Кто или что формирует твою личность?
Каждый человек имеет право:
- иногда ставить себя на первое место;
- просить о помощи и эмоциональной поддержке;
- протестовать против несправедливого обращения
- иметь свое собственное мнение и убеждения;
- совершать ошибки, пока не найдет правильный
путь….
Билль о правах личности
Введение.
Выбирая тему для участия в конкурсе, я думала о том, насколько интересна и полезна будет для меня работа над ней. Мне шестнадцать лет и именно сейчас я всерьез задумываюсь о своем будущем, строю планы, мечтаю, ищу для себя примеры для подражания и идеалы. В теме « Кто или что формирует твою личность?» я увидела возможность найти ответы на ряд вопросов, волнующих меня и моих сверстников:
- Почему одни люди добиваются успеха и признания в жизни, а другие так и остаются непризнанными?
- Как именно я стала такой, какая я есть?
- Как происходит становление моего характера и личности?
-Какое место в моей жизни занимают те, кто меня окружает?
Отвечая на эти вопросы, я прочитала много литературы, разговаривала с родителями, учителями, сверстниками и в результате у меня сложился определенный взгляд на эту тему. Думаю, что недостаточность теоретических знаний и жизненного опыта простительна мне в силу возраста, поэтому надеюсь компенсировать это искренностью и желанием понять себя и своих сверстников.
Есть разные взгляды на процесс формирования и развития личности, но все теории сходятся в одном: формироваться личность человека начинает с самого раннего детства и продолжается всю жизнь.
Личность человека.
Я не знаю ничего лучше, сложнее,
интереснее человека.
М. Горький
Так что же такое личность? На уроках обществознания мы не раз касались этого понятия, изучали определение, характеристики, искали и находили примеры выдающихся личностей истории. Говорят, что личностью не рождаются. Личностью человек становится только в процессе социализации, воспитания, общения, под влиянием общества.
По определению, личность - это человеческий индивид, являющийся субъектом сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств характера, которые он реализует в общественной жизни. Личностные качества - такие наши качества, которые позволяют нам быть членами общества. На формирование этих качеств больше всего влияют два процесса - образование и воспитание. Это социально значимые процессы и от них зависит, какую личность получит общество: будет ли он положительно влиять на окружающих или же, наоборот, займет позицию разрушительную.
Ученые ведут еще споры о том, с какого возраста человек становится личностью. Я присоединяюсь к тем, кто думает, что это происходит тогда, когда человек начинает контролировать свое поведение, мотивы своей деятельности. Мне кажется, я и мои сверстники ( не все, конечно ) уже можем считаться личностями, но становление нашего характера, культуры поведения, культуры общения, самооценки все еще продолжается. На наше формирование влияют все: родители, учителя, друзья, одноклассники, все наше окружение. Но первостепенное значение все же имеют родители.
Я и взрослые.
Мама называет меня «личностью» -
вежливый способ сказать, что она не
понимает мою манеру одеваться.
Джоджо Мойес
Конституция РФ гласит: «Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей» (ст.38). Все начинается с детства. Ребенок как губка впитывает все, что вокруг него, копирует родителей, и в итоге формирует свое мировоззрение в соответствии со своей средой обитания. В нас заложено свойство учиться тому, что мы видим и слышим . Если нас не научили различать добро и зло, истину и ложь, то мы учимся всему - и хорошему и плохому. Дети, подростки, юношество наиболее уязвимы в этом отношении. Родители не только дают нам жизнь. Они вкладывают в нас необходимые для жизни знания, умения, прививают нравственные понятия и ценности, принятые в человеческом обществе.
Я знаю, что наше поколение называют иногда поколением потребителей. Многие мои сверстники не хотят учиться, надеясь на помощь и опеку своих родителей. Но не стоит забывать о том, что только труд формирует личность. Поэтому так важно воспитывать в детях трудолюбие, организованность, ответственность.
Мне повезло, что мои родители грамотные, интеллигентные люди. Они сумели воспитать в нас стремление к знаниям, привили любовь к чтению, к искусству, научили разбираться в людях, строить с ними взаимоотношения. У нас есть общие интересы и увлечения. С мамой я занимаюсь домашними делами, рукоделием, обсуждаю с ней книги, фильмы. Папа приучил меня к занятиям спортом, мы любим вместе ходить в походы, ездим в горы. Такая совместная деятельность дает общность переживаний, чувств, рождает духовную близость между нами. Мне кажется, когда родители так много дают своему ребенку, они вправе и много с него спрашивать. Я стараюсь быть внимательной ко всем членам своей семьи, особенно к бабушкам.
Атмосфера в семье должна быть полной взаимоуважения, заботы, искренности, доверия. Лишь тогда все это естественным образом станет привычной формой поведения детей, а потом они перенесут это в свои собственные семьи. Мне очень жаль детей, которые живут в семьях с низкой культурой, плохими взаимоотношениями. Остается надеяться, что формирование личности ребенка в такой семье будет опираться не только на его родителей, но и на окружение, школу. И если в детстве поменять свою среду достаточно сложно, то все же есть шансы сделать это позже, в более зрелом возрасте. Но нужно, чтобы оказался на пути хоть кто- то, кто поможет включить осознанность. Нередко такими людьми становятся учителя.
Роль учителя в жизни каждого человека трудно переоценить. Это большая удача, если в каждый значимый для нас период жизни рядом будет человек, готовый дать дельный совет, смотивировать на важные поступки, направить в нужное русло.
Мне нравиться учиться. Меня привлекает сам процесс познания, как приобщение к чему-то новому, неизведанному. А если при этом еще получается выделиться хорошей оценкой, похвалой учителя - это уже настоящий успех для меня. Учителя не только дают мне знания, они научили меня быть прилежной, усидчивой, старательной, ответственной, совершенствовать свои навыки шаг за шагом. Думаю, что это очень мне пригодится в дальнейшей жизни. Мне кажется, каждый из моих учителей внес немалый вклад в формирование моей личности.
Наше государство всегда старалось создать необходимые условия для реализации конституционного права человека - права на образование. С 1 сентября 2013 года вступил в силу Федеральный закон об образовании в Российской Федерации. Этот закон вызвал немало споров, стал объектом серьезной критики. Поводом для дискуссий стали положения о ФГОС, о ЕГЭ, о системе ПТУ и т.д. Судить об этом, конечно, специалистам, но многие эксперты полагают, что данный закон серьезно ущемляет воспитательные функции школы, перекладывая их целиком и полностью на семью. Как же можно отстранить школу от воспитания? Ведь мы проводим в ее стенах немалую часть нашей жизни! Думаю, что система образования в нашей стране еще далека от совершенства и требует очень серьезных разработок и финансовых вложений. Когда же наши господа - депутаты поймут, что народ, который экономит на образовании, разоряется на тюрьмах?
Я и мои сверстники.
Равные с равными сходятся крайне легко.
Цицерон
Личность человека формируется в общении, сейчас для меня наиболее привлекательно общение со сверстниками, с друзьями. Я думаю, взаимоотношения с ровесниками оказывают большое влияние на развитие моей личности. У каждого из нас свои увлечения, идеалы, свои понятия о жизни, но у нас очень много общего: мы практичны и самостоятельны, раскованы и прагматичны. Мы больше рассчитываем на свои силы, а не на помощь государства. Мы стремимся к знаниям, к получению профессии, которая позволит уверенно чувствовать себя в жизни.
Да, времена изменились. Мы не хотим неквалифицированной «грязной» работы. Понимаем, что времена дилетантов ушли в прошлое. Мои ровесники, как и я, поняли, что знания, саморазвитие, самореализация – вот путь к профессионализму и востребованности в обществе. Конечно, не все так безоблачно! Мои родители говорят, что наше поколение растет со сниженными культурными запросами, без духовных ценностей и идеалов. Может это и так. Но виновато в этом общество, которое сломав одну идеологию, ничего не дало нам взамен. Значит это кому-то нужно?
Но мы не чувствуем себя другими, мы учимся, дружим, любим. Иногда конфликтуем, ссоримся, имеем собственное мнение, участвуем в общественных делах. У меня, например, есть несколько хороших подруг, которых я уважаю и провожу с ними немало времени. Дружба учит нас жизни, так как мы выбираем правила поведения и общения, учимся их применять. Конечно, друзья оказывают определенное влияние на становление моей личности, Во все времена по друзьям судили о человеке. Как гласит народная мудрость « Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты».
Школа – это второй по значимости институт социализации после семьи, участвующий в формировании личности ребенка. В школе, в коллективе кроме приобретения знаний, мы приобретаем многие черты характера, личностные качества, становимся самостоятельными, формируется адекватная самооценка.
Особенно важным для нас становится мнение класса, иногда это мнение бывает даже выше мнения родителей и учителей. И это тоже понятно, ведь коллективные взаимоотношения очень сильно влияют на становление и развитие личности, особенно в юношестве. Мы вместе учимся, участвуем в делах класса и школы, ходим в походы, играем в КВН. Мы вместе переживаем и нервничаем, когда что–то идет не так. Мы стремимся к каким-то достижениям и результатам, соревнуемся друг с другом, конфликтуем – и все это ведет к личностному росту каждого из нас.
Мы часто пишем эссе на уроках обществознания, хочу привести несколько выдержек из работ моих одноклассников:
«…Мне кажется, мы даже думаем одинаково. Ну не одинаково, мысли, конечно, у нас у всех разные, но про одно и то–же…»;
«…Мы совершенно разные – разные по характеру, по привычкам, по поведению. Но мы близки и понятны друг другу, мы интересны друг другу »;
«…Есть семья, есть сверстники, есть просто близкие мне по духу люди. Я делю с ними все: и мысли, и чувства, и переживания. Все зависит от степени доверия…».
Мне кажется, эти высказывания хорошо отражают особенности нашего возраста и взаимоотношений.
Я и информационная среда.
Те, кто читают книги, всегда будут
управлять теми, кто смотрит телевизор.
Фелиция Жанлио
Ребенок развивается как личность под влиянием среды, в том числе и информационной. Поэтому говоря о ее формировании , мы не можем не рассмотреть роль телевидения, Интернета, средств массовой информации на становление нашей психики. Самое распространенное средство коммуникации – это, конечно же, телевидение. Этот источник информации несет в себе противоречивое влияние. С одной стороны, благодаря телевидению, человек ежедневно получает огромное количество информации. С другой стороны эта информация часто недостоверна и необъективна.
Мы уже не можем отказаться от СМИ, они глубоко проникли во все сферы нашей жизни. Я и мои сверстники уже не застали мир без компьютеров и Интернета. Можно сказать, что средства массовой информации взяли на себя часть функций по формированию сознания людей, воспитанию их вкусов, взглядов, привычек. Особенно подвержены этому влиянию школьники – подростки, которые стремятся к активному подражанию любимым киногероям. Склонность подростков к фантазии, замене реальной жизни воображаемыми событиями, в которые мы начинаем искренне верить, приводит порой к серьезным проблемам. Поэтому роль СМИ, как фактора формирования личности, если и определена, как очень важная, но все же практически недооценена.
К сожалению, я и мои сверстники имеют возможность доступа к любой информации, в том числе и той, которая вредна и разрушительна для нашей психики. Я имею ввиду сцены агрессии и насилия, которых так много на наших экранах. Уже доказано, что просмотр сцен агрессивного характера оказывает вредное воздействие на формирование личности и жизненной позиции человека, особенно молодого. Так почему же взрослые так беспечны? Неужели не понятно, что чем чаще мы будем смотреть программы и фильмы со сценами насилия, тем больше все это будет совершаться в жизни. Правда некоторые считают, что всегда есть возможность выбора и нужно анализировать, сравнивать, критически осмысливать информацию. Но ведь не все способны делать этот выбор, тем более, когда речь идет о детях.
А компьютерные игры? Они повсеместно проникли в нашу жизнь, на них тратится уйма времени и уже не секрет, что эта зависимость приняла массовый характер. «Уход» детей в виртуал, вовлечение в игры, встреча в сети с опасными людьми, попадание на сайты, пропагандирующие наркотики, спайсы, суицид, различные секты – это далеко не полный перечень минусов Интернета. Подростки не способны видеть все угрозы, которые несет в себе глобальная сеть. Но ведь есть специалисты, знающие об этих угрозах. Но общество молчаливо наблюдает!
Исследования показали, что большинство детей посещает Интернет не с познавательными , а с развлекательными целями. Интернет пожирает время, которое можно было бы потратить на получение знаний, на собственное развитие, на спорт, музыку, другие увлечения.
Конечно, трудно запретить ребенку использование Интернета, хотя мои родители так и сделали, пока не посчитали, что я уже способна отсеивать ненужную информацию. Остается одно – научить его правильно вести себя в сети, разумно использовать ее ресурсы, не попадать в многочисленные ловушки. Этим должны заниматься и семья, и школа, и все общество, если , конечно, оно заинтересовано в здоровом поколении.
Мне кажется, что в современных условиях проблема обеспечения нравственного благополучия ребенка должна стать одной из приоритетных в нашей стране. Помочь в этом должен Федеральный закон « О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». Я надеюсь, что появление этого закона даст возможность оградить и защитить детей от агрессивной информации, несущей явный вред их психическому здоровью.
Заключение
Те факторы, которые я рассмотрела в своей работе – это лишь часть той огромной системы факторов, которые воздействуют на личность и формируют ее. Конечно, здесь представлены не все, но думаю, что важно другое – ребенок развивается как личность под воздействием социальной среды. Нет среды абстрактной – есть конкретное окружение, условия жизни каждого из нас. Среда предоставляет современным детям слишком много соблазнов, различных провокаций и ловушек. Но среда также воспитывает, развивает, формирует. Важно, что мы возьмем, какой путь выберем. Если говорить о себе, то мне кажется, что я стану личностью, о которой люди будут говорить только хорошее. Во всяком случае, я буду к этому стремиться.
Я провела и проанализировала (при помощи педагога-психолога школы) анкету «Мои взаимоотношения» в 8-х и 11-х классах, из которой видно, что у детей в возрасте 16-17 лет заметно снижается роль родителей в процессе формирования личности. Растет роль и влияние друзей и коллектива ( примерно на 20%). Думаю, что это нормальная тенденция, связанная с тем, что именно в старших классах на первый план выходят такие ценности, как стремление к общению с друзьями, поиск своего места в жизни, любовь и дружба, поиск единомышленников, стремление к самостоятельности. Многие опрошенные считают, что им повезло с учителями: здесь выще процент учащихся 8-х классов. Для абсолютного большинства детей важна оценка коллектива. А сделали бы то, что им не хочется « за кампанию» 40% 8-классников и лишь 16% 11-классников. В целом, можно говорить о том, что большинство учащихся чувствуют себя комфортно и в школьной и в домашней среде.
Хочу также изложить несколько своих рассуждений, скорее предложений. Не думаю, что открываю что-то новое, но говорят, что « устами младенца глаголет истина», поэтому рискну.
Мне кажется, что государство должно больше внимания уделять просветительской работе с семьями, многие дети несчастливы в своей собственной семье. Нужно учить мам и пап воспитывать своих детей, учить быть настоящими родителями. А мамам, имеющим детей до 7 лет, государство могло бы платить полную зарплату за половину рабочего времени. Думаю, что часть воспитательных проблем отпала бы сама собой.
Согласитесь, что многие проблемы детей школьного возраста, особенно подростков, связаны с отсутствием адекватных нашему возрасту форм проведения досуга. Особенно обделены в этом плане сельские дети.
Я считаю, что необходимо ужесточить цензуру на телевидении и в Интернете. Очень многое из того, что нам показывают и навязывают, разлагает наши души!
8