___________ Т.В. Пронина
№ урока | Тема | Кол-во часов | Дата проведения | Материально- техническое оснащение | Основные виды деятельности обучающихся (на уровне универсальных учебных действий) |
план | факт |
1 | Физика и объекты ее изучения. Методы научногоисследованиявфизике. Измерениефизическихвеличин | 1 | 02.09 | | Интерактивное оборудование, презентация. | Обсуждать объекты изучения физики. Изучать эмпирический и теоретический методы познания природы, их взаимосвязь и общие логические формы. Рассматривать схему естественно-научного метода познания (метода Галилея) и применять его к исследованию любых физических процессов и явлений. Приводить различные формы выражения научного знания. Различать прямые и косвенные измерения физических величин, абсолютную и относительную погрешности измерений. Наблюдать и моделировать физические явления и процессы |
| МЕХАНИКА | 34 | | | | |
2 | Различные способы описания механического движения | 1 | 03.09 | | Наглядная физика «Кинематика и динамика» | Познакомиться со способами описания механического движения. Формулировать: правило определения знака проекции векторной величины; закон сложения скоростей. Изучать основные физические величины кинематики: перемещение, средняя и мгновенная скорости, пройденный путь, средняя путевая скорость, ускорение. Наблюдать и описывать относительность механического движения. Измерять перемещение, скорость, ускорение тела. Представлять результаты измерений и вычислений в виде уравнений (формул), графиков, таблиц. Описывать поступательное и вращательное движения, равномерное и равноускоренное прямолинейное движения и их графики, движение тела на плоскости. Записывать: формулу определения средней скорости неравномерного движения, кинематическое уравнение равномерного прямолинейного движения, кинематическое уравнение равноускоренного прямолинейного движения, кинематическое уравнение равномерного вращательного движения по окружности. Указывать и объяснять направление вектора мгновенной скорости неравномерного движения тела, ускорения свободного падения, центростремительного ускорения. |
3 | Перемещение. Радиус-вектор | 1 | 09.09 | | Наглядная физика «Кинематика и динамика» |
4 | Равномерное прямолинейное движение | 1 | 10.09 | | Наглядная физика «Кинематика и динамика» |
5 | Движение тела на плоскости. Средняя скорость. Мгновенная скорость | 1 | 16.09 | | Наглядная физика «Кинематика и динамика» |
6 | Ускорение. Равноускоренное прямолинейное движение | 1 | 17.09 | | Наглядная физика «Кинематика и динамика» |
7 | Лабораторная работа № 1 «Исследование равноускоренного прямолинейного движения». | 1 | 23.09 | | Лабораторное оборудование |
8 | Свободное падение тел | 1 | 24.09 | | Лаборатория «Архимед» |
9 | Относительность механического движения. Закон сложения скоростей | 1 | 30.09 | | Наглядная физика «Кинематика и динамика» |
10 | Кинематика движения по окружности | 1 | 01.10 | | Наглядная физика «Кинематика и динамика» |
11 | Решение задач по теме «Кинематика» | 1 | 07.10 | | Наглядная физика «Кинематика и динамика» |
12 | Контрольная работа №1 по теме «Кинематика». | 1 | 08.10 | | Компьютер Папка «Контрольные работы» |
13 | Первый закон Ньютона. Инерциальные системы отсчета. | 1 | 14.10 | | Наглядная физика «Кинематика и динамика» | Понимать смысл физических моделей: материальная точка, инерциальная система отсчета, свободное тело. Формулировать определение физических величин: силы, массы, силы упругости, веса тела; понятия центра тяжести. Наблюдать: движение тел в инерциальных системах отсчета; инертность тел в опыте с вращающимися металлическими цилиндрами, надетыми на стержень центробежной машины, взаимодействие тел. Измерять: массу тела разными способами; модули сил тяжести, упругости, трения скольжения прямыми косвенным способами. Использовать законы Ньютона для описания движения и взаимодействия тел в инерциальных системах отсчета. Изучать принцип суперпозиции сил, схему опыта Кавендиша, основную (прямую) и обратную задачи механики. Формулировать: закон инерции, законы Ньютона, принцип относительности Галилея, законы Кеплера, закон всемирного тяготения, закон Гука. Различать силу тяжести и вес тела, силу трения покоя и силу трения скольжения. Объяснять устройство и принцип действия динамометра. Обсуждать явление перегрузки и смысл коэффициента перегрузки, роль сил трения в технике и быту. Объяснять и приводить примеры явления невесомости. Познакомиться с видами сил трения. Понимать смысл коэффициента трения скольжения и приводить его значения для некоторых материалов.Приводить значение гравитационной постоянной, первой и второй космических скоростей для Земли. Применять основные понятия, формулы и законы динамики к решению задач |
14 | Сила. Принцип суперпозиции сил. | 1 | 15.10 | | Наглядная физика «Кинематика и динамика» |
15 | Инертность. Масса. Второй закон Ньютона. | 1 | 21.10 | | Диск Физика-10 к учебнику Буховцева, Мякишева |
16 | Третий закон Ньютона. Принцип относительности Галилея. | 1 | 22.10 | | Динамометры |
17 | Сила всемирного тяготения. Закон всемирного тяготения. | 1 | 28.10 | | Диск Физика-10 к учебнику Буховцева, Мякишева |
18 | Силатяжести.Движениеискусственныхспутников Земли. | 1 | 29.10 | | Диск Физика-10 к учебнику Буховцева, Мякишева |
19 | Лабораторная работа № 2 «Изучение движения тела по окружности под действием сил упругости и тяжести». | 1 | 11.11 | | Лабораторное оборудование |
20 | Сила упругости. Закон Гука. | 1 | 12.11 | | ГИА-лаборатория |
21 | Вес тела. Невесомость. Перегрузки. Решение задач. | 1 | 18.11 | | ГИА-лаборатория |
22 | Сила трения. Решение задач. | 1 | 19.11 | | ГИА-лаборатория |
23 | Контрольная работа №2 по теме «Динамика». | 1 | 25.11 | | Компьютер Папка «Контрольные работы» |
24 | Импульс материальной точки. Другая формулировка второго закона Ньютона. | 1 | 26.11 | | Диск Физика-10 к учебнику Буховцева, Мякишева | Формулировать определения физических сил: импульса материальной точки, работы силы, мощности, КПД механизма, механической энергии, кинетической энергии, потенциальной энергии. Получать и формулировать закон Ньютона в импульсной форме. Вычислять: импульс тела, работу постоянной силы, кинетическую и потенциальную энергию. Понимать смысл физической модели — замкнутая система; понятий: внутренние и внешние силы, нулевой уровень потенциальной энергии, потенциальные силы; физических законов: сохранения импульса и сохранения механической энергии; Объяснять реактивное движение на основе закона сохранения импульса. Записывать и анализировать формулу определения: работы постоянной силы для общего случая; работы сил упругости и тяжести; кинетической энергии тела, потенциальной энергии взаимодействия тела и Земли, потенциальной энергии упруго деформированной пружины. Характеризовать производительность машин и двигателей, используя понятие мощности. Устанавливать связь между работой постоянной силы и изменением кинетической энергии тела, работой постоянной силы и изменением потенциальной энергии системы тел. Наблюдать изменения положения тела и потенциальной энергии, скорости движения тела и кинетической энергии. Применять законы сохранения в механике к решению задач |
25 | Закон сохранения импульса. Реактивное движение. | 1 | 02.12 | | Наглядная физика «Кинематика и динамика» |
26 | Центр масс. Теорема о движении центрамасс. | 1 | 03.12 | | Наглядная физика «Кинематика и динамика» |
27 | Работа силы. Мощность. КПД механизма. | 1 | 09.12 | | Наглядная физика «Кинематика и динамика» |
28 | Механическая энергия. Кинетическая энергия | 1 | 10.12 | | Наглядная физика «Кинематика и динамика» |
29 | Потенциальная энергия | 1 | 16.12 | | Диск Физика-10 к учебнику Буховцева, Мякишева |
30 | Закон сохранения механической энергии | 1 | 17.12 | | Диск Физика-10 к учебнику Буховцева, Мякишева |
31 | Контрольная работа №3 по теме «Законы сохранения в механике». | 1 | 23.12 | | Компьютер Папка «Контрольные работы» |
32 | Условия равновесия твердых тел | 1 | 24.12 | | Диск Физика-10 к учебнику Буховцева, Мякишева | Применять при объяснении равновесия тел физические модели: абсолютно твердое тело, центр масс и центр тяжести тела; физические величины: момент силы, плечо силы. Формулировать и объяснять первое и второе условия равновесия твердого тела. Приводить примеры видов равновесия твердых тел, простых механизмов. Формулировать: условие равновесия рычага, принцип минимума потенциальной энергии. Применять условие равновесия рычага для объяснения действия различных инструментов, используемых в технике и быту. Вычислять мощность и КПД механизмов и машин. Формулировать и объяснять на основе экспериментов закон Паскаля, закон Архимеда, условие плавания тел. Объяснять опыт Торричелли по обнаружению атмосферного давления. Измерять атмосферное давление с помощью барометра- анероида. Наблюдать и анализировать действие архимедовой силы. Решать задачи на применение законов Паскаля и Архи меда. |
33 | Центр тяжести твердого тела. Виды равновесия | 1 | 13.01 | | Диск Физика-10 к учебнику Буховцева, Мякишева |
34 | Давление в жидкостях и газах. Закон Паскаля | 1 | 14.01 | | Диск Физика-10 к учебнику Буховцева, Мякишева |
35 | Закон Архимеда | 1 | 20.01 | | Диск Физика-10 к учебнику Буховцева, Мякишева |
| МОЛЕКУЛЯРНАЯ ФИЗИКА И ТЕРМОДИНАМИКА | 21 | | | | |
36 | Основные положения молекулярно-кинетической теории и их опытные обоснования | 1 | 21.01 | | Наглядная физика «Молекулярная физика» | Формулировать основные положения молекулярно- кинетической теории. Приводить общие характеристики молекул: размеры молекул, количество вещества, число Авогадро, относительная молекулярная масса, молярная масса. Понимать смысл и знать числовые значения постоянной Авогадро, атомной единицы массы, постоянной Больцмана, универсальной газовой постоянной. Наблюдать броуновское движение и явление диффузии. Объяснять взаимодействие частиц вещества на основе моделей строения газов, жидкостей и твердых тел. Понимать смысл физических моделей: идеальный газ; понятий: термодинамическая система, равновесное состояние системы, равновесный процесс, среднеквадратичная скорость, средняя скорость, наиболее вероятная скорость, средняя кинетическая энергия хаотического движения молекул газа, внутренняя энергия идеального газа. Изучать понятие температуры как параметра равновесного состояния термодинамической системы. Измерять температуру тел термометром с учетом погрешности измерения. Формулировать нулевой закон термодинамики. Устанавливать связи между: средней кинетической энергией хаотического поступательного движения молекул идеального газа и температурой; основными макроскопическими параметрами идеального газа при изопроцессах. Формулировать: законы Бойля—Мариотта, Шарля, Гей-Люссака, объединенный газовый закон, закон Дальтона. Выражать значения температуры тела с помощью шкалы Цельсия, термодинамической шкалы температур. Познакомиться с опытами Штерна по измерению скорости теплового движения частиц.Объяснять изотермический, изохорный, изобарный процессы с точки зрения молекулярно-кинетической теории. Анализировать основное уравнение молекулярно-кинетической теории, графики изопроцессов. Получать зависимость давления идеального газа от концентрации его молекул и абсолютной температуры. Определять внутреннюю энергию одноатомного газа. Изучать строение и свойства твердых тел, аморфных тел. Применять основное уравнение молекулярно-кинетической теории, уравнение состояния идеального газа, газовые законы к решению задач |
37 | Общие характеристики молекул | 1 | 27.01 | | Наглядная физика «Молекулярная физика» |
38 | Температура. Измерение температуры | 1 | 28.01 | | Наглядная физика «Молекулярная физика» |
39 | Газовые законы. Абсолютная шкала температур. | 1 | 03.02 | | Наглядная физика «Молекулярная физика» |
40 | Лабораторная работа № 3 «Изучение изотермического процесса». | 1 | 04.02 | | Лабораторное оборудование |
41 | Уравнение состояния идеального газа. | 1 | 10.02 | | ГИА лаборатория |
42 | Основное уравнение МКТ | 1 | 11.02 | | Диск Физика-10 к учебнику Буховцева, Мякишева |
43 | Температура и средняя кинетическая энергия хаотического движения молекул. Измерение скоростей молекул газа | 1 | 17.02 | | Диск Физика-10 к учебнику Буховцева, Мякишева |
44 | Строение и свойства твердых тел | 1 | 18.02 | | Диск Физика-10 к учебнику Буховцева, Мякишева |
45 | Контрольная работа №4 по теме «Основы молекулярно-кинетической теории». | 1 | 24.02 | | Тексты контрольной работы |
46 | Работа газа в термодинамике. Количество теплоты. Уравнение теплового баланса | 1 | 25.02 | | Наглядная физика «Молекулярная физика» | Объяснять понятие внутренней энергии макроскопической системы с точки зрения молекулярно-кинетической теории. Наблюдать и экспериментально исследовать изменение внутренней энергии термодинамической системы при совершении работы внешними силами, против внешних сил, при теплообмене; изменение внутренней энергиитермодинамической системы за счет механической работы при адиабатическом процессе. Изучать устройство и принцип действия калориметра. Различать удельную теплоемкость вещества, теплоемкость тела и молярную теплоемкость вещества. Определять работу идеального газа при изобарном процессе с помощью графиков в координатах p—V. Формулировать: первый закон термодинамики как закон сохранения энергии для тепловых процессов; второй закон термодинамики. Записывать: уравнение первого закона термодинамики; формулы определения удельной теплоемкости вещества, КПД идеального теплового двигателя. Применять первый закон термодинамики к объяснению изопроцесов. Обсуждать невозможность создания вечного двигателя, необратимость тепловых процессов в природе. Объяснять в рамках МКТ необратимость макроскопических процессов в природе. Рассматривать: устройство и принцип действия теплового двигателя, идеальной холодильной машины; цикл Карно как пример обратимого процесса. Обсуждать и оценивать экологические проблемы, связанные с использованием тепловых машин. Решать задачи на применение первого закона термодинамики, составление уравнения теплового баланса |
47 | Первый закон термодинамики | 1 | 03.03 | | Наглядная физика «Молекулярная физика» |
48 | Применение первого закона термодинамики к изопроцессам. | 1 | 04.03 | | Наглядная физика «Молекулярная физика» |
49 | Необратимость тепловых машин. Второй закон термодинамики. | 1 | 10.03 | | ГИА лаборатория |
50 | Тепловые машины. Цикл Карно. Экологические проблемы использования тепловых машин. | 1 | 11.03 | | Диск Физика-10 к учебнику Буховцева, Мякишева |
51 | Испарение и конденсация. Насыщенный пар | 1 | 17.03 | | Диск Физика-10 к учебнику Буховцева, Мякишева | Сравнивать строение и свойства жидкостей, газов и твердых тел. Рассматривать фазовые переходы, происходящие между жидкостью и газом, жидкостью и твердым телом. Понимать смысл понятий: насыщенный и ненасыщенный пар, температура кипения, удельная теплота парообразования жидкости, абсолютная и относительная влажность воздуха, температура плавления, удельная теплота плавления вещества. Изучать зависимость температуры кипения жидкости от внешнего давления. Объяснять устройство и принцип действия: психрометра, конденсационного и волосного гигрометров; измерять с их помощью влажность воздуха. Вычислять относительную влажность воздуха. Исследовать с помощью графиков процессы кипения воды и плавления вещества. Решать задачи на определение физических величин, характеризующих фазовые переходы газов, жидкостей и твердых тел, на составление уравнения теплового баланса |
52 | Кипение жидкости | 1 | 18.03 | | Диск Физика-10 к учебнику Буховцева, Мякишева |
53 | Влажность воздуха. Лабораторная работа № 4 «Измерение относительной влажности воздуха». | 1 | 31.03 | | Оборудование для проведения лабораторной работы |
54 | Плавление и кристаллизация вещества. | 1 | 01.04 | | Диск Физика-10 к учебнику Буховцева, Мякишева |
55 | Решение задач по теме «Основы термодинамики. Изменения агрегатных состояний вещества» | | 07.04 | | Диск Физика-10 к учебнику Буховцева, Мякишева |
56 | Контрольная работа №5 по теме «Основы термодинамики. Изменения агрегатных состояний вещества». | 1 | 08.04 | | Тексты контрольной работы |
| ЭЛЕКТРОДИНАМИКА | 12 | | | | |
57 | Электрический заряд. Электризация тел. Закон сохранения электрического заряда | 1 | 14.04 | | Диск Физика-10 к учебнику Буховцева, Мякишева | Обсуждать: существование электростатического поля как частного случая проявления электромагнитного поля в выбранной системе отсчета; свойства знаковой модели электростатического поля — линий напряженности и применять ее при анализе картин электростатических полей. Анализировать свойства электрического заряда. Применять физическую модель — точечный заряд при изучении электрических взаимодействий покоящихся заряженных тел. Формулировать: закон сохранения электрического заряда, закон Кулона, принцип суперпозиции электростатических полей. Рассматривать схему устройства: электроскопа, электрометра, крутильных весов Кулона. Определять направления векторов кулоновских сил. Наблюдать силовое действие электростатического поля на внесенный в него электрический заряд. Объяснять направление вектора напряженности электростатического поля в произвольной точке поля. Изображать однородное электростатическое поле с помощью линий напряженности. |
58 | Закон Кулона | 1 | 15.04 | | Диск Физика-10 к учебнику Буховцева, Мякишева |
59 | Электрическое поле. Напряженность электрического поля | 1 | 21.04 | | Наглядная физика «Электростатика» |
60 | Графическое изображение электрических полей | 1 | 22.04 | | Наглядная физика «Электростатика» |
61 | Работа кулоновских сил. Энергия взаимодействия точечных зарядов | 1 | 28.04 | | Наглядная физика «Электростатика» |
62 | Потенциал электростатического поля и разность потенциалов | 1 | 29.04 | | Наглядная физика «Электростатика» |
63 | Проводники в электростатическом поле. Диэлектрики в электростатическом поле | 1 | 05.05 | | Наглядная физика «Электростатика» |
64 | Электрическая емкость. Плоский конденсатор. Соединение конденсаторов | 1 | 06.05 | | Наглядная физика «Электростатика» |
65 | Энергия электрического поля | 1 | 12.05 | | Наглядная физика «Электростатика» |
66 | Решение задач по теме электростатика. | 1 | 13.05 | | Наглядная физика «Электростатика» |
67 | Контрольная работа №6по теме «Электростатика». | 1 | 19.05 | | Тексты контрольной работы |
68 | Повторительно-обобщающий урок по курсу физики десятого класс | 1 | 20.05 | | Интерактивное оборудование, презентация. |
| Итого: Лабораторные работы: Контрольные работы: | 68 4 6 | | | | |