___________ Т.В. Пронина
№ урока | Тема | Кол-во часов | Дата проведения | Материально- техническое оснащение | Основные виды деятельности обучающихся (на уровне универсальных учебных действий) |
план | факт |
| ЭЛЕКТРОДИНАМИКА (продолжение) | 25 | | | | |
1 | Условия существования электрического тока. Электрический ток в проводниках | 1 | 01.09 | | | Рассматривать различные действия электрического тока. Понимать смысл и записывать формулы определения основных физических величин, характеризующих постоянный ток и его источники: сила тока, напряжение, сопротивление проводника, удельное сопротивление проводника, ЭДС, работа и мощность электрического тока. Объяснять: условия возникновения и существования постоянного тока; роль сторонних сил, действующих в источнике тока. Рассматривать устройство и физические основы работы: различных источников постоянного тока, реостата, потенциометра. Измерять: силу тока с помощью амперметра и напряжение с помощью вольтметра с учетом абсолютной погрешности измерения; сопротивление с помощью мультиметра; ЭДС и внутреннее сопротивление источника тока. Определять знак ЭДС в зависимости от направления обхода контура. Формулировать и записывать основные законы постоянного тока: закон Ома для участка цепи, первое правило Кирхгофа, закон Джоуля—Ленца, закон Ома для полной (замкнутой) цепи, закон Ома для участка цепи, содержащего ЭДС. Сравнивать проводники по их удельным электрическим сопротивлениям. Объяснять зависимость сопротивления проводника от температуры. Собирать, испытывать и рассчитывать параметры электрических цепей с разным соединением проводников |
2 | Закон Ома для участка цепи. Зависимость сопротивления от температуры | 1 | 03.09 | | |
3 | Соединение проводников. | 1 | 08.09 | | |
4 | Лабораторная работа №1 «Изучение последовательного и параллельного соединений проводников» | | 10.09 | | |
5 | Работа и мощность электрического тока .Закон Джоуля—Ленца | 1 | 15.09 | | |
6 | Измерение силы тока, напряжения и сопротивления в электрической цепи | 1 | 17.09 | | |
7 | Электродвижущая сила. Источники тока | 1 | 22.09 | | |
8 | Закон Ома для полной цепи | 1 | 24.09 | | |
9 | Лабораторная работа №2 «Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока». | 1 | 29.10 | | |
10 | Экспериментальные обоснования электронной проводимости металлов | 1 | 01.10 | | |
11 | Контрольная работа №1 по теме «Постоянный электрический ток». | 1 | 06.10 | | | Различать носители электрического заряда в металлах, вакууме, газах, растворах и расплавах электролитов, полупроводниках. Приводить экспериментальные обоснования проводимости металлов. Изучать устройство и принцип действия: вакуумного диода, электронно-лучевой трубки. Наблюдать и объяснять возникновение электропроводности электролитов, явление электролиза, газовый разряд. Анализировать качественное различие между металлом и полупроводником по характеру зависимости удельного электрического сопротивления от температуры. Рассматривать: технические применения электролиза, механизм электропроводности газов, полупроводников. Обсуждать: возникновение электролитической диссоциации, явления ионизации газов, ионизации электронным ударом, самостоятельного и не самостоятельного разрядов, термоэлектронной эмиссии электронной, дырочной и примесной проводимости полупроводников. Приводить примеры практического применения электролиза, полупроводниковых приборов. Обнаруживать уменьшение удельного электрического сопротивления полупроводников при их нагревании или освещении. |
12 | Электрический ток в растворах и расплавах электролитов. Закон электролиза. | 1 | 08.10 | | |
13 | Электрический ток в газах и вакууме | 1 | 13.10 | | |
14 | Электрический ток в полупроводниках. | 1 | 15.10 | | |
15 | Магнитные взаимодействия. Магнитное поле токов | 1 | 20.10 | | | Рассматривать опыты Эрстеда и Ампера. Понимать смысл и записывать формулы определения физических величин, характеризующих магнитноеполе и свойства замкнутого контура с током: модуль магнитной индукции, сила Ампера, сила Лоренца, магнитная проницаемость среды. Наблюдать и объяснять: действие магнитного поля на проводник с током, взаимодействие двух параллельных проводников с токами, картины магнитных полей, вращение рамки с током в магнитном поле, отклонение потока заряженных частиц в магнитном поле. Обсуждать свойства знаковой модели магнитного поля — линий индукции и применять ее при анализе картин магнитных полей. Формулировать: правило буравчика (правого винта), принцип суперпозиции магнитных полей, закон Ампера, правило левой руки. Изучать устройство и принцип действия: электродвигателя постоянного тока на модели. Обсуждать основные свойства магнитов, магнитного поля, гипотезу Ампера, особенности вихревого поля, экологические аспекты работы электродвигателей, примеры их практического применения. Рассматривать движение заряженных частиц в магнитном поле Земли. Приводить примеры парамагнетиков, диамагнетиков и ферромагнетиков. Изучать магнитные свойства вещества. Наблюдать и объяснять: опыты Фарадея, используя современные приборы; явление самоиндукции. Понимать смысл и записывать формулы определения физических величин: магнитный поток, индуктивность контура, ЭДС самоиндукции, энергия магнитного поля тока. Понимать особенности вихревого электрического поля. [Объяснять возникновение ЭДС в замкнутом контуре, движущемся в однородном магнитном поле.] Формулировать: закон электромагнитной индукции, правило Ленца. Применять закон электромагнитной индукции при решении задач |
16 | Индукция магнитного поля | 1 | 22.10 | | |
17 | Линии магнитной индукции | 1 | 27.10 | | |
18 | Действие магнитного поля на проводник с током. Закон Ампера | 1 | 29.10 | | |
19 | Движение заряженных частиц в магнитном поле. Сила Лоренца | 1 | 10.11 | | |
20 | Магнитные свойства вещества | 1 | 12.11 | | |
21 | Опыты Фарадея. Магнитный поток | 1 | 17.11 | | |
22 | Закон электромагнитной индукции. Вихревое электрическое поле | 1 | 19.11 | | |
23 | Самоиндукция. Индуктивность. | 1 | 24.11 | | |
24 | Энергия магнитного поля тока | 1 | 26.11 | | |
25 | Контрольная работа №2 по темам «Магнитное поле», «Электромагнитная индукция». | 1 | 01.12 | | |
| КОЛЕБАНИЯ И ВОЛНЫ | 14 | | | | |
26 | Условия возникновения механических колебаний. Две модели колебательных систем | 1 | 03.12 | | | Приводить примеры колебательных движений. Понимать смысл и записывать формулы определения физических величин: период и частота колебаний,циклическая частота, период колебаний пружинного и математического маятников, скорость и длина волны. Приводить определения понятий: колебательная система, резонанс, волна, волновая поверхность, луч, тон. Рассматривать: условия, при которых в колебательных системах возникают и поддерживаются свободные колебания, связь колебательного движения с равномерным движением по окружности. Использовать физические модели — гармонические колебания, пружинный маятник, математический маятник, гармоническая волна — при описании колебательных и волновых процессов. Наблюдать и объяснять свободные колебания пружинного и математического маятников. Исследовать зависимость периода колебаний груза на пружине от массы груза и жесткости пружины. Определять ускорение свободного падения с помощью математического маятника. Записывать [и анализировать] уравнения: гармонических колебаний, колебаний груза на пружине, движения математического маятника. Рассматривать превращение энергии при гармонических колебаниях, затухающие колебания, вынужденные колебания, механический резонанс, [автоколебания.] Анализировать графики зависимости: координаты тела, совершающего гармонические колебания, от времени; проекций скорости и ускорения тела, совершающего гармонические колебания, от времени; полной механической энергии, кинетической и потенциальной энергии пружинного маятника от координаты груза; амплитуды вынужденных колебаний от частоты изменения внешней силы при резонансе; смещения (координаты) частиц упругой среды от положения равновесия при распространении волны вдоль оси Х. Объяснять: механизм возникновения (на модели) поперечных волн, условие распространения звуковых волн, возникновение эха. Обсуждать: особенности распространения поперечных и продольных волн в средах, вредное влияние шума на человека и животных. Понимать физический смысл характеристик звука: громкость звука, высота тона, тембр. Применять понятия и законы механики при решении задач на расчет основных физических величин, характеризующих колебательное и волновое движения |
27 | Кинематика и динамика колебательного движения. Гармонические колебания | 1 | 08.12 | | |
28 | Превращение энергии при гармонических колебаниях. Затухающие колебания. | 1 | 10.12 | | |
29 | Вынужденные колебания. Резонанс | 1 | 15.12 | | |
30 | Механические волны. Звук. | 1 | 17.12 | | |
31 | Лабораторная работа №3 «Измерение ускорения свободного падения с помощью нитяного маятника» | 1 | 22.12 | | |
32 | Свободные электромагнитные колебания. Колебательный контур | 1 | 24.12 | | | Рассматривать возникновение свободных электромагнитных колебаний в идеальном колебательном контуре. Понимать смысл и записывать формулы определения физических величин: период собственных электромагнитных колебаний (формула Томсона), циклическая частота собственных электромагнитных колебаний,амплитуда, период и частота гармонических электромагнитных колебаний, действующие значения силы переменного тока и переменного напряжения, [емкостное сопротивление, индуктивное сопротивление], коэффициент трансформации, интенсивность электромагнитной волны, длина и скорость распространения электромагнитной волны. Обсуждать аналогию между механическими и электрическими величинами. Объяснять: причину потерь энергии в реальных колебательных контурах, превращение энергии в идеальном колебательном контуре; поперечность электромагнитных волн, используя модель гармонической электромагнитной волны. Сравнивать вынужденные и свободные электромагнитные колебания в колебательном контуре. Строить и анализировать графики зависимости мгновенного значения переменного напряжения и силы переменного тока от времени. Изучать: переменный ток как вынужденные электромагнитные колебания; устройство и принцип действия трансформатора, устройство индукционного генератора переменного тока, [назначение повышающего и понижающего трансформаторов при передаче электрической энергии на большие расстояния]; возникновение электромагнитных волн в открытом колебательном контуре; экспериментально свойства электромагнитных волн, спектр электромагнитных волн. Изучать электромагнитные колебания в цепи переменного тока, содержащей резистор. Изучать принципы радиосвязи и телевидения. Приводить примеры видов радиосвязи и систем передачи телевидения. Решать задачи на определение основных физических величин, характеризующих электромагнитные колебания и волны, трансформаторы |
33 | Процессы при гармонических колебаниях в колебательном контуре | 1 | 12.01 | | |
34 | Вынужденные электромагнитные колебания. Переменный ток | 1 | 14.01 | | |
35 | Резистор в цепи переменного тока. Действующие значения силы тока и напряжения | 1 | 19.01 | | |
36 | Трансформатор | 1 | 21.01 | | |
37 | Электромагнитные волны | 1 | 26.01 | | |
38 | Принципы радиосвязи и телевидения | 1 | 28.01 | | |
39 | Контрольная работа №3 по темам «Механические колебания и волны», «Электромагнитные колебания иволны». | 1 | 02.02 | | |
| ОПТИКА | 9 | | | | |
40 | Закон прямолинейного распространения света. Закон отражения света. Закон преломления света | 1 | 04.02 | | | Использовать физические модели — точечный источник света, световой луч, однородная и изотропная среда, плоская световая волна, тонкая линза при описании оптических явлений. Формулировать основные законы геометрической оптики: закон прямолинейного распространения света, закон отражения света, закон преломления света. Наблюдать и объяснять: явления прямолинейного распространения, отражения, преломления света. Получать и анализировать изображение предмета в плоском зеркале. Обсуждать применение плоских зеркал. Указывать особенности зеркального и диффузного отражения света. Выводить формулы: закона отражения света и закона преломления света. Рассматривать ход световых лучей через плоскопараллельную пластинку и треугольную призму. Приводить примеры различных типов линз (по форме ограничивающих поверхностей). Понимать смысл понятий и величин: оптически более плотная среда, оптически менее плотная среда, главная оптическая ось, побочные оптические оси, оптический центр, фокальные плоскости, главные фокусы, побочные фокусы, фокусное расстояние, оптическая сила, линейное увеличение, угол зрения. Записывать формулу определения оптической силы тонкой линзы, формулу тонкой линзы, формулу определения линейного увеличения тонкой линзы. Применять правило знаков при использовании формулы тонкой линзы. Рассматривать ход световых лучей в тонкой собирающей и рассеивающей линзах. Рассчитывать оптическую силу тонких линз. Изучать оптическую систему глаза, дефекты зрения (близорукость и дальнозоркость) и их коррекцию. Решать задачи на использование основных законов, формул и понятий геометрической оптики. Рассматривать методы измерения скорости света. Получать интерференционную и дифракционную картину для волн разной природы. Понимать физический смысл понятий и величин: интерференция, когерентные источники волн, разность хода, дифракция, [естественная световая волна]; условий интерференционных минимумов и максимумов, условий дифракционных максимумов и минимумов (при дифракции света от одной щели). Наблюдать явления дисперсии, интерференции и дифракции света, схему опыта с бипризмой Френеля для получения когеренных источников света. Рассматривать: схему опыта Юнга по наблюдению интерференции света, схему опыта с бипризмой Френеля для получения когерентных источников света. Наблюдать: возникновение интерференционной картины в тонких пленках, колец Ньютона. Формулировать принцип Гюйгенса, принцип Гюйгенса—Френеля. Рассматривать дифракцию плоских световых волн на длинной узкой щели. Решать задачи на использование основных формул и понятий волновой оптики |
41 | Лабораторная работа № 4 «Измерение показателя преломления стекла». | 1 | 09.02 | | |
42 | Линзы. Формула тонкой линзы | 1 | 11.02 | | |
43 | Построение изображений в тонких линзах. Глаз как оптическая система. | 1 | 16.02 | | |
44 | Лабораторная работа № 5 «Исследование зависимости расстояния от линзы до изображения от расстояния от линзы до предмета» | 1 | 18.02 | | |
45 | Измерение скорости света. Дисперсия света | 1 | 23.02 | | |
46 | Принцип Гюйгенса. Интерференция волн | 1 | 25.02 | | |
47 | Интерференциясвета.Дифракциясвета. Лабораторная работа № 6 «Определение длины световой волны». | 1 | 02.03 | | |
48 | Контрольная работа №4 по темам «Законы геометрической оптики», «Волновая оптика». | 1 | 04.03 | | |
| ЭЛЕМЕНТЫ ТЕОРИИ ОТНОСИТЕЛЬНОСТИ | 2 | | | | |
49 | Законы электродинамики и принцип относительности. Постулаты специальной теории относительности. | 1 | 09.03 | | | Обсуждать трудности, возникающие при распространении принципа относительности на электромагнитные явления. Познакомиться с формулировками постулатов СТО и их физической сущностью. Описывать схему опыта Майкельсона—Морли. Рассматривать относительность одновременности событий, промежутков времени и расстояний в СТО. Записывать формулу Эйнштейна и понимать ее физический смысл. Изучать зависимость между массой, импульсом и энергией в СТО. |
50 | Масса, импульс и энергия в специальной теории относительности | 1 | 11.03 | | |
| КВАНТОВАЯ ФИЗИКА | 14 | | | | |
51 | Равновесное тепловое излучение | 1 | 16.03 | | | Исследовать свойства теплового излучения, используя физическую модель — абсолютно черное тело. Обсуждать «ультрафиолетовую катастрофу». Анализировать график зависимости интенсивности излучения от частоты волны. Формулировать квантовую гипотезу Планка. Приводить значение постоянной Планка. Наблюдать и исследовать: явление фотоэффекта, непрерывный и линейчатый спектры. Рассматривать устройство и принцип действия: [вакуумного фотоэлемента, лазера]. Исследовать зависимость силы фототока от напряжения при уменьшенной интенсивности света. Формулировать: законы фотоэффекта, постулаты Бора. Записывать уравнение Эйнштейна для фотоэффекта и объяснять на его основе законы фотоэффекта. Рассматривать: явление давления света, корпускулярно-волновой дуализм, гипотезу де Бройля. Изучать: опыты Лебедева, модель атома Томсона, опыты Резерфорда, планетарную модель атома. Рассматривать модель атома водорода по Бору. Анализировать энергетическую диаграмму атома водорода. Объяснять происхождение линейчатых спектров с позиций теории Бора. Решать задачи на использование основных понятий квантовой теории электромагнитного излучения |
52 | Законы фотоэффекта | 1 | 18.03 | | |
53 | Давление света. Корпускулярно-волновой дуализм | 1 | 30.03 | | |
54 | Планетарная модель атома | 1 | 01.04 | | |
55 | Постулаты Бора. Модель атома водорода по Бору | 1 | 06.04 | | |
56 | Лабораторная работа № 7 «Наблюдение сплошного и линейчатого спектров». | 1 | 08.04 | | | Рассматривать методы регистрации заряженных частиц. Понимать физический смысл понятий и величин: массовое и зарядовое числа, энергия связи и удельная энергия связи атомного ядра, радиоактивный распад, период полураспада, ядерная реакция, энергетический выход ядерной реакции, цепная ядерная реакция, коэффициент размножения нейтронов, критическая масса, [термоядерная реакция], ионизирующее излучение, поглощенная доза излучения, мощность поглощенной дозы излучения, эквивалентная доза, элементарная частица, аннигиляция. Приводить примеры изотопов водорода. Описывать: протонно-нейтронную модель атомного ядра, возникновение дефекта масс. Рассматривать свойства ядерных сил, сильное (ядерное) взаимодействие нуклонов. Анализировать график зависимости удельной энергии связи атомного ядра от числа нуклонов в нем (массового числа). Изучать схему установки для исследования радиоактивного излучения. Понимать физическую природу альфа-, бета- и гамма-излучений. Формулировать и применять правила смещения для объяснения альфа- и бета-распадов (электронный распад). Изучать закон радиоактивного распада; треки заряженных частиц по фотографиям. [Понимать статистический характер закона радиоактивного распада.] [Рассчитывать энергетический выход ядерных реакций.] Объяснять цепную ядерную реакцию, устройство ядерного реактора по схемам. Обсуждать: явления естественной и искусственной радиоактивности, условие протекания управляемой цепной ядерной реакции, используя понятие критической массы, экологические проблемы, связанные с использованием атомных электростанций, применение радиоактивных изотопов, [особенности термоядерных реакций, проблему УТС], источники естественного радиационного фона, меры предосторожности при работе с радиоактивными веществами. Объяснять биологическое действие ионизирующего излучения, используя понятия поглощенной дозы излучения и эквивалентной дозы. Измерять естественный радиационный фон. Приводить примеры фундаментальных частиц. Рассматривать свойства элементарных частиц. Описывать фундаментальные взаимодействия |
57 | Методы регистрации заряженных частиц. Естественная радиоактивность | 1 | 13.04 | | |
58 | Радиоактивные превращения. Закон радиоактивного распада. Изотопы | 1 | 15.04 | | |
59 | Искусственное превращение атомных ядер. Протонно-нейтронная модель атомного ядра | 1 | 20.04 | | |
60 | Ядерные силы. Энергия связи атомных ядер | 1 | 22.04 | | |
61 | Цепные ядерные реакции. Ядерный реактор | 1 | 27.04 | | |
62 | Биологическое действие радиоактивных излучений. | 1 | 29.04 | | |
63 | Элементарные частицы. Фундаментальные взаимодействия | 1 | 04.05 | | |
64 | Контрольная работа №5 по теме «Квантовая физика». | 1 | 06.05 | | |
| АСТРОФИЗИКА | 4 | | | | |
65 | Солнечная система | 1 | 11.05 | | | Различать геоцентрическую и гелиоцентрическую системы мира. Приводить примеры объектов Вселенной, [типов галактик (по внешнему виду)]. Оценивать расстояния до различных космических объектов, используя понятия: парсек, световой год, астрономическая единица. Объяснять физические процессы, происходящие на Солнце. Рассматривать строение солнечной атмосферы, примеры проявления солнечной активности и ее влияния на протекание процессов на нашей планете. Изучать физическую природу планет земной группы, планет-гигантов и малых тел Солнечной системы. Приводить примеры: астероидов, карликовых планет, комет, метеорных потоков. Понимать особенности: переменных, новых и сверхновых звезд, экзопланет. Рассматривать методы параллакса для измерения расстояний до космических объектов. Описывать строение нашей Галактики. Формулировать закон Хаббла и понимать физический смысл постоянной Хаббла. Познакомиться с элементами теории Большого взрыва, представлениями об эволюции звезд, крупномасштабной структурой Вселенной. Сравнивать звезды, используя следующие параметры: размер, масса, температура поверхности. Записывать и использовать закон Стефана—Больцмана при изучении физической природы звезд. Использовать диаграмму Герцшпрунга—Рассела при описании эволюции звезд. Понимать, что эволюция звезды определяется массой ее ядра. Указывать особенности нейтронных звезд, пульсаров, черных дыр. Различать рассеянные и шаровые звездные скопления. Раскрывать смысл понятия «галактика». Обсуждать пространственно-временные масштабы Вселенной, [существование темной материи и темной энергии] |
66 | Солнце. Звезды | 1 | 13.05 | | |
67 | Наша Галактика | 1 | 18.05 | | |
68 | Пространственно-временные масштабы наблюдаемой Вселенной. Представления об эволюции Вселенной | 1 | 20.05 | | |
| | 68 | | | | |