СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Календарно-тематический план
№ п/п | Наименование раздела и темы уроков. Проектная деятельность | Дата | Цели урока | Планируемые результаты | Учебные действия | Средства обучения | Основные представления | номенклатура | Д/З | |||||
|
| |||||||||||||
1. | Введение. Страноведение
|
| Познакомить с содержанием и структурой курса, особенностями построения учебника, напомнить приемы работы с элементами учебника, раскрыть суть и цели страноведения. | Личностные: формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию Метапредметные умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности Предметные: Ученик имеет возможность научиться работать с географическими картами и другими источниками информации |
Анализировать учебник, повторять приёмы работы с учебной книгой. Определять структуру курса по содержанию учебника
| Физическая и политическая карты мира, учебные картины. | География, страноведение, географические описания и характеристики |
| 1 урок стр.3-5 в рабочей тетрали. Ответы на воросы | |||||
2. |
Источники географических знаний
Практическая работа.№ 1 «Группировка карт учебника и атласа по признакам»( обуч.)
|
| Познакомить с разнообразием источников географической информации, расширить знания о роли географической карты в жизни людей; научить группировать карты по различным признакам; совершенствовать умения понимать, читать и знать карту. | Личностные: формирование целостного мировоззрения Метапредметные: умение самостоятельно планировать пути достижения целей Предметные: умение работать с географическими картами и другими источниками информации |
| Дневники наблюдений за погодой, книги страноведческих описаний, энциклопедии, справочники, топонимический и другие географические словари, фото, видеофильмы, географические карты и атласы. | План, карта, масштаб, градусная сетка, географические координаты, условные знаки,страноведческие описания и характеристики. | | П.1стр.5-8 воросы и задания | |||||
3. | Происхождение материков и впадин океанов
| | Расширить знания об истории образования Земли, углубить знания о строении литосферы, происхождении выступов материков и впадин океанов; определить соотношение суши и океана на Земле, ввести понятие «географическое положение». | Личностные: формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками Метапредметные: умение соотносить свои действия с планируемыми результатами Предметные: Ученик научиться называть основные этапы происхождения материков и впадин океанов | Выделять в геологическом времени этапы развития Земли. Объяснять происхождение материков и впадин океанов. Определять гп материков, океанов, частей света. Сравнивать географическое положение этих объектов, устанавливать сходство и различия
| Физическая и тектоническая карты мира, образцы горных пород, геохронологическая таблица, карта полушарий, глобус. | Земная кора, литосфера, мантия, литосф. Плиты, геологическое время, эры и периоды, ГП объекта. | Названия самых больших литосферных плит. | П2 стр.9-13 додлать задание в тетради | |||||
4 | Географическая среда-земное окружение человеческого общества. Практическая работа..№2 «Характеристика природной зоны своей местности, на основе карт природной зональности» ( обуч.)
| 1 | Познакомить с различными оценками роли географической среды в жизни человека и вариантами решения проблемы взаимоотношений природы и общества. | Личностные: формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению Метапредметные: умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения Предметные: Ученик имеет возможность научиться использовать знания о географической среде |
| Физ. карта мира, социально-экономические карты, учебные картины видов природных и природно -антропогенных комплексов. | Географические оболочка и среда, ПТК, плотность населения, пути сохранения географической среды. | | П. 3 СТР. 14-17, Объяснить рис.. 15-17 | |||||
5
| Разнообразие природы Земли. Широтная зональность и высотная поясность. Практическая работа.р.№3 Выявление по картам географической зональности природы на земле. ( обуч.)
| | Продолжить формирование представлений о разнообразии природы Земли, расширить понятие «ПТК», показать черты сходства и различия между природными комплексами суши и океана, ввести понятия «природная зона», «широтная зональность», «высотная поясность». | Личностные: формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления Метапредметные: умение определять понятия, создавать обобщения Предметные: : Ученик имеет возможность научиться использовать знания о законе широтной зональности |
| Физическая. карта мира ,карта «Природные зоны мира», схема высотной поясности. | Компоненты природы, природный комплекс, территориальный и аквальный комплексы, природная зона,широтная зональность, сезонная ритмика, высотная поясность, географический закон зональности. | | П.4 Характеристика ПЗ по плану | |||||
6
7 | Расселение людей. Численность населения..
Особенности расселения людей. Сельское и городское население. Практическая работа.р.№4 Определение в сравнение различий численности, плотности и динамики населения материков и стран. (,итог.)
| | Сформировать общее представление о расселении людей по материкам, расширить и углубить знания о расах и народах мира, ввести понятие «этнос», дать представление о языковых семьях
Познакомить с численностью населения Земли, расселением людей, раскрыть причины неравномерного размещения населения, расширить знания о политической карте мира, разнообразии стран. | Личностные: формирование основ экологической культуры соответствующей современному мышления уровню экологического Метапредметные: смысловое чтение Предметные: з Ученик научиться объяснять историю происхождения и расселения человечества по материкам
Личностные: формирование основ экологической культуры соответствующей современному мышления уровню экологического Метапредметные: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками Предметные: Ученик научиться объяснять историю происхождения и расселения человечества по материкам
|
| Карта народов мира, учебные картины или слайды( видео) о народах мира.
Карты атласа: «Плотность населения мира», «Политическая мира», | Древние люди, миграции, расы, этносы (народы), языковые семьи. | | П.5Сравнить прошлое и настоя. П.6 Выпонить задание в рабочей тетради Школа географа страноведа | |||||
8 | Религии мира и культурно исторические регионы Земли. Практическая работа .№5 «Моделирование: на к\к размещение крупнейших этносов и малых народов .Пути расселения индоевропейских народов»(итог)
| | Познакомить с самыми распространенными религиями мира, с их влиянием на духовную и материальную культуру народов, дать представление о географии основных религий. Сформировать представление о культурно -исторических регионахк уч | Личностные: формирование ответственного отношения к учению Метапредметные: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками Предметные: з Ученик научиться объяснять историю происхождения и расселения человечества по Земле, религии стран мира |
| Карты атласа: «Плотность населения мира», «Политическая мира», видео или слайды самых больших городов мира. | Плотность населения, страна, колония. | | П.7- 8 Подготовиться к тесту Школа географа страноведа
| |||||
9 | Итоговое повторение раздела «Население Земли.». | | | Личностные: формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению Метапредметные: формирование и развитие экологического мышления Предметные: Ученик имеет возможность получить знания о формирование современного облика планеты Земля |
Выполнять итоговые задания и отвечать на вопросы по разделу «Население Земли». Выполнять тестовые задания | Слайды, видеофильмы с изображением культовых сооружений; тексты религиозных заповедей | Мировые и национальные религии, буддизм, христианство, ислам, культурно - исторические регионы мира. | | Выучить понятия | |||||
10. | Планетарные формы рельефа Практическая работа.№6 «Чтение карт, космических и аэрофотоснимков материков» (обуч.)
| | Расширить знания о строении литосферы и земной коры, выявить особенности строения платформ и подвижных областей земной коры, установить различия между ними, познакомить с картой строения земной коры и начать обучение приемам работы с ней. | Личностные: формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной деятельностью Метапредметные: умение определять понятия, делать выводы Предметные: : Ученик имеет возможность получить знания формирование строении Земли, представление о теориях происхождения Земли, развития земной коры |
| Физическая карта мира и карта строения земной коры (атлас), образцы горных пород, иллюстративные таблицы | Материковая и океаническая земная кора, плиты литосферы платформы и складчатые горные области, глубоководные желоба, тематическая карта строения земной коры. | Названия и положение на карте больших по площади равнин и гор, изученных в начальном курсе географии. | П.9 Ответить на вопросы Школа географа страноведа | |||||
11. | Закономерности размещения крупных форм рельефа. Практическая работа .№7 «Описание по карте рельефа одного из материков»(обуч.)
| | Установить закономерности размещения крупных форм рельефа, сформировать представление о разнообразии рельефа Земли как результата краткого и длительного взаимодействия внутренних и внешних процессов; раскрыть закономерности размещения месторождений полезных ископаемых. | Личностные: формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию Метапредметные: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности Предметные: Ученик имеет возможность получить знания формирование строении Земли, представление о теориях происхождения Земли, развития земной коры |
| Карты строения земной коры и полезных ископаемых, образцы горных пород, учебные картины (слайды) о способах добычи полезных ископаемых. | Разнообразие форм рельефа, щиты и плиты платформ, основные виды полезных ископаемых. | Наиболее значимые месторождения полезных ископаемых | П.10 рабочая тетрадь задан.3, 5-8 | |||||
12. | Преобразование рельефа в результате хозяйственной деятельности человека. Практическая работа .№8 «Сравнение форм рельефа Евразии и Африки. Определение сходств и различий»(обуч)
| | Познакомить с рельефообразующей деятельностью человека, показать масштабы этой деятельности, убедить в необходимости охраны рельефа и его разумного преобразования. | Личностные: формирование целостного мировоззрения Метапредметные: умение самостоятельно планировать пути достижения целей Предметные: Ученик имеет возможность получить знания формирование строении Земли, представление о теориях происхождения Земли, развития земной коры. Ее изменение под воздействием человека
| Физическая карта полушарий. | Физическая карта мира, учебные картины, слайды о способах добычи полезных ископаемых | Способы разработки месторождений полезных ископаемых, другие виды хозяйственной деятельности, изменяющие рельеф. | | П.11 рабочая тетрадь Школа географа страноведа | |||||
13. | Климатообразующие факторы
| | Расширить и углубить знания о процессах, происходящих в атмосфере, о причинах неравномерного распределения тепла и влаги на поверхности Земли, раскрыть роль климатообра-зующих факторов в формировании климатов; развить умения анализировать данные климатических карт, определить понятия «климат», «изотерма», «воздушная масса». | Личностные: формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками Метапредметные: умение соотносить свои действия с планируемыми результатами Предметные: Ученик научиться объяснять особенности климатообразующих факторах |
| Климатическая карта мира, теллурий, схема циркуляции атмосферы, динамическая модель «Типы воздушных масс и их динамика». | Погода, климат, климатообразующие факторы, воздушные массы и их движение, подстилающая поверхность; климатическая карта, изотерма, погода и климат своей местности. | | П.12 Объяснить Рис.48-50, школа географа страноведа | |||||
14. | Климатические пояса Практическая работа №9 «Чтение климатических карт для характеристики климата аОписание различий климата Африки и оценивание климатических условий для жизни населения.(итог.)
| | Познакомить с основными принципами выделения климатических поясов, выявить различия между основными и переходными климатическими поясами; раскрыть проявление закона зональности в размещении климатических поясов; научить анализировать климатические диаграммы. | Личностные: формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению Метапредметные: умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения Предметные: Ученик научиться выделять климатические пояса, их типы, особенности расположения, свойства |
| Климатическая карта мира и карта климатических поясов, таблицы «Типы климатов земного шара». | Климат, основные и переходные пояса, типы климата, климатические диаграммы. | | П.13 чтение диаг рамм рис 54 | |||||
15. | Климат и человек
| | Познакомить с изменениями климата во времени, раскрыть влияние климата на жизнь и хозяйственную деятельность людей и влияние человеческой деятельности на климат, убедить в необходимости бережного отношения к климатическим ресурсам. | Личностные: формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления Метапредметные: смысловое чтение Предметные: Ученик имеет возможность научиться формированию знаний о влиянии климата на человека |
| Климатическая карта мира и карта климатических поясов. | Изменение климата во времени в результате воздействия природных факторов и деятельности человека, влияние климата на жизнь и хозяйственную деятельность людей. | | П.14самост работа в тетр. Геоеграфа страноведа | |||||
16. | Мировой океан – главная часть гидросферы
| | Расширить знания о роли Мирового океана в жизни Земли, углубить знания о свойствах океанических вод. | Личностные: формирование ответственного отношения к учению Метапредметные: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками Предметные: з Ученик научиться объяснять строенние Мирового океане; значении океана. |
| Глобус, физкарта мира, карта океанов, слайды, видео о Мировом океане. | Свойства морской воды, водная масса, постоянные ветры, круговое движение поверхностных вод. | Самые значительные поверхностные течения в океане. | П.15 Рабочая тетрадь зад. 4-8 Школа географстранов | |||||
17. | Воды суши Закономерности их питания и режима Практическая работа . №10 «Описание по карте крупных объектов гидросферы на материке Евразия и оценка обеспеченности водными ресурсами материков и регионов» (итог.)
| | Расширить знания о водах суши, их зависимости от состава земной коры и климата; закрепить представление о питании, режиме, годовом стоке рек; познакомить с зональными типами рек. | Личностные: формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной деятельностью Метапредметные: умение определять понятия, делать выводы Предметные: Ученик научиться объяснять особенности вод суши |
| Физическая и климатическая карты мира, видео и слайды с изображением вод суши. | Подземные воды и их виды, покровные и горные ледники, реки, типы питания рек, водный режим, годовой сток, половодье, паводок, межень, типы рек, озера, болота | Крупнейшие реки ,озера материков. | П.16 ответы на вопросы зад. 14 -18 рабочей тетради | |||||
18. | Изменение вод суши Под влиянием хозяйственной деятельности.
| | Раскрыть роль воды в жизни и хозяйственной деятельности людей, познакомить с изменениями количества и качества вод суши. Расширить знания об искусственных водных | Личностные: формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию Метапредметные: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности Предметные: Ученик научиться объяснять особенности изменения вод суши |
| Физическая карта мира, учебные картины, слайды, видео по теме. | Количество и качество воды, орошение, обводнение, канал, водохранилище. | | П.17 выучиь понятия | |||||
19. | Природные зоны экваториального, субэкваториального и тропического поясов
| | Познакомить с особенностями природных зон трех климатических поясов, углубить представления о взаимосвязях между компонентами природных зон, об особенностях почв и характерных представителях их растительного и животного мира, раскрыть экологические проблемы зон. | Личностные: формирование целостного мировоззрения Метапредметные: умение самостоятельно планировать пути достижения целей Предметные: Ученик научиться объяснять географическое положение природных зон, климатические и почвенные особенности, растительный и животный мир |
| Карты мира: природные зоны, климатическая, почвенная, зоогеографическая; таблицы «Животный и растительный мир материков», слайды о природных зонах, гербарии. | Природный комплекс, зональные и незональные комплексы, почва, широтная зональность, высотная поясность,экваториальный лес, саванна, тропическая пустыня. | | П.18 урок 19 рабочая тетрадь | |||||
20. | Природные зоны субтропических поясов Практическая работа .№11 «Описание растительного и животного мира материков по картам»( итог.)
| | Познакомить с особенностями природных зон субтропических поясов, с мерами охраны их природы. | Личностные: формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками Метапредметные: умение соотносить свои действия с планируемыми результатами Предметные: Ученик научиться объяснять географическое положение природных зон субтропических поясов, климатические и почвенные особенности, растительный и животный мир |
| Карты мира: природных зон, климатическая, почвенная, зоогеографическая; гербарии, учебные картины, экранные пособия. | Природный комплекс, природная зона, почва, климатический пояс, западный перенос воздуха в общей циркуляции атмосферы, жестколистные вечнозеленые растения. | | П.19рабючая тетрадь зад. 5-9 школа географа страноведа | |||||
21 | Важнейшие природные зоны умеренного, субполярных и полярных поясов
| | Продолжить формирование знаний о проявлении широтной зональности, ее отражение в природе умеренных, субполярных и полярных поясов; расширить знания о взаимосвязи компонентов природы; совершенствовать умения составлять характеристики природных зон. | Личностные: формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению Метапредметные: умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения Предметные: Ученик научиться объяснять географическое положение природных зон умеренного, субполярных и полярных поясов |
| Карты мира, учебные картины, гербарии, экранные пособия. | Природная зона, лесостепи и степи, широколиственные и смешанные леса, тайга, лесотундра, тундра, арктические и антарктические(полярные) пустыни. | | П.20 ответить устно на вопросы в учебнике | |||||
22.
23. | Особенности природы и населения южных материков
Особенности природы и населения северных материков. |
| Познакомить учащихся с делением географической оболочки на самые крупные незональные комплексы; раскрыть общие черты в природе и населении группы южных материков.
Познакомить уч - ся с общими особенностями природы и населения Евразии и Северной Америки. | Личностные: формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления Метапредметные: смысловое чтение Предметные: Ученик научиться объяснять географическое положение природных зон, климатические и почвенные особенности, растительный и животный мир Личностные: формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления Метапредметные: смысловое чтение Предметные: Ученик научиться объяснять географическое положение природных зон, климатические и почвенные особенности, растительный и животный мир |
| Карты мира атласа, настенные карты. | Материк - континент ГП материка, платформа, складчатый горный пояс, климатический пояс, природная зона, раса, этнос, аборигены, Великие географические открытия, миграции, природные богатства. | | П. 21 ответить на вопросы 1-4 учебни Школа географа страноведа
П.22 Характеристик населениясеверных материков | |||||
24 | Особенности природы Тихого и Индийского океанов Виды хозяйственной деятельности в океанах.
| | Сформировать представление об океанах как крупных природных комплексах познакомить с особенностями природы каждого из океанов. | Личностные: формирование целостного мировоззрения Метапредметные: умение самостоятельно планировать пути достижения целей Предметные: Ученик научиться объяснять особенности и условия жизни в Тихом и Индийском океанах, разнообразие его обитателей |
| Карты мира атласа, настенные карты. | См. урок№ 21. | Основные объекты береговой линии, острова, течения, порты океанов | П.23 храрактеристика океанов по плану | |||||
25 | Особенности природы Атлантического и Северного Ледовитого океанов. Виды хозяйственной деятельности в океанах Практическая работа .№12 «Отражение на .карте промысловой, сырьевой и рекреационной функции океанов»(обуч.) | | Раскрыть особенности природы двух океанов и влияние на нее окружающих материков, познакомить с видами хозяйственной деятельности в океанах, экологическими проблемами и мерами охраны природы океанов. | Личностные: формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками Метапредметные: умение соотносить свои действия с планируемыми результатами Предметные: Ученмк научиться объяснять особенности и условия жизни в Атлантическом и Северном Ледовитом океанах, разнообразие его обитателей |
| Глобус, карта океанов, портреты мореплавателей, учебные картины, экранные пособия. | ГП океана, элементы рельефа дна, типы водных масс, система течений, аквальный природный комплекс, широтная зональность и высотная (глубинная) поясность. | Основные объекты береговой линии, острова, течения, порты океанов. | П24сравнительная характеристика океанов по плану | |||||
26 | Обобщение изученного материала по разделу «Главные Особенности природы Земли»
| | Обобщить знания и умения, сформированные в процессе изучения раздела, выявить качество усвоения основных теоретических знаний; совершенствовать умения устанавливать связи между компонентами природы и деятельностью населения; развивать умения сравнивать, группировать, оценивать, делать выводы. | Личностные: формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению Метапредметные: умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения Предметные: Ученик имеет возможность получить знания о формирование особенностях природы Земли |
| Глобус, карта океанов, карта Арктики, портреты мореплавателей, учебные картины, экранные пособия. | Строение рельефа дна океана, виды льдов в океане, торосы, западные ветры, пассаты. | . | Повторить понятия по темам. | |||||
27 | . Особенности природы Африки.
| | Познакомить с планом характеристики материка, сформировать общее представление об особенностях компонентов его природы, обучить составлению краткой характеристики особенностей природы материка. | Личностные: формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления Метапредметные: смысловое чтение Предметные: Ученик научиться объяснять особенности материка, историю открытия и исследования материка; уметь определять географическое положение материка |
| Различные по теме ,содержанию карты Африки, образцы горных пород и полезных ископаемых, таблицы и учебные картины. | ГП материка, рельефообразующие процессы, климатообразующие факторы, виды вод ь суши, широтная зональность , высотная поясность.. | | П25 Зал.1-4 учебник,Школа географа страноведа | |||||
28 | Население и политическая карта Африки Практическая работа. №13 «Установление особенностей ГП, планировки и внешнего облика крупных городов, стран Африки.» (огбуч.)
| | Раскрыть зависимость между размещением населения, историческими и природными факто -рами. | Личностные: формирование ответственного отношения к учению Метапредметные: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками Предметные: Ученик научиться объяснять особенности населении Африки: коренное, пришлое, этнический состав, образ жизни |
| Карты рас, народов и плотности населения, политическая карта, учебные картины и экранные пособия. | | Объекты береговой линии, рельефа, вод материка. | П.26 Школа географа страноведа | |||||
29. | Страны Северной Африки. Египет
| | Сформировать представление о регионе «Северная Африка», совершенствовать умения составлять описания страны по источникам географии-ческой информации и созда- вать ее « образ». | Личностные: формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной деятельностью Метапредметные: умение определять понятия, делать выводы Предметные: Ученик научиться объяснять особенности материка, историю открытия и исследования материка; уметь определять географическое положение материка |
| Географические карты Африки, учебные картины ландшафтов Северной Африки | ГП, крупные регионы материка, характерные черты их природы и населения, страна, плотность населения, природные богатства. | Названия и положение на карте наиболее значимых государств материка. |
П.27Ответы на вопросы 1-4, Школа географа страноведа
| |||||
30. | Страны Западной и Центральной Африка. Нигерия . Практическая работа .№14 «Определение по картам природных богатств Центральной Африки»(обуч.)
| | Раскрыть специфику хозяйства в отдельных странах, обусловленную природными условиями и колониальным прошлым. | Личностные: формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению Метапредметные: умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения Предметные: Ученик научиться объяснять особенностях материка, историю открытия и исследования материка; уметь определять географическое положение материка |
| . Географические карты Африки, учебные пособия. | ГП, рельеф, типы климата, экваториальный лес, саванна, негроиды, пигмеи, колония, плантации | Страны Северной Африки, их столицы, объекты Всемирного природного и культурного наследия. |
| |||||
31..
. | Страны Восточной Африка Зфиопия
| | Раскрыть особенности природы и населения Восточной Африки. | Личностные: формирование целостного мировоззрения Метапредметные: умение самостоятельно планировать пути достижения целей Предметные: Ученик научиться объяснять особенности материка, историю открытия и исследования материка; уметь определять географическое положение материка |
| Географические карты Африки. | Великие Африканские разлом вулканы, котловины озер, субэкваториальный тип климата, са-ванна, высотная поясность, заповедник ы,. | Страны региона и их столицы, памятники Всемирного наследия. | П.29Характеристика страны по плану | |||||
32.. |
Страны Южной Африки. ЮАР Практическая работа. №15 «Определение основных видов деятельности населения стран Южной Африки»(обуч)
| | Расширить и углубить знания об особенностях природы Южной Африки, составить краткую страноведческую характеристику - ку ЮАР. | Личностные: формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками Метапредметные: умение соотносить свои действия с планируемыми результатами Предметные: Ученик научиться составлять комплексную характеристику материка, работать с географическими картами |
| Карты Африки, учебные картины ландшафтов Южной Африки. | Влияние океанических течений на природу мате- рика, пассаты, климатические пояса и области, коренное и пришлое население.. | Страны региона и их столицы. | П.30Характеристика страны по плану | |||||
33. | Особенности природы Австралии
| | Раскрыть особенности природы материка и причины, их обусловившие; совершенствовать умения сравнивать, анализировать и сопоставлять карты различного содержания. | Личностные: формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению Метапредметные: умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения Предметные:Ученик имеет возможность научиться описывать з природу Австралии, выделять особенности географического положения |
| Глобус, карта полушарий, карты Австралии, учебные картины и слайды. | ГП материка, литосферная плита, платформа, воз -душная масса, пассаты, эндемик, саванна, пустыня | Страны региона и их столицы. | П.31Ответы на вопросы 1-4, Школа географа страноведа | |||||
34. | Австралийский Союз (Австралия) Практическая работа.№16 «Сравнительная характеристика природы, населения и его хозяйственной деятельности двух регионов Австралии» | | Составить страноведческую хар - ку страны, познакомить с историей заселения, особенностями жизни и быта населения, рассмотреть наиболее характерные виды хозяйственной деятельности; определить различия и степени развития отдельных территорий | Личностные: формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления Метапредметные: смысловое чтение Предметные: Ученик научиться объяснять особенности населении Австралии: коренное, пришлое, этнический состав, образ жизни |
| Социально - экономическая карта Австралии и Новой Зеландии, учебные картины и экранные пособия. | Коренное и пришлое население, плотность населения, виды хоз. деятельности; различия между крупными регионами страны. | Объекты береговой линии, рельефа, вод материка.
Столица страны и крупные города, объекты Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.
| П.32 Школа географа страноведа | |||||
35. | Океания
| | Познакомить уч-ся со своеобразием природы Океании; установить связи между компонентами природы островов и влиянием океана на природу островов.. | Личностные: формирование ответственного отношения к учению Метапредметные: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками Предметные: Ученик научиться объяснять особенности расположение океанов и морей |
| Глобус, физическая карта мира, карта Австралии и Океании, учебные картины. | Острова, типы островов по происхождению, рельеф дна океана, архипелаг, вулкан, климатический пояс, эндемик, этнос, страна, колония. | Самые большие острова Океании,Мела-незии, Микронезии, Полинезии. | П.33 Школа географа страноведа | |||||
36. | Особенности природы Южной Америки
| | Раскрыть наиболее характерные черты природы материка; совершенствовать умение устанавливать и оценивать ГП материка | Личностные: формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной деятельностью Метапредметные: умение определять понятия, делать выводы Предметные: Ученик научиться объяснять особенности природы, особенностях географического положения |
| Глобус, карта полу- шарий, физическая и тематические карты материка. | ГП, рельеф, климатообра- зующие факторы, типы климата, питание и режим рек, широтная зональность и высотная поясность, антропогенный комплекс | Основные природные объекты матаерика | П34 Характеристика страны по плану, | |||||
37. | Население и политическая карта
| | Раскрыть причины сложного расового и этнического состава населения, познакомить со своеобразной материальной и духовной культурой народов, научить группировать страны по различным признакам. | Личностные: формирование целостного мировоззрения Метапредметные: умение самостоятельно планировать пути достижения целей Предметные: Ученик научиться объяснять особенности, расовых и этнических групп,, внешними признаками, размещением на материке |
| Карты народов и плотности населения мира, политическая карта, экранные пособия с изображением представителей народов континента | . Коренное и пришлое население, этнос, язык, метисы, мулаты, самбо, плотность населения, колония, государство. | а. | П35 Характеристика страны по плану | |||||
38 | Внеандийский Восток. Бразилия. Практическая работа. №17 «Описание природы, особенносте й населения, ГП, крупных городов Бразилии.(итог.)
| | Углубить и расширить знания о природе материка, составить страноведческую характеристику самой большой страны материка. | Личностные: формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками Метапредметные: умение соотносить свои действия с планируемыми результатами Предметные: Ученик научиться объяснять особенности данных стран, уметь определять географическое положение данных стран |
| Карты Южной Америки, учебные картины и экранные средства | Особенности природы равнинной части континента, ГП страны, природные богатства, виды хозяйственной деятельности, план страноведческой характеристики страны. | Страны и их столицы. | П.36Школа географа следопыта | |||||
39. | Внеандийский Восток. Аргентина.
| | Познакомить с особенностями природы, населения, хозяйства страны, совершенствовать умения работать с источниками геогр.информации. | Личностные: формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению Метапредметные: умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения Предметные: з Ученик научиться объяснять особенности данных стран, уметь определять географическое положение данных стран |
| Карты Южной Америки, учебные картины и экранные средства.. | Климатические пояса, тропический, субтропический и умеренный типы климата; прирдные богатства, виды хозяйственной деятельности | Основные объекты природы страны, города, объекты Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. | П.37Школа географа страноведа | |||||
40. | Андийский Запад. Перу. Чили. Венесуэла Практическая работа.№18 «Выявление основных видов хозяйственной деятельности населения и их обусловленность особенностями культуры и природы (обуч.)
| | Раскрыть своебразие природы и хозяйства горных стран. | Личностные: формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления Метапредметные: смысловое чтение Предметные: Ученик научиться описывать страну по плану |
| Карты Южной Америки, учебные картины и экранные средства. | Складчатая подвижная область земной коры, вулканы, горное оледенение, древние индейские государства, этнос, метисы. | Основные объекты природы страны, города, объекты Всемирного наследия. | П.38Школа географа страноведа | |||||
41. | Особенности природы Антарктиды. Практическая работа №. 19 «Особенности изучения южной полярной области Земли.Проект «использование материка в будущем»(итог.)
| | Раскрыть представление об Антарктиде, установить особенности ее ГП, причины суровости природы, показать особую роль климата, познакомить с особым международным статусом материка | Личностные: формирование ответственного отношения к учению Метапредметные: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками Предметные: Ученик научиться объяснять особенности природы материка, особенностях географического положения |
| Глобус, физическая карта Антарктики, псртреты мореплавателей и путешественников. | Южный полярный круг, береговая линия, платформа, стоковые ветры, ледник, антарктический оазис, органический мир, природные ресурсы. | |
П. 39, дополнит.Литерат»Школа страноведа»
| |||||
42. | Подведение итогов изучения южных материков и расположенных в их пределах стран.
| | Обобщить и закрепить знания о природе и населении изученных материков, совершенствовать умения устанавливать многозначные связи между компонентами природы и деятельностью населения, умения группировать, сравнивать, оценивать, делать обобщ. выводы. | Личностные: формирование целостного мировоззрения Метапредметные: умение самостоятельно планировать пути достижения целей Предметные: Ученик научиться составлять комплексную характеристику государства | Выполнять
итоговые задания и отвечать на вопросы по разделу «Материки и страны». Выполнять тестовые задания | Карты мира атласа, карты хоз. деятельности населения отдельных материков, таблицы, учебные картины. | Основные представления и понятия раздела. | Основные объекты природы, города. | Выучить понятия, подготовить Информацию о стране | |||||
43.
44 |
Особенности природы Северной Америки
Соединенные Штаты Америки Практическая работа. №20 «Установление особенностей ГП, планировки и внешнего облика крупных городов, стран Северной Америки.» (обуч.) |
|
Раскрыть своеобразие природы, населения и хозяйства горных стран материка, соз-дать образы отдельных стран.
|
положения
Личностные: формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками Метапредметные: умение соотносить свои действия с планируемыми результатами Предметные: Ученик научиться составлять комплексную характеристику государства |
| Карты Северной Америки и США, учебные картины. | ГП компонентов природы, этнос, плотностьнаселения страны | Основные природные объекты материка, названия и ГП научных станций. | П40 Характеристика страны по пла Ну
П41Характеристика страны по | |||||
45. | Канада
| | Составлять комплексную страноведческую характеристику Канады | Личностные: формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками Метапредметные: умение соотносить свои действия с планируемыми результатами Предметные: Ученик научиться составлять комплексную характеристику государства | Составлять характеристику природы и природных богатств страны. Устанавливать особенности населения. Читать карту хозяйствен-ной деятельности. Оценивать роль
| Карты Северной Америки и США, учебные карт | ГП, компоненты природы, коренное и пришлое население, различия в природе, степени заселенности и хозяйстве отдельных территорий. | | П421Характеристика страны по | |||||
46. | Средняя Америка. Мексика Практическая работа.№21 «Установление по картам основных видов природных богатств Канады, США и Мексики. « | | Сформировать представление о своеобразной природе региона, расположенного между двумя океанами,составить страноведческую характеристику Мексики | Личностные: формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению Метапредметные: умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения Предметные: Ученик научиться составлять составлять комплексную характеристику государства |
| Карты мира атласа, карты хоз. деятельности населения отдельных материков, таблицы, учебные картины. | Перешеек, архипелаг вулкан,коренное и пришлое население метисы. | Объекты береговой линии, острова, горы, равнины, реки, озера. | П.43школа географа страноведа | |||||
47. | Основные черты природы. Евразии .Население материка Практическая работа.№22 «Составление каталога народов Евразии по языковым группам»
| | Показать особенности ГП и природы самого большого континента Земли, создать условия для самостоятельного учебного исследования основных черт природы и населения | Личностные: формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления Метапредметные: смысловое чтение Предметные: Ученик научиться объяснять об особенностях, расовых и этнических составах, внешними признаками, размещение на материке, истории заселения | Оценивать влияние географического положения на природу матери-ка. Составлять характеристику компонентов природы.
| Карты атласа, образцы полезных ископаемых, гербарий, учебные картины и таблицы картины. | ГП, компоненты природы, этнос, плотность населе- ния, различия в природе, степень заселенности. | Основные объекты природы, страны. | П44 Характеристика стран по плану | |||||
48. | Северная Европа. Швеция и Норвегия Практическая работа №23 »Описание видов хозяйственной деятельности народов стран Северной Европы, связанных с работой
| | Определить состав территории и ГП страны, составить комплексную характеристику страны. | Личностные: формирование ответственного отношения к учению Метапредметные: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками Предметные: Ученик научиться составлять комплексную характеристику государства |
| Глобус, Тематические карты. Европы, учебные картины | Природный комплекс, щит, фьорды, шхеры^ хвойный лес (тайга),при-родные богатства, этнос, языковая группа, виды хозяйственной деятель- ности | Основные объекты природы страны, города. | П45сравнительная характеристика стран по плану школа | |||||
49 | Финляндия. Дания. Исландия
| | Создать общее представление о регионе, сформировать образы стран, показать своеобразие их природы. | Личностные: формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной деятельностью Метапредметные: умение определять понятия, делать выводы Предметные: Ученик научиться составлять комплексную характеристику государства | Составлять по картам и тексту учебника характеристику одной из стран региона (по выбору). Подготавливать и обсуждать презентации об одной из стран (по выбору) | Карты атласа, учебные картины и экранные пособия. | Щит, фьорды, шхеры, природный комплекс, тайга, этнос, языковая группа, виды хозяйственной деятельности. | Основные объекты природы страны, города. | П467сравнительная характеристика стран по плану школа геогр.стран | |||||
50. | Западная Европа. Великобритания. Ирландия. Нидерланды.
| | Сформировать географические образы стран, составить их характеристику | Личностные: формирование целостного мировоззрения Метапредметные: умение самостоятельно планировать пути достижения целей Предметные: Ученик научиться составлять комплексную характеристику государства |
| Глобус, карты атласа, образцы полезных ископаемых, гербарий, учебные картины, таблицы. | Различия равнин по высоте и форме поверхности, древние горы, западные ветры, морской климат, широколиственные леса, отрасли хозяйства, германская языковая группа, антропогенный комплекс. | Основные объекты, характеризующие ГП материка, главные объекты природы материка. | П47сравнительнаяхарактеристика стран по плану школа гегр.аф.страновед | |||||
51.
52. | Бельгия. Германия. Австрия.
Франция. Швейцария Практическая работа №.24 Сравнительная характеристика Великобретании, Франции, Германии. |
|
Создать географические образы стран, продолжить формирование умений сравнивать страны, составить их характеристику
Сформировать географические образы стран, продолжить формирование умений сравнивать страны, составить их характеристику | Личностные: формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками Метапредметные: умение соотносить свои действия с планируемыми результатами Предметные: Ученик научиться составлять комплексную характеристику государства |
| Тематические карты Европы, карты атласа, учебные картины, таблицы.
Политическая карта Европы, физическая карта Франции | Равнины, горы, западные ветры, морской и переходный от морского к умеренно- континентальному климату умеренного пояса, высотная поясность.
Компонент природы: рельеф, климат умеренного и субтропического поясов, виды природных богатств. | Основные объекты природы стран, города. | П47\сравнительная характеристика стран по плану школа П47рабочая тетрадь школа географ | |||||
53. | Восточная Европа. Польша. Страны Балтии
| | Создать географические представления-образы стран; доказать, что жизнь и хозяйственная деятельность населения связаны с особенностями природы. | Личностные: формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению Метапредметные: умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения Предметные: Ученик научиться составлять комплексную характеристику государства |
| Тематические карты Европы. | Компонент природы: рельеф, питание и режим рек, виды природных богатств, этнос | Основные объекты природы стран, города. | П48рабочая тетрадь школа географа | |||||
54 | Белоруссия. Украина. Молдавия
| | Составить комплексную характеристику трех стран совершенствовать умения выявлять наиболее существенные связи между компонентами природы и жизнью населения. | Личностные: формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления Метапредметные: смысловое чтение Предметные: Ученик научиться составлять комплексную характеристику государства |
| Карты атласа, учебные картины и экранные пособия. | Компонент природы: широколиственные леса, степи, этнос, отрасли хозяйства.. | Основные объекты природы стран, города. | П49\сравнительная характеристика | |||||
55. | Чехия. Словакия. Венгрия. Румыния. Болгария
| | Создать географические представления-образы стран; доказать, что жизнь и хозяйственная деятельность населения связаны с. особенностями природы. | Личностные: формирование ответственного отношения к учению Метапредметные: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками
Предметные: Ученик научиться составлять комплексную характеристику государства | Давать по карте оценку географического положения каждой из стран Сравнивать природу и природные богатства Называть памятники культурного наследия | Карты атласа, учебные картины и экранные пособия. | Компонент природы :ПК,высотная поясность, этнос , отрасли хозяйства | Основные объекты природы стран, города. | П50рабочая тетрадь школа географа | |||||
56. | Южная Европа. Испания. Португалия и Италия
| |
Раскрыть общие особенности стран Средиземноморья, отметить роль продолжительного воздействия на природу. | Личностные: формирование целостного мировоззрения Метапредметные: умение самостоятельно планировать пути достижения целей Предметные: Ученик научиться составлять комплексную характеристику государства. |
| Карты атласа., учебные картины, пособия | Сейсмический пояс, вулкан, субтропики,зона жестколистных вечнозеленых лесов и кустарников, романская группа. | Основные объекты природы стран, города. | П51 рабочая тетрадь школа географа | |||||
57. | Греция и Балканские страны
| | Познакомить с общими особенностями стран восточного Средиземноморья, составить краткие описания стран региона. | Личностные: формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками Метапредметные: умение соотносить свои действия с планируемыми результатами Предметные: Ученик научиться составлять комплексную характеристику государства | Выявлять по картам природные богатства стран и виды хозяйствен-ной деятельности населения. Показывать крупные города, называть их функции. Называть памятники культурного наследия человечества. Состав-лять по картам и тексту учебника характеристику одной из стран региона (по выбору). | Карты атласа, учебные картины и экранные материалы. | Карст, карстовые формы рельефа, субтропический климат, зона жестколистных вечнозеленых лесов и кустарников. | | П52\сравнительная характеристика стран школа геогр.странов | |||||
58. | Страны Юго-Западной Азии. Практическая работа№25 »Группировка стран Юго-Западной Азии по различным признакам»
| | Создать яркое, образное представление об общих чертах природы региона, показать различия в природе, населении и хозяйстве отдельных стран Юго-Западной Азии | Личностные: формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению Метапредметные: умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения Предметные: Ученик научиться составлять комплексную характеристику государства |
| Карты атласа, учебные картины и экранные пособия. | Платформа, нагорья, пустыни, оазис, этнос, языковые группы, религия, отрасли хозяйства. | Основные объекты природы стран, города. | П52сравнительная храктеристика стран школа | |||||
59. | Иран. Афганистан Южная Азия. Индия Практическая работа.№26 «Отражение на контурной карте природных богатств Индии» | | Продолжить рассмотрение особенностей стран Юго-Западной Азии, изучить состав Южной Азии, составить характеристику Индии. | Личностные: формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления Метапредметные: смысловое чтение Предметные: Ученик научиться составлять комплексную характеристику государства |
| Карты атласа. | Платформа, складчатый подвижный пояс, субэкваториальный климат, мусс-соны, саванны, переменно-влажные леса, этнос, религия. | Основные объекты природы стран, города. | П53\сравнительная характеристика стран | |||||
60. | Центральная Азия
| | Раскрыть зависимость образа жизни и видов хозяйственной. деятельности населения от своеобразия природы стран Центральной Азии.. | Личностные: формирование ответственного отношения к учению Метапредметные: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками Предметные: Ученик научиться составлять комплексную характеристику государства |
| Карты атласа. | Землетрясения, континентальный климат, бессточные области, пустыни, оазис, высотная поясность, образ жизни. | Основные объекты природы стран, города. | П54 рабочая тетрадь школа географа | |||||
61. | Восточная Азия. Китай Практическая работа. 27«Описание крупных городов Китая, нанесение их на к\к»
| | Раскрыть своеобразие природы региона, составить комплексную характеристику самой большой страны Восточной Азии | Личностные: формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной деятельностью Метапредметные: умение определять понятия, делать выводы Предметные: Ученик научиться составлять комплексную характеристику государства |
| Карты атласа, учебные картины и экранные пособия. | Виды равнин по происхождению, муссоны, материальная и духовная культура народа, отрасли хозяйства. | Основные объекты природы стран, города. | П55 рабочая тетрадь школа географа ктеристику | |||||
62 | Япония
| | Составить комплексную характеристику Японии, раскрыть влияние океана на жизнь населения | Личностные: формирование целостного мировоззрения Метапредметные: умение самостоятельно планировать пути достижения целей Предметные: Ученик научиться составлять комплексную характ еристику государства |
| Карты атласа, учебные картины и экранные пособия. | Океанический желоб, сейсмический пояс, вулкан, муссоны, пути расселения человека, этнос, материальная и духовная культура народа, отрасли хозяйства, антропогенные комплексы | Основные объекты природы страны, города | П56рабочая тетрадь школа географа ктеристику | |||||
63. | Юго-Восточная Азия Индонезия.
| | Раскрыть специфику природы и населения региона и конкретизировать эти особенности на примере Индонезии.. | Личностные: формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками Метапредметные: умение соотносить свои действия с планируемыми результатами Предметные: Ученик научиться составлять комплексную характеристику государства |
| Карты атласа, учебные картины и экранные пособия. | Архипелаг, вулкан, тайфун, стихийные бедствия, субэкваториальный и экваториальный типы климата, расовый и этнический состав населения, образ жизни. | Основные объекты природы страны, города. | Повторить поняти П. 57 | |||||
64. | Подведение итогов изучения северных материков и расположенных на них государств и стран.
| | Совершенствовать умения группировать, сравнивать, оценивать, делать обобщающие выводы Обобщить и систематизировать знания о взаимодействии человека и природы; совершенствовать умения применять знания в новой ситуации. | Личностные: формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению Метапредметные: умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения Предметные: Ученик научиться составлять комплексную характеристику материка, работать с географическими картами |
| | . | | П58рабочая тетрадь школа географа страноведа | |||||
65. | Природа – основа жизни людей
| | Определить различия между рациональным и нерациональным природопользованием, убедить в необходимости сохранения и охраны географической оболочки. | Личностные: формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления Метапредметные: смысловое чтение Предметные: Ученик имеет возможность научиться объяснять проблемы взаимодействия человека и природы, основные изменения в природе |
| . | | | П.59 подготовить презентацию | |||||
66. | Изменения природы человеком
Практическая работа.№ 28 «Моделирование на карте основных видов природных богатств материков и океанов»
| | Познакомить уч-ся с возрастающей ролью географической науки в оптимизации процесса взаимодействия общества и природы; сформировать представление об усилении роли экологической составляющей географии. | Личностные: формирование ответственного отношения к учению Метапредметные: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками Предметные: Ученик имеет возможность научиться объяснять проблемы взаимодействия человека и природы, основные изменения, происходящие в их взаимоотношениях в последнее время |
| Карты мира, учебные картины и таблицы по теме урока, экранные пособия. | Истощение ресурсов, гос. контроль за состоянием природной среды, международное сотрудничество в деле охраны природы. | | П.60подготовить презентацию | |||||
67. | Роль географической науки в рациональном использовании природы Практическая работа№29 «Составление описание местности в которой школьник провел каникулы, выявпение ее геоэкологических проблем и путей сохраненияи улучшения качества окружающей среды. Памятники природы и культуры.(обуч.)
| | | Личностные: формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной деятельностью Метапредметные: умение определять понятия, делать выводы Предметные: Ученик имеет возможность научиться объяснять роль географической науки в рациональном использовании природы |
| Карты мира, учебные картины и таблицы по теме урока, видеофильмы о методах географии | Природопользование, ноосфера, устойчивое развитие природной среды, методы географии-ческой науки. | | П.62 |
1 час -резерв