ситуации, попытаемся разобраться. И нам сочувствие даётся, как нам даётся благодать. Думай хорошо – и мысли созревают в добрые поступки. Диалоги о хороших манерах, добре и зле. Афоризмы. Чему научились на уроках этики.

4 класс (34 часа)

Раздел 1: Культура общения (9ч)

Традиции общения в русской семье «Домострой». Культура общения в современной семье. О терпимости к ближним. Культура спора. Этикетные ситуации. В мире мудрых мыслей.

Раздел 2: Самовоспитание (7ч)

Познай самого себя. Самовоспитание. Определение цели и составление плана самовоспитания на неделю. Как я работаю над собой. О терпении. Конец каждого дела обдумай перед началом. «Ты памятью свой разум озари. И день минувший весь пересмотри».

Раздел 3: Общечеловеческие нормы нравственности (10ч)

Об источниках наших нравственных знаний. Совесть – основа нравственности. Чем ты сильнее, тем будь добрее. Досадно мне, что слово честь забыто. Заветы предков. Россияне о любви к Родине. Твоя малая родина. Мой первый друг, мой друг бесценный. Афоризмы о совести, о родине, о дружбе. Приветливость – золотой ключик, открывающий сердце людей.

Раздел 4: Искусство и нравственность (8ч)

Нравственное содержание древних мифов. За что народ любил Илью Муромца и чтил своих былинных героев. Положительные герои в былинах и сказках. Отрицательные герои в литературных произведениях. Зло, как и добро, имеет своих героев. Искусство и нравственность. «Вот человек. Что скажешь ты о нём?» Обзор курса этикета.